Формы организации детского праздника (методические рекомендации)

Формы организации детского праздника
( методические рекомендации)
Ирина Николаевна Шепелева
музыкальный руководитель
высшей категории
МКДОУ д/с 312 « Жемчужинка»
г. Новосибирск
Формы организации праздника определяются целями праздника,
планируемыми результатами, возрастными особенностями участников
праздничного действа.
Формы организации праздничного действа могут быть следующие:
1. Специально организованный и спланированный взрослыми детский праздник.
2. Праздник, самостоятельно организованный детьми, где взрослый является или
зрителем, или консультантом, или организатором предметной среды (внесение
нового, изменение предметной среды), или режиссером, который своим
эмоциональным откликом побуждает детей к праздничным действиям.
3. Детский праздник, который строится как совместная со взрослым деятельность,
когда в равной степени представлены потребности и ребенка, и взрослого, когда
инициатива в подготовке праздника и в ходе праздничного действия переходит от
одного к другому. Здесь возможно совместное планирование (сценарий, подбор
аттракционов, режиссирование), совместное осуществление, (изготовление
костюмов, атрибутов, декораций, сюрпризов, подарков, афиш и т.д.), совместная
коррекция действия (режиссура, внесение дополнительных номеров в
зависимости от ситуации развития действия), совместное проживание
впечатлений от праздника, осмысления его итогов.
Музыкальный руководитель должен знать основные этапы процесса
активизации дошкольников при участии их в праздничном действе.
Первый этап охватывает время до праздника, т.е. процесс его подготовки и
широкого информирования, т.е. постепенное втягивание участников в будущее
праздничное действие.
Педагогическая задача на этом этапе состоит в раскрытии социального значения
праздника:
возбуждение интереса и внимания к происходящему;
создание атмосферы взволнованности, готовности к восприятию.
Социальная значимость событий обуславливает уровень подготовительной
работы детского коллектива и позволяет различать среди детей следующие
группы:
активные участники - могут быть организаторами, генераторами идей,
планировать праздничное действие, могут предложить и осуществлять игры,
аттракционы, праздничные выступления;
средне - активные участники - могут изготавливать атрибуты, предлагать
номера, аттракционы, но не осуществлять их;
пассивные участники - переживают чувство ожидания праздника,
настраиваются эмоционально.
Второй этап процесса активизации охватывает непосредственное проведение
праздника, т.е. воплощение в жизнь сценария, который включает в себя основные
композиционные части драматургического действия: экспозиция, развитие
действия (цепь эпизодов), кульминация, финал.
Задачи педагога на этапе экспозиции:
концентрация внимания участников;
побуждение участников к проявлению эмоций через социально-
психологическое воздействие.
На этапе развития действия:
создание условий для постепенного нарастания эмоций;
побуждение к непосредственному действию как следствие эмоционального
напряжения и необходимости его разрядки.
На этапе кульминации:
превращение зрителей в участников праздничного действа, т.е. достижение
непосредственно активного участия детей в действии как результат их
эмоционального потрясения.
Ведущие средства активизации, которые может использовать музыкальный
руководитель при организации детского праздника:
сценарно-режиссерские решения (подбор и замена художественных номеров,
сценарий, аттракционов и т.д.);
образные средства (свет, музыка, дизайн, костюмы, декорации,
художественный текст, фонограммы);
компоненты эмоционального воздействия (ритм, тембр, мелодия, гармония,
цвет и т.д.);
степень технологической подготовленности участников праздника
(музыкальное развитие, певческие навыки, танцевальные навыки, сценическая
подготовленность).
Третий этап процесса активизации участников праздника - после его
завершения.
Удовлетворение детей в ходе праздника побуждает их к активному
действию в других видах деятельности.
Задача педагога на этом этапе:
инициировать детей к экспликации своих впечатлений, вызванных
праздником;
способствовать осмыслению детьми праздничного события.
Основные виды средств активизации, используемые на разных этапах:
вербальные (дают участникам возможность самовыражения посредством
слова);
физические (идея праздника побуждает участников к движению, перемещению
и другим действиям);
художественные (стимулируют эмоциональную сферу и вызывают к
самодеятельности).
При организации праздничного действа необходимо опираться на механизмы
организации праздника, которые определяют важнейшее методическое
требование: выбор форм празднования, будь то карнавал, бал, народное гуляние,
и т.д. Любое праздничное действо должно быть тесно связано с ценностной
идеей праздника. В ценностной идее праздника заключается мировоззрение и
общественная позиция данной общности людей, детей и взрослых. Точно
сформулированная педагогом-организатором идея праздника, дает толчок верной
реализации целей праздника, отсюда вытекает действенность праздника, его
эффективность.
Идея праздника заключается в его содержании, а содержание, в свою
очередь, выражается через форму организации праздничного действа.
Так как праздник является художественной деятельностью, то и структура
его организации подчиняется художественным законам, суть праздника всегда
заключается в конфликте (добра и зла, хаоса и гармонии). Конфликт, как гласит
теория драмы, есть основа любого драматического произведения, определяющее
и сюжетное построение, и композицию. Поэтому композиция праздничного
действа создается по основным канонам драматургии. В частности,
драматургическая схема праздника: пролог-экспозиция завязка-развитие
действия кульминация - финал по сути своей очень близка классической
конструкции драмы: завязка - развитие действия- кульминация- развязка.
Экспозиция - вступительная, исходная часть праздника. Она знакомит с
обстоятельствами, событиями, персонажами, тональность праздничному действу,
определяет главную мысль и эмоционально - художественную форму раскрытия
темы.
Главная задача экспозиции - привлечь внимание детей, организовать
внимание, подготовить их к восприятию действия, настроить детей на
соответствующий лад, помочь лучше понять и почувствовать содержание
праздника. Понятие содержания и тема праздничного действа обуславливается
художественным оформлением территории, музыкальными и световыми
эффектами, техническими средствами, торжественными ритуалами, диктующим
динамику развития праздничного действа словом ( специальный монолог
ведущего, не связанного с непосредственным развитием сюжета), появление
какого-нибудь персонажа.
Прекрасным организационным моментом детского праздника является
музыка. Музыка - это одно из выразительных, важнейших средств. Она
эмоционально настраивает детей, создает необходимую атмосферу действия и
общения. Точно найденное музыкальное оформление способствует активному
восприятию идейно-тематического содержания праздника.
В детских праздниках функцию экспозиции могут выполнить
костюмированное театрализованное шествие участников, отдельные игровые
моменты, поэтические заставки, сюрпризные моменты.
Развитие действия сосредотачивает в себе весь круг событий. Очень важно,
чтобы развитие действия выстроено, обеспечивалась смысловая связь эпизодов с
предыдущими и последующими по степени возрастания эмоциональности и
напряженности действия. При этом стараться, чтобы один эпизод не повторял
другой принципом решения, набором одних и тех же выразительных средств.
Развитие действия праздника включает в себя всевозможные игровые
моменты, массовые гулянья, монтаж, различные аттракционы.
Соединительными моментами эпизодов могут служить поэтические и
прозаические тексты, песенные и музыкальные фрагменты, художественно-
изобразительные элементы, пантомимические зарисовки. Материалом,
соединяющим эпизоды могут быть разного рода звуковые и зрительные «
мостики» - кинозаставки, диапроекционные наплывы, звуко-световые эффкты,
музыкально-шумовые прокладки гонг, сигналы трубы и т.д.)
Кульминация - наивысший эмоциональный момент в развитии праздника. В
момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея
праздника. По словам И.М. Туманова, кульминация обобщает тему праздника и
вовлекает участников в действие, в « орбиту» своего внимания.
В кульминации следует так психологически подготовить участников, чтобы
возник момент сорадования, соучастия, выражающийся обычно в массовом
активном пении, в исполнении танцев, в играх, в торжественных шествиях,
скандированиях, в других каких-либо коллективных действиях.
Кульминационным моментов в праздничном действие может быть приобщение
участников к традициям.
Финал - это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или нечеткость
оставляет ощущение незавершенности всего праздника.
Финал несет основную мысль, является наиболее выгодным моментом для
проявления активности участников праздничного действа, в коллективном
исполнении песни, танца, шествия, обращении и.т.д.
Финал должен быть ясным. Его задача - закрепить в сознании детей то, для
чего был организован праздник, к чему стремились педагоги: желание новой
встречи, ощущение удовлетворенности от пройденного дня, чувство гордости за
себя, за друзей, близких, пап, мам. Но надо отметить, что наравне с элементами
композиции праздничного действа выделяется еще один немаловажный элемент -
предъэкспозиция, которая выполняет подготовительные достижения
необходимого эмоционального настроя человека по отношению к празднику,
проникновению человека в сущность этого праздника, его истоки, т.е.
обеспечивает мотивационный настрой участников праздника.
Мы полагаем, что данные рекомендации по организации и проведению
детских праздников помогут музыкальному руководителю освоить некоторую
технологию организации детского праздника с учетом потребностей, интересов
детей участников праздника.
Список литературы
1.Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление М.,1978г.
2.Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической
деятельности клуба М., 1988г.
3.Режиссура массовый зрелищ (Под ред. Б.Н. Глан М.,1964г.)
4.Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.,1991г.
5. Театрализованные праздники и зрелища ( Ред.-сост.Б.Н.Глан. М., 1976г.)
6.Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта
М., 1976г.
7.Шароев И.Г.Режиссура эстрады и массовых представлений М., 1986г.
8.Праздники в детском саду ( Сост. С.И.Белина М., 1996г.) под ред. М.А.
Васильевой. М., 1996