Методическая разработка "Подвижные игры для детей"

0
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
ЕГОРЛЫКСКОГО РАЙОНА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ »
Исполнитель:
Тренер-преподаватель
Елена Валерьевна Колесникова
Ст. Егорлыкская
2018 год.
1
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………………..
Стр. 3
Педагогические требования к организации и проведению
подвижных игр …………………………………………………
Стр.4
Подвижные игры …………………………….. ……………….
Стр.4
"У кого меньше мячей"…………………………………………
Стр.4
«Кто лучше» …………………………………………………….
Стр.5
«Охота за мячами» ……………… ……………………………
Стр.5
«Мяч в город» ………………………………………………….
Стр.5
«Спасительный мяч»……………………………………………
Стр.6
«Пятнашки с передачами»……………………………………..
Стр.6
«Футбол-баскет»………………………………………………..
Стр.7
"Бросай-беги"…………………………………………………….
Стр.7
"Пройди защитника"…………………………………………..
Стр.8
"Борьба за отскок"…………………………………………..
Стр.10
"На перегонки с мячом" ………………………………………
Стр.10
"Ловец и перехватчик" …………………………………….
Стр.11
"Пятнашки с ведением"……………………………………..….
Стр.12
«Только своему"……………………………………………….
Стр.12
"Защита крепости"…………………………………………….
Стр.13
"Передал - садись"………………………………………….
Стр.14
"Не давай мяч водящему" …………………………………
Стр.14
"Мяч среднему" ……………………………………………….
Стр.14
"Гонка мячей по кругу" ………………………………………..
Стр.15
"Встречная эстафета с мячом" ……………………………….
Стр.15
"Пятнашки в парах с ведением" ………………………………
Стр.16
"Пятнашки мячом"……………………………………………….
Стр.16
"Пятнашки с мячом" …………………………………..………..
Стр.16
"Зонный гандбол"………………………………………………
Стр.17
"Школьный гандбол" ………………………………………….
Стр.18
"Пятнашки с заслоном" ……………………………………........
Стр.18
"Третий лишний с заслоном" ………………………….………..
Стр.19
«Круговой обстрел» …………………………….……………….
Стр.19
"Быстрый прорыв" …………………………………………….
Стр.20
"Нападение и защита" …………………………………………..
Стр.20
" Мяч ловцу " …………………………………………………….
Стр.21
"Охраняй капитана" …………………………………………...
Стр.22
"Нападают пятёрки" …………………………………………..
Стр.22
"Борьба за мяч" ………………………………………………….
Стр.23
"День и ночь" (мячом) ………………………………………….
Стр.23
"Пятнашки в парах" ……………………………………………..
Стр.24
"Пятнашки в парах"(второй вариант) …………………………
Стр.24
"Пройди защитника" …………………………………………….
Стр.25
"Пятнашки в парах с защитником" …………………………….
Стр.26
"Пятнашки мячом" ……………………………………………..
Стр.26
2
"Борьба за мяч" …………………………………………….....
Стр.27
"Мяч своему" ……………………………………………….
Стр.27
"Защита ворот" ………………………………………………..
Стр.28
"Бесшумный мяч" ………………………………………………
Стр.28
«Мяч среднему» …………………………………………………
Стр.29
«Мяч капитану» ………………………………………………..
Стр.30
«Мяч капитану»(второй вариант) …………………………..
Стр.30
"Круговой гандбол " …………………………………………..
Стр.31
"Вырвись из круга" ………………………………………..
Стр.31
«Отбери мяч» …………………………………………………
Стр.32
"Пятнашки с ведением мяча" …………………………………..
Стр.32
"Охотники и утки" ………………………………………….
Стр.32
«Выбить цели» ……………………………………………….
Стр.33
"Зашита булав" ………………………………………………
Стр.33
"Защита крепости" ……………………………………………..
Стр.34
"Передача по вызову" ……………………………………
Стр.35
"Лапта гандболистов" ………………………………………..
Стр.35
«Точный пас» …………………………………………………..
Стр.36
"Бомбардиры " …………………………………………………
Стр.36
«Максимум передач»…………………………………………
Стр.36
«Салки с мячом» ……………………………………………….
Стр.37
«Два квадрaта» ………………………………………………
Стр.37
Использованная литература …………………………………..
Стр. 39
3
ВВЕДЕНИЕ.
Подвижные игры представляют собой универсальное средство
педагогического воздействия, позволяющего не только совершенствовать
физиологические основы жизнедеятельности организма, и в первую очередь,
анализаторно - синтетическую деятельность ЦНС, но и обеспечивающего
овладение игровыми навыками в наиболее благоприятных для их
формирования условиях.
Игровая деятельность вызывает целостную реакцию организма.
Двигательная деятельность играющих протекает на фоне активизации
интеллектуального и эмоционально - волевого компонента психической
деятельности. Это позволяет использовать игры как средство активного
формирования психомоторики, развития интеллектуальных способностей и
воспитания морально-нравственной основы личности занимающихся. Все это
делает подвижные игры универсальным и незаменимым средством
педагогического воздействия. Только с их помощью может быть достигнута
взаимообусловленная целостность психологических и физиологических
компонентов двигательной деятельности, способствующая всестороннему
развитию и формированию личности занимающихся.
Эти принципиальные особенности подвижных игр позволили на их
основе создать два самостоятельных метода физического воспитания - игровой
и соревновательный, которые в современных условиях оказались наиболее
распространенными и составляют основу современной системы физического
воспитания. Оба эти метода предполагают системное использование игр и иг-
ровых, соревновательных упражнений, отличающихся наибольшей
привлекательностью для всех контингентов занимающихся.
Игровой метод наиболее привлекателен для использования в занятиях с
детьми и подросткам. Его применение обеспечивает положительный
эмоциональный отклик и постоянную высокую заинтересованность в
выполнении заданий. Состязательный характер игровых действий помогает
формированию психологического стереотипа, адекватного соревновательным
условиям, и способствует формированию морально-волевых качеств.
Разнообразие игровых действий позволяет расширить и обогатить запас
двигательных умений и навыков, повысить уровень развития физических
качеств и уровень физической подготовленности. Взаимодействие играющих
воспитывает коллективизм и помогает укреплению дружеских отношений
между занимающимися. Но самое главное - это то, что с помощью игрового
метода успешно решаются задачи начального обучения, закрепления и
совершенствования техники и тактики спортивных игр. Это происходит в
результате того, что подвижные игры обладают возможностью произвольной
реконструкции своего содержания, в нужной мере моделирующей изучаемую
игровую ситуацию. В результате процесс изучения и закрепления проходит в
точном соответствии с актуальными возможностями занимающихся, и что
самое важное, в полном единстве тактического решения с его технической
реализацией. Тем самым преодолевается разрыв между техникой и тактикой,
мыслью и действием с морально-волевыми и двигательными качествами. В то
4
же время постоянные изменения игровой ситуации не позволяют жестко
закреплять изучаемые приемы, приучая к их вариативному изменению, что
является типичным для игровых приемов.
Особенно велика роль подвижных игр при обучении спортивным играм.
Во-первых, с их помощью формируется оптимальная дидактическая система
овладения игровым приемом. В начале этот прием "вчерне" осваивается в
подвижных играх, затем шлифуется в специальных упражнениях и потом вновь
закрепляется и совершенствуется в игре более сложного и приближенного к
реальным условиям своего применения содержания. Этот путь иногда
называют комплексным методом и описывается как гра - обучение - игра".
Во-вторых, с помощью системы подвижных игр, в которой реализуется ди-
дактический принцип постепенности и последовательности усложнения, осу-
ществляется общее знакомство и первичное изучение тактики, и техники
спортивных игр. Не случайно такие игры выделены в особую группу и
получили название "подводящих". Сегодня они представляют собой
обязательный элемент начального обучения детей младших возрастных групп
спортивным играм.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Воздействие игры на занимающихся определяется, во-первых,
содержанием (сюжет, двигательные действия, правила), во-вторых,
методическими приёмами, с помощью которых обучаемый овладевает и
играми, в-третьих, способом организации.
Руководитель должен быть организатором игры и воспитателем детей в
процессе её проведения. Используя игру, он должен стремиться:
1) укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному
физическому развитию;
2) содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными
навыками; умениями и совершенствованию в них;
3) воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические
качества;
4) прививать учащимся организаторские навыки и привычку
систематически самостоятельно заниматься играми.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПОДВОДЯЩИЕ
К СПОРТИВНЫМ
КОГО МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ"
Описание игры. Играющие образуют две равные команды. Каждая
команда, получает по несколько (3-6) мячей и располагается на своей половине
площадки (площадка разделена сеткой, подвешенной на высоте 100-150 см или
двумя гимнастическими скамейками). По сигналу тренера играющие стараются
перебросить свои мячи через сетку на площадку противника. Выигрывает
команда, которой удастся перебросить все мячи на сторону соперников.
5
ВАРИАНТЫ: а) если в течение длительного времени ни одной из команд
не удается перебросить все мячи на сторону соперника, то побеждает та
команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей;
б) если позволяют условия спортивного зала, то для придания большого
интереса, можно разрешить перебрасывать мячи с ударом об стены и другие
предметы (баскетбольные щиты, гимнастические стенки и т.д.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Необходимо учить играющих
тактической целесообразности выполнения передач. Например выполнять
передачи в те зоны площадки, где нет игроков соперника или посылать
одновременно все мячи в один угол площадки и т. д.
«КТО ЛУЧШЕ»
Описание игры. Играющие, за исключением 3-5 водящих, становятся в
кружки диаметром 50 см, начерченные в разных местах площадки на расстоя-
нии 3-4 м один от другого. Находящиеся в кружках передают мяч друг другу в
разных направлениях, но не выше головы играющих. Водящие, находясь между
кружками, стараются поймать мяч или коснуться его рукой. Если кому-нибудь
из водящих удается это сделать, тренер дает свисток. По свистку игроки,
находящиеся в кружках, должны поменяться местами. В это время каждый из
водящих стремиться занять любой из свободных кружков. Те, кому не хватило
кружков, становятся водящими. Игра по сигналу тренера возобновляется вновь.
Побеждают играющие, ни разу не бывшие водящими или исполнявшие эту
роль меньшее число раз.
ВАРИАНТЫ: Смена мест может выполняться после выполнения
определенного количества передач одним или всеми игроками, которые
находятся в кружках.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Игрок владеющий мячом не имеет право
его держать в руках более 3 секунд.
«ОХОТА ЗА МЯЧАМИ»
Описание игры. Играющие делятся на 4 команды. Игроки трех команд
передают друг другу определенное количество мячей (как можно больше). По
сигналу тренера выбегают игроки-охотники четвертой команды (у них на руках
повязки или другие отличительные знаки) и стараются перехватить мячи.
Пойманные мячи складываются в определенное место. Когда соберется
определенное количество мячей, игра останавливается и объявляется время,
которое на это потребовалось. Далее игра возобновляется, но "охотниками"
становится следующая команда. Побеждает команда, затратившее меньшее
количество времени. В каждой команде 4-5 человек.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Передающие игроки не могут затягивать
время и держать в руках мяч более 3 секунд.
«МЯЧ В ГОРОД»
Играющие образуют 2 команды. Площадка делится на три части:
1 - город команды № 1;
6
2- город команды №2;
3- игровая часть площадки;
Задача игроков: передавая мяч друг другу, положить его в свой «город».
Команда противника: старается отобрать мяч и с помощью передач,
положить его в свой «город». Игра проводится на время.
ПРАВИЛА:
1) передавать мяч только установленным способом;
2)после проведения успешной «атаки» мяч вводится в игру проигравшей
командой;
3) запрещается ставить грубое противодействие;
4) за каждую успешную «атаку» команда получает одно очко;
«СПАСИТЕЛЬНЫЙ МЯЧ»
Из числа играющих выбирается водящий. По сигналу играющие
разбегаются по площадке. По второму сигналу водящий начинает их пятнать.
Игроки бегают по площадке спасаясь от водящего, и передают мяч друг другу.
Задача состоит в том чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий,
так как игрока с мячом пятнать нельзя. В этом случае водящий должен
преследовать нового игрока. Побеждает игрок, который ни разу не водил.
ПРАВИЛА:
1) нельзя вести мяч и бегать с мячом;
2) водящий может перехватывать мяч и салить его в руках игрока.
Виновный в потере мяча становится водящим;
«ПЯТНАШКИ СПЕРЕДАЧАМИ»
Две команды стоят лицом друг к другу на расстоянии 3-4 метра по обе
стороны от центральной линии. Игроки одной из команд держат в руках
гандбольные мячи.
По команде пары игроков противоположных команд начинают быстро
передавать мячи. Темп передачи максимальный с тем, чтобы в момент сле-
дующего сигнала для бега быть свободным от мяча и без помех запятнать со-
перника (или убежать от него). Одновременно со свистком преподаватель
поднимает руку (вправо, влево), показывая направление бега. Стоящая спиной в
эту сторону команда, становится убегающей. Ее задача - быстро убежать за
лицевую линию площадки. Задача другой команды запятнать соперников. Игра
повторяется 3-4 раза в каждую сторону.
Побеждает команда, сохранившая больше игроков.
ПРАВИЛА:
7
1) убегать можно только по прямой перпендикулярной лицевой линии;
2) игрок, оказавшийся с мячом во время сигнала для бега, может убегать
или догонять, используя ведение мяча;
ВАРИАНТЫ: мячи положить на центральную линию между командами.
По заданию преподавателя игроки команд выполняют определенные упраж-
нения (темп выполнения общий для всех). Неожиданно подается сигнал и ко-
манда, стоящая спиной в эту сторону становится убегающей, а атакующие иг-
роки стремятся быстро взять мячи, лежащие на центральной линии и поразить
ими убегающих за лицевую линию соперников. Защищающиеся могут бежать
спиной вперед, в этом случае ловля мяча засчитывается в их пользу.
ПРАВИЛА:
1) салить мячом по ногам;
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Каждый раз, возобновляя игру в центре
площадки, можно менять способы передач, использовать разнообразные
способы выполнения «кистевых » передач.
В первом и во втором варианте необходимо следить за тем, чтобы темп
был общий для всех играющих, близкий к максимальному.
«ФУТБОЛ-БАСКЕТ»
Играющие делятся на две равные команды. Все игроки, ведя баске-
тбольный мяч, пытаются ногами забить футбольный мяч в ворота противника
или попасть в какой-либо предмет, заранее определенный.
ПРАВИЛА:
1) победитель определяется по количеству забитых голов;
2) гол, забитый игроком, не контролирующим баскетбольный мяч, не
засчитывается;
3)игра длится до определенного количества голов или определенное
время;
4) ведение мяча осуществляется по правилам баскетбола;
МЕТОДИЧЕСКИЕ, УКАЗАНИЯ. Начинать играть нужно с более легкого
варианта:
- когда мяч накачан так, что практически нет отскока от пола;
- затем переходить к нормальному мячу.
- Самый сложный вариант, когда для игры ногами берется регбийный
мяч.
"БРОСАЙ-БЕГИ"
Играющие строятся в две шеренги, лицом друг к другу, на расстоянии 5
метров одна от другой. Интервалы между игроками три четыре шага.
Играющие в одной шеренге рассчитываются на первый-второй, а в другой - на
второй - первый. Первые номера – одна команда - вторые номера другая
команда. Крайние в шеренгах берут по мячу. По сигналу они передают мяч по
диагонали партнёру, стоящему напротив, и тут же устремляются за мячом.
Игрок, получивший мяч, немедленно направляет его партнёру в
противоположной шеренге и перебегает на его место и т.д. Когда мяч попадает к
8
крайним игрокам, они, ведя мяч, обегают противоположную шеренгу о
обозначенного круга), а остальные игроки передвигаются соответственно
вправо. Передачи мяча и перебежки следуют в том же порядке, пока игроки,
сделавшие первую передачу, не окажутся в своих кругах. При потере мяча
игрок должен поднять его, вернуть на место потери и лишь, затем продолжать
игру.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Варианты:
1. Как можно быстрее завершить передачи мячей без смены
мест на площадке; эта игра может использоваться как для изучения передачи и
ловли мяча (двумя руками от груди, одной рукой от плеча), так и ведения мяча
(по прямой и с изменением направления).
2. Как можно быстрее закончить передачу мячей с одновременной сменой
мест на площадке (перебегая из одной шеренги в другую по диагонали).
Указания к проведению игры:
Победитель определяется по количеству времени, затраченного на игру и
по числу потерь при выполнении передач.
Игра может проводиться как в подготовительной, так и в основной частях
тренировки.
"ПРОЙДИ ЗАЩИТНИКА"
На баскетбольной площадке проводят две поперечные линии, которые
могут быть продолжением линии штрафного броска. За одной из линий стоит
команда нападающих первого игрока в руках мяч). За второй линией (на
другой стороне площадки) располагаются защитники. Головной игрок команды
защитников выходит в центр площадки. По сигналу первый нападающий
выбегает с мячом вперёд и при помощи ведения старается пройти защитника и
9
ударить мячом об пол за линией команды защитников. Затем нападающий
длинной передачей возвращает мяч второму игроку своей команды (игроки
имеют условные номера). В это время уходит с поля первый защитник, а
навстречу второму нападающему устремляется второй защитник и т.д. Когда
все нападающие и защитники побывают в поле, команды меняются ролями - и
игра повторяется.
Варианты:
1. По сигналу из каждой команды выбегают игроки, выполняя
ведение к щиту и бросок в движении;
2. В игру можно добавить ещё один мяч и начинать с другой
линии.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- защитник
- нападающий
- передача мяча
- ведение мяча
- игрок с мячом
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
За удачный прорыв и возвращение мяча своей команде нападающий
приносит команде одно очко. При перехвате мяча защитником одно очко
получает другая команда.
В случае нарушения правил (бег с мячом в руках, удар по рукам,
выбивание мяча из рук) виновник нарушения делает три шаге назад, после
чего единоборство возобновляется.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
Игра направлена на совершенствование навыка ведения мяча с
изменением направления, передач мяча различными способами, ловлю,
совершенствование перехвата и выбивание мяча. Также эту игру можно
применять для обучения и совершенствования индивидуальных
тактических действий в нападении и защите.
10
"БОРЬБА ЗА ОТСКОК"
Преподаватель выбирает себе двух помощников, которые с мячом в руках
встают на линиях штрафного броска. Остальные играющие распределяются по
двум командам, но в игре участвуют в порядке очерёдности.
В одном шаге от середины площадки с каждой стороны вычерчивают по
два круга. В каждый из них встаёт игрок от разных команд. Два игрока
занимают место непосредственно у щита около второго "усика". Нейтральный
игрок бросает мяч я щит. Задача игрока у щита - овладеть отскочившим мячом
и передать его свободному игроку в поле. Тот, не выходя из круга, ловит мяч,
а затем вновь передаёт тому игроку, который сделал передачу. Последний
должен после ведения выполнить бросок в корзину (после двух шагов или в
прыжке) с сопротивлением защитника. Инвентарь - баскетбольные мячи.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ I.
После овладения мячом от щита и обмена передачей с игроком в круге
можно подключать к активной борьбе и игроков, которые выбегают из круга.
После чего начинается игра в одну корзину "два против двух" (два очка) до
точного попадания. В баланс команде идёт одно очко, полученное за овладение
мячом после отскока.
УКАЗАНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра может быть использована для совершенствования броска в корзину
после двух шагов или в прыжке.
При успешном проведении комбинации команда получает два очка. Если
удалось лишь подобрать мяч и совершить передачи (мяч в корзину не
заброшен), команде начисляется одно очко.
За перехват мяча (до броска по корзине) противоположная команда
также получает одно очко. После этой короткой комбинации происходит смена
игроков. Те, кто находился в кругах, идут под корзину, на их место встают
новые игроки.
Игра заканчивается, когда все игроки побывают в роли активных (под
корзиной) и пассивных (в круге) участников игры.
"НА ПЕРЕГОНКИ С МЯЧОМ"
Преподаватель бросает мяч в щит и называет любой номер. Оба игрока
под этим номером выбегают вперёд и пытаются овладеть мячом. Тот, кому это
удалось, делает передачу последнему игроку своей команды, который передаёт
его по шеренге дальше (из рук в руки). Игрок, не сумевший овладеть мячом,
обегает игроков своей шеренги с левой стороны, пытаясь обогнать мяч,
который передают игроки другой команды.
Инвентарь - баскетбольные мячи.
11
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
-преподаватель
- бросок мяча
- передача мяча
- перемещение игрока
- игроки команд
Игра применяется для совершенствования блокировки при овладении
мячом, отскочившим от щита, передач мяча из рук в руки, ведения мяча и
броскав движении после двух шагов (правой и левой рукой).
Если бегущий игрок финиширует в конце шеренги раньше мяча, то очко
начисляется его команде. Другая команда тоже получает очко за то, что её
игрок овладел мячом после броска по щиту. Если же финиш первым пересёк
мяч, то команде засчитывается 2 очка. Затем преподаватель вызывает другие
номера. Игроки, принявшие участие в борьбе за мяч, снова становятся на свои
места. Побеждает команда, набравшая больше очков.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Игрок, получивший мяч после подбора мяча игроком своей команды,
выполняет ведение до дальнего щита, бросок в движении и возвращается
обратно с ведением мяча.
2. Игрок, не сумевший овладеть мячом при подборе, перемещается к
другому щиту приставными шагами туда и обратно.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра может быть использована для совершенствования перемещений (бег
спиной вперёд).
Игра способствует развитию и совершенствованию психомоторных
способностей.
"ЛОВЕЦ И ПЕРЕХВАТЧИК"
Играющие располагаются по кругу. На середине стоят два игрока: один
из них "ловец", а другой - "перехватчик". Играющие передают друг другу мяч
по кругу и выбирают удобный момент для того, чтобы сделать передачу своему
партнёру - "ловцу". Последний старается открыться, чтобы получить передачу,
12
а '"перехватчик" стремится прикрыть "ловца" и перехватить мяч. Через каждые
две минуты "перехватчики" меняются. Игра длится до тех пор, пока все игреки
не побывают в роли "перехватчика".
Победителем считается тот "перехватчик", который допустил меньше
передач "ловцу".
"Ловец", применяя финты без мяча, старается освободиться от
"перехватчика" и поймать как можно больше раз мяч; "перехватчик" старается
перехватить мяч. Игроки, стоящие по кругу, при помощи различных передач
(двумя руками, одной от плеча, сверху, с отскоком от пола) стараются как
можно больше раз отдать мяч своему "ловцу".
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Игра проводится с командным зачётом. В этом случае
"перехватчик" - представитель другой команды. По истечении времени команды
меняются ролями. Выигрывает команда, чей "перехватчик" сумел больше
своих соперников перехватить мяч.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра может быть использована для совершенствования обманных
движений (финтов), перемещений и передач мяча разными способами.
Игра проводится на быстроту выполнения, а также на количество передач
за определённое время.
"ПЯТНАШКИ С ВЕДЕНИЕМ"
Игра проводится не всей баскетбольной площадке. На одной половине
площадки первая команда, на другой половине - вторая команда. Два игрока из
каждой команды становятся водящими.
Два игрока второй команды, выполняя ведение, стремятся приблизиться
к игрокам первой команды и запятнать их рукой, за что начисляется очко. Игра
продолжается 2-3 минуты, после чего водящие уходят в свои команды, а
водящими становятся следующие игроки команды.
Инвентарь - баскетбольные мячи.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
Условия те же, но пятнать нужно мячом, не выпуская его из рук.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра проводится на быстроту выполнения, а также на количество передач
за определённое время, она может быть использована для совершенствования
ведения, передач и ловлю мяча.
Игра направлена на развитие и совершенствование способности к
распределению внимания; ориентировке на площадке, быстроте реакции и
быстроте передвижения определённым способом и в определённой стойке.
«ТОЛЬКО СВОЕМУ"
Две команды играют по правилам игры "Мяч ловцу". Однако, игроки
команды, ведущей наступление, передают мяч не любому партнёру, а лишь
определённому игроку, имеющему номер, соседний с номером игрока,
13
владеющего мячом. Например, шестой номер играет только с седьмым и пятым,
а восьмой - только с седьмым или четвёртым (номера в баскетболе начинаются
с четвёртого). Если мяч перехвачен, игра продолжается, но игрок,
перехвативший мяч, тоже может взаимодействовать только с игроками под
определёнными номерами.
УКАЗАНИЯК ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра используется с целью изучения индивидуальных тактических
действий в нападении и защите умения освободиться от опеки защитника,
противодействия передачам мяч противодействия освобождению игрока от
опеки.
АЩИТА КРЕПОСТИ"
Играющие делятся на две команды по 6-8 человек, по два игрока из
каждой команды - защитники, остальные - нападающие. Защитники
располагаются вдоль кругов, в которых лежат мячи. Остальные игроки
двигаются по площадке, выполняя ведение мяча и передачи друг другу,
стараясь мячом выбить мяч из круга соперника. Команде, которой удалось это
сделать, присуждается одно очко, а мяч передаётся другой команде.
При перехвате мяча, другая команда переходит в наступление, стараясь
выбить мяч из круга соперника, "выигрывает команда, набравшая наибольшее
количество очков.
Игра проводится на время. Защитников можно менять.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- мяч в центре круга
- игроки команды
- передача мяча
- ведения мяча
- бросок мяча
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра помогает освоить индивидуальные технико-тактические действия в
защите; передвижений в защитной стойке, противодействие ведению,
передачам, передвижению по площадке. Инвентарь - баскетбольные мячи,
секундомер.
14
"ПЕРЕДАЛ - САДИСЬ".
Играющие выстраиваются в 2-3 колонны. Перед ними на расстоянии 2-4
метра встают капитаны с мячом в руках. По сигналу капитаны передают мяч
двумя руками от груди (двумя руками сверху, одной рукой от плеча) первым
игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и
принимают положение упоре присев. Затем следует передача вторым игрокам и
т.д. Когда последний в колонне передаёт мяч капитану, тот поднимает его
вверх вся команда встаёт. Команда, сделавшая это движение раньше, по-
беждает.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
Игроки выстраиваются тал же. Мяч находится у первого игрока в
колонне. После передачи мяча заданным способом капитану, первый игрок
бежит на его место. Капитан передаёт мяч второму игроку в колонне, а сам
бежит в конец колонны. Все игроки продвигаются вперёд. Побеждает команда,
капитан которой раньше вернётся на своё место и поднимет мяч вверх.
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
Игра используется для закрепления техники ловкости и передач мяча
различными способами.
"НЕ ДАВАЙ МЯЧ ВОДЯЩЕМУ"
Все играющие образуют круг. В середину которого встают два-три
водящих. Игроки начинают передавать мяч друг другу, а водящие пытаются
перехватить его. Если одному из них это удаётся, то водящим становится
игрок, делавший последнюю передачу. Перехвативший мяч встаёт на его
место.
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
Игра используется при обучении ловле и передачам мяча
различными способами, а также защитной стойки и перехватов мяча.
"МЯЧ СРЕДНЕМУ"
По сигналу игроки, образующие круг, поочерёдно бросают мяч игроку,
стоящему в центре круга (среднему), и получают от него мяч обратно.
Получив мяч от последнего игрока, игрок в центре круга поднимает руки с
мячом вверх.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
Игроки располагаются так же. Мяч находится у одного из игроков
круга. По сигналу игрок с мячом выполняет передачу игроку в центре круга и
бежит на его место. Игрок в центре передаёт мяч следующему игроку в круге
и бежит занять место первого игрока и т.д.
Побеждает команда, в которой центральный игрок скорее займёт своё
первоначальное место и поднимет руки с мячом вверх.
15
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- игроки команд
- передача мяча
- движение игроков
- игрок с мячом
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
Игра используется при обучении ловле и передач мяча различными
способами.
"ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ"
Две команды играющих образуют два круга. Игроки в кругу становятся
на расстояние вытянутых в стороны рук и рассчитываются на первый и
второй номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Двух рядом
стоящих игроков назначают капитанами команд и дают им по мячу. По
сигналу один из капитанов начинает передавать мяч вправо, другой - влево от
себя своим ближайшим игрокам. Мячи передают по кругу, пока они не
возвратятся к капитанам. Выигрывает команда, закончившая передачи
первой.
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
Игра способствует закреплению навыков ловли мяча, передаваемого
различными способами.
"ВСТРЕЧНАЯ ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ"
Играющих делят на две команды и выстраивают в колонны. Каждую
колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на
расстоянии 12-15 м. У двух первых игроков по мячу. По сигналу они передают
мяч в движении после трех шагов в противоположную колонну, бегут на
другую сторону и встают в конец колонны. Ловивший мяч в движении после
двух шагов передаёт следующему игроку из противоположной колонны,
выбежавшему для ловли и передачи мяча в движении после двух шагов и т.д.
Побеждает команда, быстрее закончившая передачу.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
Первые игроки с мячом руках по команде выполняют ведение на
16
противоположную сторону от линии, ограничивающей ведение мяча,
выполняют остановку прыжком, передают мяч игроку противоположной
колонны и бегут в конец этой колонны. Игрок, получивший мяч, двигается с
ведением до линии, ограничивающей ведение, выполняет остановку прыжком,
передаёт мяч игроку противоположной колонны, бежит в конец этой колонны и
т.д.
Выигрывает команда, закончившая выполнение ведения раньше другой.
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
Эстафета используется при закреплении навыков передачи мяча в
движении после трех шагов, ведения мяча, остановки прыжком, ловли и
передачи мяча.
Инвентарь - гандбольные мячи.
"ПЯТНАШКИ В ПАРАХ С ВЕДЕНИЕМ"
Играющие располагаются парами с мячом по всей площадке. Один из них
ловец - он выполняет ведение правой рукой, второй - убегающий - он
выполняет ведение левой рукой. По сигналу ловец старается, не прекращая
ведения, свободной рукой запятнать своего партнёра. После этого они
меняются ролями.
УКАЗАНИЕ К ПРИМЕНЕНИЮ
Игра используется при обучении ведению мяча с изменением
направления без зрительного контроля.
"ПЯТНАШКИ МЯЧОМ"
Из играющих выбирают двух водящих. Все остальные игроки
располагаются свободно на одной половине площадки. Водящие, передавая
мяч друг другу, стараются заметить игроков касанием мяча. Тот, кого они
коснулись, становится тоже водящим и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока
на площадке останется победитель.
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
Игра предназначена для использования при обучении ловле и передаче
мяча различными способами.
"ПЯТНАШКИ С МЯЧОМ"
Выбирается один водящий, все остальные бегают по площадке, спасаясь
отпреследования водящего, выполняя ведение и передачи мяча друг другу. Их
задача состоит в том, чтобы послать мяч игроку, которого настигает водящий,
так как игрока с мячом пятнать нельзя. Однако водящий может коснуться мяча
в руках играющего. Последний старается спрятать мяч от водящего с помощью
поворотов на месте и передачи мяча другому игроку. Если водящему удалось
запятнать мяч, перехватить его, то водящим становится тот, кто виновен в
этом. Водящий также может запятнать игрока и тогда они меняются ролями.
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
Игру можно использовать при изучении поворотов на месте, ведения со
17
сменой направления без зрительного контроля и передач мяча различными
способами.
"ЗОННЫЙ ГАНДБОЛ"
Площадку делят на 12 зон (а), в каждой из которых действуют по одному
игроку из каждой команды. Передавать мяч можно только игроку соседней
зоны. Выбегать из зоны нельзя остальном игру проводят по правилам гандбола.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Площадку делят на 4 зоны (б). Теперь в каждой зоне действуют по два
игрока из каждой команды. В этом варианте мяч в следующую зону можно
направить только после того, как выполнена передача между игроками одной
зоны.
2. Площадку делят на три зоны (в) - в одной зоне по три игрока из
каждой команды.
3. Площадку делят на пять зон (г). В каждой зоне располагаются по
одному игроку из разных команд. В этом варианте увеличивается поле для
деятельности игроков в средней зоне.
А).
Б).
В).
Г).
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- игроки команд
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ИГРЫ
Игра позволяет освоить вес основные индивидуальные и простейшие
знания тактических действий в нападении и защите: выбор места на площадке
для получения мяча, целесообразное расположение и взаимодействие игроков,
перехват мяча во время передачи, держание игрока без мяча и с мячом.
18
"ШКОЛЬНЫЙ ГАНДБОЛ"
Игроки делятся на две команды по 10-15 человек. По пять игроков из
каждой команды находятся на площадке, все остальные, в шахматном порядке
через одного, располагаются за пределами площадки вдоль боковых и лицевых
линии. Во время атаки можно выполнить передачу игроку своей команды,
находящемуся за пределами площадки и получить обратно.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Играть можно без ведения применяя только передачи мяча.
2. Играть можно с ограниченным ведением - два, три удара.
3. Варьирование количеством игроков на площадке и за её пределами.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- защитник
- передача мяча
- бросок в ворота
- нападающий игрок с мячом
- ведение мяча
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
Игра позволяет освоить цементы индивидуальных тактических действий
в нападении и защите.
"ПЯТНАШКИ С ЗАСЛОНОМ"
Один или двое водящих пытаются запятнать остальных игроков,
бегающих по площадке. Игрок может спасти от преследования своего
товарища, поставив заслон. Для этого он должен пересечь водящему путь к
игроку, которого тот преследует. Водящий не имеет права продолжать
погоню и должен догонять нового игрока.
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ.
Игра способствует освоению действий игроков в нападении,
постановке заслона.
19
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Водящий может выполнять ведение правой или левой рукой, а
свободной - пятнать игроков.
2. Все игроки, кроме водящего, выполняют ведение. При постановке
заслона они меняются мячами - передают его из рук в руки.
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ.
Игра используется при изучении групповых тактических действий в
нападении, при постановке заслона.
"ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ С ЗАСЛОНОМ"
Играющие располагаются по кругу парами лицом друг к другу. Два
свободных игрока выполняют poль убегающего и догоняющего, игрок бежит
по наружной стороне круга и внезапно ставит боковой заслон одному из
игроков, стоящему в паре. Игрок, для которого поставлен заслон, становится
убегающим, а поставивший заслон занимает его место в паре. Если
водящему игроку удаётся коснуться убегающего, то они меняются ролями.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ.
У двух игроков - убегающего и догоняющего - в руках по мячу. Они
выполняют ведение. Убегающий после постановки заслона, передаёт мяч из
рук в руки игроку, которому он поставил заслон, последний начинает
движение с ведением мяча.
Инвентарь - баскетбольные мячи.
«КРУГОВОЙОБСТРЕЛ»
В круг диаметром 8-10 метров, входят 10 человек (по 5 игроков от
каждой команды). Ещё по 5 игроков от каждой команды через одного
становятся с внешней стороны круга. От круга на равном расстоянии
проводят двухметровые линии. Они обозначают зону каждого игрока,
стоящего за кругом. По жребию мяч передаётся одной из команд. Её игроки
могут передавать мяч любому из своих игроков, как в кругу, так и за его
пределами. Улучшив момент, стоящие за кругом стараются попасть мячом в
тапки соперника, находящегося в кругу. Запятнанный выходит из игры и
покидает площадку. В этом случае право на владение мячом получает
команда, которая произвела успешную атаку. Если в результате атаки не
удалось запятнать игрока, то право на владение мячом получает та команда,
которая овладела мячом.
Игра проводится на время и заканчивается, когда в середине круга не
останется ни одного игрока какой - либо команды. После этого игра
повторяется, игроки меняются ролями: действовавшие за пределами круга
входят в круг, а игроки из круга занимают место за его пределами. В
результате двух партий определяется победитель. Если игроки выиграли по
одной партии, то победа присуждается команде, которая выбила игроков
противника за меньшее время.
20
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- игроки команд
- передача мяча
- атака
- нападающий игрок с мячом
УКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ.
Игра позволяет обучать групповым тактическим действиям в нападении.
"БЫСТРЫЙ ПРОРЫВ"
Две команды по 3 игрока в каждой играют в одну корзину не
пересекаясредней линии площадки. После каждого заброшенного мяча, мяч
вводят в игру из-за лицевой линии. В один из моментов, когда один из игроков
готовится овладеть мячом или уже овладел им, руководитель даёт
продолжительный свисток (3-4). Это сигнал для нападения на
противоположный щит. Игроки, владеющие мячом, должны, сделать попытку
оторваться от защитников и в кротчайший срок преодолеть расстояние до щита
(используя быстрый бег, длинные передачи, ведение), чтобы создать по
возможности численный перевес в зоне нападения и забросить мяч в корзину.
Если быстрый прорыв не удался, защитники выводят мяч из-за лицевой линии
и игра в одну корзину продолжается (на половине, куда переместились
играющие). Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра полезна при изучении групповых тактических действий в
нападении - организации быстрого прорыва за счет длинной передачи, серии
коротких передач и ведения мяча.
"НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА"
Баскетбольную площадку делят на три равные зоны. В одном метре от
лицевых линий проводят еще по одной линии. Перед началом игры команды (6 -
10 человек) располагаются в своей зоне и посылают двух игроков в тыл
противнику (за дальнюю линию его зоны). Мяч вбрасывается в игру в центре
площадки между двумя игроками спорным мячом. Команда, которая овладела
мячом, быстро занимает среднюю зону (до этого нейтральную), блокируя
бегущих за их спиной двух игроков. Одному из них в течение 15 сек. должен
быть передан мяч из средней зоны. Если это удалось, то команде засчитывается
21
1 очко. Если же мяч перехвачен, то наступавшая команда быстро отходит назад
в свою зону, а в среднюю зону устремляются игроки, перехватившие мяч. Они
могут передавать мяч друг другу средней зоне) с конечной задачей бросить
его своим партнёрам, стоящим за дальней линией. Игра продолжается 6-10
мин, после чего команды меняются сторонами площадки, а игроки ролями. Не
разрешается команде, потерявшей мяч, находиться в средней зоне и
блокировать там игроков. Мяч, вышедший за границы площадки по вине одной
из команд, передаётся противоположной.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- нападающие
- защитники
- передача мяча
- успешная передача
- игрок с мячом
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ.
Игра проводится на совершенствование командных действий в нападении
и защите. Также игра может применяться для совершенствования ловли,
передач и ведения мяча.
"МЯЧ ЛОВЦУ"
Играющие распределяются по двум командам. Необходимо выполнить
передачу своему "ловцу", который располагается на противоположной
стороне площадки от своей команды. Ловец не имеет права выходить за
пределы круга в нейтральную зону, которая опоясывает его круг (ширина 80-
100 см.). В эту зону не разрешается заходить и перехватывать мяч
защитникам, которые пытаются перехватить мяч. За это нарушения мяч
передаётся противоположной команде. За грубую игру назначается штрафной
бросок с расстояния 6 шагов стоящего ловца. Бросающему может помешать
только один защитник, располагающийся возле нейтральной зоны перед
ловцом. Играющие могут бросать мяч ловцу только после того, как перешли
среднюю линию. Каждый удачный бросок ловцу приносит команде 1очко,
после этого мяч вводится из-за лицевой линии проигравшей командой.
22
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- игроки команд
- передача мяча
- передача ловцу
- игрок с мячом
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ.
Игра способствует освоению индивидуальных тактических действий в
нападении - освобождающие от опеки защитника, выход на свободное место
для получения мяча, и тактических действий в защите - противодействие
передачам мяча - перехват, противодействие освобождению игрока от опеки.
"ОХРАНЯЙ КАПИТАНА"
Играющие делятся на две команды, в каждой из которых по Iкапитану и
по 3-4 защитника и нападающих. Капитаны и защитники остаются на своей
половине, а нападающие уходят на половину поля противника. После
розыгрыша мяча в центре площадки, команда, овладевшая мячом, старается за
счёт ведения и передач мяча приблизиться к капитану противника и запятнать
его мячом. Этому противодействуют защитники, стремящиеся перехватить мяч,
и в свою очередь, направить его на половину поля противника своим
нападающим. За попадание мячом в капитана команда получает одно очко.
Защитникам и нападающим не разрешается переходить среднюю линию.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра может использоваться при изучении технико-тактических действий
в нападении и защите, выход на свободное место для получения мяча,
освобождение от опеки защитника, держание игрока с мячом и без мяча,
перехват мяча и т.д.
"НАПАДАЮТ ПЯТЁРКИ"
Играют три команды на гандбольной площадке. Вторая и третья пятерки
строят зонные защиты каждая у своих ворот. Мяч находится у игроков первой
пятёрки, расположенной в произвольном порядке лицом ко второй пятёрке.
По сигналу руководителя игроки первой пятёрки нападают на ворота
второй пятёрки, стараясь забросить мяч в корзину. Как только игрокам второй
пятёрки удаётся перехватить мяч, они не останавливаясь, нападают на ворота
23
третьей пятёрки. Первая пятёрка, потерявшая мяч, строит зонную защиту на
месте второй пятёрки. Третья пятёрка, овладевшая мячом, начинает нападение
на первую пятёрку и т.д. Команда, забросившая мяч, получает два очка и
строит зонную защиту, а проигравшие идут в нападение.
Игра длится 10-15 мин. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Игра проходит по правилам гандбола. Команда в защите выстраивает
разнообразные варианты зонной защиты.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра способствует изучению тактики командных действий в защите.
"БОРЬБА ЗА МЯЧ"
Участвуют в игре две команды по 5-7 человек. Все игроки располагаются
произвольно по площадке. Мяч вводится в игру спорным броском в центре
площадки. Игроки команды, овладевшей мячом, передают его друг другу, а
игроки противоположной команды пытаются перехватить мяч. Команда,
сделавшая 10 передач, получает очко. После этого игру начинают с центра
площадки. Обе команды используют личную защиту по всей площадке.
Команда, набравшая большее количество очков за определённое время (10-15
мин.), побеждает.
УКАЗАНИЯ К ПРОВДЕНИЮ ИГРЫ
Игра способствует освоению технико-тактических действий в нападении
и зайдите - выход на свободное место для получения мяча, освобождение от
опеки защитника, держание игрок с мячом и без мяча.
"ДЕНЬ И НОЧЬ" (МЯЧОМ)
Две команды располагаются на середине площадки на расстоянии двух
метров одна от другой. По жребию одна из команд - "день', другая - "ночь".
Игроки команды, которую называет преподаватель, убегает за пределы
площадки, игроки другой команды стараются их запятнать. Игра может
проводится на время или на количество запятнанных игроков. Победитель
определяется по количеству запятнанных игроков.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Перед тем как назвать водящую команду, тренер задаёт игрокам
выполнение определённых упражнений (это могут быть (ОРУ или
специальные).
2. Во время бега тренер подаёт сигнал, который требует от игроков
изменения действий: изменение направления бега, выполнение остановок,
поворотов и т.д.
3. Команда играющих с мячами, водящие без мячей. 4. Обе команды с
мячами.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ.
Игра может проводиться как в подготовительной, так и в основной частях:
занятия.
По мере овладения техникой перемещения усложняются условия
24
выполнения за счёт изменения исходного положения перед началом движения,
увеличение размеров площадки введение ограничений и расстановки
препятствий на площадке.
При выполнении 3, 4 варианта: игроки, выполняющие ведение мяча,
имеют право выводить его за любую ограничительную линию, в том числе, за
линию площадки вратаря. Касание игрока производится свободной рукой, не
прекращая ведение мяча, и при этом можно касаться любой части туловища
игрока. Потеря мяча при ведении является ошибкой, игрок выбывает из игры.
Совершенствование техники ведения мяча осуществляется за счёт усложнения
условий выполнения ведения. На площадке расставляются различные
предметы, используются мячи различного веса. Когда все игроки команды
будут запятнаны, команды меняются элями. Игру можно проводить на время.
Игра направлена на развитие и совершенствование способности к
распределению внимания - ориентировка на площадке; быстроты реакции и
быстроты передвижения в определённой стойке и определённым способом с
ведением мяча.
"ПЯТНАШКИ В ПАРАХ"
Игра проводится на ограниченной пощади. Игроки распределяются
парами и становятся лицом друг к другу, один из них - нападающий, другой -
защитник.
Нападающий игрок старается запятнать спину защитника. При этом он
использует обманное движение, и меняет скорость и направление движения и
т.д. Защитник старается передвигаться только спиной вперёд или приставными
шагами. Если нападающему удалось запятнать защитника, они меняются
ролями.
Игра может проводиться на время до 30 сек. Победитель определяется по
наименьшему количеству касаний.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Усложнение условий игр за счет уменьшения размеров игровой
площадки.
2. Увеличение количества играющих в целях создания численного
перевеса одних игроков перед другими.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Во время передвижения защитнику не разрешается поворачиваться лицом
вперёд. Выход за пределы игровой площадки является ошибкой.
Игра направлена на совершенствование техники передвижения в защите
и нападении. В процессе игры совершенствуется умение ориентироваться на
площадке.
"ПЯТНАШКИ В ПАРАХ"
(второй вариант)
Игра проводится на ограниченной площади. Водящий игрок с мячом,
убегающий - без мяча. Задача водящего игрока, не прекращая движения,
свободной рукой запятнать игрока.
25
ВАРИАНТЫ ИГРЫ.
1. Коснуться любой части туловища игрока.
2. Убегающий игрок имеет право передвигаться только спиной вперёд.
3. Водящий игрок и убегающий с мячами.
Другие усложнения условий выполнения ведения мяча и передвижение
игроков за счёт установки различных предметов на площадке.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ.
1. Водящий игрок, не прекращая ведения мяча, старается запятнать:
а) спину игрока;
б) мяч игрока.
2. Выполняя ведение мяча каждый игрок старается выбить мяч
у другого, не теряя свой.
УКАЗАЗАНИЯК ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
В зависимости от действий водящего игрока ведение мяча выполняется с
изменением высоты отскока и ритма, изменение направления и скорости
движения, попеременное ведение дальней рукой с прикрытием мяча
туловищем.
"ПРОЙДИ ЗАЩИТНИКА"
Команда состоит из четырех человек. Два игрока каждой команды
(красные и белые) располагаются справа и слева от ворот. На старте два
нападающих, в 1,5-2 метрах от них располагаются игроки противоположной
команды, защитник. Задача нападающих игроков пройти на противоположную
сторону площадки, защитники стараются воспрепятствовать этому.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Усложнение условий для нападающих и защитников за счёт создания
численного перевеса игреков.
2. Изменение расстояния для перемещения игроков (на половине
площадки, по длине всей площадки).
3. Усложнение условий а счёт ограничения и передвижения игроков
(установка различных предметов, штрафных зон и участков площадки).
4. По мере овладения техникой владения мячом, игру можно проводить с
передачами и ведением мяча.
УКАЗАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
При обыгрывании защитники действия нападающего должны включать в
себя: перемещение с изменением направления и скорости бега, обманные
движения, остановки и повороты и т.д.
Защитник должен в любом случае располагаться между нападавшим и
воротами, сохранять игровую дистанцию предвосхищать действия
нападающего и восстанавливать позицию, двигаясь кратчайшим путём к
нападающему, используя при этом движения, повороты и т.д.
Победитель определяется по наибольшему количеству очков, которые
приносят команде первые двое игроков из стартовавшей четвёрки,
закончившие проход первыми.
Игра направлена на совершенствование технико-тактической подготовки
26
занимающихся. Способствует развитию и совершенствованию психомоторных
способностей.
"ПЯТНАШКИ В ПАРАХ С ЗАЩИТНИКОМ"
Игра проводится на ограниченной площади. Водящий игрок старается
запятнать другого игрока, который находится за спиной своего партнёра-
защитника. Защитник, передвигаясь приставными шагами, препятствует этому.
Если водящий игрок запятнает второго игрока, смена водящих осуществляется
по кругу.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Во время движения водящий игрок может изменять направление и
скорость бега, использовать различные варианты поворотов, прыжков и т.д.
Игрок-защитник, передвигаясь в стойке, не имеет права задерживать водящего,
толкать его и препятствовать движении ногами.
ЯТНАШКИ МЯЧОМ"
Игра проводится на половине площадки. Состав команд 6-11 человек.
Водящая команда определяется жребием, владеет мячом.
Игроки водящей команды, передвигаясь по площадке и передавая друг
другу мяч, стараются запятнать мячом игроков противоположной команды.
Запятнанный игрок, которого коснулись мячом, покидает площадку. Игра
проводится на время или до того момента, пока все игроки противоположной
команды не будут выведены из игры.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
Количественный состав игроков может устанавливаться в зависимости от
задач обучения.
1. Водящий игрок без мяча старается запятнать игрока команды (3-5
человек, имеющих мячи) в данный момент не владеющего мячом.
3. Команда в составе 3-5 игроков состоит из защитников и нападающих.
Водящий игрок имеет право запятнать мячом только нападающих. Защитники
замечают нападающего от действий водящего.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Водящие игроки имеют право выполнять передачи мяча на расстояние;
передавать мяч из рук в руки; выполнять с мячом в руках не более трёх шагов,
пятнать игроков, не выпуская мяч из рук.
Количественный состав игроков определяется в зависимости от
подготовленности занимающихся, состояния и размеров игровой площадки и
задач обучения.
Игра способствует изучению технико-тактических приёмов игры; ловле и
передач мяча, выбору места и технике перемещений. Оказывает воздействие на
развитие психомоторных способностей. Направлена на развитие тактического
мышления.
27
"БОРЬБА ЗА МЯЧ"
Игра проводится на половине баскетбольной, волейбольной, гандбольной
площадки. Состав команды 6-8 человек.
Капитаны команд разыгрывают мяч. Команда, овладевшая мячом,
старается сохранить его у себя как можно дольше и выполнить при этом
большее количество передач. Другая команда старается как можно раньше
отобрать мяч. Овладев мячом, она в свою очередь старается удержать его как
можно дольше.
Победителем считается команда, удержавшая мяч определённое время и
не нарушившая при этом правил.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1.Игра проводится на время (от 30 сек. до 1мин.). Время
определяется в зависимости от подготовленности игроков (физической), их
эмоционального состояния и интереса.
2. Игра ограничена определённым количеством очков. Очки начисляются
команде за время удержания мяча (до 30-45 сек.).
З.До определённого количества передач (10-15). За выполнение
определённого количества передач каждый получает очко. Если количество
участвующих в игре команд более двух, можно проводить соревнования между
ними. Победитель определяется по наибольшему количеству очков, набранных
в игре.
При проведении игры необходимо выполнять определённые условия
перед передачей, обязательно выполнять поворот, передача выполняется после
трёх шагов, удерживать мяч одним игроком не более 3 сек.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
В процессе игры игрок, выполнивший передачу мяча, громко называет
общее количество передач, выполненных всей командой. Если во время игры
были нарушены правила: мяч вышел за пределы площадки, нарушения,
связанные с отношением к сопернику, правильное владение мячом, игра
останавливается и мяч передаётся игрокам другой команды. В этом случае
очки, набранные командой, ликвидируются. При отборе мяча в пределах
правил (перехват, выбивание, снятие мяча) очки, набранные командой,
сохраняются.
Игра направлена на совершенствование техники игры нападающих и
защитников. Требует от занимающихся проявления тактического мышления.
Игру целесообразно использовать при обучении и совершенствовании
ловли и передач мяча. При этом особое внимание уделяется передаче мяча
одной рукой. Третий вариант игры под названием "больше передач" так же
используется при обучении и совершенствовании ловли и передач мяча.
"МЯЧ СВОЕМУ"
Команда состоит из 6-8 игроков. Игра проводится на половине площадки.
Игроки обеих команд рассчитываются по порядку, Игрок под номером
один владеет мячом. По сигналу игроки команд начинают передвигаться по
28
площадке. Игрок под номером один обязан передать мяч игроку под номером 2,
тот, в свою очередь, игроку под номером 3 и т.д. Последний игрок в команде
передаёт мяч игроку под номером один. Команда, закончившая передачи мяча
первой, является победительницей.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Передача мяча выполняется после трёх шагов. Шаги можно выполнять
после ловли мяча на месте, в движении, после прыжка. Перед передачей мяча
обязательно выполнение поворота: лицом, спиной вперёд, переступанием (не
более 3-х шагов). Встречи между командами состоят из трёх игр.
"ЗАЩИТА ВОРОТ"
В центре площадки, в круге радиусом 6 метров, устанавливаются двое
ворот вплотную друг к другу. Каждая команда состоит из 13 игроков: одного
вратаря, 6 нападающих и защитников. На своей половине поля остаются 6
нападающих, на стороне соперника Iвратарь и защитников. Вратарь занимает
место в воротах, защитники располагаются по радиусу круга.
По сигналу команда, владеющая мячом, начинает атаку, передавая мяч
между собой и передвигаясь, нападающие стараются забросить мяч в ворота.
Защитники мешают им и при отборе мяча передают его на противоположную
сторону своим нападающим. Те в свою очередь начинают атаку ворот
соперников.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Способы передвижения защитников и нападающих оговариваются до
начала игры. Например: защитники передвигаются только приставными
шагами правым, левым боком, лицом и спиной вперёд. Нападающие и игроки
передвигаются только лицом вперёд. При плотной опеке игроки спиной вправо
выполняют повороты лицом и спиной вперёд, укрывая мяч от защитника. Мяч
переходит к игрокам противоположной команды в случае перехвата, выхода за
пределы площадки, нарушения правил игроками.
Игра проводится с соблюдением основных правил. Продолжительность
игры определяется временем; количеством набранных очков. Очки
начисляются за каждый заброшенный в ворота мяч. Победитель определяется
по наибольшему количеству очков.
Игра может использоваться при обучении технико-тактическим
действиям техники при ловле и передаче мяча, с использованием различных
способов перемещения.
ЕСШУМНЫЙ МЯЧ"
2 команды по 6-8 человек образуют два круга. В середину каждого круга
становится игрок с мячом - водящий. По сигналу водящий выполняет передачу
любому игроку, стоящему в круге.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выполнит ловлю и
передачу мяча игроку в середине круга.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
29
1. В середину круга становится игрок противоположной команды (он же
является и судьёй).
2. Первая передача выполняется игроком, находящимся за пределами
круга. После передачи мяча в середину круга, игрок двигается за мячом и
встаёт в середину круга. Водящий игрок, поймав мяч, передаёт его другому
игроку и двигается за мячом и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все
игроки не сыграют в роли водящего игрока.
3. Игра проводится в виде эстафеты, команды строятся в колонны, перед
каждой из них становится игрок с мячом. Игроки поочередно выбегают из
колонны, выполняют ловлю и обратную передачу мяча игроку, после чего
обегают его и становятся в конец своей колонны.
4. Команды делятся на 2равные части (4-5 человек) и строятся в две встречные
колонны. У направляющих игроков мячи. По сигналу игроки начинают
выполнять передачу игрокам, стоящим напротив. После передачи мяча
игроки встают в конец колонны; двигаются с мячом и встают в конец
противоположной колонны.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра проводится на время, а также на наименьшее количество набранных
очков. Очки начисляются за неправильную ловлю мяча на согнутые руки;
потерю мяча; за несвоевременный выход для ловли и передачи мяча за
ограничительные линии; за несоблюдение условий передач мяча места, в
движении, в прыжке); за неправильный способ выполнения передач и ловли
мяча.
Усложнение условий выполнения, дальность и способ передачи мяча,
количество, диаметр и вес мячей, другие дополнительные условия зависят от
подготовленности занимающихся, Победитель определяется по быстроте и
наименьшему количеству штрафных очков при выполнении задания.
«МЯЧ СРЕДНЕМУ»
Количественный состав играющих и число команд неограниченно.
Площадка для игры любых размеров.
Играющие располагаются Б шеренгу, один из игроков встаёт перед
строем и поочерёдно выполняет передачу мяча каждому игроку. Получив мяч
от последнего игрока в шеренге, он кладёт мяч на пол и встаёт на правый
фланг. Все игроки смещаются на одного игрока влево, а последний встаёт перед
строем.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Расстояние для передачи мяча и способ выполнения определяется в
зависимости от подготовленности занимающихся.
Игра проводится на быстроту выполнения, а также на количество передач
за определенное время.
"Командные пятнашки мячом" Игра проводится на площадке любого
размера между двумя командами (6-10 человек). Одна из команд владеет
мячом. Задача игроков, владеющих мячом, запятнать (не выпуская мяча из рук)
30
игроков противоположной команды. Этот игрок покидает площадку. Команды
меняются ролями, когда все игрок выйдут из игры.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Запятнанный игрок остаётся на площадке, но уже в составе водящей
команды, выполняя функции её игроков.
2. Запятнанный игрок переходит в состав водящей команды, но
находится за пределами площадки в определённом месте и участвует только в
передачах мяча.
3. Из состава водящей команды два игрока находятся на площадке, а
остальные за её пределами. Запятнанный игрок выходит из игры, а на его место
выходит ОДИН водящий.
4. То же, что и третий вариант, но число водящих игроков
увеличивается одновременно на 2 игрока.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игроки имеют право передавать мяч только определённым способом;
одной или двумя руками; с места, в прыжке, в движении' после 3-х шагов.
В третьем варианте выходящий игрок участвует только в передачах мяча.
Касание мячом возможно только парой водящих игроков. Игра может
проводится и на время. В этом случае победитель определяется по
наибольшему количеству выбитых игроков. Игра способствует развитию
способности распределения внимания, быстроте оперативного мышления,
двигательных качеств, совершенствованию технико-тактических приёмов игры
в нападении (ловле, передаче, передвижении).
«МЯЧ КАПИТАНУ»
Игра проводится на гандбольной площадке. Состав команды (7-10)
полевых игроков, один вратарь - капитан.
Атакующая команда стремиться передать мяч своему капитану,
находящемуся в воротах противоположной команды. Защищающаяся команда
старается блокировать бросок, перехватить мяч. Если мячом овладел капитан,
он передаёт его команде соперников для очередной атаки.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра проводится с соблюдением основных правил. Перед игрой
оговаривается способ выполнения передач и бросков мяча. Навесные передачи
мяча вратарю не разрешаются - это считается ошибкой, мяч передаётся
противоположной команде.
Победитель определяется по наибольшему количеству мячей, переданных
капитану за определённое время.
"МЯЧ КАПИТАНУ"
(Второй вариант)
В игре участвуют две команды, которые стоят рядом в колоннах.
Напротив каждой команды на расстоянии 4 - 5 м располагается капитан,
которые поочерёдно передачей посылает мяч игрокам своей команды. После
31
обратной передачи игрок идёт в конец своей колонны. Побеждает команда,
игроки которой дольше других продержат мяч.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Изменяется расположение игроков, игроки стоят на лицевых линиях;
игроки стоят на 6-х метровых линиях и тд.
2. Изменяется способ передачи (двумя руками сверху, двумя руками из-
за головы, выполнение передачи в прыжке).
"КРУГОВОЙ ГАНДБОЛ "
Игра проводится на половине или на всей гандбольной площадке. Состав
команды 6 полевых игроков и один вратарь на две команды.
В трёх концентрических кругах радиусом 0,5; 2 и 8 м располагаются: в
центральном вратарь (или какой-нибудь предмет), далее защитники, и в
большом - нападающие. Нападающие игроки, передвигаясь и передавая мяч,
стараются попасть мячом во вратаря, а защитники его защищают.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. При попадании мячом во вратаря с лёта, после отскока, при неудачной
ловле вратарём, мячом продолжает владеть та же команда.
2. При ловле мяча вратарём, мяч передаётся другой команде.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игра проводится с соблюдением основных правил.
Передачи и броски мяча выполняются определённым способом.
За попадание мячом во вратаря или предмет, команде начисляются очки.
Если мяч пролетел мимо вратаря, не задев его, игра продолжается.
Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков
за определённое время.
Если в игре участвуют 4 команды (по 2 на каждой половине поля), то
победители могут встречаться между собой.
Игра способствует изучению всех основных технико-тактических
приёмов игры в нападении и защите.
"ВЫРВИСЬ ИЗ КРУГА"
Игра проводится на площадке с кругами радиусом 3-4 метра. Состав
команд до 5 человек.
В центре каждого круга располагается игрок с мячом. Выполняя ведения
мяча, игрок старается вырваться изкруга, остальные игроки, располагаясь за
линией круга, стараются помешать ему.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Для того чтобы вырваться из круга, игрок использует ведение в
сочетании с обманными движениями и поворотами, изменением ритма и
скорости движения. Игрокам, находящимся за линией круга, не разрешается
толкать игрока, задерживать его и препятствовать любым другим способом при
выходе из круга.
32
Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на
выход из круга.
«ОТБЕРИ МЯЧ»
Игра проводится на ограниченной площади (на половине гандбольной
площадки, на волейбольной площадке, круге, квадрате и т.) Состав команды
определяется соответственно этим условиям игры.
Игроки команды, владеющей мячом, выполняют ведение на
ограниченной площади, игроки другойкоманды, атакуя, стараются отобрать
мяч. При этом используется одиночный и групповой отбор мяча.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Игрок, овладевший мячом, остаётся в круге и выполняет ведение.
2. Игрок, потерявший мяч, выбывает из игры со своим мячом.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Во время ведения мяча игроки двигаются произвольно. Нельзя выходить
из площади, вести мяч за её пределами. Игроки, отбирающие мяч, должны
выполнять это согласно правилам. Игру можно проводить на время. Игрок,
дольше всех удержавшийся в круге, является победителем.
"ПЯТНАШКИ С ВЕДЕНИЕМ МЯЧА"
Игра проводится на ограниченной площади (четверть площадки).
Водящий игрок с мячом и пять игроков без мячей.
Задача водящего игрока, не прекращая ведения, свободной рукой
запятнать игрока.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Водящий игрок и убегающие игроки с мячами.
2. Коснуться можно любой части туловища игрока.
3. Касаться руки, которой выполняется ведение мяча.
4. Касаться мяча убегающего игрока.
"ОХОТНИКИ И УТКИ"
Игра проводится на половине гандбольной, баскетбольной, волейбольной
площадки. Состав команды 10-12 человек.
Команды делятся пополам на «охотников» и «уток». "Охотники" каждой
команды занимают места за лицевыми линиями площадки, тки" встают
внутри поля. "Охотники" стремятся броском мяча запятнать ток". Игрок, в
которого попал мяч, выбывает из игры.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ.
1. "Охотники" располагаются за лицевыми и боковыми линиями, причём
на боковых линиях игроки стоят через одного на расстоянии 5-8 м, они
подбирают мячи, уходящие за пределы площадки и передают их игрокам за
лицевую линию.
2. Выбитые "утки" принимают участие в игре в роли помощников своих
"охотников" - подбирают мячи, выходящие за пределы поля.
33
3. Выбитый игрок имеет право войти в поле, если поймал брошенный в
него мяч.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ.
При проведении игры используется определенное количество мячей. Оно
определяется в зависимость от размеровплощадки, подготовленности игроков,
их эмоционального и физического состояния. Мячи могут быть: средние,
детские, волейбольные, гандбольные. Броски мяча выполняются определённым
способом. Игра проводится на время или до того момента, пока все "утки" не
будут выбиты. Игра оказывает воздействие на развитие двигательных качеств,
способствует овладению технико-тактических приёмов игры в нападении с
ловлей и передачей мяча.
«ВЫБИТЬ ЦЕЛИ»
Игра проводится на волейбольной площадке. Состав команд не
ограничен. Мячи: волейбольные, детские средние, гандбольные. В каждой
команде три игрокарасполагаются в 3-х метровой зоне, остальные – за пределами
площадки.Задача игроков в линии выбить мячом цели (булавы), расставленные на
лицевых линиях с интервалом в один метр, на стороне соперников.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ.
1. Игрокам трёхметровой зоны разрешается передавать мяч друг другу до
и во время выполнения броска.
2. Игру можно проводить большим количеством мячей (4-6); уменьшением
3. количества булав, увеличением количества игроков в трёхметровой
зоне с изменением высоты сетки и расстояния до целей.
УКАЗАНИЯ К ПРОЕДЕНИЮ ИГРЫ
Игроки трёхметровой зоны выполняют броски определённым способом
через сетку и под сеткой. Условия выполнения: с места, после 3-х шагов, в
прыжке.
Игроки, располагающиеся за пределами площадки, не имеют право
сбивать цели, а могут только под отскакивающие мячи и передавать их своим
партнёрам. Смена игроков проводится в любое время, количество заменяемых
не ограничено (но не более трёх).
Если игра проводится на время, то в этом случае победитель определяется
по наибольшему количеству выбитых целей.
Игра направлена на овладение технико-тактических приёмов завершения
атаки.
"ЗАШИТА БУЛАВ"
Игра проводится на волейбольной, баскетбольной, гандбольной
площадках. Состав команды 6-8 человек
Защитники и нападающие 3-4человека) от каждой команды
располагаются в своих квадратах . В кругах диаметром 2-3 метра стоят
трибулавы. Нападающие игроки стремятся сбить мячом булавы
команды соперника.
ВАРИАНТ ИГРЫ.
34
Состав команды 6 человек, защитники и нападающие располагаются в
трёх зонах, булавы стоят за лицевой линией. Сбивать их имеют право только
игроки, находящиеся в зоне ближней лицевой линии.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Во время игры игроки не имеют права переходить из квадрата в квадрат и
заходить в круг. Игра проводится одним мячом с соблюдением правил трёх
шагов, трёх секунд. Игрок, владеющий мячом, может выполнить ведение, но
только в пределах своего квадрата. Победитель определяется: а) по времени на
выбивание булав; б) по количеству выбитых булав за определённое время.
"ЗАЩИТА КРЕПОСТИ"
Игра проводится на волейбольной, половине баскетбольной,
гандбольной площадке. Состав команды 6 человек.
Команда с мячом нападающие располагаются за большим кругом
диаметром 10-12 м. По линии малого круга диаметром 5-6 м, внутри которого
стоят несколько булав, располагается другая команда - защитники.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- защитники
- булавы
- бросок мяча
- нападающие
Игроки нападающей команды передвигаясь вдоль линии круга и
взаимодействуя между собой, стараются броском мяча сбить булавы. Игроки-
защитники мешают им выполнить броски по цели.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Во время игры нападающим без мяча не разрешается заходить в зону
между кругами. Выбивать булавы можно бросками из-за линии большого
круга, а также после прохода игрока с мячом, после выполнения 3-х шагов или
ведения мяча, в зону перед малым кругом. Взаимодействия игроков включают в
себя: передачи мяча любым способом, в любом направлении, за исключением
передачи из рук в руки, освобождение партнёра с помощью заслона.
Способ включения броска определяется в зависимости от
подготовленности игроков.
При удачном броске мячом продолжает владеть та же команда. При
35
перехвате мяча, подборе мяча после неудачного броска, при нарушении правил
нападающими игроками мяч переходит к противоположной команде.
Защитники не имеют права выходить за линию большого круга, толкать и
задерживать игроков, выполняющих броски в прыжке и падении,
выполняющих проход в движении и с ведением мяча. Им разрешается
передвигаться в любом направлении, блокировать броски.
Игру можно проводить:
а) на время этом случае победитель определяется по наибольшему
количеству выбитых булав);
б) до определённого количества выбитых булав этом случае
победитель определяется по времени затраченному на выбивание
булав).Усложнение условий игры осуществляется за счёт уменьшения
количества булав; увеличения количества защитников.
Игра может быть использована для обучения и совершенствования
передвижений в нападении и защите, совершенствование индивидуальных и
групповых тактических действий в нападении; совершенствование передач
мяча.
"ПЕРЕДАЧА ПО ВЫЗОВУ"
Команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной
стороне площадки. В 10-12 шагах перед ними (в кругах) лежит по мячу. Игроки
рассчитываются по порядку. Преподаватель вызывает любой номер, игрок,
имеющий его, устремляется к мячу. Он берёт его в руки, делает длинную
высокую передачу партнёру, стоящему главе колонны, и получает от него
обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи,
получает одно очко. Затем вызываются любой последовательности)
остальные игроки команды. Победитель определяется по лучшей сумме
набранных очков.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ.
В эстафете может принимать участие как 2, так и большее число команд.
Победитель оценивается как по быстроте выполнения, так и по качеству
выполнения передач.
"ЛАПТА ГАНДБОЛИСТОВ"
Играют две команды, одна из которых подающая, а другая принимающая
передачу. Подающие игроки находятся за центральной линией, а
принимающая по периметру площадки. По сигналу первый игрок подаёт мяч
условным способом противнику, а сам быстро бежит вокруг
площадки (за линиями) и возвращается на своё место. Игроки противоположной
команды принимают мяч, разыгрывают его между собой, стараясь как можно
больше сделать, точных передач за то время, пока игрок, подававший мяч,
бежит по кругу. Как только игрок вернётся на место подачи, передачи мяча
прекращаются. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки подающей
команды не выполнят перебежку. После этого подсчитывается общее
36
количество передач мяча, которые сделала принимающая команда во время
перебежек игроков подающей команды. Играющие меняются ролями, и игра
повторяется.
УКАЗАНИЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
За каждую неудачно выполненную передачу подающим сетку, за
пределы площадки и пр.) команде противника начислялся 10 передач. Если
бегущий игрок вышел на площадку, коснулся руками стенки, стойки и пр.,
противоположной команде присуждается 5 очков. Игрокам, передающим мяч,
нельзя его терять, пользоваться повторными передачами между одними и теми
же партнёрами. За нарушение этого правила у команды снимается 5 передач.
Для контроля за действиями играющих к каждой команде прикрепляется судья.
«ТОЧНЫЙ ПАС»
Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие, определившись
по командам, выстраиваются перед разными щитами около линии штрафного
броска. Первые номера с мячами в руках встают в 7-10 шагах справа (или
слева) от команды в очерченных заранее кругах. По сигналу начинается
соревнование команд. Игрок из круга набрасывает мяч партнёру, стоящему в
колонне. Тот точной передачей должен направить мяч в корзину. Затем он
подбирает мяч - и бежит в круг. Игрок набрасывавший мяч, встаёт в конец
колонны.
Когда все игроки выполнят упражнение, игра заканчивается.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Игра может проводиться у стены, с нарисованным кругом - мишенью.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Победу в игре определяет наибольшая сумма очков, набранная одной из
команд. За каждое попадание в корзину (мишень) начисляется 2 очка, 1 очко
команда получает, если мяч не попал в корзину, но ударился в кольцо.
"БОМБАРДИРЫ "
Участники стоят по кругу и выполняют верхнюю передачу друг другу.
Совершив ошибку - выполнив передачу неточно, игрок садится в центр круга.
Игроки, передающие мяч по кругу, могут выполнить нацеленный бросок в
сидящих. Отскочивший от игрока мяч снова вводится в игру. Если игрок не
попал мячом в сидящих, он сам занимает место рядом с ним. "Обстрел"
продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч с воздуха в
руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину
идёт игрок, не попавший мячом в сидящих.
«МАКСИМУМ ПЕРЕДАЧ»
В игре участвуют две команды в равных составах. Игроки команды,
передавая мяч друг другу, получают за каждую передачу очки. Побеждает
команда, набравшая большее количество очков ко времени окончания игры или
набравшая оговоренное заранее количество очков.
37
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
1. Мяч передаётся руками. За каждую передачу с обязательной ловлей
мяча партнёром – начисляется одно очко.
2. Мяч передается с отскоком от пола, в прыжке и тд.
«САЛКИ С МЯЧОМ»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. Закрепление техники передачи и ловли
мяча. Развитие ловкости, быстроты реакции и ориентировки на площадке.
На площадке произвольно располагаются 6-7 игроков, один из кoтoрых -
салка. Мяч находится у одного из игроков.
По сигналу салка старается догнать и осалить одного из игроков,
которому остальные играющие стараются своевременно дать пас. Игрока,
владеющего мячом, салить нельзя. Салка должен преследовать другого игрока,
которому также стараются передать мяч. Если салка коснулся; мяча ногой или
завладел им, то водящего сменяет тот, кто сделал неточную передачу. Игра
длится 5-7 минут.
Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим или водил меньшее число
раз.
Игрок, по вине которого мяч вышел за пределы площадки, становится
водящим.
На площадке больших размеров (20 х 30 м) могут играть 10—12 человек
двумя мячам, выбрав двух водящих. Однако чтобы остальные игроки различали
водящих в ходе игры, последние надевают повязку, манишку или шапочку,
которую передают при смене салки.
«ДВА KBАДРAТА»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.
Закрепление техники передач и перехвата мяча. Развитие быстроты.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
- водящие
- игроки команд
- игроки команд
На поле флажками или линиями размечают два квадрата (6x6 или 8x8 м),
отстоящие друг от друга на 5-10 м.
Для игры нужен один мяч. В игре участвуют восемь человек: по три в
квадратах и два водящих, которые могут находиться в любом месте.
38
Мяч отдается тройке в одном из квадратов. Задача водящих - отбирать
мяч, который передается «играющими» как внутри квадрата, а также из
квадрата в квадрат. Как только один из водящих отобрал мяч или игроки с
мячом сделали ошибку, происходит смена водящего (сначала одного, а затем
другого), после чего игра продолжается. Длится игра 15—20 минут.
Победителями считаются игроки которые не побывали в роли водящих.
ПРАВИЛА.
1. Передавая мяч друг другу игроки не могут делать более двух касаний.
2. Из квадрата в квадрат мяч переправляется по воздуху.
3. Игрок, пославший мяч за пределы соседнего квадрата, становится
водящим.
39
Использованная литература:
1. Баршай В.В., «Физкультура в школе и дома», Ростов н/Д, «Феникс», 2001.
2. Ковалько В.И., «Поурочные разработки по физкультуре: 3 класс», М.:
ВАКО, 2006.
3. Ковалько В.И., «Поурочные разработки по физкультуре: 4 класс», М.:
ВАКО, 2006.
4. Лепёшкин В.А., «Подвижные игры для детей: пособие для учителя
физкультуры», М.: Школьная пресса, 2004.