Родительское собрание "Воспитание базовой культуры в семье"

Родительское собрание
«Воспитание базовой культуры в семье»
Форма проведения: круглый стол.
Цель: показать, что атмосфера семьи главный фактор благополучия, счастья и здоровья ребёнка;
формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию нравственных качеств в ребёнке,
помочь родителям создать и упрочить духовные и душевные связи с детьми.
Оборудование: оформление доски (тема, эпиграф), итоги анкетирования родителей, детей (схемы, цветовые
диаграммы), конверт с педагогическими ситуациями. Столы целесообразно расставить по периметру
кабинета, т.к. форма собрания – круглый стол – предполагает, что все участники видят лица друг друга.
Предварительная работа: в день собрания прочитать детям сказку «Поросята и лебедята»; провести
анонимное анкетирование родителей; провести исследование учащихся «Что у меня на сердце»;
Ход собрания
« Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы
они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели».
Святитель Иоанн Златоуст.
«Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов перед вами, иначе дети скоро забудут цену
вашей любви, заразят своё сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по
достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их,
потворствовали капризам их сердца. Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя
злобы, мерзость Господу».
Св. праведный Иоанн Кронштадский.
Учитель:
Здравствуйте, коллеги! Добро пожаловать на заседание нашего родительского клуба. Разговор, который мы
поведём сегодня, предполагает наличие неких острых углов. Для того чтобы их стало чуть-чуть поменьше, я
приглашаю вас занять место за круглым столом. Откуда черпает душевные силы ваш ребёнок, что наполняет
его душу? Из семьи? Со школы? С улицы?
Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же
социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких
факторов, как школа, средства массовой информации, улица. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет
40%; средств массовой информации - 30%; школы - 20%; улицы - 10%) . Хотя, конечно, здесь необходимо
учитывать два существенных обстоятельства: 1) возможности семьи объективно ограничены; 2) современная
семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного
влияния на ребенка.
Задача же духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Отметим,
что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия
становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.
Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении
системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной
мировоззренческой позиции.
Очень хочется, чтобы сегодня вы обменялись своими мнениями, поделились своим опытом. Тему
разговора я сформулировала так: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» Почему? Потому что
процесс воспитания ребёнка требует внимания, терпения, чуткости…
Сегодня на уроке я читала вашим детям сказку. Хочу предложить её и вам. Ребят я просила подумать о том,
зачем создана эта сказка. Такой же вопрос ставлю перед вами.
Поросята и лебедята
На берегу пруда в тёплой луже купалась Свинья с поросятами. Поросята были маленькие, беленькие. Они
нежились возле матери, прильнув к её тёплому животу. А среди пруда плавала белая Лебедь с лебедятами.
Они тоже были маленькие, беленькие. Лебедята играли, ныряли. Вдруг они заметили поросят и спрашивают у
матери: кто это?
Это поросята, - сказала Лебедь. – А возле них мать – Свинья.
А что они делают? – спрашивают лебедята.
Мать кормит их молочком.
А ты почему не кормишь нас молочком?
Подумала белая Лебедь и ответила:
У птиц нет молока. Потому что у нас крылья.
О чём же эта сказка, уважаемые коллеги? (Родители высказывают свои мнения). Мне думается, о том, что
каждый ребёнок формируется атмосферой семьи, в которой он живёт, традициями, сложившимися
отношениями, ценностными установками её. Мы правы в своих рассуждениях, уважаемый психолог?
Примерные тезисы сообщения психолога.
Психолог:
Семья ребёнка – среда духовного и материального обитания.
Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком образовательном и
культурном потенциале родителей – продолжает получать культурное развитие всю свою жизнь.
Семья – это определённый морально-психологический климат, это важная для ребёнка школа
взаимоотношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, об
уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми ребёнок переживает
чувства дружбы, любви, долга, справедливости, порядочности, ответственности. Но ведь семьи все разные, а
значит и атмосфера, царящая в них разная.
Попробуйте припомнить и представить себе разные семьи, где вам доводилось бывать. Не правда ли, от
каждой из них остаётся какое-то своё, порой трудноопределимое, но совершенно особое ощущение. Если
начать анализировать, откуда же оно берётся, на ум придут не только коренные черты – теплота и
сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, но и манера держаться между собой и с гостями,
интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и делах «посторонних», стиль препровождения
досуга, мера царящего в доме уюта… Словом, масса всего, в том числе и какие-то незначительные, на первый
взгляд, детали, которые, тем не менее, прочно сливаются в нашем представлении с обликом того или иного
семейства.
Конечно, атмосфера семьи больше всего определяется её прочностью, её нравственными идеалами,
дальними и близкими целями. Но кроме общей эмоциональной1 и идейной «закваски» существует ещё и
обиходное (домашний быт), то, что мы называем семейным духом.
Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой – как мера душевного здоровья семьи, как лёгкая и
добрая атмосфера.
Какие эмоции преобладают в вашей семье?
Эксперимент.
Последите за поведением своих домочадцев и запомните или даже запишите, по какому поводу каждый из
них в течение недели проявил самые сильные эмоции (две-три эмоции) при каких угодно ситуациях. Что это
было: раздражение по поводу пересоленного супа, радость от хорошо выполненной работы, ссора на
материальной почве, порыв острого сочувствия кому-то, кто попал в беду? Затем сложите свои наблюдения за
месяц и подведите итог. Каких эмоций – положительных или отрицательных получил ребёнок больше?
Подумайте! Это очень полезно.
Только преобладание положительных эмоций над отрицательными (бодрости, оптимизма, взаимной
нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой) создаст то, что можно назвать семейным очагом. Он
собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, он согревает, даёт пищу чувствам
и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, возможных огорчениях и даже несчастьях
должна в конечном итоге приносить человеку радость. Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были
хорошие дети, – будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности,
привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем».
Ведь дети по самой своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им всего мало, им хочется
участвовать в каких-то событиях, предприятиях, радостных волнениях. Дома должно быть интересно, семья
должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Если же он живёт в состоянии хронического
эмоционального голода, реакция может быть острой и даже патологической. Так начинают бить стёкла в
витрине, только чтобы изведать остроту риска и страх. «Со скуки», – говорят обычно. Нет, правильнее всего –
от эмоционального голода, от потребности в эмоциональном заряде. Ещё И.П.Павлов утверждал, что эмоция
является для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Она нужна. Если нет
положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные Один раз, другой, а там, глядишь, человек
уже научился получать удовольствие от того, что с нормальной нравственной точки зрения должно бы
вызвать стыд, гадливость, омерзение.
Итак, для эмоционального здоровья семьи важна подлинность, «неподменность» чувств, важно, чтобы
поступок находился в гармонии с душевным состоянием. Показатели этой гармонии степень напряжённости
чувств, пропорциональность реакции существу дела, разумная сдержанность и тактичность, отсутствие
фальшивых внешних эффектов.
Учитель:
Уважаемый психолог, что на ваш взгляд, является важнейшим фактором создания нормальной здоровой
атмосферы семьи?
Психолог:
Умение слушать и слышать. Умение понимать и принимать своего ребёнка.
Учитель:
Можно ли участникам «круглого стола» познакомиться с результатами анкетирования родителей,
проведённого нами?
Психолог знакомит присутствующих с результатами анкетирования.
Учитель:
А что дети говорят об атмосфере семьи, в которой они растут? Что у них на сердце? Мы хотим познакомить
вас с результатами нашего мини-исследования.
Психолог знакомит присутствующих родителей с результатами исследования, проведённого заранее.
Учитель:
Сердечки ваших ребятишек раскрашены чистыми яркими красками. (Совет учителю: если диагностика
выявила проблемы у какого-то ребенка, нельзя обсуждать их при всех и не стоит акцентировать на них
внимание. С родителями этих детей следует работать индивидуально.) Значит атмосферу в своих семьях вам
удалось создать комфортную.
Какие же качества характера ребенка вам нужно формировать?
(Участники «круглого стола» высказывают свое мнение. Разговор можно продолжить в рамках
регламентированной дискуссии, если рассматривать предложенные учителем педагогические ситуации.)
С и т у а ц и я 1.
Учитель (обращается к отцу одного из учеников).
Не могли бы вы не говорить бранных слов, по крайней мере, при сыне?
Откуда вы знаете, что я их говорю? – резко спросил отец.
Ваш сын начинает с них свою любимую игру «в папу», - ответила учитель и заметила, как смутился этот
большой, сильный мужчина.
( После обсуждения родителями учитель или психолог делают вывод по каждой приведённой ситуации.)
Вывод:
Ребёнок ещё мал. Он занимается своими детскими делами. «Когда ещё он там дорастёт до культуры, до
понимания высоких материй!» - думают родители. А он никогда до них не дорастет по-настоящему, если не
получит практики поведения еще на далеких подступах к высоким материям». И никак нельзя пренебречь в
этом смысле ранними, ни с чем не сравнимыми по впечатлительности годами детства!
Иным родителям вся детская жизнь, за исключением учебы, не представляется чем-то серьезным. Они не
учитывают, что нормы общественного поведения и коллективистские установки ребята вырабатывают именно
в той, «не заслуживающей внимания» сфере их жизни.
С и т у а ц и я 2.
Девочка вернулась из школы с игрушкой-мячиком. Увидев далеко не новую вещь, мама спросила:
Откуда у тебя мяч?
Я с подружкой поменялась. На куклу, - ответила дочь.
Выдумала менять куклу на мячик! Кукла-то дороже! – недовольно-поучительным тоном сказала мать.
Вывод:
Практичность, здравый смысл и прочие элементы житейской мудрости часто подводят нас. Одержимые
боязнью, что вырастит не «шустрик», а «мямля», родители нередко учат малыша скрытничать («Зачем про
своих рассказывать посторонним?»), извлекать выгоду из отношений со сверстниками («Выдумал менять
куклу на мячик! Кукла-то дороже!») и т. д. В первый период жизни малыша надо всячески поощрять и
поддерживать простосердечие, общительность, открытость. Позже, в более сознательном возрасте, он с
вашей помощью легко разберется, до каких пределов она разумна. Итак, сначала воспитайте правило, а затем
уж исключение!
С и т у а ц и я 3.
Разговор с ребенком:
Кого ты, Ванечка, больше всех любишь?
Мамочку!
А потом?
Папочку!
А после папочки?
Бабушку…
… А мы все больше всего на свете любим Ванечку!
Вывод:
Есть опасность, что пройдет много лет и окажется, что Ванечка больше всех любит тоже Ванечку.
Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались, чтобы их ребенок рос черствым, грубым, злым.
Нет, его искренне хотят видеть ласковым, отзывчивым, добрым и по мере сил, свободного времени,
педагогической интуиции занимаются пестованием хороших качеств. Но у одних родителей, казалось бы,
вопреки их стараниям, ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий все получается как надо.
Значит, у этих, других, иная, более здоровая и светлая атмосфера в семье. Но, кроме того, успешность
воспитания означает, что ребенок с рождения занял верное место в эмоциональной структуре семьи, что
близкие нашли и утвердили в общении с ним верный тон.
Если малыш в семье – самое важное, самое замечательное, если он магнитный полюс всех событий, если
он стержень и основа, дело плохо. Он не должен чувствовать какой-то особой исключительности своего
положения среди взрослых – ни в хорошую, ни в дурную сторону, а быть членом небольшого, но крепкого
коллектива. Он должен иметь право на свою детскую жизнь, но ни в коем случае не лишать личной жизни
родителей, не превращаться в единственный смысл их существования.
С и т у а ц и я 4.
Спор в семье:
Мама, помоги мне, пожалуйста, раскрасить рисунок. У меня почему-то краски смешиваются на бумаге, -
просит сын.
Нет, дорогой, - отвечает мама. – Когда я просила тебя вынести мусор, ты не бросился мне на помощь. Есть
такой закон жизни: «Как ты со мной, так и я с тобой».
Вывод:
Поведение родителя в данном случае следует расценивать как мелочность.
Это отвратительное и тяжелое свойство живуче благодаря тому, что имеет ходячий в быту синоним
«принципиальность». С точки обывателя принципиальность процветает где-то на коммунальной кухне.
Современный мещанин под любые свои претензии, под любую склоку стремится подвести
«принципиальную» основу. Никогда не подавайте ребятам даже малейшего примера подобной
«принципиальности». Учите их шире смотреть на вещи, быть великодушными. Одно из правил мелочной
«принципиальности»: «Как ты со мной, так и я с тобой». Наверное, вам не раз доводилось слышать фразы
вроде: «Раз он так поступил, то теперь я могу тоже…» или «Я бы никогда себе не позволил, но после того, что
он сделал…» .Но если ты с хорошими – хороший, а с плохими – плохой, то какой ты сам? Никакой? Отражение
чужих поступков? Внушайте ребенку, сто он обязан оставаться верным своему «я», своим собственным
представлениям о добре и зле. Он должен твердо усвоить, что чья-то чужая нечестность, подлость, грубость
не дают человеку никакого морального права подличать или ловчить в ответ.
Если ваш сын или дочь научаться презирать мелочность, они не станут потом кипятиться попусту,
растрачивать себя на пустяки. Они всегда сумеют соотнести тот или иной досадный, докучливый,
раздражающий факт с чем-то большим, имеющим подлинную ценность в их жизни, и дадут ему трезвую
оценку. Если они усвоят для себя законы великодушия, отрицательные реакции на чье-то поведение гораздо
легче будут переходить в более сильные и общие переживания. А это начало пути, приводящего человека к
осознанной нравственной высоте.
С и т у а ц и я 5.
Отец смотрит вечерний выпуск программы «Новости».
Ишь ты, - говорит он, рассматривая диктора, - новенькая появилась!
И включает другую программу.
Вывод:
Через руки родителей проходит множество мелочей, которые помогут донести до ребенка сознание
важности его бытия. Он должен расти с мыслью, что вокруг – не только семья, но город, страна, мир. И
гражданское воспитание – это тоже дело семьи, а не одной школы. Невозможно формировать одни качества
здесь, другие там. Домашняя педагогика воздействует на личность в целом, во всех ее проявлениях.
С и т у а ц и я 6.
После очередного похода в гости, мама решила налаживать светское воспитание дочери по субботам и
воскресениям.
К завтраку на стол кладутся салфетки, ножи и вилки (нож – справа, вилка – слева).
Извлекаются красивые тарелки из свадебного сервиза. В плетеной корзиночке – хлеб, в вазочке – икебана
(мама любит усложнять жизнь!).
И начинается завтрак:
Спинку держи прямо! Не бери вилку в кулак. Не спеши. Не сопи (это папа). Не набивай рот. Не чавкай.
Прожуй – потом говори…
И вечерами, когда все семейство в сборе, ужин – с ножами и вилками.
Вывод:
Как воспитать и сформировать у ребенка культуру поведения?
В арсенале семейной педагогики имеются самые разнообразные приемы и средства формирования
культуры поведения. Но случается, к сожалению, что выбирают из них далеко не лучшие.
Убери локти со стола… Не чавкай… Не разваливайся… Оставь в покое волосы… Прекрати играть с ложкой
Чтоб завтра же постригся, противно смотреть на твои патлы… Кто за тебя «спасибо» говорить будет? Вернись!
Бесконечные назидания, упреки, замечания, наказания, угрозы – малоэффективные средства воспитания
культуры поведения. Используемые без меры, они вызывают подспудное, а иногда и открытое
сопротивление, упрямое желание поступать по-своему, прочное отвращение к этикету вообще.
И тогда предложенная ситуация будет иметь следующее продолжение.
… И вот папа прилетает с работы, мамы еще нет. Сооружается на скорую руку какой-нибудь ужин, и Санька
не спешит доставать ножи.
Папа, давай сегодня без церемоний, а?
Ладно, - машет рукой папа. Только постарайся не чавкать.
А если очень вкусно?
Все равно постарайся…
Форма знакомства с приличиями может быть различной. Иногда это одна-две короткие фразы: «Сережа,
когда дедушка придет, ты не подавай ему первый руку, так не принято». В другой раз стоит обратить
внимание ребят на какую-то деталь фильма, телепередачи: «Ты заметил, когда садились за стол, он сначала
отодвинул ее стул, потом придвинул, подождал, пока она сядет, и только после этого сел сам».
Очень часты в воспитании культуры поведения такие ситуации, когда слова вообще никакие не нужны,
достаточно примера, образца поступка. В вестибюле музея, где посетители поверх своей обуви надевают
специальные тапочки, мужчина нагнулся, чтобы завязать шнурки на тапочках жены. Их сын немедленно
присел на корточки и проделал такую же процедуру с маминой другой ногой. Очень значимая деталь: он
сделал это по собственному побуждению, ему захотелось так поступить. Это важно, чтобы ребята относились
к правилам культуры поведения положительно. Невозможно заставить быть воспитанным, если человек
этому противится. Воспитанность- такое качество, которое нельзя насильно, искусственно привить. Оно
вырастает лишь в результате собственной работы ребенка над собой. Надо знать нормы этикета. Надо иметь
прочные привычки их соблюдения. Но самое главное- надо хотеть быть воспитанным.
Учитель.
Что ж, дорогие коллеги. В нашем конверте пока больше нет ситуаций, которые я наметила бы предложить для
вашего обсуждения. Но это не значит, что их нет в жизни. Мне очень хотелось подтолкнуть вас к тому, чтобы
вы внимательно присматривались к своим детям, прислушивались к их словам, разговорам, были
придирчивы к своим собственным поступкам. И тогда ваш ребенок обязательно найдет свое место в
жизни(см. эпиграф), обязательно подарит миру красоту и радость, такие же нужные миру, как звук флейты.
А напоследок… Еще одна поучительная история для вас.
ПРИТЧА «ЛИСТЬЯ САЛАТА»
Один монах мыл листья салата. К нему подошел другой монах и, желая испытать его, спросил:
- Можешь ли ты повторить, что говорил старец в проповеди сегодня утром?
- Я не помню, - признался молодой монах.
- Для чего же ты слушал проповедь, если ты уже ничего не помнишь?
- Посмотри, брат: вода моет салат, но не остается на его листьях. Салат, тем не менее, становится совершенно
чистым.
Мораль.
Атмосфера семьи, в которой растет ребенок, имеет такое же свойство, как проповедь, услышанная монахом.
Вероятно, ребенок не сможет сформулировать все правила, которые ему прививают родители, но в итоге он
впитает в себя все, чему его учат в семье.
Учитель.
До новых встреч.
Анкета для родителей
1. Хорошо ли вы знаете своего ребенка?
-Да.
-Не очень.
-Плохо.
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?
-Круглые сутки.
-5-6 часов в сутки.
-1-2 часа в сутки.
3. Часто ли вы хвалите своего ребенка за успехи?
-Всегда.
-Иногда.
-Никогда.
4. Как вы поощряете своего ребенка?
-Радуетесь вместе с ним его успехам.
-Стараетесь совместно организовать досуг.
-Просто хвалите.
-Покупаете дорогие вещи, подарки, даете деньги.
5. Как вы наказываете своего ребенка?
-Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним;
-Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
-Наказываете трудом.
-Не разрешаете гулять, общаться с друзьями.
-Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень).
6. Верите ли вы в своего ребенка?
-Верю, он целеустремленный и самостоятельный.
-Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
-Думаю, у него есть шанс. Мы поддержим его в любви к начинаниям.
7. Гордитесь ли вы своим ребенком?
-Мой ребенок часто раздражает меня.
-Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
-Уважаю своего ребенка и горжусь каждой его победой.
8. Доверяете ли вы своему ребенку?
-Не доверяю своему ребенку.
-Считаю, что нужно доверять, но проверять.
-В наших отношениях царит абсолютное доверие.
Исследование (для учащихся) «Что у меня на сердце»
Учащимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки, классный руководитель дает з а д а н и е: «Иногда
взрослые говорят, что у них «на сердце легко» или «тяжело». Раскрасьте бумажные рисунки с одной стороны
в тот цвет, какой соответствует состоянию вашего сердечка, а на другой стороне напишите, отчего у вас так на
душе.
Диагностика позволяет узнать причины переживаний учащихся, найти пути их преодоления.
Родительское собрание
«Воспитание культуры поведения»
Кл.рук. :класса 6«А» Иерусалимова А.Д.
Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому всегда снисходительны, вежливы,
уступчивы… . Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и унижает его в
глазах говорящего. Они не рисуются, они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не
спрашивают. Они воспитали в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть вокруг грязь,
дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу… . Таковы воспитанные. Чтобы
воспитаться, недостаточно вызубрить Фауста. Тут нужны беспрерывный труд, штудировка, воля… .
Тут дорог каждый час.
Казалось всё очень просто: ребёнок мал, а мир огромен. Малыш беспомощен, а родители
всесильны. Мир не понятен, а родители знают всё.
Вот с этих основ и начинается вхождение ребёнка в мир, и именно родители, старшие - оказываются
Всемогущими Волшебниками, показывающими, как надо с миром обращаться. Их улыбки, шлепки, а
потом и слова оказываются путеводителями, которые закладывают картину Мира, понимание
окружающих, правила поведения в обществе, из которых складывается сценарий жизни.
В первый день сентября особое внимание всех невольно привлекают первоклассники. Вот они в
новеньких отутюженных формах, в белоснежных блузках, с блестящими портфелями и букетами
цветов, смущённые, притихшие, счастливые, идут они с отцами, матерями, бабушками и дедушками
первый раз в школу. У порога первоклассников встречает их первая учительница. Она поглядывает
на своих будущих учеников. В этот праздничный день все они производят впечатление очень
вежливых, аккуратных, дисциплинированных детей.
Но проходит торжественность и необычайность первых дней, и учительница, приглядываясь к
своим питомцам, начинает замечать, что у Пети уже появилось не одно масляное пятно в тетрадке и
на одежде, у Зины учебники и тетради потеряли вид, Костя приходит в класс с грязными ушами
ногтями. Дима грубо разговаривает с ребятами, бьёт их в перемену, шалит, толкает всех. Ира любит
похвастаться, в перемену часто ест на виду и не делится, а бумажки разбрасывает, где попало. Саша
с шумом двигает стул и закрывает за собой дверь.
Что это? Поведение ребёнка, его низкий культурный уровень, заложенный в небольшой период
жизни до школы. Да это дурные привычки как сорняки, появляются и разносятся очень быстро, если
не вести борьбу с ними.
Упустили родители этих учеников время для воспитания первых элементарных навыков и
привычек культурного поведения. Искоренять ошибки всегда труднее, чем сразу воспитывать так,
как нужно.
В начальную школу дети должны прийти уже с рядом сформированных привычек культуры
поведения:
- самообслуживание – следить за чистотой и опрятностью внешнего вида.
- заложены привычки вежливого отношения к старшим, должны быть приучены здороваться, и
прощаться, благодарить, соблюдать тишину, когда кто-то занят делом.
Но за повседневностью вы про это часто забываете или считаете не нужным, и многие дети даже
не представляют себе, что значит сказать «здравствуйте», «спасибо». Это говорит о том, что в семье
не приняты такие выражения. Учитель старается приучить к этому своих воспитанников, но его труд
сведётся к нулю, если не будет поддержки со стороны родителей, каждодневного труда.
Давайте заглянем в одну семью.
Славик растёт в благополучной семье. Мама, папа, бабушка (мать мамы), Славик. Мальчик
одарённый, занимается в музыкальной школе успешно. В общеобразовательной школе получает
плохие отметки, но какое значение имеет математика или география для будущего музыканта?!
Мама никого не допускает в процесс воспитания сына. Пусть мальчик привыкает к красоте.
Воспитывает в сыне уважение к великим людям, хочет, чтобы он был похож на великих
музыкантов, порой забывая о главном.
- Когда Славик кладёт ногу на стол (бывает и такое) мама спрашивает:
- Сыночек, разве Вагнер так делал? Сними ножку со стола.
Славик неохотно спускает ногу.
Пообедав, не сказав «спасибо», выходит из-за стола.
Мама напоминает:
- Бетховен всегда говорил «спасибо».
Сын молча подходит к окну, открывает, кричит:
- Колька, дурак! Я выйду сейчас!
Мама в ужасе восклицает:
- Шопен никогда не разговаривал с друзьями грубо! Тебе не по двору бегать надо, а лечь спать.
После обеда это полезно.
- Спи сама! Я гулять хочу! (сын отталкивает мать).
Мать вслед.
- Чайковский никогда не толкал маму!
- Ты что, видела? Он умер в прошлом веке.
Славик довольный убегает. Откуда в нём эта грубость?!!
Мама и бабушка считают, что общепринятые меры воспитания к мальчику не приемлемы. И когда
отец вмешивается, на него смотрят как на человека недалёкого ума.
При сыне мама говорит бабушке.
- Что ты хочешь от этого идиота?
Отец теряется, отступает.
Чаще задерживается на работе, воскресенья проводит с друзьями. Сын, убеждённый в своём
превосходстве над отцом, относится к нему как к существу низшего происхождения.
- Покормила бы этого типа, он весь день вкалывал…(реплика сына).
О каких нормах культурного поведения в обществе можно говорить, если мальчик своего родного
отца и мать не уважает. Упустили родители момент воспитания, да их самих воспитывать нужно.
Поступая в школу, ребёнок начинает новую жизнь, которая связана с формированием более
сложных навыков и привычек.
Припомним некоторые из них: привычка своевременно приходить в школу, держать в порядке
рабочее место, книги, тетради, выполнять правила сидения за партой, входа и выхода из класса,
привычка обращаться по имени к старшим, выполнять требования дежурных, привычка прилично
вести себя в коллективе.
Эти навыки и привычки вырабатываются с первых дней пребывания в школе, однако они успешно
закрепляются только тогда, когда родители и дома помогают детям следовать новым правилам
поведения. Бывает и так.
- Оленька, пора вставать, - ласково уговаривает мать свою дочку.
Четыре раза ей пришлось подойти к девочке, прежде чем та поднялась. Оля пролежала в постели 15
минут лишних. Теперь девочку собирает в школу мать.
Конечно, она не опоздала, принесла на уроки всё что нужно, явилась в школу опрятной. Учитель
может похвалить Олю.
Но пожалуй лучше было бы опоздать, пережить осуждение учителя и друзей, ведь она помешала
ходу урока. Тогда в следующий раз Оля постарается сделать всё сама, ведь чрезмерная опёка
родителей тоже очень вредна.
Много внимания в семье стоит уделять тому, чтобы школьники уважительно относились к
старшим. Чтобы это стало привычкой ребёнок должен видеть вокруг себя образцы такого поведения.
Также в школьном возрасте дети должны приучиться соблюдать и целый ряд правил культурного
поведения на улице, в общественном месте: не выходить на улицу в неряшливом виде, не толкать
прохожих, вежливо пропускать вперёд старших, детей, женщин, в общественных местах не сорить,
не бегать, не шуметь, терпеливо придерживаться очередей, здороваться со знакомыми.
В школе учителя в самых разнообразных формах разъясняют ученикам значение этих правил в
жизни человека, но этого недостаточно, чтобы у детей возникли и укрепились необходимые
привычки правильного культурного поведения. Руководить практикой усвоения этих правил в семье,
пожалуй, проще. Надзор взрослых за ребёнком нужен до тех пор, пока хорошее поведение не станет
нормой.
Вера Алексеевна, мать школьника Гриши, увидела из окна, что её сын и два товарища усердно
рисуют что-то на стене соседнего дома. Она вышла и сказала строго:
- Гриша, сейчас же пойди и вынеси ведро с тряпкой!
Смывая своё «художество» со стены, Гриша на практике усвоил, что делать этого нельзя.
Педагогический прием, который даёт возможность убедить школьника на собственном опыте, что
его нехорошее поведение доставляет много огорчений, как правило, является очень эффективными в
воспитательной работе.
Постепенно с помощью взрослых дети к 10-12 годам усваивают основные правила культурного
поведения.
Многие родители скажут, что это всё пустяки и Славик с мамой, и Оля, которая любит поспать, и
«Здравствуйте». Что ребята вырастут и всё позабудется. Но, рассуждая так, они снова ошибутся: в
воспитании нет мелочей. Эту истину выражает поговорка: «Посейте поступок, поведение - пожнёте
привычку; посейте привычку пожнёте характер; посейте характер – пожнёте судьбу».
Может быть это громко сказано, но грубость и фальшь в поведении, вранье, встречаются на каждом
шагу. Что же сделать, как помочь, уберечь, ребёнка от всего этого. В первую очередь будьте сами
культурными, воспитанными людьми.
Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?»
Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно.
Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно
проблем воспитания.
Считайте только количества ответов «могу».
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
- Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
- Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
- Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребёнка?
- Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
- Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
- Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
- Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его
себе купить?
- Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок самая большая ценность в
вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением.
Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы
имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень
строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию
ребёнка.
Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка.
Вам не достаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью.
Советуем обратиться к психологам, специальной литературе.
В подростковом и старшем возрасте требования к культуре поведения возрастают. Теперь уже
родители вместе с учителями могут помочь своим старшим детям уяснить, что внешнее поведение
должно быть выражением его внутреннего мира, внутренней культуры. Сейчас принято отмечать
день престарелых людей.
Семиклассник Валера выделялся в классе исключительной воспитанностью. Был вежлив,
деликатно относился к учителям, имел хорошие манеры. Было предложено помочь одной старушке.
Согласились все, и только Валера заявил:
- С какой стати я пойду к какой-то старухе дрова рубить, мне и своих дел хватает.
И вся кажущаяся культура, выражающаяся в умении держать вилку, и учтиво раскланиваться,
спрятала в этом ещё очень маленьком человеке бессердечие, равнодушие к людям.
- Как же его научить уважать людей? В чём причина равнодушия? (высокое мнение, эгоист)
Метод убеждения, личный пример в сочетании с требовательностью и контролем вот путь
воспитания у подростков внутренней культуры. Не надо быть навязчивыми.
Сейчас в школе остро стоит вопрос культурного внешнего вида учащихся особенно подростков.
Одеваться красиво, к лицу это не значит одеваться дорого, вычурно. Нужного эффекта, можно
добиться простой скромностью и аккуратностью, сочетанием красок. Ведь культура человека
проявляется и в манере одеваться, говорить. Искажение этих манер воспитывает дурной вкус.
Бичом в семейном воспитании, является грубая, бранная речь взрослых. К сожалению, такую речь
можно слышать и от детей. Взрослые забывают, что зоркие, пытливые глаза детей всегда наблюдают
за ними. Дети замечают и воспринимают всё, чем занимаются взрослые, о чём и как говорят, какую
музыку слушают, какой образ жизни ведут. Именно под влиянием окружающей домашней
обстановки у них складываются первые представления о культуре поведения. Поэтому мы и
говорим: «Этот мальчик из культурной семьи, а эта девочка плохо воспитана». Просто в одной семье
родители дали возможность подростку раскрыться, найти себя в круговороте событий, сумели
понять, выслушать в то же время, вырабатывая ряд привычек, без которых ему не обойтись. Они
объяснили ему связь между поведением и его последствиями. Не делали его объектом постоянных
угроз. А другие жили, как в песенке:
Выбрось бумажки и мусор,
А то не получишь денег на танцы
Если не вымоешь пол,
Не танцевать тебе рок-Н-рол.
Ну, а что же делать, спрашивают родители, если у ребёнка в силу той или иной причины всё-таки
выработалась какая-то дурная манера? Можно ли её искоренить? Можно. Но только надо набраться
терпения и твёрдо помнить: «Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было
одновременного, хотя самого энергичного усилия над собой, тогда нетрудно было бы от неё
избавится… . Но в том то и беда, что привычка, устанавливается понемногу, и после
продолжительной борьбы с нею также в течение времени, искореняется».
Вы хотите, чтобы ваши дети были лучше вас, так не растите и не воспитывайте себе подобных, не
топчитесь на месте, дети это податливый материал, только нужны умелые руки мастера, будьте
этими мастерами.