Презентация "Традиции и обряды ненцев"
Подписи к слайдам:
Традиции и обряды ненцев
Подготовила педагог дополнительного образования Лукьяненко Лариса Александровна
- (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.
- Делятся на две этнотерриториальные группы — тундровые и лесные.
- Тундровые ненцы являются крупностадными оленеводами (северный вариант скотоводческой экономики). Ведут кочевой образ жизни, осуществляя ежегодные перекочевки с оленьими стадами по системе: лето — северные тундры, зима — лесотундра.
- Культура лесных ненцев отличается слабым развитием оленеводства, которое представлено таежным, транспортным его вариантом, обеспечивающим промысловую ориентацию традиционной экономики.
- Ненцы
- Основная пища - мясо и рыба. Наиболее лакомым блюдом является мясо только что убитого оленя (наябарць).
- Поедание парного мяса является своего рода праздником. Каждый отрезает себе кусочек мяса ножом и, обмакнув его в еще теплую кровь, отправляет в рот.
- В туше оленя наиболее лакомыми считаются печень (мыд), почки (суик), дыхательное горло (хунго), язык (нямю), нижняя губа (пибтя), костный мозг (хэва).
- Чум (с ненецкого – «мя») имеет коническую форму, которая хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. Крутая поверхность чума является наиболее приемлемой, так как с поверхности чума снег скатывается легко, не задерживаясь.
- Поселением кочевых оленеводов являются круглогодичное подвижное стойбище, состоящее из нескольких чумов (1-5), у лесных ненцев стойбища сезонные.
- В комплект входит малица с капюшоном (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь), штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Для предохранения мездры, поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета – зуб медведя. В холодную погоду поверх малицы надевают совик – одежду с капюшоном, по покрою сходную с малицей, но сшитую мехом наружу.
- Женская одежда – распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее – стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками, и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. К сумочке для швейных принадлежностей, скроенной из шкурок со лбов оленей и богато украшенной орнаментом, прикрепляют игольник и маленький мешочек для наперстка
- Национальная сумка туцю Ненецкие сумки
- Мужская, женская и детская национальная одежда, украшенная узором
- Анимизм – вера в духов.
- Нум – дух неба, создатель всего живого, управляет Вселенной: сменами зимы, лета, теплом и холодом, ветром, бурями.
- Ежегодно весной и осенью ему приносили в жертву белого оленя на открытом и возвышенном месте. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток, и все несколько раз кланялись в этом же направлении.
- был важный для ненцев, сейчас сохраняется как воспоминание о том, что когда-то праздновали появление солнца после полярной зимы (январь), что соотносилось с Новым годом.
- Илебям пэртя – хозяин и даритель пушнины, дичи, зверя, хранитель оленьих стад.
- Ид ерв' – хозяин всей воды на земле (дословно «начальник воды»).
- Яха′ерв – хозяин данной реки.
- Сиив мин ерв – хозяин ветров.
- Ту′ хада – бабушка огня.
- Под землей, считалось, жил дух Нга - дух болезней и смерти.
- Чтобы избежать несчастий, для Нга приносили в жертву собаку или оленя. Жертвенное животное душили, поставив головой на запад. Обряд совершался на закате солнца.
- Под землей обитали мелкие злые духи нгылеко — источник болезней человека. Их отпугивали звоном колокольчиков и металлических подвесок на одежде.
- Объекты почитания - отдельные валуныв тундре, небольшие камни особой формы, включенные в состав домашних святынь.
- На Южном Ямале почиталась Пэ ерв не — хозяйка гор (Пэ — ненецкое название Урала). Когда ненцы кочевали в районе Уральских гор, они совершали жертвоприношения «хозяйке», чтобы та не посылала на них лавин.
- Это лиственница. Дерево увешивали подношениями — лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. Ее устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов — сядэй, кладут рога жертвенных оленей.
- Культовые места располагаются у лиственниц. Подобные культовые места могли быть родовыми либо семейными.
- Жертвоприношения на культовых местах считались наиболее эффективным способом умилостивить духов и добиться от них помощи людям.
- — покровителей хэхэ - деревянные фигурки или небольшие камни.
- Хранились покровители в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной нарте хэхэ хан (священная нарта). Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почетном месте — у стены, противоположной входу.
- Домашним покровителям за помощь во всех земных делах шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью. Пантеон домашних духов мог пополняться вещами, взятыми с культовых мест, вновь сделанными фигурками или найденными камнями необычной формы, а также предметами со старинных поселений.
- Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» - покровительницы женщин. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды.
- Ненцы изготавливали посмертное изображение нгытарма умершего главы семьи. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились, как о человеке и делали его через 7-10 лет после смерти главы семьи, хранили в течение нескольких поколений.
- Шаманов ненцы называют«тадебе», от глагола«тадебтесь»( заговорить, произнести, заклинание).
- По верованием ненцев, человек становился шаманом, если его избрали духи.
- шаманами становились люди исключительной, особой одаренности. Они выполняли функции народных целителей, педагогов, поэтов, артистов. Настоящие шаманы хорошо разбирились в психологии человека, а в своей практике умело пользовались секретами народной медицины, они являлись хранителями религиозно-филосовского мировоззрения народов Севера.
- Обряды проводил в форме камланий – это комплекс театрализованных культовых действий, объединяющих в себе слово, пение, иллюзион, гипноз, изобразительное искусство, сакральные ароматы, музыку.
- Обряды создавали видимость борьбы с несчастьями и бедами, время от времени обрушивавшимися на весь род или людей
- Обряды устраивались вечером, после захода солнца.
- Костюм шамана защищал его от злых духов и врагов из среды людей. Пояс символизирует доргу, подвески на нем обозначают духов-помощников.
- Важнейшим атрибутом шамана являлся его бубен (пензер). Он символизирует оленя, на котором шаман якобы ездит по земле, поднимается на небо или спускается в подземное царство.
- Двойник покидает тело после смерти человека и отправляется в мир мертвых, где находит своих ранее умерших родственников и живет рядом с ними.
- Двойники, сидянг, ведут такую же жизнь, как и на земле: охотятся, ловят рыбу, пасут оленей.
- Олени и собаки в загробном мире — это двойники умерших или забитых на земле животных.
- Загробный мир отличается от земного тем, что там все наоборот. День — там ночь, ночь — день, на нарты садятся с правой стороны, а не с левой.
- Двойник живет в загробном мире столько же, сколько человек прожил на земле. В этот период он может быть опасен для живых, так как способен утащить к себе их двойников и привести к новым смертям.
- Закончив жизнь в загробном мире, двойник умирает и превращается в жука, становясь совершенно безобидным.
- Похороны проходили на следующий день после смерти.
- Умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, затем тело оборачивали в кусок покрышки чума и перевязывали веревками.
- Выносили покойного не через вход, а приподняв покрышку чума сбоку. На кладбище везли на мужских нартах мужчину, на женских — женщину. Следом шли нарты с вещами для умершего и досками для гроба.
- Кладбище хальмер прежде имело родовую принадлежность, располагаясь на возвышенности на территориях летних кочевий рода.
- По прибытии на кладбище сооружали гроб (тин, пэмб), однотипный у всех ненцев. Он имел форму четырехугольного ящика из досок, скрепленных вертикальными и горизонтальными планками.
- Пара планок в головах фоба соединялась сверху поперечиной, на нее вешался колокольчик. В гроб клали личные веши умершего: топор, нож, миску с ложкой, трубку и т.п. Женщине клали скребок для шкур, швейные принадлежности, хозяйственную утварь.
- Все вещи предварительно портились, очевидно, чтобы привести их в соответствие с загробным миром, где все наоборот.
- После закрывания гроба рядом с могилой забивали оленей, на которых привезли умершего. Черепа оленей вешали на планки гроба, мясо ели сырым или варили тут же на костре. Раньше полагалось туши оленей оставлять у могилы нетронутыми, чтобы они полностью достались покойному.
- Рядом с гробом также оставляли опрокинутые нарты покойного.
- устраивались весной, пока не распустились листья. На кладбище убивали оленя, варили мясо на костре и несколько минут не начинали трапезу — паром угощались умершие.
- В обряде участвовали все родственники, находящиеся в данный момент поблизости. И посвящался он всем родичам, похороненным на этом кладбище.
- Вызывали умерших, позванивая в колокольчики на перекладинах. Могилы ни в коем случае не поправлялись, не подновлялись, что означало бы вмешательство в загробную жизнь, а виновник этого должен умереть.
- Культ оленя
- развит у потомственных оленеводов, обладателей самых больших в самодийском мире оленьих стад. Согласно старинным ненецким обычаям, олени белой масти считались священными. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо. Рога и уши белых оленей украшали красными лентами, на боках выстригали знак солнца или изображение духа огня. Олени белой масти считались принадлежащими Нуму — верховному божеству, создавшему, по представлениям самодийцев, землю и всех, кто ее населяет.
- Персонификация (олицетворение, от лат. persona – лицо, личность, facere – делать) изложения, когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется лаханако – словечко.
- Среди ненецких сказок (лаханако, вадако) есть сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Часто их персонажами выступают божества, духи – хозяева местностей. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах фольклора – преданиях, молитвах–заговорах, шаманских песнях.
Окружающий мир - еще материалы к урокам:
- Разработка урока по окружающему миру "Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Наша безопасность»"
- Презентация "Главные достопримечательности города Богородицка"
- Презентация по окружающему миру "Огород на окне"
- Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс на 2020-2021 учебный год УМК «Школа России»
- Технологическая карта урока "Пищеварительная система человека" 4 класс УМК «Начальная школа XXI века»
- Технологическая карта урока "Московский Кремль" 2 класс УМК «Школа России»