Технологическая карта урока "Стань музыкою, слово" 5 класс

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 им.А.Н.Сабурова
Технологическая карта урока музыки в 5 классе
«Стань музыкою, слово».
СОСТАВИТЕЛЬ: Иванов Н.В.
Учитель музыки
первой квалификационной категории
г. Можга 2016 год
2
Технологическая карта урока
Предмет: музыка Класс: Учебник: А.А.Алеев, Т.И.Науменко. Тема урока: «Стань музыкою, слово». Тип урока: урок изучения и
первичного закрепления новых знаний
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых
учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижений
результатов обучения
Предметные Д
подвести учеников к открытию понятия «кант» «кантата»,
определить характерные особенности этого жанра;
определять основные формы музыки и приемы
музыкального развития; характерные особенности
музыкального языка великих композиторов на примере
музыки С.С. Прокофьева
Высокий -10ч
Средний -
Низкий-2ч.
Метап
редмет
ные
Познавательные
УУД
Анализировать текст.
Наблюдать, устанавливать закономерности, формулировать
(с помощью учителя) выводы, использовать их при
выполнении заданий.
Высокий -14ч
Средний-
Низкий-
3
Регулятивные
УУД
Ставить и удерживать цели учебной деятельности
Формировать самооценку.
Использовать изученные способы действий при выполнении
учебных заданий.
Регулировать поведение.
Высокий- 12ч
Средний –
Низкий-
Коммуникатив-
ные УУД
Работать в паре (обсуждать способы выполнения работы,
планировать совместную деятельность)
Отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное.
Высокий-12ч
Средний-
Низкий-
Личностные УУД
Формировать способность оценивать своё поведение и
поведение других в соответствии с нравственными
нормами и правилами этикета
Формировать умение осознавать трудности и
стремление к их преодолению
Уметь признавать собственные ошибки
Высокий- 16ч
Средний -
Низкий -
Ход урока
Этап
ы
урока
Методы,
приемы
обучения
Формы
учебного
взаимодей-
ствия
Деятельност
ь учителя
Задания для учащихся, выполнение
которых приведет к достижению
планируемого результата
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
1
Орг.
Фронтальная
Создаёт
настрой на
Здравствуйте ребята.
Давайте посмотрим, все ли готовы к
Воспринимают
на слух
Регулятивные:
умение
4
моме
нт
2 мин
учебную
деятельност
ь,
мотивацию
на
самооценива
ние
уроку? Всё ли лежит ровно на партах?
Теперь повернемся к своему соседу по
парте и улыбнемся. Надеюсь, наш урок
будет наполнен только хорошим
настроением и такими яркими улыбками.
Проверяют
готовность к
уроку
контролировать
себя и свои
действия;
Личностные:
развитие
доброжелательност
и и эмоционально-
нравственной
отзывчивости.
2
Акту
ализа
ция
знани
й.
Пост
ановк
а
цели
и
темы
урока
2 мин
Фронтальная
Рассказывает
Предлагает
послушать
спрашивает
Музыка во все времена училась у поэзии.
Если внимательно вслушаться в звучание
музыкального произведения, то можно
услышать фразы и предложения,
восклицания и вздохи.
Давайте послушаем фрагмент «Симфонии
№ 40» Ч.1 В.А.Моцарта.
На что похожа музыка симфонии? (-на
стихи;). Почему вы так думаете?
Все верно, подобно стихотворению в
музыке все рифмуется, все соразмерно – и
мотивы, и фразы, и предложения. Эта
музыка – бесконечное движение, но в
этом движении различимы и паузы, и
остановки. В ней как будто слышны
интонации взволнованной речи человека,
которому нужны передышки, чтобы взять
дыхание.
Такая прерывистость музыкальной речи,
ее деления на фразы, предложения берут
начало в те времена, когда слово и музыка
еще не были отделены друг от друга.
Предлагаю послушать фрагмент «Финал
концерта № 1» П.И.Чайковского.
Какое настроение в музыке, как она
слушают
отвечают на
вопросы
Предметные:
знакомство с
понятиями «кант»
«кантата»,
определение
характерных
особенностей этого
жанра
Коммуникативные
: умение
слушать и слышать
учителя
Регулятивные:
умение ставить
цели и выводить
тему урока;
умение адекватно
оценивать свою
деятельность;
умение работать в
парах
Личностные:
мотивация к
обучению и
познанию; умение
адекватно
оценивать себя;
5
звучала, какие были интонации?
Подумайте, что явилось основой для
концерта? (-музыка была выразительной,
светлой, стремительной, танцевальной,
основной мотив повторяется, а основой
финала явилась народная песня
«Веснянка»).
Конечно же, интонации веснянки слышны
в музыке П. Чайковского. Они
определяют её выразительность,
настроение, танцевальный характер.
Основной мотив многократно
повторяется, также как повторяются во
многих веснянках слова – заклички.
Первый концерт открыл новую эпоху
русской фортепианной музыки
необычайностью художественных
образов. «Этот концерт» - говорил
известный в то время критик Б. В.
Асафьев - «гениальный по
симфоническому взлёту мысли и
щедрости звука идей» - стал одним из
мировых шедевров музыкального
искусства. Однако какой бы яркой и
богатой образами ни была народная
музыкально-поэтическая культура, она не
является единственным источником
воздействия слова на развитие музыки.
«Откройся мысль! Стань музыкою слово!
Ударь в сердца, чтоб мир
торжествовал!
(Н. Заболоцкий)
Как вы думаете будет звучать тема
нашего сегодняшнего урока? (Стань
музыкою слово!)
готовность
открыто выражать
свою
позицию на уроках,
адекватное
понимание
причин успеха
(неуспеха) в
учебном процессе.
6
3
Объя
снени
е
новог
о
знани
я
23
мин
По силе музыкальной выразительности
необыкновенны произведения другого
великого русского композитора М.
Мусоргского.
Все жанры вокальной музыки, от песни до
оперы, учились искать вдохновение у
поэзии для того, чтобы передать в музыке
все оттенки смысла и чувств, что
приводило иногда к созданию
произведений, необыкновенных по силе
музыкальной выразительности.
Одним из таких сочинений является
вокальный цикл «Детская» великого
русского композитора Модеста Петровича
Мусоргского. Стихи к этому циклу
написаны самим композитором. Что
означает слово «вокальный»? («Вокал»
означает пение, наверное, этот цикл
состоит из песен.)
Совершенно верно, цикл состоит из семи
вокальных пьес, которые рассказывают о
детских размышлениях и проказах,
чувствах и настроениях. Модест Петрович
всегда говорил о том, что «Искусство есть
средство для беседы с людьми» и «самое
главное в музыке – говорить правду». Его
музыку - образную, говорящую -
сравнивали с картинами великих русских
живописцев.
Рассмотрим с вами одну из песен цикла,
которая называется «Кот Матрос». Итак,
слушаем, обращаем внимание на характер
звучания пьесы, на речь, темп, и другие
особенности музыкального произведения.
(Слушание музыки).
- Поделитесь своими впечатлениями.
Предметные:
Знакомство с
характерными
особенностями
музыкального языка
великих
композиторов на
примере музыки
С.С. Прокофьева
Познавательные:
Знакомство с
событиями истории
1242 года
Регулятивные:
умение оценивать
результат своей
деятельности,
аргументировать
своё мнение и
позицию,
самоконтроль
процесса и
результатов
деятельности.
Личностные:
готовность открыто
выражать свою
позицию на уроках,
адекватное
понимание причин
успеха (неуспеха) в
учебном процессе.
7
(Пьеса звучала необычно: в ней не
чувствуется рифмы в словах, музыка
звучит не по фразам, сбивчиво - то
громко, то тихо.)
Этим интересна и необычна эта песня -
она как будто рисует картинку жизни. В
сопровождении слышно много
изобразительных моментов, речь девочки
похожа на настоящую. Мы можем
сказать, что композитору удалось очень
точно передать интонации девочки, на
которую большое впечатление произвело
то, что кот Матрос хотел схватить
снегиря, находящегося в клетке. Из
простого сюжета композитор создал
целую сценку, в которой музыка с яркой
убедительностью передаёт и волнение
ребёнка, и его оживлённую речь, и страх
за снегиря, и гнев, и умную
наблюдательность.
Своеобразен и текст песни: он не похож
на обычное стихотворение с его
равномерно чередующимися
рифмованными строчками. Здесь все
направлено на точную и убедительную
художественную характеристику:
естественна речь девочки, мелодия точно
фиксирует все ее обороты - восклицания,
вопросы, торопливую скороговорку.
В музыкальном сопровождении слышно
даже то, как кот скребёт клетку и как
кричит испуганная птица.
Что вы можете сказать о темпе
произведения? (Темп музыки очень
быстрый, как будто девочка куда-то
торопится и боится, что не успеет
8
дорассказать.)
Мы видим, что музыке доступна не
только поэзия. Она способна на
выразительную трактовку самого
необычного текста, любого литературного
жанра. В музыке, созданной в разные
времена, представлен весь огромный
литературный мир, его древние
памятники и эпические сказания, романы
и повести, поэмы и стихотворения - от
древнейших до самых современных,
только вышедших из-под пера писателей.
4
Закре
плен
ие
изуче
нного
Распевани
Велико ли воздействие литературы на
музыку? Литература даёт жизнь многим
жанрам музыкального искусства.
Обратите внимание на экран, вам даны
музыкальные жанры. Сейчас мы
поработаем в парах. Ваша задача написать
к какому виду относятся данные жанры, к
вокальной или инструментальной
музыке?
Вариация, рондо, романс, кантата,
ноктюрн, песня, концерт, опера,
симфония, баллада.
Вокальные жанры
Инструментальные
жанры
романс, кантата,
песня, опера,
баллада.
Вариация, рондо,
ноктюрн, концерт,
симфония.
Сейчас мы с вами познакомимся с новой
песней «Алые паруса».
Распевание.
Предлагаю послушать песню и
9
Нормативные документы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
2. «Федеральный государственный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки
РФ от 6 октября 2009г. N 373" в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы
общего образования утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 в ред. приказа
Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889
4. Концепция художественного образования в РФ, 2002.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009
Учебно - методическое, материально- техническое, информационное обеспечение образовательного процесса
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка.Аудиоприложение.
е,
разучиван
ие
постарайтесь понять, о чем поется в
песне?
5
Рефл
ексия
Поведем итог сегодняшнего занятия.
Итак, ребята, сегодня вы должны вынести
главную мысль этого урока - музыка
может взаимодействовать с
произведениями любых литературных
жанров. Литература даёт жизнь многим
жанрам музыкального искусства.
Литература и музыка: их союз навсегда
оказал благородное воздействие друг на
друга. Потому, что и музыка у
литературы, и литература у музыки
учились только хорошему.
Задание на дом: Привести примеры
музыкальных жанров: песни, романса,
оперы. Балета.
На этом наш урок окончен, спасибо за
работу, до свидания.
10