Презентация "Цветовая насыщенность в сказках А.С.Пушкина" 2 класс

Подписи к слайдам:
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Задонска
  • Цветовая насыщенность
  • в сказках А.С.Пушкина
  • Номинация «Медиа-проект»
  • Выполнила:
  • ученица 2-б класса МБОУ СОШ №2 Ковалёва Виктория Романовна, 8 лет Руководитель:
  • Кириллова Юлия Николаевна учитель начальных классов
Цель работы:
  • исследовать, какие цвета использовал А.С.Пушкин в своих сказках;
  • определить, что обозначает данный цвет в той или иной сказке;
  • доказать важную роль цвета в сказках
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • 1.Введение
  • 2.Цветовая насыщенность
  • -золотой цвет
  • -красный цвет
  • -белый цвет
  • -синий цвет
  • -чёрный цвет
  • -зелёный цвет
  • 3.Заключение, вывод
  • 4.Интернет ресурсы, литература
  • Введение
  • Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Сказки были
  • одним из любимых жанров Пушкина.
  • Он говорил: « Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Александр Сергеевич жил в пору процветания устной сказки.
  • В детстве он слушал сказки от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от няни и от дворового Никиты Козлова.
  • Поэта покоряла яркая образность речи Арины Родионовны, от неё он услышал многие пословицы, поговорки, прибаутки, народные поверья. Когда няня рассказывала ему сказки, он не только внимательно слушал их, но и записывал в отдельную
  • тетрадь. Позже на их основе он создал свои сказки.
  • 1830 г. "Сказка о попе и о работнике его Балде"
  • 1831 г. "Сказка о царе Салтане"
  • 1833 г. "Сказка о рыбаке и рыбке"
  • 1833 г. "Сказка о мёртвой царевне и семи
  • богатырях"
  • 1834 г. "Сказка о золотом петушке "
  • Введение
  • Александр Сергеевич Пушкин был первым русским
  • писателем, который обратил внимание на народное
  • творчество, показал людям, как богата сокровищница русского языка, он украсил народные сказки «Блеском своего таланта».
  • Внимательно прочитав сказки, я обратила внимание на то, что Пушкин редко употребляет слова, обозначающие цвета.
  • Цвета и их символическое обозначение пришло к нам из глубокой древности. Пушкин берёт у фольклорной традиции не только незначительное число красок , но и оценочно – качественную характеристику каждого цвета, он использует чистые тона, особенно преобладают три цвета – белый, золотой и красный.
  • Золотой цвет олицетворял счастье,
  • богатство, чистоту, мощь и величие
  • В устном народном творчестве особой силой обладает
  • золотой цвет.
  • Золото, его красочное сияние связано с поклонением
  • древних людей солнцу. Золотым предметам свойственно
  • возгорание и светоизлучение.
  • Золотой цвет он берёт во всех сказках.
  • Особенно этим цветом насыщена
  • «Сказка о царе Салтане».
  • «И останутся на бреге
  • Тридцать три богатыря,
  • В чешуе златой горя…»
  • «На знакомом острову
  • Чудо видят наяву:
  • Город новый, златоглавый.
  • Пристань с крепкою
  • заставой...»
  • «Белка песенки поёт
  • Да орешки всё грызёт,
  • А орешки не простые,
  • всё скорлупки золотые…»
  • «В колымагах золотых
  • Пышный двор встречает их…»
  • «Видит, весь сияя в злате,
  • Царь Салтан сидит в палате…»
  • Золотому цвету придаётся значение символа
  • царственности, могущества, благосостояния.
  • Отвечает золотая рыбка:
  • «Не печалься,
  • ступай себе с богом!
  • Будет вам новое корыто»
  • Вспомним и старуху
  • из «Сказки о рыбаке и рыбке».
  • «На руках золотые перстни
  • На ногах красные сапожки…»
  • Одним из постоянных образов связанных с золотым
  • цветом, является образ золотого яблочка.
  • «Сказка о мёртвой царевне
  • и семи богатырях».
  • «И к царевне наливное,
  • Молодое, золотое
  • Прямо яблочко летит…»
  • В значении фантастического, нечеловеческого
  • могущества, волшебства выступает золотой цвет,
  • который относится к животным.
  • Например, «Сказка о золотом петушке».
  • «Петушок мой золотой
  • Будет верный
  • сторож твой…»
  • Рассмотренные примеры говорят о популярности и
  • многозначности золотого цвета. Он помогает лучше
  • отразить мечты народа, его идеалы, веру в добрые силы.
  • Красный цвет-
  • жизнь, красота, огонь, яркость,
  • здоровье, плодородие, праздничность.
  • Красный цвет может играть как положительную роль,
  • так и отрицательную.
  • Он считался в народе самым лучшим, ярким, праздничным. На
  • праздники парни надевали вышитые красные рубахи, а девушки –
  • красные сарафаны и ленты. В сказках Пушкина красный цвет
  • представлен широко.
  • В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»
  • Входят семь богатырей,
  • Семь румяных усачей…»
  • «Но царевна всех милее,
  • Всех румяней и белее»
  • «И царевна к ним сошла,
  • Честь хозяям отдала,
  • В пояс низко поклонилась;
  • Закрасневшись, извинилась..».
  • « Коли красная девица
  • Будь нам милая сестрица…..»
  • «Здравствуй, красная девица,-
  • Говорит он, - будь царица….»
  • («Сказка о царе Салтане»)
  • («Сказка о мёртвой царевне»)
  • Отвечает месяц ясный:
  • «Не видал я девы красной»
  • Обладает красный цвет и
  • символом величия. Сочетание
  • Красно Солнышко взято из древней
  • поэзии и означает «мудрое»,
  • «любимое». Недаром Красным
  • Солнышком называли в Древней
  • Руси князя Владимира.
  • У Пушкина красно солнышко
  • тоже играет роль мудрого советчика:
  • К красну солнцу, наконец
  • Обратился молодец.
  • « Свет наш Солнышко!
  • Ты ходишь
  • Круглый год по небу, сводишь…»
  • Красный цвет
  • может нести в себе и значение
  • лжи, несчастья, смерти:
  • «Вдруг она, моя душа,
  • Пошатнулась не дыша,
  • Белы ручки опустила,
  • Плод румяный уронила…»
  • («Сказка о мертвой царевне»)
  • «Бродят кони их средь луга,
  • По притоптанной траве,
  • По кровавой мураве…»
  • («Сказка о золотом петушке»)
  • «Тот уж когти распустил,
  • Клёв кровавый навострил…»
  • («Сказка о царе Салтане»)
  • Народ любит красный цвет, верит в его символическую красоту. Эту веру передаёт и Пушкин в своих сказках.
  • Белый - вызывает ассоциации чистого, радостного, светлого, торжественного.
  • Пушкин очень часто использует белый цвет, также близкий фольклору.
  • В значении КРАСИВЫЙ:
  • «Правду молвить, молодица:
  • Высока, стройна, бела
  • И умом и всем взяла»
  • «Между тем росла, росла,
  • Поднялась и расцвела
  • Белолица, черноброва»
  • «Ты, конечно, спору нет;
  • Ты, царица, всех милее,
  • Всех румяней и белее…»
  • («Сказка о мёртвой царевне»)
  • «Князь царевну обнимает,
  • К белой груди прижимает…»
  • («Сказка о царе Салтане»)
  • В значении СИЯЮЩИЙ:
  • «Смотрит в поле, инда очи
  • Разболелись глядючи
  • С белой зори до ночи»
  • («Сказка о мёртвой царевне»)
  • В ПРЯМОМ значении:
  • «Глядь – поверх текущих вод
  • Лебедь белая плывёт…»
  • («Сказка о царе Салтане»)
  • Этот цвет Пушкин использует
  • и при описании города Гвидона:
  • «Стены с частыми зубцами,
  • И за белыми стенами
  • Блещут маковки церквей…»
  • И при описании терема из
  • «Сказки о рыбаке и рыбке»
  • «Перед ним изба со светёлкой,
  • С кирпичною, белёною трубою…»
  • Белый цвет - это цвет радости, благости и красоты.
  • Синий цвет- символ спокойствия, могущества,
  • молодости, скромности, возвышенности,
  • глубины морского простора.
  • Александр Сергеевич употребил этот цвет для обозначения неба и моря.
  • «Ветер, ветер! Ты могуч,
  • Ты гоняешь стаи туч,
  • Ты волнуешь сине море …»
  • («Сказка о мёртвой царевне»)
  • «Князь у синя моря ходит,
  • С синя моря глаз не сводит…»
  • «В синем небе звёзды блещут,
  • В синем море волны хлещут…»
  • («Сказка о царе Салтане»)
  • Чёрный цвет – горе, печаль, несчастье.
  • «Не хочу быть чёрной
  • крестьянкой, Хочу быть столбовою
  • дворянкой».
  • («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • «Видит, на море чёрная
  • буря:
  • Так и вздулись сердитые
  • волны,
  • Так и ходят,
  • так воем и воют.»
  • («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • «Делать нечего. Она,
  • Чёрной зависти полна,
  • Бросив зеркальце под лавку,
  • Позвала к себе Чернавку»
  • («Сказка о мёртвой царевне»)
  • «Белолица, черноброва,
  • Нраву кроткого такого.
  • И жених сыскался ей,
  • Королевич Елисей.»
  • («Сказка о мёртвой царевне»)
  • Зелёный цвет – свежесть, молодость,
  • тайность.
  • «От зелёного вина
  • Отрекалася она;
  • Пирожок лишь разломила,
  • Да кусочек прикусила»
  • («Сказка о мёртвой царевне
  • и семи богатырях»)
  • «Ты прекрасна, спору нет;
  • Но живёт без всякой славы, 
  • Средь зелёныя дубравы,
  • У семи богатырей
  • Та, что всё ж тебя милей»
  • («Сказка о мёртвой царевне
  • и семи богатырях»)
  • «Мать и сын теперь
  • на воле;
  • Видят холм
  • в широком поле;
  • Море синее кругом,
  • Дуб зелёный 
  • над холмом.»
  • («Сказка о царе Салтане»)
  • В ходе своей работы я узнала, что по насыщенности красками сказки Пушкина занимают одно из первых мест во всей русской литературе.
Вывод
  • ***Цветовая насыщенность в сказках А.С. Пушкина придаёт разные чувства: и грусти, и радости.
  • ***Каждый цвет, кроме своего основного, имеет и другое значение.
  • ***Цвет помогает ярче охарактеризовать сказочных героев.
Заключение
  • Рассматривая значение цветовой лексики на примере сказок
  • А.С. Пушкина, мы встречаемся с зелёным дубом, красным солнышком, синим морем, белой лебедью, румяной красной девицей, белой зарёй. Все эти фразеологизмы создали неотразимый народно-цветовой колорит пушкинских сказок. Цветовая насыщенность является своеобразным ключом сюжетного действия сказок, придавая им разные оттенки – грусти, радости, тревоги, смятения.
  • Цвет в творчестве А.С.Пушкина – лишь один из элементов образности. Цветовой колорит у Пушкина неразрывно связан с героями его произведений, выступая в качестве необходимого символа.
  • Заключение
Литература, интернет ресурсы
  • 1.Пушкин А.С. Сказки. – М., Детская литература, 1993 г.
  • 2.Пушкин А.С. Избранные сочинения. – М., Художественная литература 1990 г.
  • 3.Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М., Просвещение, 1989 г.
  • 4.Русские народные сказки. – М., Детская литература, 1987 г.
  • 5.Русские писатели. Библиографический словарь. – М., Просвещение, 1990 г.
  • http://www.google.ru – фото, картинки сказок