Консультация для воспитателей «Музыкальная игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»

Государственное бюджетное образовательное учреждение №519
дошкольное структурное подразделение №1 (Гурьянова, 45)
Консультация для воспитателей
«Музыкальная игра как средство развития социально-
коммуникативных навыков дошкольников»
подготовила
музыкальный руководитель
Ноженко Татьяна Геннадьевна
г. Москва
2014г.
Музыкальная игра как средство развития социально-
коммуникативных навыков дошкольников.
Игра-оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет
всесторонне влиять на развитие детей. «Игра влияет на формирование всех
основных процессов, от самых элементарных до самых сложных» (Д.Б.
Эльконин).
Социальный заказ и новые требования ФГОС ориентируют отечественную
педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни,
человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. В
сложившейся ситуации педагоги все чаще обращаются к такой форме
деятельности, как игра.
Музыкальная игра имеет следующие задачи:
развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционного
аппарата; координации движений и нормализацию их темпа и ритма;
формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов,
движения;
обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих способностей;
развитие социально-коммуникативных навыков.
Воздействие музыкальной игры на развитие социальной сферы ребенка.
Долгие годы музыкальная игра рассматривалась как дидактическое средство и
метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания
детей стремится к использованию игр, которые предусматривали бы не только
развитие музыкальных и творческих способностей, эстетических эмоций и
чувств, но и являлись бы средством формирования социально-
коммуникативных навыков дошкольников.
Музыкальная игра помогает стимулировать интерес и доброжелательное
отношение к сверстникам и взрослым, способствует эмоционально-
положительным контактам между детьми, развивает инициативные действия,
направленные на взаимодействие друг с другом.
Содержание и тематика музыкальных игр.
Содержание и тематика музыкальных игр складывается под влиянием других
разделов программы-знакомства с социальным окружением, с природой,
литературными и сказочными персонажами и пр. В основе игры чаще всего
музыка изобразительного характера, которая подсказывает ход действия
сюжетной игры или игры с правилами. В ходе игры даже самые застенчивые
дети могут представить себя и почтальоном, и козой, и сапожникомВ играх,
сопровождаемых песней, непосредственно сам текст подсказывает
соответствующие действия.
Ребенок в дальнейшем и сам придумывает сюжет игры, используя для этого
игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как
организатор в подгруппе играющих детей-сверстников.
Подбор музыки для детей с различным типом нервной системы.
Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы
повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий
тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.
Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного
темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена
эмоционального состояния (от агрессии до апатии), требуется
стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами,
повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем
громкости.
Формы проведения музыкальных игр.
В методике дошкольного воспитания определены два вида игр: игры под
инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на
сюжетные, где выступают определенные персонажи, развертывается
действие и решается основная задача-передать музыкально-игровой образ
персонажа, и несюжетные, (разновидность подвижных игр), правила которых
связаны с музыкой, и решается задача-двигаться в соответствии с содержанием,
характером и формой музыкального произведения.
Музыкальные подвижные игры с правилами.
Музыкальные подвижные игры сопровождают детей в детском саду, начиная
с самых простых в младшей группе, и усложняются по мере взросления в
старших группах, приобретая осознанность и четкое выполнение правил игры.
Если малышам надо просто побегать, то старшие дошкольники, например,
сознательно соблюдают правила сами и следят, чтобы так же поступали
товарищи по игре. Особую пользу от подвижных игр получают гиперактивные
дети. Очень часто родители и педагоги задают вопрос: как развивать
гиперактивного ребенка, который не то, что сосредоточиться на ваших словах,
на месте пары минут не может усидеть. Подвижная игра здесь самый лучший
выход.
«Игра с бубном»
Описание. Дети стоят в кругу, в центре круга-водящий с бубном.
Вступление. Все поворачиваются в одну сторону.
Часть 1 повторением). Водящий ритмично ударяет в бубен, дети движутся
по кругу подскоком, свободно размахивая руками.
Часть 2 (с повторением). Дети, стоя на месте, лицом к центру круга, хлопают в
ладоши. Водящий, встряхивая бубном, скачет внутри круга. С окончанием
музыки он протягивает бубен между двумя детьми, около которых
остановился.
Эти дети бегут за кругом в разных направлениях без музыкального
сопровождения. Обежавший круг первым, легко ударяет в бубен. Затем
берет его в руки и становится новым водящим.
Игра «Чей кружок быстрее соберется?»
Описание. Дети образуют четыре кружка. В середине каждого круга стоит
ребенок-ведущий с платочком определенного цвета (красный, синий,
желтый, зеленый).
Такты 1-4.дети легко и подвижно идут по кругу, ведущие помахивают
платочком, как бы показывая его.
Такты 5-8: Дети хлопают, ведущие свободно пляшут.
Такты 9-16: Все легко бегут по залу, ведущие помахивают платочком, как бы
прощаясь.
Такты 17-20: дети свободно пляшут, в конце приседают и закрывают глаза.
Ведущие перебегают на другие места и поднимают платочки.
Такты 21-24: Дети бегут к своим ведущим и становятся вокруг него в кружок,
взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, который первым.
Игра: «Кто скорее»
Описание. Дети распределяются на две равные подгруппы и встают в две
шеренги напротив друг друга, образуя коридор. Сзади коридора
воспитатель-ведущий, в руках у него погремушки по количеству детей,
стоящих в одной шеренге.
Такты 1-2: Последний ребенок одной из шеренг легким подскоком
приближается к воспитателю и с окончанием музыкальной фразы
останавливается.
Такты 3-4: Тем же движением приближается к воспитателю последний
ребенок другой шеренги. В конце 4-ого такта двое детей поворачиваются
спиной друг к другу.
Такты5-8: Быстро обегают свою шеренгу и по коридору, выстроенному из
ребят, вновь бегут к воспитателю. Прибежавший первым получает
погремушку. Дети встают на место первых в шеренгах, а все остальные
продвигаются на одно место назад. Игра повторяется, соревнуются другие
дети, стоящие последними. Побеждает та команда, которая получит большее
число погремушек.
Игры с пением.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны
между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочередно
включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется
направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары,
«стайку», колонны и т.д.
Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к
дидактическим, а по характеру - к подвижным. Их содержание находится в
полном соответствии с музыкой.
Игра «Сапожник»
Описание. Дети стоят в шеренге, напротив них стоит «сапожник». Прослушав
вступление, «сапожник» поет первую фразу, обращаясь к детям и проходя 4
шага вперед и 4 шага назад на свое место.
Дети отвечают своим предложением, также шагая 4 шага вперед и 4 шагами
отходят назад.
На 2-ой и 3-ий куплеты движения повторяются. «Сапожник» снова задает
вопрос, а дети отвечают.
Дети, дети, вы куда идете?
- Ой, сапожник, мы идем на площадь!
Дети, дети, сапоги порвете!
- Ой, сапожник, ты их залатаешь!
Дети, дети, кто же мне заплатит?
-Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!
После окончания пения дети бегут к своим стульям, а «сапожник»
ловит их. Пойманный становится «сапожником».
Игра: «Прятки с платком»
Описание. Педагог кладет на стул платок и становится вместе с детьми в круг.
1-ый куплет. Запев: дети с педагогом идут по кругу, сопровождая движение
пением:
Очень любим в пряталки
Мы играть,
Очень любим прятаться
И искать.
Припев: Вы скорее приседайте,
Глазки быстро закрывайте.
Дети приседают на корточки, кладут руки на колени, опускают голову на руки
и закрывают глаза. Педагог проходит сзади детей и незаметно накрывает кого-
нибудь из детей платком, стараясь полностью спрятать ребенка. Дети
открывают глаза и встают.
2-ой куплет. Запев (поет педагог):
Кто к платочку подойдет
И того, кто спрятался, назовет?
Угадавший поднимает руку.
Припев (поет педагог):
Сашенька (любое имя), подойди.
Сашенька, назови.
Ребенок, названный по имени, подходит к тому, кто спрятался под платком, и
с окончанием песни называет его имя.
Игры со словом.
Игра: «Ваня – простота» (русская народная потешка, автор Л. Исаева)
Дети берутся за руки и становятся в круг. Ведущий «Ваня»- в центре круга.
Барашеньки, крутороженьки,
Идут пружинящим шагом.
По лесам ходили, по дворам бродили,
Идут топающим шагом.
В скрипочку играли,
Имитируют игру на скрипке.
Ваню потешали.
С легким поклоном
поворачиваются к «Ване»
Ваня, Ваня-простота
Идут в центр круга (поддразнивают
его).
Купил лошадь без хвоста.
Отходят.
Сел задом наперед
Отворачиваются на прыжке.
И поехал в огород.
Пружинят и выполняют скользящие
хлопки.
Ваня догоняет обидчиков.
Игра: «Дощечка» (слова О. Колпаковой, автор О. Берзина)
Положили через речку
То-то узкую дощечку!
Дети, взявшись за руки, идут по
кругу.
Кот пойдет-повалится,
Повернувшись лицом в круг, делают
один приставной шаг с «пружинкой»
вправо.
Кошка в воду свалится,
Повторяют движение приставного
шага.
Петушок споткнется,
Повторяют движение приставного
шага.
Утка сковырнется
Повторяют движение приставного
шага.
Только мышка перешла
И мышат перевела!
Ребенок- «мышка», выбранный
заранее, устремляется легким бегом
через середину круга. Двое детей,
стоящих напротив «мышки»,
расцепляют руки. «Мышка» по
воображаемой дощечке переводит
сдвоенную цепочку «мышат».
Только мышка перешла
И мышат перевела!
Дети, расцепив руки, весело
подпрыгивают на двух ногах,
кружась на месте и хлопая в ладоши.
Игра: «Медведь» (слова И. Токмаковой, автор К.Ряховская)
Описание. Дети стоят по кругу. В центре его сидит ребенок с закрытыми
глазами. Это- «медведь».
Как под горкой снег, снег, Дети идут в центр, сужая круг.
И на горке снег, снег. Отходят назад, расширяя круг.
И под елкой снег, снег, Дети идут в центр, сужая круг.
И на елке снег, снег. Отходят назад, расширяя круг.
А под снегом спит медведь. Идут к центру осторожными
шагами.
- Тише, тише, не шуметь.
Последнюю строчку говорит кто-то из детей. «Медведь», не открывая
глаз, пытается узнать по голосу, кто его позвал.
Таким образом, игра-наиболее активная творческая деятельность,
направленная на выражение эмоционального содержания музыки,
осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет,
правила и, облаченная в интересную для ребенка форму, помогает в
непринужденной обстановке взаимодействию детей между собой.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика
зависит от цели, содержания и образа игры, которая отличается от танца, пляски
тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку,
формирует социальную активность и умение взаимодействовать в игре со
сверстниками.
Список использованной литературы
1. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. М.: «Гном», 2001;
2. Анисимова Г.И. Музыкальные игры для дошкольников 5-7 лет. //«Логопед
в детском саду» №3-2010;
3. Праслова Г. Музыкальная игра как средство развития //Музыкальный
руководитель №3-2004;
4. Выродова И.А. Социализация особых детей раннего возраста средствами
музыки //Музыкальный руководитель №5-2011;
5. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Методика
музыкального воспитания. М.: «Просвещение», 1989;
6. Груздова И.В., Лютова Е.К., Никитина Е.В. Навстречу музыке: музыкальные
игры и занятия для детей. - Ростов на-Дону, «Феникс», 2010.