Программа внеурочной деятельности "Карусель"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тольяттинская средняя общеобразовательная школа»
Самарской области
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Карусель»
Тип программы - авторская
Направление - общекультурное
Возраст обучающихся – 6-13лет
Срок реализации – 4 года
Подготовила
Купцова Ирина Григорьевна
учитель начальных классов
г.о. Тольятти
2013 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Карусель», составлена на основе программы
«Хореография» автор-составитель Л.Н. Михеева. - Москва: «Просвещение» - 2010 и входит в
общекультурное направление внеурочной деятельности. Она рассчитана на детей 6-13 лет.
Занятия проводятся в игровой форме во внеурочное время один раз в неделю, для детей первого
года обучения, что составляет 34 часа за учебный год, и два раза в неделю для детей второго,
третьего и четвёртого года обучения, что составляет 68 часов за учебный год.
Статус документа:
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к
программам дополнительного образования (письмо Минобрнауки РФ от
11.12.2006г. № 06 - 1844)
Данная программа предполагает изучение следующих тематических разделов:
1. Тектоник
2. Комплекс растягивающих упражнений
3. Игровой stretching.
4. Ритмика
5. Детская полька
6. Основы классического танца
7. Основы русского народного танца
8. Постановка танцевальных номеров
9. Концертная и конкурсная деятельность
В связи с все возрастающим интересом к танцевальному искусству, а также в потребности к
музыкально-пластическим занятиям возникла необходимость в разработке и внедрении
программы «Карусель», которая представляет собой начальную ступень в формировании
творческой личности.
Новизна программы. Программа имеет следующие отличительные особенности: добавлены
тематические разделы «Тектоник», «Stretching», «Детская полька», «Постановка танцевальных
номеров», « Концертная и конкурсная деятельность».
Программа является интегрированной, изучение материалов программы носит
циклический характер, т.е. каждый блок изучается в течение двух лет.
Актуальность данной программы
Хореография - искусство, любимое детьми. Потребность в музыкально-пластических
занятиях ощущается уже с раннего возраста, когда психофизический аппарат ребёнка не только
наиболее предрасположен для данного рода занятий, но и нуждается в них. Младшие
школьники особо нуждаются в таких занятиях. Из-за дефицита двигательной активности
нарушается осанка, ухудшается зрение, деятельность сердечнососудистой и дыхательной
систем, нарушается обмен веществ, снижается иммунитет.
Занятия хореографией способствуют устранению физических недостатков,
вырабатывают правильную и красивую осанку, развивают координацию, формируют
двигательные умения и навыки, развивают такие психические процессы, как память, внимание,
волю, творческое воображение и фантазию.
Как и всякое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое
удовлетворение. Танцующий человек испытывает неповторимые ощущения от свободы и
лёгкости своих движений, от умения владеть своим телом. Всё это само по себе уже служит
источником эстетического удовлетворения.
Насыщая жизнь детей деятельным и осознанным танцевальным творчеством, во главу
всей педагогической деятельности ставится тезис: «Мы формируем человека, способного
понять и художественно осмыслить современный мир».
Принципы организации образовательного процесса.
Принцип доступности и индивидуальности.
Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей
ребенка, и в связи с этим – определение посильных для него занятий. Оптимальная мера
доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка и степени
трудности задания. Доступность не предполагает отсутствие трудностей, а наоборот,
возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий
ребенка.
Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность
усложнения заданий. Практически это достигает правильным распределением
материала на занятиях. В связи с этим, следует отметить целесообразность использования
подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков.
Индивидуализация представляет собой учет индивидуальных особенностей
ребенка. У каждого ребенка имеются своеобразные функциональные возможности,
поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно
реагирует на физическую нагрузку.
Задача принципа индивидуализации состоит в том, чтобы улучшить врожденные
способности, задатки ребенка.
Принцип постепенного повышения требований.
Основные условия этого принципа заключаются в постановке перед ребенком и
выполнения им все более трудных новых заданий; в постепенном увеличении объема и
интенсивности нагрузок. Повышение требований приводит к положительным
результатам, когда связанные с ними нагрузки посильны ребенку, не превышают
функциональных возможностей организма (соответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям).
Обязательным условием также являются последовательное регулярность,
чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям,
должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и
адаптации организма к нагрузка
Принцип систематичности.
Этот принцип - один из ведущих. Систематичность заключаете в непрерывности и
регулярности. При прекращении систематических занятий, их перерыве, наблюдается
снижение уже достигнутого уровня возможностей
Занятия хореографией дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и
регулярной работе.
Принцип сознательности и активности
В процессе обучения чрезвычайно важно опираться на сознательнее и активное
отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная активная деятельность
ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию.
Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как
нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.
Принцип повторности материала.
Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных
навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип.
Для эффективности повторения необходима такая система, при которой усвоенное
сочетается с новым, т.е. когда процесс повторения имеет характер вариативности.
Изменение упражнения, разнообразие методов и приемов их выполнения вызывает у
детей внимание, интерес, положительные эмоции.
Принцип наглядности.
При разучивании новых движений принцип наглядности осуществляется путем
безукоризненного практического показа движений педагогом.
Но если при демонстрации нового упражнения главную роль играет зрительный
анализатор, то в заключительной стадии эта роль принадлежит двигательному. В
процессе совершенствования двигательных навыков усиливается взаимодействие
различных органов чувств, сочетающихся в единый "комплексный" анализатор.
Целью данного учебного курса является развитие мотивации личности ребенка к
творчеству, физическому и психологическому совершенствованию средствами хореографии.
Образовательная цель заключается в формировании основам творческой деятельности, и
в приобретении знаний истории танца и тенденциям развития танцевальной культуры
Воспитательная цель предполагает воспитание интереса к изучению танца,
формирование у детей умения коллективно решать поставленные задачи.
Развивающая цель предполагает развитие и совершенствование чувство ритма, темпа,
исполнительских навыков в танце, художественно-творческих способностей и художественного
вкуса, а также формирование навыков межличностного общения.
Задача курса – развить коммуникативную культуру школьников, расширить и обогатить
их жизненный опыт в новом контексте общения, сформировать интерес к русской культуре
средствами хореографии.
Личностные универсальные учебные действия - сформировать единый, целостный образ
мира при разнообразии культур, уважение истории и культуры всех народов, развитие
толерантности.
Познавательные универсальные учебные действия - дети учатся осознанно выполнять
танцевальные движения, выделять акцентом сильную долю, делать несложный ритмический
рисунок.
Регулятивные универсальные учебные действия – умение осуществлять действие по
образцу и заданному правилу, видеть свою ошибку и исправлять ее по указанию взрослого,
сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные универсальные учебные действия – умение задавать вопросы и
отвечать на них, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь.
Результатом обучения и развития детей по данной программе является выразительность и
грамотность исполнения танцевальных композиций, умение контролировать и координировать
свои движения, сопереживать и чувствовать музыку.
Учебно-тематический план
№п/п
Год обучения
Темы
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
Кол-во часов
Кол-во часов
Кол-во часов
Кол-во часов
всего
теория
практика
всего
теория
практика
всего
теория
практика
всего
теория
практика
1
Тектоник
4
1
3
8
2
6
10
2
8
10
2
8
2
Комплекс
растягивающих
упражнений
10
3
7
10
3
7
3
Игровой stretching.
6
2
4
6
2
4
4
Ритмика
15
3
12
12
1
11
5
Детская полька.
4
1
3
6
Основы классического
танца
3
1
2
12
2
10
12
2
10
12
2
10
7
Основы русского
народного танца
10
3
7
12
3
9
12
3
9
8
Постановка
танцевальных номеров
2
1
1
16
2
14
16
2
14
16
2
14
9
Концертная и
конкурсная
деятельность
4
2
2
8
2
6
8
2
6
Итого
34
9
25
68
14
54
68
14
54
68
14
54
Содержание
1 год обучения
Темы
Цели и задачи
Содержание
Тектоник:
«ножницы»,
«солнышко», «домик»,
«часики», «волна»,
«парта», «салют»,
«зеркало», «вертушка»,
«кольца».
Создать эмоциональный
настрой в начале занятия,
формировать атмосферу
положительных эмоций,
развивать физическую
активность.
Базовые разминочные упражнения для
шеи, рук, плеч, ног
Пассивные упражнения:
встряхивание, вибрация, расслабление
Игровой stretching:
«птенчик», «бабочка»,
«карандаши», «цапля»,
«моржи», «лодочка».
Использовать принцип
прогрессирующего
нагружения, постепенно и
методично увеличивать
растягивающую нагрузку
улучшающую гибкость и
амплитуду движения в
суставах. После занятия
восстановить эластичность
мышц.
Разминочные растягивающие
упражнения: упражнения для шеи, плеч,
рук, позвоночника, упражнения для
икроножных мышц и мышц стопы
Упражнения для наружной, внутренней
и передней поверхности бедра,
упражнения для мышц спины.
Ритмика.
«Весёлый поезд».
Развивать музыкальный
слух, чувства ритма, учить
понимать характер
мелодии, развивать
абстрактное мышление,
творческое воображения
Групповые игры для развития ритма,
музыкального слуха: «Давайте
поздороваемся», «Назови своё имя»,
«Слушай хлопки».
Танец-импровизация: «поэтический
образ», «эхо», «на что похоже?» Песни-
инсценировки: «лягушонок» «воробей»,
«осминожки», «сапожки».
Детская полька.
Формировать устойчивое,
заинтересованное
отношение к уроку, следить
за точностью исполнения
Шаг с подскоки, переступания, подъем
на полупальцы, поворот на 90 градусов,
полный поворот на 360 градусов, па
польки по 6 позиции, шаг-приставка
вперёд, па польки в повороте.
Основные положения в паре и
соединения рук
Основы классического
танца
(экзерсис у станка)
Развивать элементарные
навыки координации
движений, помогать
приобретать устойчивость
корпуса (апломб), развивать
технику исполнения
Постановка корпуса, положения рук на
палке, позиции ног, рук, головы.
Demi-plie, battements tendus c 1 позиции,
releve на полупальцах.
Упражнения для рук .
Постановка
танцевальных номеров
«Барбарики», «Лето»
Прививать навыки
актёрской выразительности
Танцевальные номера на основе
пройденного материала
2 год обучения
Темы
Цели и задачи
Содержание
Тектоник:
«пингвины», «вертолёт»,
«расчёска», «мельница»,
«колодец».
Учить активно напрягать и
расслаблять мышцы рук и
ног, укреплять все группы
мыщц, учить пользоваться
дыхательным аппаратом, за
счёт упражнений развивать
дыхательные мышцы
Наклоны головы в различных
направлениях.
Движения плеч, корпуса в различном
темпе, характере и направлении.
Маленькие и большие броски ног.
Маленькие прыжки.
Игровой stretching.
«ласточка», «кошка»,
«корзиночка», «паучки»,
«котик», «качель»
Развивать эластичность
стопы, выворотность
тазобедренного сустава,
гибкость позвоночника.
Стопы (натянуть, сократить)
Наклоны вперед, в стороны к прямым
ногам. Упражнения для мышц спины.
Ритмика
«Потанцуй»
Продолжать развивать
абстрактное мышление,
творческое воображения,
учить выражать свои
эмоции, за счёт игровых
приёмов корректировать
поведение детей.
Танец-игра: «потанцуй», «повтори»,
«расставь посты».
Игры на развитие импровизации:
«воробьи и автомобили»,
«дирижёр», «волшебная палочка»,
«куклы». Путешествие из песенки в
песенку – инсценировка песен.
Основы
классического
танца
Развивать силу ног и стопы,
координацию,
совершенствовать технику
исполнения.
Экзерсис у станка:
Demi-plie, по два ports de bras с
перегибом корпуса,
battements tendus по 1 позиции, releve
лицом к станку по 1, 2 и 6 позиции
ronds de jambe par terre;
положение sur le cou-de-pied впереди,
сзади.
Экзерсис на середине зала:
Demi-plie, battements tendus по 1
позиции, позы croisee и effacee
Основы русского
народного танца
«Канарейка»
Приобщать к культуре и
традициям русского народа,
воспитывать чувства к
прекрасному.
Русский поклон, положения рук в
русском танце. Элементы хоровода:
«змейка», «восьмёрка», «стенка на
стенку», «воротца», «прочёс».
Упражнения с платочком для девочек,
хлопушки для мальчиков.
Постановка
танцевальных номеров
«Робот Бранислав»,
«Конфеты»
Воспитывать сценическую
культуру,
совершенствовать технику
исполнения.
Танцевальные композиции на основе
изученных движений.
Концертная и
конкурсная деятельность
Формировать
эстетическое воспитание
обучающихся
Школьные мероприятия, конкурсы.
3 год обучения
Темы
Цели и задачи
Содержание
Тектоник
(комбинации)
Учить активно напрягать и
расслаблять мышцы рук и
ног, учить пользоваться
дыхательным аппаратом.
Наклоны головы в различных
направлениях.
Движения плеч в различном темпе
и характере.
Движения корпуса в различных
направлениях.
Маленькие броски ног.
Комплекс растягивающих
упражнений
(Статический stretching)
Повысить эластичность и
гибкость мышц, амплитуду
движения в суставах за
счёт интенсивности,
периодичности и
продолжительности.
Упражнения на расслабление и
снятие остаточного тонуса мышц
после тренировки.
Основы
классического
танца
Развивать силу ног и
стопы путём изучения
полупальцах и пальцах,
развивать координацию,
совершенствовать технику
исполнения.
Экзерсис у станка:
Demi-plie, qrands-plie, по два ports
de bras с перегибом корпуса,
battements tendus с 5 позиции
battements tendu jete; qrands-
battements, sauté лицом к станку из
1 позиции
Экзерсис на середине зала:
Demi-plie, battements tendus, с 5
позиции, battements tendu jete;
Основы русского народного
танца
«Перепляс»
Приобщать к культуре и
традициям русского
народа, воспитывать
чувства к прекрасному.
Основные элементы русской
пляски: дроби, дробная дорожка,
дробь с подскоками, вертушки,
«ковырялочка», «веревочка»,
«гармошка», «моталочка»,
«маятник», хлопушки, присядка (в
мужских плясках).
Постановка танцевальных
номеров
«Барыня», «Счастье моё»
Работать над актёрским
мастерством,
совершенствовать технику
исполнения.
Русские народные танцевальные
композиции, современные танцы.
Концертная и конкурсная
деятельность
Воспитывать сценическую
культуру,
формировать ценностное
отношение к
танцевальной культуре.
Школьные и городские конкурсы,
фестивали.
4 год обучения
Темы
Цели и задачи
Содержание
Тектоник
(танец)
Укрепление мышц спины,
пресса и растяжка всех групп
мышц, тренировка прыжков,
работа над дыханием.
Быстрые и пластичные движения рук
над головой и впереди себя с
включением элементов таких
танцевальных стилей как хип-хоп,
брейк-данс.
Комплекс
растягивающих
упражнений
(Пассивный
stretching)
Повысить гибкость, амплитуду
движения в суставах за счёт
интенсивности, периодичности
и продолжительности.
Растягивающие упражнения для
восстановления и предотвращения
травматизма.
Основы
классического
танца
Развивать силу ног и стопы
путём изучения полупальцах,
развивать координацию,
совершенствовать технику
исполнения.
Экзерсис у станка: Demi plie по 1, 2, 3,
позициям одной рукой за станок,
battement tendu лицом к станку из 1 и 3
позиции в сторону и из 1 и 3 позиции
вперед и назад (крестом), releve лицом
к станку по 1, 2, 5 и 6 позиции, sauté
лицом к станку из 1 и 3 позиции
Экзерсис на середине зала: Demi plie
по 1, 2, 5 позициям, Sauté на середине
зала из 1 и 3
Основы русского
народного танца
«Кадриль»
Приобщать к культуре и
традициям русского народа,
воспитывать чувства к
прекрасному.
Элементы и фигуры кадрили:
«проход», «воротца», «встреча»,
«колонка», «крест», «верёвочка»,
«пробежка», «общая полька».
Постановка
танцевальных
номеров
«Любушка»
Воспитывать сценическую
культуру, работать над
актёрским мастерством,
совершенствовать технику
исполнения.
Русские народные танцевальные
композиции, современные танцы.
Концертная и
конкурсная
деятельность
Развивать хореографическое
мастерство, совершенствовать
эстетическое и духовное
воспитание
Школьные и городские конкурсы,
фестивали.
Методическое обеспечение программы
В основу учебно-воспитательного процесса положены личностно – ориентированные
технологии, которые позволяют обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные
условия развития личности ребенка, реализации ее природных потенциалов.
Особенности программы
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому
игры были и есть традиционными средством педагогики. У детей игровой рефлекс доминирует,
они всё воспринимают через игру. В процессе игровых действий формируются волевые
качества, приобретается опыт поведения, вырабатывается характер и еще, что не менее важно-
совершенствуются разнообразные двигательные навыки.
Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует у них устойчивое
заинтересованное отношение к занятию. Именно в игре легче всего следить за дозировкой
физической нагрузки, за точностью исполнения движения. Кроме того, такие занятия вызывают
активную работу мысли ребенка, способствуют расширению кругозора, развитию его
мышления. А проведение уроков в игровой форме, как доказывает практика, доставляет детям
большое удовольствие и избавляет их от скучного знакомства с движениями.
Суть игрового метода заключается в том, что можно подбирать для детей такую игру,
которая отвечала бы задачам занятия, его содержанию, возрасту и подготовленности
занимающихся. При обучении детей танцевальным движениям используют игровые приемы,
способствующие эмоционально – образно представить характер движения, например: нужно
прыгнуть, как зайчик; побежим легко и тихо, как мышки. Игра всегда вызывает у детей
веселое настроение. И интерес со стороны детей не снижается, даже если облегчается задание.
Именно в игре легче всего корректировать поведение обучающихся. В одних случаях, это
подбадривающее слово, которое вызовет положительные эмоции, в других – сдерживающее –
побуждает ограничить свое поведение предъявляемыми требованиями.
Определенное место на занятиях отводится инсценировкам, т.к. они создают широкую
возможность для развития художественно-творческих способностей. Дети могут
самостоятельно придумывать сюжеты на заданную тему. Творческий потенциал детей столь
высок, что приходиться только направлять их фантазию, а также создавать благоприятную
атмосферу на занятиях. Доброжелательное общение с детьми освобождает их от
эмоциональной и физической скованности, зажатости. Самостоятельная творческая
деятельность детей помогает им легче и быстрее войти в удивительный мир музыки и танца,
способствует их всестороннему эстетическому развитию.
Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, поэтому
на своих занятиях использую разнообразную мимику, характерные жесты, дети при этом
проявляют фантазию, выдумку, инициативу. Музыкальные игры пользуются у детей большой
любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-
двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования -
кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то
или иное задание и т.д.
Дети "вживаются" в разнообразные образы, изображая повадки животных, птиц,
явления природы, движение различного транспорта - автомобиля, поезда, парение самолета.
Игровые приёмы могут использоваться с самого раннего возраста. Именно через игру
дети эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Занятия доставляют им большую
радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.
Игровой метод в работе хорош на любых уроках, но если в разделах основы
классического танца, русского народного танца и современного танца этот метод применим
лишь частично, то музыкально-ритмические уроки дают простор для фантазии. И тогда каждое
занятие может стать увлекательной игрой для детей.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на
самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к
розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
На занятиях дети учатся выразительно и ритмично выполнять движения,
отражать в движении характер, темп, динамику музыкального произведения, находить
зависимость движения от музыки. Особенно продуктивны творческие проявления
детей в музыкально-игровом и танцевальном творчестве. Дети самостоятельно
составляют музыкальные подвижные игры, придумывают последовательность эпизодов
и действий, воспроизводят музыкально-игровые образы в новых необычных связях,
видоизменяя их в новые, незнакомые движения. Танцевальное творчество проявляется
в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения,
придумывать простые танцы для себя и для других.
Методические и дидактические материалы
1. Медиасредства (аудио, видеосредства)
CD-диски: фонограммы для проведения занятий (классическая музыка, русская народная
музыка, музыка для бальных танцев, детские песни, современная инструментальная
музыка релаксации;
CD-диски, DVD-диски: материалы, по демонстрации результатов обучения творческого
коллектива, подборка танцев «Классический танец», «Русский народный танец»,
«Бальные танцы», «Современные танцы».
2. Методические рекомендации.
комплексы упражнений по развитию тела;
комплексы упражнений на растяжки, разогрев, расслабление, растяжение;
разработки по темам «Классический танец», «Русский народный танец», «Бальные
танцы», «Современные танцы»;
дыхательные упражнения.
настенные плакаты:
позиции рук,
позиции ног,
положение стопы в народно- сценическом танце,
позы классического танца,
положение спины спереди и с боку;
видеокассеты с лучшими хореографическими коллективами
Материально – техническое оснащение
помещение площадью не меньше 40 кв.м;
- зеркало на одной из стен сплошной площадью;
- магнитофон;
- коврики размером 100 – 150 см. для выполнения упражнений на полу;
- репетиционный реквизит (ленты, скакалки, махрушки)
- раздевалка;
- фонотека и видеотека.
Литература, используемая для создания программы
1. Ермолаева Т.И. Дополнительная образовательная программа в системе дополнительного
образования детей. Методические рекомендации. – Самара, 2004.- 44с.
2. Программа для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств
«Ритмика и танец». М., 1984. – 11с.
3. Педагогика (под редакцией П.И. Пидкосистого), Москва, «Российское педагогическое
агентство», 1996 г
4. Сапин М. Р. Никитюк Д. Б. Анатомия человека. 1-ый том. М., АПП Джангар 2003. –
399с.
5. Слуцкая С. Л. Теория и методика преподавания основ хореографического искусства в
детском саду. Тольятти. Из – во Фонда Развитие через образование 2001. – 97с.
6. Телегин А. А. Экспериментальная программа и методические рекомендации по
предмету «Ритмика и танец». Самара 1992. – 124с.
7. Михеева Л.Н. Молодежный любительский театр: реальность и перспективы. Пособие
для педагога дополнительного образования. М., ГАСК, 2006.
8. В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. ; под ред. В.А. Горского / Серия:
Стандарты второго поколения. – 2-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2011 – С. 42-44.
Литература для педагога:
1. В.А.Горский.- М. : Просвещение, 2010.-111 с.- (Стандарты второго поколения).
2. Андронесу А. Анатомия ребёнка. Бухарест. 1988.
3. Барышникова Т. Азбука хореографии. СПб «РЕСПЕРС», «ЛЮКСИ»1996.
4. Букалов М. М. Янанис С. В. Гигиеническая гимнастика и закаливание. М., «Медицина»
1965. - 42 с.
5. Борисов А. Комплекс коррегирующих и развивающих упражнений. Самара 1991. -39 с.
6. Васильева Т. И. Тем, кто хочет учиться балету. М., ГИТИС. 1994.
7. Возрастные особенности участников самодеятельного хореографического коллектива.
Методическая разработка для студентов хореографического отделения и
руководителей самодеятельности. Самара 1994. – 20 с.
8. Голубев А. П. Методика преподавания русского танца. Экспериментальная, авторская
программа для средних специальных учебных заведений по специальности
«Культурно-просветительская работа». Самара 1993. - 10 с.
9. Захаров Р. Беседы о танце. ВЦСПС ПРОФИЗДАТ 1963. 72 стр.
10. Карп П. М. Младшая муза. М., Современник, 1997. – 237с.
11. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца (с 1 по 8 класс): Учебно-
методическое пособие. 2-е изд., доп. – Л.: Искусство, 1981. -262 с.
12. Никифоров Ю. Б. Учитесь наслаждаться движением. М., Сов. Спорт 1989. – 46с.
13. Освальд К. Баско С. Стретчинг для всех. М.,ЭКСМО – Пресс 2002. – 192с.
14. Программа для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств
«Ритмика и танец». М., 1984. – 11с.
15. Слуцкая С. Л. Теория и методика преподавания основ хореографического искусства в
детском саду. Тольятти. Из – во Фонда Развитие через образование 2001. – 97с.
16. Телегин А. А. Экспериментальная программа и методические рекомендации по
предмету «Ритмика и танец». Самара 1992. – 124с.
Начальная школа - еще материалы к урокам:
- Инсценировка для постановки спектакля в школьном театре для 1-6 классов "Солнце на рассвете"
- Конспект урока для 3 класса "Я-сам, и мы – вместе!"
- Презентация "Праздник весёлый к нам пришёл"
- Конспект занятия «Правила поведения в школе»
- Методическая разработка для детей младшего возраста «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного возраста»
- Технологическая карта "Знакомство с авторскими колыбельными песнями" 2 класс