Творческий проект "Творчество через содружество"

1
Управление образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-
юношеский центр г.Юрги»
Творчество через содружество
(Творческий проект)
Автор-составитель:
Ахметова Лариса Васильевна
методист МБУДО «ДЮЦ г. Юрги»
Юрга 2018
2
Содержание
1. Паспорт проекта…………………………………………....... 3
2. Пояснительная записка……………………………………… 5
3. Содержание проекта ……………………………… ……….. 7
4. Заключение ……………………………………….......... 14
5. Список используемой литературы и интернет-источников 15
3
Паспорт проекта
Наименование
проекта
Тип проекта
«Творчество через содружество», посредством
реализации мюзикла «Кошкин дом»
Творческий
Основание для
разработки проекта
Проект позволит сделать жизнь учащихся
интересной и содержательной, наполненной яркими
впечатлениями, интересными делами, радостью
творчества. Воспитание театром формирует
мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает
самостоятельное и творческое мышление. Это один
из наиболее коммерческих жанров театра.
Обусловлено это его массовостью, зрелищностью,
разнообразием тем для постановки,
неограниченностью в выборе средств выражения
для актеров.
Цель проекта:
Создание условий для развития творческой
активности детей в совместной деятельности, через
постановку мюзикла
Задачи проекта:
Раскрыть индивидуальные творческие способности
личности;
поддерживать стремление к самовыражению,
самореализации, самосовершенствованию;
формировать нравственно-эстетические качества и
адекватную самооценку учащихся;
способствовать развитию толерантных отношений в
детском коллективе.
4
Нормативная база:
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Концепция развития дополнительного образования
детей до 2020г.,распоряжение Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-
р г. Москва.
Сроки реализации
проекта:
Сентябрь 2016 – май 2017 года
Основные
исполнители
проекта:
Руководитель
проекта
- Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский
центр г. Юрги»
- педагоги дополнительного образования
театрального, вокального и танцевального
направления учреждения дополнительного
образования города Юрги.
Ахметова Лариса Васильевна, методист МБУДО
«ДЮЦ г. Юрги»
Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
проекта:
Повышение творческого потенциала личности
учащихся.
Развитие коммуникативных и организаторских
способностей.
Повышение самооценки через выступления
Улучшение творческой атмосферы в детском
коллективе.
Овладение навыками сценического искусства.
5
Пояснительная записка
Мир и человек в нем - нет сегодня в науке более актуальной темы, более
важной и более трудной проблемы. Какую бы сферу жизни мы не взяли,
повсюду главным действующим лицом является человек. Поэтому проблемы
самопознания и самовоспитания привлекают к себе взоры многих
исследователей, как в теоретическом, так и в практическом плане. Эти
проблемы очень взаимосвязаны, они предполагают друг друга в своем
решении. Ведь комплексное изучение человека сегодня это не просто дань
моде или увлечение. Оно продиктовано самой жизнью, уровнем развития
современного общества. Основываясь на комплексном знании о себе,
человеке, можно открыть в себе не выявленные способности, возможности и
реализовать их в своем развитии.
В своей работе мы, педагоги, столкнулись с проблемой–если ребенок
занимается танцами, то не хватает артистичности, если он артист то
хореографии и вокала, если он вокалист то сценического движения и
артистичности. Мы решили создать такой проект, который мог бы
объединить учащихся различных студий общей идеей и помочь им
комплексно развить недостающие навыки и способности.
Мюзикл наиболее точно отвечает поставленной проблеме. Здесь дети
и танцуют, и поют и играют на сцене. Занимаясь музыкой, вокалом,
хореографией, актерским мастерством, дети развивают в себе
коммуникабельность, трудолюбие, способность концентрироваться на
достижении поставленной цели и добиваться успеха, а иногда и терпеть
поражение.
В сочетании таких видов искусств как театр, вокал и танец ребенок
раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает
удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность
способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности,
творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить чувства,
переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Мюзикл как
6
вид театральной, вокальной и танцевальной деятельности в дополнительном
образовании, связан с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием
напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
- мотивирует на здоровый образ жизни через двигательную активность.
Поэтому, мы считаем, реализация проекта позволит сделать жизнь
наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими
впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель проекта.
Создание условий для развития творческой активности детей в совместной
деятельности, через постановку мюзикла.
Задачи:
-Раскрыть индивидуальные творческие способности личности;
-поддерживать стремление к самовыражению, самореализации,
самосовершенствованию;
-формировать нравственно-эстетические качества и адекватную самооценку
учащихся;
-способствовать развитию толерантных отношений в детском коллективе.
7
Содержание проекта
Мюзикл -музыкально-сценическое произведение, в котором
переплетаются: диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.
Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая
опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства
мюзикл долгое время не признавался. Это один из наиболее коммерческих
жанров театра. Обусловлено это его зрелищностью, разнообразием тем для
постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.
Мюзикл пришёл к нам из Америки в 60-е годы XXвека и быстро
полюбился зрителями различных возрастов и различных музыкальных
пристрастий. Ответить на вопрос что такое мюзикл и просто и сложно. В
современном понимании это драматическое произведение, в котором
содержание передается с помощью слитых в единое целое доступных
широкому зрителю музыки, песни и танца.
От других разновидностей драматических произведений для
музыкального театра (опера, оперетта, балет) мюзикл отличает в первую
очередь синтетичность: ни вокальные, ни танцевальные номера, ни
музыкальное сопровождение в мюзикле не являются самодостаточными
они лишь служат равноправными средствами передачи содержания.
Содержание (сюжет, образы действующих лиц, идейное содержание) играет
в мюзикле большую роль, поэтому мюзикл, в отличие от оперы и оперетты,
как правило, принято исполнять на языке, понятном зрителю. Также для
мюзикла не обычной является манера пения. Это скорее напевание,
восклицание, пение – шёпот.
Мюзикл не следует также смешивать с обычными драматическими
произведениями, в которые могут с разнообразными целями вводиться
вставные, служащие только для украшения вокальные и танцевальные
номера, не являющиеся частью сюжета и не раскрывающие характер
персонажей. В мюзикле, напротив, каждый вокальный и танцевальный номер
8
оказывается неотделим от сюжета и не может быть изъят из спектакля без
ущерба для смысла произведения в целом.
Мюзикл имеет несколько разновидностей.
- Мюзикл-опера разновидность, которая сочетает в единстве свойства и
признаки обоих жанров(«Иисус Христос- супер звезда» Ллойда Уэббера,
«Орфей и Эвридика» А. Журбина).
-Мюзикл-оперетта- жанр, сочетающий характерные черты оперетт и мюзикла
(«Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна ).
-Мюзикл-драма- жанр опирается на разговорный диалог («Трёхгрошовая
опера» Бертольда Брехта, муз. Курта Вайля). Мюзикл- обозрение –эстрадное
ревю, но скреплённое драматическим сюжетом: (к/ф «Весёлые ребята»)
Исаак Дунаевский. Наш мюзикл написан в этом жанре.
Основная идея проекта - идея развивающего обучения. Строя свою
образовательную работу, мы опирались на рекомендации таких авторов: Т.
Н. Караманенко, Т. И. Петрова, Н. Ф Сорокина, М. Д. Маханева, Н. А.
Ветлугина.
Методы и приемы, используемые в ходе реализации проекта:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное,
импровизация);
- экспериментирование;
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства
пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
9
Использование разнообразных средств: разнообразные виды театров,
костюмы, декорации, видео, наглядные иллюстрации сказок.
Принципы, используемые в работе над проектом:
- принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с
учетом индивидуальных возможностей ребенка - принятие и поддержка его
индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих
способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
- принцип системности - работа проводится систематически весь учебный
год. Образовательный процесс предполагает планирование тематических
циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
- принцип интеграции - содержание театрализованных игр взаимосвязаны с
пением и хореографией.
- принцип координации деятельности педагога театрального направления
согласован с деятельностью педагога по вокалу и педагога по хореографии.
- принцип возрастной адресованности - содержание деятельности
выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях
дополнительного образования - родители поддерживают форму работы с
детьми.
Вид проекта: групповой, интегрированный, информационно-практико-
ориентированный, средней продолжительности.
Состав участников: педагог по вокалу, педагог по хореографии, педагог
театрального направления, дети, занимающиеся в вокальной и театральной
студии, спортивно-бальными танцами.
Основная работа в ходе проекта проходит в форме непосредственной
образовательной деятельности, проведение которой предполагает 4
последовательных этапа:
1 этап знакомство с либретто. Дети смотрят представление «Кошкин
дом», которое им показывает педагог, используя презентацию РowerPoint.
10
Цель данного этапа: накопление детьми впечатлений и их мотивации к
театрализованной деятельности, анализ характера каждого персонажа.
2 этап – подготовка к представлению. Выполнение упражнений: на
развитие голоса и речи, на создание игрового образа, психологические игры,
игры на координацию речи и движений.
Цель этапа: развитие у детей сенсорной сферы, базовых психических
процессов, речи, голоса, выразительной пластики, творческих способностей.
3 этап – репетиции, игры-импровизации, этюды, тренинги.
Цель этапа: освоение элементов сценического действия, терминологии
сценического искусства, знакомство с некоторыми театральными
профессиями, пополнение словарного запаса, формирование грамотной речи.
4 этап выступление. Разучивание монологов, диалогов, песен,
разыгрывание сценок для постановки драматизации.
Цель этапа: дети учатся общаться со зрителем, осваивают «азбуку» культуры
поведения в театре, как зрителей, так и артистов, обучаются диалоговому
общению, чувству партнерства, учатся двигаться и ощущать пространство
«сцены» (по одному и в коллективе).
Проект рассчитан на детей среднего и младшего школьного возраста.
Предполагаемое количество участников спектакля – 20 детей.
Сроки реализации проекта.
1.Сентябрь - октябрь 2016 года подготовительный, начало работы над
проектом.
2.Ноябрь 2016 - апрель 2017 года – основной, работа над проектом.
3.Май 2017года – завершающий этап, подведение итогов.
Механизм реализации.
1.Создание творческой группы единомышленников, определение перспектив
работы.
2.Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное,
импровизация):
- экспериментирование, игры-драматизации;
11
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства
пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
План реализации проекта.
Этапы
Мероприятия
Первый
этап
сентябрь-
октябрь
2016 года
1. Создание творческой группы единомышленников,
определение перспектив работы.
2. Составление плана работы, выбор темы, определение
направления работы над проектом.
3. Вовлечение в игровую деятельность учащихся среднего
и младшего возраста.
Второй
этап ноябрь
2016-
апрель
2017 года
1. Просмотр спектаклей, выбор сценария для постановки
мюзикла.
2. Написание сценария, корректировка ролей, поиск
музыки для оформления мюзикла.
3. Оформление декораций, афиш, программок, деталей
костюмов.
Продолжение работы над накоплением репертуарного
материала, переделка текстов песен.
4. Проведение кастинга, распределение ролей в мюзикле.
5. Работа над реализацией проекта- мюзикла.
12
Третий
этап
Май
2017года
1. Презентация проекта.
2. Поиск площадок для выступлений и показов мюзикла.
3. Создание фото-видео архива выступлений.
4. Отображение деятельности направления в средствах
массовой информации, сотрудничество с редакцией
газеты «Новая газета».
Ожидаемые результаты работы:
По окончании реализации проекта ребята смогут чувствовать себя на
сцене раскованно, свободно. Должны будут грамотно применять знания
основ актерского мастерства, законы сценического действия. Ожидается, что
участники проекта смогут владеть элементами вокального мастерства,
основами начальной хореографии, актерской выразительностью, уметь
анализировать произведение. Дети научатся ориентироваться в этических
вопросах, будут стремиться к знаниям, ценить труд в коллективе. Дети
познакомятся с понятием "мюзикл как вид искусства", с правилами
поведения в музыкальном театре. У детей будут сформированы основные
навыки театрального мастерства: умение перевоплощаться, свободно и
раскрепощено общаться, уметь передавать характеры героев голосом,
движением. Разовьется сфера чувств, чуткость к сценическому искусству,
коммуникабельность, сплочение детского коллектива. Будет сформирована
выразительная, грамотная сценическая речь. Будут созданы условия для
саморазвития ребенка.
Данный проект рассчитан на развитие и становление у участников
следующих качеств:
повышение творческого потенциала личности учащихся;
развитие коммуникативных и организаторских способностей;
повышение самооценки, избавление от комплексов;
улучшение психологического климата в ученическом коллективе;
13
овладение навыками сценического искусства.
Обеспечение ресурсами.
Материально-техническая база:
1. Актовый зал МБУДО «Детско-юношеский центр г. Юрги»;
2. Театральный класс МБУДО «Детско-юношеский центр г. Юрги»;
3. Музыкальный класс МБУДО «Детско-юношеский центр г. Юрги»;
4. Танцевальный зал МБУДО «Детско-юношеский центр г. Юрги»;
Кадровое обеспечение:
-педагоги дополнительного образования художественной
направленности: Малясов А.Г., Гупал Е.Н., Ахметова Л.В.;
методист МБУДО «ДЮЦ г. Юрги» - руководитель городской базовой
площадки «Театральное искусство»
-костюмер;
-звукооператор, осветитель.
14
Заключение
Детский мюзикл является не только одной из эффективных моделей
сотрудничества детей и инновационной формой организации совместной
деятельности всех участников образовательного процесса. В сочетании таких
видов искусств как театр, вокал и танец ребенок раскрепощается, передает
свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности и
раскрывает свой внутренний потенциал и способности.
Премьера мюзикла «Кошкин дом» состоялась в мае 2017года. На нее
были приглашены родители, учащиеся творческих объединений ДЮЦ. В
постановке участвовали 20 детей. Премьера прошла удачно, вызвала
положительные эмоции у зрителей.
Идея и разработка проекта будет актуальна для педагогов
дополнительного образования вокального, театрального и хореографического
направления, музыкальных руководителей дошкольных учреждений и
учителей музыки начальной школы.
15
Список литературы
1. Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до
спектакля: Учеб.-метод. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Спб., 2002.
114 с.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и
др. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
3. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности:
Обзор программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2010. 128, с.
(Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») (6).
4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к
практике. М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с. (Приложение к журналу
«Управление ДОУ»). (5)
5. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учеб-метод. пособие по
театрализованной деятельности. Спб.: Изд-во «Музыкальная палитра»,
2008. 112с.: ил.
6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и
репертуар. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 160 с.: ил. (Театр и
дети).
Интернет-источники
1. http://festival.1
2. september.ru/articles/622353/
3. http://musicals.ru/main
4. http://musicals.ru/about_genre/dictionary/musical
5. http://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoetvorchestvo/2015/08/05/issledovatel
skiy-proekt-myuzikl
6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/14/pedagogicheskiy-proekt-
detskiy-8.myuzikl-kak-forma-sotrudnichestva-s