Конспект занятия по актерскому мастерству "Первые шаги"
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр музыкально - хореографического искусства «Эдельвейс»
Приморского района Санкт- Петербург
Конспект
занятия по актерскому мастерству
«Первые шаги»
подготовила
педагог дополнительного образования
Каборда Мария Сергеевна
г. Санкт- Петербург
2015
Название занятия: «Первые шаги».
Цель: ознакомить детей с основными, первоначальными элементами актерского
мастерства
Задачи:
Образовательная:
- освоение начальных теоретических знаний, практических умений и навыков в области
театрального искусства
- формирование представления о различных приемах и возможностях выразительности
театрального искусства.
Развивающая:
-развитие многоплоскостного внимания, наблюдательности, образной, эмоциональной
памяти, логического, ассоциативного, метафорического мышления, воображения и
фантазии;
- развитие внутренней свободы личности ребенка (освобождение от лишнего напряжения,
мешающего творческой работе – «творческих зажимов») и внешней координации
движений и чувств;
- развитие чувства пространства и композиции;
- развитие творческих способностей ребенка;
Воспитательная:
- способствование формированию нравственных качеств личности ребенка:
толерантности, ответственности, активной жизненной позиции, приобщая детей к
духовно-нравственным и культурным ценностям;
- воспитание общей коммуникативной культуры ребенка, тактичности,
доброжелательности, открытости;
- совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к
общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого
занимающегося в группе.
Приемы
Беседа, тренинг на основе наработанных умений, вплетение в тренинг нового материала,
практическая работа, обсуждение, подведение итогов.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальные, коллективные.
Тип занятия:
Комбинированный.
Оборудование и материалы:
Музыкальный центр, бамбуковые палочки, фонограммы, колокольчик.
План-конспект занятия
Введение в тему:
Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы приоткроем с вами завесу волшебного мира
театра и актерского мастерства , мира фантазии, мира дружбы и любви.
«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь..., это такая кафедра, с которой можно
много сказать миру добра», именно так сказал Н.В. Гоголь, и с ним нельзя не согласиться.
Итак, начнем дарить добро!
-Я попрошу вас встать в круг, в нашу традиционную форму проведения занятия, так нам
лучше видно друг друга и самое главное круг – это именно та форма, которую используют
практически все педагоги и режиссеры во всем мире. Начнем мы с разминки, попробуйте
услышать и прочувствовать каждую часть своего тела.
Подготовка детей к работе на занятии. Создание настроя.
Упражнение – разогрев «Танцует ВСЁ».
- Молодцы ребята! Мы с вами немного разогрелись, а теперь внимательно послушайте,
что вы слышите? Правильно три звонка, а где звонок звенит три раза? Опять правильно, в
театре. Звонки предупреждают зрителя о начале спектакля, и все внимательно устремляют
взоры на сцену…Внимание. О нем мы будем много сегодня будем вспоминать, и
неслучайно ведь актеру нужно иметь невероятно цепкое и всестороннее внимание. И
сейчас мы будем передавать друг другу хлопки, но это не просто хлопки, а наше внимание
друг к другу, любовь и добро!
Активация внимания. Упражнение «Хлопки», «Поймай хлопок»
- Начинать занятие с бурных аплодисментов – это отличный знак, а скажите ребята ,
знаете ли вы в чем состоит основная задача АКТЕРА, ведь не в том лишь ,чтоб услышать
долгожданные ,упоительные звуки рукоплесканий восторженного зрителя?
Беседа-размышление для формирования целостного представления о теме и
задачах занятия.
- Да , мои дорогие, вы все безусловно правы, и задач у актера несметно…Актер испокон
веков лицедействует и сменяет маску за маской, характер за характером! Вчера он был
Евгением Онегиным, сегодня Дед Мазай, а завтра – Кот Базилио … Вот и мы с вами
немножко полицедействуем, только начнем с малого.
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного
Материала. Многоплоскостное внимание. Упражнение «Ладошки»
-Ну что ж , задатков стать следующими Бредом Питом и Анжолиной Джоли у вас
предостаточно! Но не все так просто, и мы двигаемся дальше, чтобы по-настоящему
испытать себя на качества настоящего актера! Вы все , наверное ,знаете ,что такое
ассоциации?
Правильно.. Ассоциации – это связь между отдельными представлениями, при которой одно
из представлений вызывает другое... Одна картинка рождает другую… И мы с вами сейчас
включим свою фантазию, ассоциативное мышление и отправимся в путешествие!
Активация воображения, фантазии, и ассоциативного внимания.
Упражнение « Я – океан»
- Здорово, ребята! Спасибо вам, что окунули нас туда, где мы не бывали! И все рождалось
как то само собой, правда же? Стоит только ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ УВИДЕТЬ то, что
предлагает тебе партнер.
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Мобилизация детей на самооценку
- Молодцы, я думаю, что наше путешествие удалось. Как вы думаете, у кого сегодня были
самые интересные моменты? (диалог с детьми). После того, как вы закончили упражнение
я обмолвилась, что у вас иногда возникали хорошие моменты ,когда вы ДОВЕРЯЛИ
СЕБЕ И СВОЕМУ ПАРТНЕРУ! Партнер – это очень хорошее понятие, особенно для
актерского мастерства, конечно в театре играют моноспектакли, но в основном ,театр –это
коллективное творчество, где сплоченный ансамбль уже залог успеха , поэтому перейдем
к заключительному упражнению нашего с вами занятия...
Развитие партнерских отношений. Внимание к партнеру.
Активация импровизационных качеств. Упражнение « Палочки»
Заключительная часть
- Прекрасно, это упражнение можно делать бесконечно , сама по своему опыту знаю..! Но
на этом нам пора приостановить наши театральные опыты, сегодня вы хорошо
потрудились и ,надеюсь , ясно поняли - чтобы стать актером надо много и скурпулезно
трудиться над собой!!!
Анализ работы. Подведение итогов занятия.
Обсуждение вместе с детьми интересных моментов , открытий , творческих впечатлений
от упражнений .
Дидактический материал
1. Упражнение « Танцует ВСЁ» - в последовательности, заданной педагогом, или
ребенком-ведущим танцуют разные части тела. Только голова, только бедра, ноги ,руки.
Движения могут быть разного характера. Задача максимально раскрепоститься в
импровизированном танце.
2. Упражнение « Хлопки» - дети стоят в кругу, ведущий запускает хлопок, который все
передают друг другу. Сначала по кругу, потом внутри круга. Хлопок передается только
глядя в глаза партнеру , далее детям предлагается передать хлопок , окрашенный какой-
либо эмоцией ,настроением.
3. Упражнение « Поймай хлопок» - педагог , либо кто- то из ребят хлопает в ладоши , в
том ритме , котором сам определяет. Задача всех остальных попасть в хлопок ведущего.
4. Упражнение « Ладошки» - ребенок называет по имени любого ребенка в кругу, они
встречаются в центре круга и прикасаются ладонями. Тот кого назвали выбирает
следующего. Далее педагог просит всех придумать себе новое имя, и упражнение
усложняется .
5. Упражнение « Я – океан» - ребята делятся на команды по три человека. Первый
называет любое слово пришедшее ему в голову, второй , исходя от слова говорит свою
ассоциацию , третий также говорит и показывает свою ассоциацию.
6. Упражнение « Палочки» - проходит в парах, на полу лежит бамбуковая полочка, с
одного конца палочки и с другого садятся дети. Держа средним пальцем руки палочку,
двигаются в разных направлениях.
Список использованной литературы
1.Толковый словарь Ожегова.
2.К.С. Станиславский « Моя жизнь в искусстве»
3.Л.С. Вивьен «Режиссер, педагог»
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Музыкальная композиция « Sweet gem»