Внеклассное мероприятие "Традиции, обычаи и обряды телеутов с древности до современных времен" 3 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Краснинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Ленинск-Кузнецкого район Кемеровской области
Внеклассное мероприятие
" Традиции, обычаи и обряды телеутов
с древности до современных времен "
подготовила
воспитатель
Сулешко Татьяна Владимировна
С. Красное
2011
Внеклассное мероприятие
"Традиции, обычаи и обряды телеутов с
древности до современных времен"
Задачи:
1) Познакомить учащихся с загадками, пословицами, песнями, легендами телеутов –
коренных жителей города.
2) Дать представление о телеутских обычаях и обрядах.
3) Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение понимать смысл
пословиц.
4) Воспитывать уважительное отношение к прошлому и настоящему телеутов.
Форма проведения: путешествие.
Методы и приёмы: вовлечение в прошлое, встреча гостей,
сюжетно-ролевая игра (роли стражников, шамана, сватов),
вопросо-ответный метод,
использование загадок, пословиц, поговорок, песен,
опросно-ответная беседа,
использование музейных предметов,
выполнение письменного задания.
Ход занятия
Воспитатель: - Топот копыт, звон бубенцов… «Эгей!»- кожаным хлыстом по поджарому боку
скакуна. И только вперед, вперед к необъятным сибирским просторам. Шаман, подбрасывая что-
то в костер, произносит только ему одному понятные заклинанья и ударяет в бубен. Он просит
милости богов и их благословления. Гости приехали к нам в улус!!!
Так встречают Вас в Телеутской Землице. И обязательно не забудьте повязать ленточку на
березке, загадав при этом самое сокровенное желание. По древнему телеутскому поверью, оно
обязательно сбудется.
Стражники встречают гостей
I. Кто вы такие? И откуда? Зачем пожаловали в наш улус?
II. С какими помыслами проделали свой длинный путь? С добрыми или злыми?
I.Сейчас мы убедимся в правдивости ваших слов!
II и I стражник кричат: “Шаман, шаман! ”
Шаман вбегает, бьёт в бубен, обходит гостей, приговаривает “Гэй!”
Обойдя гостей, говорит стражникам: “Гости приехали к нам с миром. Хотят познакомиться
с местами наших поселений, с особенностями жилища, узнать традиции и обряды нашего
народа. Злых помыслов у гостей нет”
II. “Ну что ж, коль вы пришли с миром, добро пожаловать к нам в гости”. (Открывает
дверь)
Дети проходят на посиделки.
Ведущая.
Здравствуйте, добры - молодцы, красны девицы и дорогие гости. Добро пожаловать на
наши посиделки. Вы славно потрудились, учились в школе, а теперь можно отдохнуть:
делу время, потехе час. Сегодня мы поговорим о ритуалах, распространённых у телеутов.
Телеуты (самоназвание тадар, байат-пачат) — народ в России, традиционное место
проживания — юг Западной Сибири, (Кемеровская область).
Численность и расселение
Численность в РФ — 2650 человек (2002), из них в Кемеровской области — 2 534 чел.
Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около 2 тысяч человек живут в
сёлах Беково, Челухоево, Верховская, Шанда, Ново-Бачаты на территории Беловского и
Гурьевского районов Кемеровской области. Это так называемые «бачатские телеуты» по
рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби). Также телеуты живут в Новокузнецком
районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай.
Язык
Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы
алтайской языковой семьи как отдельный язык или, по другой классификации, является
диалектом южноалтайского (собственно алтайского) языка. В последнем случае
распространён не только в Кемеровской области, но и в Республике Алтай (Шебалинский
район вдоль рек Катунь и её притока реки Сема), Алтайском крае, Новосибирской
области.
Телеуты преимущественно являются сельскими жителями: почти 2 тыс. чел живут в
населенных пунктах Беково, Челухоево, Верховская, Шанда, Ново-Бачаты и др., на
территории Беловского (Беловский р-н, Бековский национальный сельсовет 1 194 чел - с.
Челухоево, д. Верховская, с. Беково), Гурьевского (Малосалаирский сельсовет - 35 чел.
разъезд 20 км., Раздольский с-с. - 252 чел., д. Шанда). и Новокузнецкого р-нов
Кемеровской области. Эту группу называют “бачатские телеуты” по месту основного
расположения телеутских улусов на берегах рек Большого и Малого Бачатов (Бачат -
левый приток Ини, впадающей в Обь. Сами себя телеуты называют, в зависимости от
ситуации, по-разному: теленгит при встрече с представителями других тюркоязычных
народов и общении с ними на “общетюрском” языке, телеуты - при ответе на вопрос о
своей национальности на русском языке, тадар - для обозначения себя и своего языка при
общении между собой на родном языке. Большая часть саяно-алтайских тюрков знает
телеутов под именем байат - пачат. От содержания “бесчисленных табунов” коней, овец,
крупного рогатого скота и верблюдов телеуты перешли к стойловому скотоводству и
пашенному земледелию. Основные хозяйственные занятия сочетались с
огородничеством, охотой, рыболовством, собирательством. Высокого уровня развития
достигли у телеутов некоторые промыслы: шитье, ткачество поясов, изготовление
кожаной обуви, кузнечество и ювелирное мастерство, плетение из кожаных сыромятных
ремней и др. Телеуты, проживающие в городах области заняты, в основном, низко
квалифицированным трудом и только 8 %, имеющих высшее и средне специальное
образование, заняты, в большей степени, в социальной сфере. Некогда богатый
телеутский фольклор сейчас в основном является достоянием государственных и частных
архивов. В своей памяти его хранят немногие пожилые телеуты - знатоки национальной
культуры. Лучше сохранились песенные жанры фольклора. Забвение фольклора не
кажется чем-то удивительным на фоне забвения родного языка: по данным 1979 г. даже
дома со своими детьми говорили по-телеутски лишь 56,1% человек. Традиционной верой
телеутов был шаманизм. В 1990 г. была образована Ассоциация телеутского народа “Эне-
Байат” (президент - Н.П.Тодышев), других общественных организаций у телеутов нет,
имеется только национальный-культурный центр “Тазылдар”, который сейчас находится в
стадии становления.
Воспитатель: К блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками
теста, луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или чесноком),
торгом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала и т.п., перевязанные тонкой
кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный
подшейный жир лошади, большие пельмени в форме полумесяца (пелмен), пироги, блины,
печенье, заимствованные у русских. Традиционными напитками и продуктами из молока можно
назвать айран, чегень, аракы (молочную водку), сыры, варенец, сметану и др.
Ремесло у телеутов носило домашний характер и было сосредоточено, в основном,
в руках женщин. Все производилось только для собственных нужд и лишь плетение сетей
и гончарное дело у жителей низовьев Мрассу к концу XIX века приобрело характер
кустарного промысла.
Наиболее развитым было ткачество. Основным сырьем для выработки нити служили
стебли конопли и крапивы. Готовый холст шел на изготовление всего набора одежды и
голенищ обуви. Части одежды сшивали кендырными нитями или сухожилиями марала.
Телеутские женщины умели прясть, ткать, шить одежду и с малолетства приучали
своих дочерей к рукоделию. Длинными зимними вечерами молодые женщины,
девушки, собирались группами, на посиделки, рассказывали сказки, пели песни.
Телеуты знают много загадок и загадывают их друг другу. Попробуйте и вы разгадать их.
1.На гору если поднимается - не устанет, в воду если войдёт - не захочет пить. (Лыжи)
2. На кривом дереве вода не держится. (Рога коровы)
3.Туда - истоптанное место, сюда - истоптанное место, посредине - словно железо,
гладкое место. (Порог)
4. На вершине золотого дерева золотая кукушка, распустив крылья, сидит. (Кедровая
шишка)
Ведущая: Молодцы ребята, отгадали все загадки. А вот послушайте телеутские
поговорки.
1. Спорить с холодом - не будет ушей, спорить с начальником - не будет головы.
2. Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится.
3. На светлое сколько ни намажешь сала, так же свет будет, дурному сколько добра ни
сделаешь, такой же дурной будет.
Но не только загадками и поговорками славились телеуты.
Старинные телеутские песни имеют глубокий смысл, вот перевод одной:
1 учащаяся:
Что есть лучшего у птицы - ястреба?
Перья двух крыльев - самое лучшее.
Что есть самого лучшего у грамотного человека?
Огонь его глаз - самое лучшее.
2 учащаяся:
По косогору чтобы ездить,
С широкими копытами конь нужен
Промеж народа чтоб ходить,
Большого ума человек нужен.
3 учащаяся:
В заросшей кустами тёмной тайге, что самое ценное?
Самое ценное - имеющий четыре копыта зверь.
Среди народа, что самое лучшее?
Самое лучшее - в суровой доле выросший человек.
Воспитатель: - У каждого народа были свои куклы, с которыми они играли, которым
поклонялись и относились как к божеству. У телеутов такие куклы называются эмегендер.
Существует старинная легенда. По преданию телеутов в прошлом был хан. Его маленькая
дочь любила играть куклами и ухаживала за ними как за маленькими детьми: кормила их,
одевала, укладывала спать, и даже пела им песни. Дочь быстро росла, вскоре её выдали
замуж и она уехала в другую землю, оставив дома всех кукол.
Прошло немного времени дочь заболела и ей приснился сон, что её куклы начали
разговаривать с ней, выказывать обиду за то, что она их бросила. Куклы просили её, чтобы
она их взяла и так же кормила и ухаживала за ними как прежде. Дочь рассказала
родителям свой сон, и они сразу привели её куклы, велев сшить им новую одежду,
приготовить саламат и накормить их. Она так и сделала. Вскоре дочь выздоровела. С тех
пор телеуты имеют кукол, кормят их и ухаживают за ними так как верят что они помогут
им в любой беде. Дочь, выходя замуж, брала кукол своей матери. К кукле матери
присоединялись куклы дочерей, невесток. Большое количество кукол можно заменить
одной или тремя, или двенадцатью. Старые куклы сжигали или уносили подальше от
дома, где подвешивали на дерево, так же старые куклы могли закапывать на кладбище на
могиле своего рода, головами в землю, чтобы они потеряли ориентир и не могли
возвратиться домой. Иногда их складывали на плотик из ивняка и отправляли вниз по
течению реки Бачат. Телеуты считали, если не брать эмегендер при выходе замуж, то во
время родов или женщина умрёт, или ребёнок родится слепым, а может быть даже
мёртвым.
Воспитатель: - А вот еще одна легенда, существовавшая среди телеутов, которая может
показаться интересной: «Ойроты проживали возле устья реки Иртыш зимой, а летом
откочёвывали к месту слияния Иртыша с Обью. Это была огромная территория, и на ней
правил Ойрот-Хан. У него было три сына: старший сын - Тамур-Сан, второй сын - Амур-Сан,
а третьим был Шуна-Батыр. Получив благословение отца, сыновья разъехались по всему
Алтаю, а сам Ойрот отправился к Телецкому озеру, и его обитель была построена при
слиянии двух рек - Башкаус и Чулышман. Когда все домочадцы устроились на новом
месте, Ойрот решил уйти в горы, и перед тем, как уйти, он обратился к людям: « …пройдёт
двенадцать поколений, и тогда я вернусь назад. Своих телеутов я узнаю по глазам.»
И вот теперь, как говорят телеуты (т.е. в 1934 году), прошло семь поколений со времени
его ухода. Из четырёх семей Ойрота только семья (сёк) Шуну остались на этих землях в
составе России, остальные разошлись по всей Сибири».
А в другой легенде говорится, что «Ойрот вернётся в год «улу» - дракона и девочка из сёка
Чагандыл первой встретит его. Так случилось, что приёмная дочь Чета Челпанова была
именно из этого сёка, и именно она первой встретила Ойрота.
Автором приводятся и другие легенды, связанные с Ойротом. Телеуты - бурханисты
сохранили легенды, связанные с Ойротом, и в ожидании его возвращения они не
перестают составлять новые легенды и песни о нём.
Аил - традиционное жилище алтайцев играет наиважнейшую роль в духовных традициях.
У входа в аил последователя Белой веры установлены берёза и деревянный столб для
совершения подношения духам (тагил). Некоторые телеуты оставляют фигурки животных,
сделанные из сырчика, после молебна на тагиле. К нему же в старину привязывали
лошадей. Рядом с аилом кроме этих атрибутов должна быть высокая палка с длинными
лентами. Внутри аила должны быть следующие старинные культовые предметы: висящий
торбажин, он состоит из ленточек (кайра)150-170 см. длиной. Важно, что они должны
быть двойными и светлых тонов. Довольно быстро они темнеют от дыма аила, но
выбрасывать их нельзя, можно добавлять новые. Кайра джаиха высоко почитаемы среди
последователей Белой веры. Практически их значение можно сравнить с иконой
христианства, а их отсутствие в аиле значит, что его обитатели не верят в духов Алтая, и
они не имеют защиты от злых, тёмных сил. Одной из главных функций джаиха является
то, что он способствует прибавлению скота в стаде хозяина, согласно вере людей, ведь
традиционно алтайцы – кочевники, и скот для них – это источник жизни. В Советское
время люди, имевшие кайра в аиле, старались спрятать их от глаз чужаков.
На вершине аила под дымовым кругом на берёзе устанавливается стрела, красочно
декорированная - для защиты обитателей аила. Каждый элемент, при этом, имеет строго
выверенное значение. Существуют специальные молитвы, посвящённые стреле защиты.
Иногда там ещё может быть модель колыбельки, если ожидается прибавление в семье.
Церемониальных предметов в аиле рядового бурханиста меньше, чем у того, кто
является ярлыкчи, т.е. ясновидящим целителем. Он совершает обряды очищения людей
и их жилищ с использованием горящего арчина (разновидность можжевельника),
кылыша - специального ножа, пера павлина, считающегося священным, возможно,
потому, что для Алтая - это далёкая, заморская птица. Для церемоний ярлыкчи заказывает
специальную одежду, украшенную ленточками.
Молебны проводятся на склоне горы, считающейся священной в данной местности.
Вначале устанавливают специальный «моргул», обращённый на восток и юг,
представляющий собой сооружение из камней, форма которого близка к форме куба.
Церемонии начинают с возжигания арчина, а затем брызгают молоко, часто кобылье.
Рядом должны быть установлены берёзы и высокие столбы (суме) с установленными
сверху фигурками, вырезанными из дерева. Здесь же привязываются кайра и стрела.
Главные моления происходят осенью и посвящаются Верховному духу Хозяина мира (Ак
Алтайдын еези), которого чаще называют Уч-Курбустан. Следующая важная молитва
посвящается джаиху, который обычно висит в аиле, представляя силу Уч-Курбустана, а
третья важная молитва – Такыру (Ок Такыр). Это молитва духу огня, так как огонь высоко
почитается в духовных традициях с древности.
Есть ежедневные молитвы, посвящённые духу огня, а осенью проводятся специальные
отдельные молебны. В этом случае огонь огораживают специальным барьером и на него
кладут фигурки животных, а также сделанные из сырчика столовые предметы. Этим
самым люди хотят показать духу огня, чего они просят, прежде всего, изобилия во всём.
Затем ведущий брызгает молоко (угощает огонь), в огонь льют топлёное масло. Ярлыкчи
ходит с молитвами вокруг огня. А в конце церемонии все сделанные из сырчика
предметы сжигаются в этом же огне.
Повсеместно проводятся поклонения духам гор, рек, земли, сопровождаемые
определёнными ритуалами, и во всех ритуалах используется молоко, сжигается арчин.
1 учащаяся: Я вам расскажу об особенностях телеутской свадьбы!
В прежние времена, как только родились дети, их родители не редко заключали между
собой договор о том, что через 12-15 лет их дети должны пожениться. Обычно такие
договоры заключались между богатыми родителями, так как они в состоянии были
делать дорогие подарки.
В XIX - начале XX века чаще невеста была старше жениха. Это объяснялось, прежде всего,
экономической стороной: нужен был работник в хозяйстве. Нередко в прошлом выходили
замуж и не знали за кого. Впервые невеста и жених видели друг друга на свадьбе. Всё
решали родители.
Свадьбу проводят тогда, когда всё готово. Поэтому после установления дня свадьбы и до
её проведения проходит несколько месяцев, которые уходят на подготовку свадьбы.
Умыкание или похищение невест было распространено. Так как высокий калым не
каждый жених мог уплатить, а если невесту похищали, то калым платить не нужно было, и
расходы на свадьбу резко сокращались. Если похищение происходит с согласия девушки,
то она сама выходит в определённое время и место. Если такой договорённости нет, то
стараются вызвать её на улицу обманным путём. После похищения невесту привозят в
дом жениха, или его родственников, после этого она автоматически становится его
женой. Поэтому девушка и её родители вынуждены соглашаться на брак. Похищение не
всегда бывает удачным. Если похитителей догоняли, то обычно их избивали кнутами,
отбирали девушку и привозили домой. Для жениха считалось величайшим позором, если
похищенная девушка отбиралась у него назад. Если девушка выходит замуж по своей
воле и с согласия родителей, то происходит сватовство.
Воспитатель: - Чтобы вы лучше всё запомнили, я предлагаю выполнить следующее
задание:
I. Отгадайте загадки
1) Сколько раз крутится, настолько и вырастает (Веретено).
2) Днем обручем, ночью змеёй. (Кушак).
3) Пустое стоит, полное ходит. (Обувь).
4) Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу- привечу! (Шапка).
5) Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой. (Решето).
II. Как понимаете смысл пословицы:
Плохой лошади - тысяча бичей, хорошей лошади - один бич. Плохому человеку - тысячу
слов, хорошему человеку - одно слово.
III. Головоломка “Не сядьте в лужу”:
Не сядьте в лужу! Чтоб не сесть,
Друзья мои, подумать надо
И мой кроссворд заполнить весь –
Задача для ума и взгляда!
В кроссворде нет согласных букв,
Поставьте их в пустые клетки.
На всё решенье - 5 минут,
А буквы нужные - на ветке.
Молодцы. С заданием справились все.
Воспитатель: А закончить наши посиделки хочется телеутской пословицей:
“Лошадиные копыта воду не выбирают, кости мужчины землю не выбирают. Дорога, по
которой будешь ходить, пусть будет чистой. А на сердце пусть будет легко”.
До свидания, до новых встреч!
Литература
Уманский А.П. Телеуты и русские в XVII-XVIII веках. М.: Наука, 1980.
Телеуты // Сибирь. Атлас Азиатской России — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн.
Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
Телеуты // Народы России. Атлас культур и религий — М.: Дизайн. Информация.
Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
Начальная школа - еще материалы к урокам:
- Презентация "Прямо в гости к человеку - поэту..." 4 класс
- Внеклассное мероприятие "Внимание, дорожный знак!" 1 класс
- Презентация к уроку: Раздел 5. Физика природы. Тепло. Электричество. Магнетизм (в контексте сквозной темы «Традиции и фольклор») Электричество
- Презентация "Хозяева неба"
- Презентация "Художник в цирке" 3 класс
- Презентация "Кубанское - значит качественное, кубанское - значит отличное" 4 класс