Конспект урока "Шаги в музыке, словах, стихах. Длинные и короткие шаги" 1 класс

Казахстан, ЗКО, Бурлинский район, г.Аксай
ГККП «Детская Школа Искусств» акимата Бурлинского района
Преподаватель по классу фортепиано (Высшая квалификационная
категория) Чунчукова Наталья Яковлевна
Разработка урока
по специальности фортепиано
с ученицей 1 класса
Тема: Шаги в музыке, словах, стихах. Длинные и короткие шаги.
Мажор и минор в живописи, поэзии, музыке.
Играю двумя руками. Мои первые сочинения.
Задачи: Добиться осознания равномерности музыкального пульса.
Упражнения для пальцев. Упражнения на мелкую моторику.
Методы: В форме рассказа, диалога, объяснения, показа на инструменте.
Литература: И.Николаев, Л.Алексеева, Н.Перунова, Л.Баренбойм,
А. Артоболевская , Н.Алпарова.
Инструменты: Фортепиано. Наглядный материал.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы опять «приоткроем музыкальную дверь».
Добрая фея взмахнула своей волшебной палочкой, превратила
тебя в принцессу королевства. Как у любой принцессе есть
слуги, так и у тебя, есть слуги - это твои пальцы. Посмотри на
руки.
Слуги-пальцы правой руки живут и работают в правой стороне
твоего королевства, где располагаются высокие звуки.
Слуги-пальцы левой руки, живут и работают в левой стороне
королевства, где расположены низкие звуки.
Давай поближе познакомимся с твоими пальцами.
Каждый пальчик имеет не только имя, но и свой номер.
Этот палец (показываю на руке девочки большой палец), зовется
большим, он ведет всех «слуг» за собой на работе, потому что
сам много трудится и цифра его -1.
Следующий палец указательный, любит указывать всем. Он сильный,
ловкий, цифра его – 2.
Далее идет средний палец, его номер – 3. он самый высокий, крепкий,
палец. Вот этот палец (показываю 4 палец)- безымянный. Очень
ленивый, неловкий, неуклюжий, трудиться не любит, иногда
«прячется за спины» 2 и 3 пальцев, у него и имени нет, а цифра
у него – 4.
И маленький пальчик, мизинчик- это 5 пальчик. Пальчик послушный,
помогает всем старшим слугам. Пальчики левой руки, одинаковы с
пальцами правой рукой по имени и цифрам.
Каждое утро, когда «слуги собираются» к принцессе, на работу, они
приветствуют друг друга, вот так.
(показываю упражнение для пальцев «приветствие»).
Посмотрим, как слуги-пальцы выполняют твои приказы.
(Предлагаю ученице сесть, положить руки на стол, слегка согнув
пальцы).
С закрытыми глазами ученица «дает приказы пальцам»:
-«Приказываю подняться 2 пальцу правой руки», (поднимает 2 палец)
-«Приказываю подняться 3 пальцу левой руки (поднимает 3 палец),
Учитель: «После каждого «приказа» открывай глаза и проверяй,
правильно ли выполняют твое повеление пальцы?» и т.д.
Учитель: «Тебе предстоит решить, есть ли шаги в музыке, которую тебе
сыграю. Послушай музыку (играю «Марш» С.Прокофьева). Не
правда ли, знакома эта музыка, это марш, веселый. Давай
вместе сыграем марш. Твоя задача простая, ты должна
передать шаги, которые услышишь в музыке.
(Играем ансамблем. Ученица играет правой рукой ноту «соль» 4
октавы, левой рукой играет ноту «соль» 3 октавы, чередуя звуки в такт
музыки).
Послушай эту музыку, и определи шаги в ней, потом на маракасах
передай эти шаги (играю Е.Крылатова «Крылатые качели»,
задание выполнила, ученица вспомнила песню, пела, играла на
инструменте).
Учитель: «Послушай вот эту пьесу, какая картина представляется тебе?»
граю Г.Галынина «Медведь»).
Ученица: «Это медведь».
Учитель: «Покажи, как медведь вышел после зимней спячки из своей
берлоги. Шаги в этой музыке не такие, как в марше, под
который ты вышагивала. Какие?
Ответ: «Медленные»
(играю пьесу, девочка изображает медведя, медленно, вперевалочку,
покачиваясь из стороны в сторону)
Учитель: «В каком государстве будешь изображать шаги медведя?»
Ответ: «В басовом государстве»
Учитель: « Шаги медведя ты сыграешь на двух разных клавишах.
(показываю, левая рука играет «си бемоль» в субконтр октаве, правя
рука играет в большой октаве «си бемоль»).
Учитель: «Начать должен ты пьесу, и решить, как медленны будут шаги.
Ты выполняешь важную роль, потому что задаешь скорость,
или Как принято говорить, задаешь темп в этой пьесе»
сполняем пьесу ансамблем, медленно, в характере).
Теперь ты знаешь, что в любой пьесе есть шаги. Научимся их
записывать. Итак. Сейчас я буду играть марш, а ты за мной
записывай эти шаги – палочками. Шаг-палочка, шаг-палочка.
(играю марш, ученица записывает шаги - палочками)
Молодец. Расставь шаги-палочки в следующих словах:
карандаш, сапоги, тетрадь, еж, слон и т.д.»
(девочка полностью справилась с задачей)
Учитель: «Запиши несколько слов (существительных) на 1 шаг, 2 шага,
3 шага. Один слог – это один шаг и одна палочка, такая запись
должна получиться у тебя» (рисую запись: ма – ма
1 1
аздаю карточки со словами песенки)
Учитель: «Споем вместе песенку, и реши сама, все ли шаги в песенке
звучат одинаково»? (играю и пою песенку):
«Колокольцы – бубенцы,
Раззвонились, удальцы,
Диги, диги, диги – дон,
Отгадай, откуда звон»?
Ответ: « Нет, разные шаги, одни звучат долго, другие коротко».
(снова играю песенку, пою)
Учитель: «Посчитай, сколько длинных шагов ты услышала в песенке?
Ответ: «Четыре»
Учитель: «Запишем эти шаги палочками, но только, короткие шаги
запиши короткой палочкой (в одну клеточку), а длинные шаги
запиши палочками в две клеточки, чтобы не сбиться.
(играю и пою песенку, сознательно передерживая длинные звуки)
У нас получилась запись, которую читать неудобно, легко спутать
короткие шаги-палочки с длинными палочками. Поэтому принято
короткие палочки соединять друг с другом перекладинкой, а
длинные палочки оставить без изменений.
(ученица записала так: П П П 1)
Учитель: «Такая запись называется – ритмический рисунок».
Давай прочитаем стих «Ночь» и запиши ритмический рисунок
этого стиха палочками (читаем):
«Ночь пришла, ночь пришла
Тишину привела.
Задремал петушок и запел сверчок»
(ученица записала ритмический рисунок так:
П 1, П 1, П 1, П 1, П 1, П 1, П 1, 1 1)
Учитель: «Попробуем сыграть двумя руками этот стих. Выбери клавишу,
которую будет извлекать правая рука, и клавишу для левой
руки. Правая рука играет короткие шаги, левая будет играть
длинные шаги. (ученица выбрала для правой руки ноту «до» 2 –ой
октавы, для левой руки ноту «до» 1-ой октавы)
Учитель: «Молодец. Прочитай такой ритмический рисунок, под
которыми стоят слова:
«Соловей, зяблик –П 1, 1 1,
Воробей, ласточка - П 1, П 1,
Ястреб, утка - 1 1, 1 1,
Журавли да цапли»- П П 1 1.
(предложила этот стих сыграть на инструменте от любого звука,
ритмически правильно. Ученице понравилось, и мы перешли к
следующему заданию).
Учитель: «Поиграем в занимательное упражнение «Острова»
пальчиками на столе. Положи руки на стол, ладошками вниз. Немного
подбери к себе пальцы. Сначала прочти считалку и простучи по столу
ритмический рисунок всей ладошкой».
«Острова»
(левая рука) - (правая рука)
«Раз, два остро ва,
1 1 П 1
Три, четыре мы приплыли,
П П П П
Пять, шесть сходим здесь,
1 1 П 1
Семь, восемь сколько сосен,
1 П П П
Девять, десять – я в пути.
П П П 1
бе руки)
Досчитал до десяти.
П П П 1
Учитель: «Предлагаю тебе, самостоятельно записать ритмический
рисунок стиха «Огород».
«У ворот огород
В огороде дуб растет
Молодой дубок
Невелик, невысок»
Прочитай его, простучи ритм в ладоши, определи длинные шаги
стиха. На каждый длинный шаг поднимай руку, и посчитай,
сколько длинных шагов в каждой строчке.
(ученица читает стих, называет 8 длинных шагов в каждой строчке:
1 строчка-2 шага. 2 строчка-1 шаг. 3 строчка-3 шага. 4 строчка-2 шага.)
Теперь запиши шаги, читая стих. Помни, как записываем
короткие шаги. ченица сделала такую запись):
П 1 П 1. П П П 1. П 1 1 1. П 1 П 1.
Учитель: «Не хочешь ли ты сочинить музыку к этому стиху
Ответ: «Давайте попробуем»
Учитель: «Посмотри на рисунок, что видишь на нем?»
Ответ: «Забор, а за ним огород, где растет дуб»
Учитель: «Все растения тянутся куда?»
Ответ: «Вверх»
Учитель: «Они тоже не могут жить без чего?»
Ответ: «Без солнца»
Учитель: «Давай начнем сочинять, изображая, как наше молодое деревце
дубок тянется вверх. Попробуй брать клавиши с нижнего
звука «до» по каждой ступеньки вверх, до клавиши «соль»,
показывая этим что он растет, тянется к солнцу, при этом
соблюдай ритмический рисунок стиха, играй 3 пальцем правой
руки».
(показываю клавишу в 1-ой октаве, получилась простая мелодия:
1-я строчка- от клавиши «до» вверх (поступенное движение) до
клавиши «ми» (2 раза повторить)
2-я строчка -от клавиши «соль» до клавиши «до» вниз
поступенное движение.
3-я строчка -от «до» до клавиши «ми» вверх и вниз
поступенное движение.
4-я строчка от клавиши «соль» поступенно вниз до клавиши «до»)
(ученице с увлечением, радостью работала, сочиняла)
Учитель: «Очень хорошо получилось у тебя, предлагаю тебе сыграть двумя
руками. В левой руке возьми 1 и 5 пальчиками сразу два звука,
послушай как красиво звучит. Это интервал квинта. В
дальнейшем мы подробно поговорим об этом. Каждую строчку бери все
три звука вместе сразу. Рука слушает до конца 1-ю строчку правой
руки, затем вместе снимаем руки. Итак, каждую строчку играй
двумя руками. Левая рука - это аккомпанемент, аккомпанирует
мелодии. (ученице очень понравилось задание, с восторгом пела,
играла, попросила сочинить еще музыку к стиху «Коза»
Учитель: «Это будет твое домашнее задание, сочинишь сама мелодию к
стиху «Коза», но сначала:
- прочитай стих, нарисуй рисунок к стиху,
- определи длинные шаги,
- посчитай сколько длинных шагов в каждой строчке,
- запиши ритмический рисунок так, как делали на уроке, и
помни, как надо записывать короткие шаги- с перекладинкой.
- потом придумай мелодию, используй только пять клавиш,
от клавиши «до», до клавиши «соль» вверх или вниз, как
захочется».
Учитель: «Ты любишь загадки? Тогда слушай и отгадывай (загадываю
загадку)
«Как зовут меня, скажи!
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый»……..
Ответ ученицы: «Василек»
Учитель: «Этот скромный цветок полюбился всем, своим ярким синим
цветом. Даже цвет глаз стали называть васильковым.
Появляется в какое время года?
Ответ: «Летом»
граю песенку «Василек» и поем вместе).
Вопрос: «Послушай, и скажи, музыка изменилась? что случилось с
васильком? (играю в миноре песенку «Василек»)
Ответ: «Музыка стала другой, сначала веселая, потом грустная, как будто
его сорвали, он завял»
Учитель: «Правильно. Первый василек, радовался солнышку, птичкам,
лету, второй раз василек помрачнел, загрустил, что его сорвали.
Помнишь, мы говорили, что звуки должны ладить между собой,
тогда и рождается музыка.
У музыки есть два главных лада: Мажорный и Минорный.
Мажорный лад-это солнечный, светлый.
Минорный – как бы темный, грустный.
Ученица продолжает: «Первый раз играли «василек» в мажоре, потом в
миноре».
Учитель: «Если посмотреть на клавиатуру, басовое и скрипичное
государство, где бы ты расположила веселый василек, и
грустный василек?
Ответ: «Веселый василек в скрипичном государстве, потому что он
тоненький, нежный, радуется, звуки в скрипичном государстве
светлые, а грустный василек, расположу в басовом государстве,
там находятся низкие звуки, и цветку страшно, печально, что
его сорвали.
Учитель: «Молодец! Послушай и постарайся определить сама, какого
цвета музыкальное настроение пьес, которые тебе я сыграю? У каких
произведений музыка мажорная, а у каких минорная?
(играю П. Чайковского. «Болезнь куклы» и «Новая Кукла» из «Детского
альбома». (ученице правильно определила лады, рассказала о характере,
настроении пьес, сочинив свой сюжет к пьесам).
Ответ: «Первая пьеса, как кукла заболела, ей «оторвали руки», это было
написано в миноре, второй раз, кукле пришили руки и она
стала здоровой, здесь мажор звучит.
Учитель: « Молодец. Ты сегодня много узнала нового, играла двумя
руками, сочинила свою первую музыку. В дальнейшем, когда
выучишь нотную азбуку, все твои сочинения ты запишешь
нотками-кружочками, чтобы потом могла в любой момент
вспомнить то, что сочинила, научишь игре на фортепиано
свою сестренку.
- Дома найди, и прочитай стихи в мажоре и миноре.
- Нарисуй 2 рисунка на мажорный лад и минорный лад».
Урок закончен.