Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста

ГБДОУ Д/С 26 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Значение логоритмических занятий в развитии речи
детей дошкольного возраста.
Учитель-логопед, музыкальный руководитель
ГБДОУ д/с №»26 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Крашеницина Ирина Евгеньевна
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей,
имеющих нарушения речи. Не исключение и наш детский сад. Во время обследования речи
детей мною было выявлено, что в старшей группе 70% детей имеют те или иные
нарушения речи, а в подготовительной к школе группе 60% детей имеют нарушения речи.
Кроме того, у остальных детей наблюдаются нарушения зрительного и слухового
внимания, чувства ритма, отсутствие выразительности речи, нечеткая дикция, нарушения
общей и мелкой моторики, слухового и зрительного внимания. Не все дети имеют
возможность посещать специализированное дошкольное учреждение. Поэтому мы решили
кроме традиционных индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, имеющими
нарушения речи, проводить логоритмические занятия в старшей и подготовительной к
школе группе со всеми детьми. Учитывая речевые нарушения детей и то, что наше
дошкольное учреждение особое внимание уделяет оздоровлению детей, работая по
Программам «Родники здоровья» и «К здоровой семье через детский сад», мы поставили
перед собой не только коррекционные, образовательные, эстетические, воспитательные, но
и оздоровительные задачи.
Задачи логоритмического воспитания:
- развивать диафрагмальное дыхание;
- укреплять мышцы глотки, гортани, мягкого неба для профилактики простудных
заболеваний;
- уточнение артикуляции - положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого
звука;
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- расширение лексического запаса;
- развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- совершенствование мелкой и общей моторики;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи, творческой
фантазии и воображения.
Основной принцип проведения логоритмических занятий - это взаимосвязь речи,
музыки и движения. Движения помогают глубже почувствовать музыкально-
эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и
регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность.
Особое место в этом триединстве занимает ритм, вне которого ни музыка, ни
организованное движение существовать не могут. Не случайно понятие ритма введено в
само название курса - логоритмика.
Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную
направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и
развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа). Дыхательные упражнения
основаны на методе Б.Толкачева (озвученный выдох), доступных приемах по методу
В.Емельянова.
В каждое занятие включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. По
насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной
медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную
активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние
желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
Также на занятиях используется система элементарного музицирования Карла
Орфа.
В результате практической работы сложилась следующая структура
логоритмического занятия:
- движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
- танец (хоровод);
- разучивание четверостишия, сопровождаемого движением;
- песня, сопровождаемая жестами;
- логопедическая гимнастика (по Т.В.Буденной, О.С.Боромыковой),
- упражнения на развитие мышц речевого аппарата и фонематических функций;
- мимические упражнения;
- массаж (спины, рук, ног и т.п.);
- пальчиковая гимнастика;
- подвижная или коммуникативная игра;
- нетрадиционные методы рисования (пальчиками, кистью рук, «мыльными пузырями»,
блопенами - воздушными фломастерами и др.);
- голосовые игры.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под
музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры упражнения на развитие чувства
ритма или внимания. Речевой материал предварительно не выучивается.
Занятия проводятся в первую половину дня. Так как занятия являются
интегрированными, продолжительность их может быть увеличена на 5-10 минут. Занятия
проводятся совместно с музыкальным руководителем.
В результате проведения логоритмических занятий мы увидели, что у детей:
- возросла способность проявлять творческое отношение к музыке,
- улучшились двигательные навыки детей, координация движений, ориентировка в
пространстве, координация речи с движением,
- зрительное и слуховое внимание.
- мелкая моторика,
- расширился лексический словарь,
- совершенствовались фонематические функции,
- совершенствовались общие речевые навыки.
- в результате проведения на каждом занятии артикуляционной гимнастики, улучшилась
звуковая культура речи детей.
Мы разработали и опробировали конспекты логоритмических занятий. Надеюсь, что
предложенные нами конспекты будут востребованы в практической деятельности
педагогов.
Список литературы:
1. Р.Л.Бабушкина, О.М.Кислякова «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-
воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи»
2. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду», издательство
«Сфера», 2004г.
3. Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика», Учеб. для студ. высш. учеб, заведений
. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).