Консультация для педагогов "Культурные практики в дошкольном образовании"
Муниципальное бюдженое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26»
Консультация для педагогов
«Культурные практики в дошкольном
образовании»
Разработчик:
Дрокина М.А.
Содержание
1.
Введение
3
2.
Пояснительная записка
4
2.1.
Актуальность
4
2.2.
Цель и задачи консультации
5
3.
Виды культурных практик
5
Приложение 1 «Примерные виды и формы культурных практик»
8
Методическая основа
10
2
1. Введение
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
(Конфуций)
Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и,
конечно же, дети. Современные дошкольники намного способнее и
любознательнее чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного
образования на данном этапе - помочь каждому ребёнку раскрыться, создать
каждому дошкольнику все условия для реализации его неповторимого,
специфического возрастного потенциала. В связи с этим, дошкольные
образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в
соответствии с действующим федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, обязательным при
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
Стандарт планирует новое отношения участников образовательной
деятельности, которая должна содействовать становлению у ребёнка
познавательной активности, формированию субъективной позиции и
обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик.
Н.Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой
разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка
виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные
практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое
взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта
общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах,
сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и
младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта
сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы,
альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности,
протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит
его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая
судьба.
2. Пояснительная записка
Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и
перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности,
поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика
ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной),
3
когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления
его повседневного опыта и создания собственных образцов и творческих
продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где
культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика -
накопленный личный опыт).
Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной
образовательной организации являются все участники образовательного
процесса: воспитанники, родители, педагоги.
2.1. Актуальность
Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного
образования, требует от нас педагогов новых форм организации
педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых
форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм -
культурные практики.
ФГОС дошкольного образования включает образовательные
ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной
жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой
деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного
образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что
педагог должен обеспечить
«широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе
обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды
деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм
социального поведения, интересов и познавательных действий»
Игровая деятельность дошкольников как культурная практика,
представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение
актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на
потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как
образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на
реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.
2.2. Цель и задачи консультации
Цель консультации – повышение профессиональной компетентности
педагогов в вопросах организации культурных практик в условиях введения
ФГОС ДО.
Задачи:
-Раскрыть сущность и значение «культурных практик».
-Познакомить с видами культурных практик.
-Способствовать приобщению педагогов к организации культурных практик.
4
3.Виды культурных практик
Характеризуются два направления проектирования культурных практик в
образовательном процессе ДОУ: культурные практики, инициируемые
детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и
направляемые взрослыми.
Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в
развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она
позволяет интегрировать содержание различных практик.
Что же можно считать культурной практикой? К культурным
практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально -
ориентированных, коммуникативных, художественных действий.
Существует несколько вариантов культурных практик:
1. Совместная игра детей и педагога направлена на обогащение
содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений,
необходимых для организации самостоятельной игры.
2. Ситуации общения и накопления положительного социально-
эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе
жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении
которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут
быть реально-практического характера (оказание помощи малышам,
старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов
или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.
В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает
представления воспитанников об опыте разрешения тех или иных проблем,
вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с
личным опытом дошкольников. В реально-практических ситуациях дети
приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к
людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для
цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут
планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события,
которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих
проблем.
3. Творческая мастерская предоставляет дошкольникам условия для
использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по
своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к
народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр
познавательных презентаций, оформление художественной галереи,
книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у
сказки»), игры и коллекционирование.
5
Начало мастерской - это обычно задание вокруг слова, мелодии,
рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым
разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными
материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в
рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему
удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в
творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских
журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление
коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
4. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская
студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей,
предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных
произведений, творческую деятельность и свободное общение педагога с
воспитанниками на литературном или музыкальном материале.
5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий
преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы
сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.),
способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать,
классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по
какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические
упражнения, занимательные задачи.
6. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый
взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду
организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и
литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с
интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В
этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий
рукоделием, художественным трудом и пр.
7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит
общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой
труд и труд в природе.
Очень важно понимание педагогом методических приемов,
направленных на регулирование общения детей в процессе совместной
деятельности.
Например, к ним относятся:
➢ объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий
результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-
последовательных, совместно распределенных действий;
6
➢ обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со
сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за
другого - не означает помочь ему, а напротив, сделать хуже: не дать
возможности научиться делать это самому;
➢ напоминание последовательности этапов совместной работы и
опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного
труда;
➢ разъяснение воспитанникам моральных правил поведения, в которых были
бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование
положительных взаимоотношений в детском коллективе.
При этом складывается своя культурная практика в группе ДОУ,
отличающиеся от культурных игровых практик, в которые дети были
вовлечены изначально. Это связано с тем, что детская картина мира включает
структурный и процессуальный компоненты, тесно связанные с ощущением
и восприятием того, что и как чувствует и делает ребенок в той или иной
ситуации соприкосновения с миром. Поэтому она всегда активна и мобильна,
связана с «прощупыванием», поиском границ между собой и внешним
миром, между своим и чужим, хорошим и плохим для себя, добром и злом.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности
использования культурных практик в амплификации детского развития. Для
взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным
миром детства и стать для ребенка близким другом.
Приложение 1
«Примерные виды и формы культурных практик»
Возраст детей
Культурная практика
Виды и формы работы
Младший дошкольный
возраст
Совместная игра
педагога с детьми
• сюжетно-ролевая игра
• режиссерская игра
• игра-инсценировка
• игра – драматизация
• игра-экспериментирование
Творческая мастерская
• проектная деятельность
• мини-коллекционирование
• образовательные ситуации с
единым названием (например,
«Веселая ярмарка»)
Старший дошкольный
возраст
Совместная игра
педагога с детьми
В старшем дошкольном возрасте
добавляются:
• игры – экспериментирования
могут перерастать в
режиссерскую или сюжетно-
ролевую игру.
• театрализованные игры
(кукольный театр, настольный
7
Возраст детей
Культурная практика
Виды и формы работы
театр, театр теней, театр
марионеток и т.д.)
Творческая мастерская
В старшем дошкольном возрасте
добавляются:
• студийная, кружковая работа
• творческие проекты
• коллекционирование
• образовательные ситуации с
единым название (например,
«Город мастеров»)
• проведение ежемесячных
проектов (например, «От ложки
до матрешки», «Игрушечных дел
мастера» и т.д.)
• в подготовительных группах
образовательная ситуация «Школа
дизайна» серия дизайн проектов в
форме арт-салонов «Друг детства»
(дизайн игрушек), «Золотой
ключик» (театральный дизайн),
«Золушка» (дизайн одежды) и т.д.
Чтение художественной
литературы
• группировка произведений по
темам
• длительное чтение
• циклы рассказов
• чтение периодической печати
(на примере ознакомления с
детскими журналами) и т.п.
Все возрастные группы
Досуги
• «Песенные посиделки» - пение
в кругу знакомых песен
• театрализованное обыгрывание
песен.
• «Сам себе костюмер» (ряженье)
- примеривание различных
костюмов, создание при помощи
деталей костюмов и атрибутов
игровых образов, спонтанные
костюмированные игры и
диалоги.
• «Мы играем и поем» – игры с
пением (по показу, без
предварительного разучивания!)
• «Танцевальное «ассорти» -
свободное движение детей под
музыку, образно-танцевальные
импровизации, коммуникативные
танцы-игры;
«Кукольный театр» –
всевозможные варианты
кукольных представлений от
8
Возраст детей
Культурная практика
Виды и формы работы
показа взрослыми до спектакля,
который показывают старшие
дети малышам
• «Кинофестиваль» – просмотр
любимых мультфильмов по
известным сказкам и т.д.
Методическая основа
1. Корепанова М.В. Проектирование и организация культурных практик в
дошкольном детстве // Детский сад: теория и практика. № 5, 2015.
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования. –
Режим доступа: http://bda-expert.com.
3. Электронный ресурс: Социальная сеть работников образования. – Режим
доступа: nsportal.ru.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Отбасы - алтын діңгек
- Конспект занятия для детей младшей группы "Зима. Дикие животные"
- Экологическая викторина "Зимний лес" для старшей группы
- Индивидуальный проект "Смертная казнь - за или против?"
- Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
- Дене шынықтыру пәнінің мазмұны мен құрылымы