Исследовательский проект "Страшно интересно!"

Подписи к слайдам:

Страшно интересно!

учеников 1, 2 и 3 класса

ОАНО «Центр Образования «Утро»

Гиганова Захара, Орлова Дмитрия и Козловой Арины, Низьев Георгий

Руководитель :

Фекличева Наталья Борисовна,

Скворцова Нина Мифодьевна

Исследовательский проект по литературе

Сказка - самый любимый и популярный жанр фольклора. На протяжении многих веков она передавалась из поколения в поколение, сначала устно, а потом письменно, поражая слушателей своим сказочным, фантастическим миром.

Актуальность

обусловлена потребностью восполнить пробелы, связанные с недостаточными знаниями о реальном происхождении сказочных злодеев русских народных сказок.

Гипотеза:

Предположим, что у отрицательных героев русских народных сказок Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча были положительные прототипы.

Цель:

  • доказать, что у злодеев русских народных сказок были положительные прототипы.
  • Задачи:

  • - изучить дополнительную литературу и источники по данной теме;
  • - провести исследование прототипов Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;
  • - нарисовать персонажей, изготовить поделки;
  • - подготовить презентацию, сообщения о том, что нового узнали о персонажах;
  • - выяснить причины, по которым положительные герои превратились
  • в злодеев.

Методы исследования:

  • работа с информационными источниками
  • анализ и обобщение информации,
  • теоретический анализ прообразов сказочных героев;
  • проведение аналогии между отрицательными персонажами русских народных сказок и их прообразами;
  • опрос по теме работы среди учащихся. 
  • Объектом исследования:

    являются русские народные сказки, статьи о происхождении сказочных героев.

    Предметом исследования:

    являются сказочные злодеи: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, леший, кикимора, домовой.

Введение

Слово «сказка» в его современном смысле в России появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» – рассказывать). Сказки на Руси известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай.

- Жили-были у самого синего моря…

- Жили-были Дед и Баба…

- Жил-был царь …

Баба Яга.

Безобразная, кровожадная и беспощадная, эта Баба Яга! Кто не испугается сгорбленной старухи с горящими глазами и вздыбленными волосами? Сердце замирает, когда видишь ее на картинке. И откуда она только взялась?

В ходе нашего исследования выяснилось, что Баба Яга, Ягиня – очень древний мифологический персонаж, который со временем переместился из мифа в сказку. Мы нашли несколько версий происхождения образа Бабы Яги, о которых сейчас вам расскажем.

Первая версия

- прекрасная богиня Буря Яга.

«…..и охотился Велес на Вепря. И поднял на клыки Велеса мощный Вепрь… погиб тогда Велес…Его кровушка потекла рекой. Не смогла пережить Яга такой потери, и тогда вдова Велеса от печали стала ведьмой Ягою, и отправилась в царство Тёмное, и на веке там поселилась…». (Славянская мифология, «Повесть временных лет»).

Вторая версия

Жила на Руси покровительница детей-сирот, прекрасная, молодая, добросердечная, почитаемая всеми Йогиня-матушка, которая объезжала на огненной колеснице землю и собирала повсюду несчастных, беспризорных детей-сирот, называли ее Йогой Златой ногой.

Третья версия

Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Четвертая версия

Бабы-Яги (самый распространенный в настоящее время) – это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняет ее пестом и заметает следы метлой.

Пятая версия

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. С языка коми «яг» переводится как «сосновый лес» или «бор», а слово «баба» обозначает женщину. Следовательно, Баба-Яга – это лесная женщина.

"лабаз", или "чамья", – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся "к лесу задом, к путнику передом", чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.

Шестая версия

Знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги в Индии.

ЛЮДОЕДКА ИЗ АФРИКИ

А вот что думает о происхождении Бабы-яги писатель

Г. Климов. В своей книге «Имя моё — легион», изданной практически во всех европейских странах и сразу же ставшей бестселлером, он мимоходом касается и происхождения этой русской старушки.

Оказывается, Баба-яга из русских сказок жила совсем не в России, а... в Центральной Африке.

Седьмая версия

Восьмая версия

Другой учёный Ю. Росциус предполагает, что сказки о Бабе Яге – это не что иное, как доказательство визита на Землю в далеком прошлом космических кораблей.

Итак,

живет Баба-Яга в лесу, летает она в ступе. Занимается колдовством

Ей помогают гуси-лебеди, красный, черный кот, всадники, ворон.

Исследователи выделяют три подвида Бабы-Яги:

  • Воительница
  • (в сражении с ней герой переходит на новый уровень)

2. Дарительница

(она вручает своим гостям волшебные предметы)

3. Похитительница

детей

Гриша

Козлова Арина

Ко/ащей Бессмертный.

В словаре В.Д. Даля имя Кащей производится от глагола "кастить" — вредить, пакостить: "вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая измождённого непомерно худобою человека".

В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») - сухой, тощий, худой телом – и стоит в родстве со словом «кость».. В современном русском языке сохранились слова «кощунствовать» – творить зло и «костерить» – ругать.

Первая версия

Кощей Бессмертный – хранитель Царства мёртвых, сын Матери Сырой Земли.

Почему смерть Кащея – в яйце?

Смерть Кощея спрятана так далеко, что его называют бессмертным. «На море-океане, на острове Буяне стоит дуб, на дубу – сук, на суку – сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце иглы – смерть Кощея». Много добрых молодцев сгинуло, добывая смерть кощееву.

Игла является в народной культуре славян предметом-оберегом и одновременно орудием порчи. Она находится в яйце, а яйцо практически у всех народов мира символ зарождения жизни.

Вторая версия

Демон зимы в народных сказаниях нередко предстает

в образе старого, костлявого, безобразного колдуна.

Третья версия

Одно из первых славянских племен – древляне (жившие в лесах) имели обычай хоронить своих сородичей в священном лесу, подвешивая на веревках (цепях) на деревьях. И так, иноземец, зашедший в такой лес и увидевший подвешенные на деревьях скелеты воспринимали их как страшную нечисть, способную причинить вред путнику.

Четвертая версия

Высокий, худой, с очень длинными руками, без волос на голове и с серым цветом кожи старик. Кстати, по свидетельству некоторых историков, он как две капли вода похож на инопланетянина, некогда жившего на Земле.

Пятая версия

Кроме всего этого, существует еще одна малоизвестная сказка

«Про Кощея - богатыря».

«Марья Моревна» Художник Анатолий Елисеев.

Кощей и кочегар

Интересна версия о санскритском слове «kocagara», означающем "хранитель казны"

(помните, у А.С.Пушкина: " Там царь Кощей над златом чахнет…").

Гоша

Ильин Павел

Дракон и Змей Горыныч

СЛОВО «ДРАКОН» РОДИЛОСЬ В ГРЕЦИИ

Тифон, стоглавый гигантский дракон, рожденный богиней- землей Геей и божеством хаоса Тартаром. Тифон мог выпускать огонь, но несколько нестандартным образом – через глаза. 

В Библии встречаются упоминания о драконах. В первую очередь стоит отметить Левиафана дракон Апокалипсиса.

Змей Горыныч — в русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3,6,9 или 12 головами.

Первая версия

В словаре В.И.Даля читаем: «Горыня - сказочный богатырь и великанище, который горами качает.

Вторая версия

Другое представление Змей Горыныч – это природное явление, смерч.

Третья версия

Во время нападения на Русь варягов один из викингов устроил себе разбойничье гнездо на реке Горынь, обнеся его частоколом, совершал жестокие расправы над славянами, сжигая деревни и уводя русских девушек в плен. Именно за кровожадность его и прозвали Змеем.

Исследуя различные точки зрения ученых, мы пришли к выводу, что, скорее всего, отчество Горыныч произошло от слова «гореть», а его способность к «изрыганию» огня относят к изобретению пороха китайцами, священным животным у которых является дракон. Татаро-монголы, позаимствовав секреты изготовления пороха, снарядов из него и метательных машин у китайцев, пришли войной на Русь.

Четвертая версия

Пятая версия

Ученые-биологи отыскали в лесах жука-бомбардира, который выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов, причем состав ее близок к современному ракетному топливу.

Кудыкина гора - природный парк чудес, расположенный на берегу Дона в Липецкой области

Гиганов Захар

Шайтан

Вася

Боголюбский Миша

Орлов Дмитрий

Боткин Егор

Гоша

Тайны русских болот

или кто такие кикиморы?

В восточнославянской мифологии злой дух дома, жена домового или лешего. Другое название — шишимора. Исследователи  фольклора считают,  что  Кикимора и Шишимора — сложные слова, происходят от слов "кикать", "кыкать" — кричать, пищать, издавать резкие звуки, если говорят о птицах, или плакать, причитать, если говорят о людях.

Другое толкование от слова "кика" — женский головной убор с рогами; "шиш", "шишко" — черт, нечистый дух. Вторая часть слова, "мара" или "мора", означает привидение, дьявольское наваждение.

КИКИ-МОРА

ШИШИ-МОРА

Кикимора – это маленькая старуха с большими ступнями, ее волосы растрепаны, а одежда сплетена из водорослей.

С виду кикимора тоненькая, маленькая, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки.

Крадучись, пробирается кикимора в крестьянскую избу и поселяется за печкой. Отсюда и выходит она по ночам, чтобы проказить.

Кикимора домашняя

Кикимору мог подселить колдун, или даже плотник, строивший жилье.

В древности славяне верили, что Домовой обязательно живет в каждом доме, в каждом семействе.

Домовой

банник

хлевник

Власть домового распространялась на весь крестьянский двор со множеством хозяйственных построек. Часть его обязанностей за пределами жилого дома исполняли специальные духи.

Помощники Домового

История происхождения сказочного героя берет начало в славянской мифологии, согласно которой каждый уголок в этом мире имел собственного хозяина. Леший хозяйничал в лесу. Существо подчинялось мудрому богу-оборотню Велесу и было наделено неограниченной властью над лесными угодьями. Причем в каждой отдельно взятой чащобе жил свой хозяин, который строго наказывал людей за нарушение правил пребывания в лесу.

Леший

Как выглядит леший, никто не имел ни малейшего понятия, потому как увидеть существо невозможно.

Житель дремучих чащоб способен легко менять облик и рост: то он выше деревьев, то ниже травы. Умеет меняться, превращаясь в растения, животного, стихию (сильный ветер), духа или человека.

Однако смотритель леса не такой безобидный.

Поверья и обычаи

Образ лешего за долгие годы успел обрасти поверьями. Заходя в лес, гость обязан попросить разрешение на охоту и собирание ягод и грибов. Если даров природы оказалось много, следует, возвращаясь домой, сказать «спасибо» лешему за помощь.

Леший не переносит соль и боится огня.

Боголюбский Миша

Посланчик Егор

Фатеев Игорь

Козлова Арина

Козлова Арина

Музей «Дом сказок "Жили-были»

Заключение.

Таким образом, изучив происхождение отрицательных героев русских народных сказок мы пришли к выводу, что все эти герои появились в сказках не случайно, они являются героями мифов древних славян. В своём проекте мы постарались раскрыть их возникновение и объяснить их имена.

В ходе исследования по данной теме, мы решили ряд задач:

• изучили дополнительную литературу и источники по данной теме;

• провели исследование прообразов Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;

• выяснили причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.

Список использованной литературы

1. Родословная Кощея Бессмертного/http://www.fanbio.ru/mif/84-2010-03-26-10-25-56.html

2. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Астрель, 2010

3. В.Н.Демин. Когда Кощей был «кочегаром». - М.: Литература, 2003

4. А.Аливердиев. Баба-Яга. – Красногорск: Звездная дорога, 2000.

5. С. Казиник. Баба Яга – кто это?/ http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48286/

6.И.Мельник. Почему Баба Яга и Змей Горыныч превратились в отрицательных персонажей?/http://www.bolshoyvopros.ru/questions/103658-pochemu-baba-jaga-i-zmej-gorynych-prevratilis-v-otricatelnyh-personazhej.html

7. Семь фактов о Кощее Бессмертном/http://russian7.ru/2012/11/7-faktov-o-koshhee-bessmertno

Спасибо за внимание!