Требования по технической подготовке учащихся по классу баяна в музыкальной школе

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Михайловская детская школа искусств»
Методическое сообщение на тему:
Требования по технической подготовке учащихся
по классу баян в музыкальной школе
Работу выполнила
Преподаватель высшей КК
Сидельникова Любовь Васильевна
г. Михайловск
2022 г.
2
Техническое мастерство исполнителя это умение пользоваться
различными видами музыкальных приемов, необходимых для выполнения
многообразных художественных задач. Развитие технического мастерства не
может быть самоцелью, идти в отрыве от музыкального мышления.
В этом существенную роль играют следующие аспекты:
1. Развитие техники при игре различных произведений.
2. Этюды для отработки различных видов техники.
3. Развитие беглости извлечения звуков, четкости, чувства ритма,
напевности, овладение различными приемами звукоизвлечения на материале
технических упражнений, в том числе гамм, арпеджио, аккордов.
4. Упражнения, составленные к пьесам или отдельным трудным их
местам. Такой вид упражнений редко используется, а ведь он часто во
многом способствует квалифицированному исполнению произведений.
Отрабатывая технику на отдельных упражнениях, можно ставить перед
учащимися различные задачи (работать над динамикой, штрихами, ритмом,
темпом). Так, известный русский педагог-пианист Д.Фильд советовал своим
ученикам учить упражнения очень медленно, легатиссимо и сильным
ударом, а в дальнейшем, при увеличении темпа, постепенно уменьшать силу
звука и доводить ее до пианиссимо, облегчая удар.
Большое внимание надо уделять развитию ритма (для этого следует
отрабатывать разнообразные ритмические построения, пунктирные,
синкопированные и т.п.)
Хорошее чувство ритма воспитывается специальными упражнениями,
в которых сознательно применяются ускорения и замедления.
У хорошего исполнителя технические и музыкальные компоненты
слиты воедино, воспринимается только смысл и характер исполняемого
произведения. Без понимания цельности произведения не может быть
хорошего исполнения.
Техническая завершенность произведения зависит от вкуса и
организованности обучающегося. Вдумчивый ученик самостоятельно
совершенствует разучиваемые пьесы и технически и музыкально.
Неправильно поступают те преподаватели, которые не добиваются
филигранной отработки пьес, разучиваемых их подопечными. При таком
подходе к делу трудно воспитывать тонкий музыкальный вкус, а вот
нетребовательность к себе вырабатывается у учащихся при этом не редко.
Если для развития общей техники важно количество и разнообразие
разучиваемых пьес, то для выработки хорошей музыкальной культуры важно
их качество.
3
Разумеется, технический рост учащихся зависит и от ряда объективных
причин: данных учащихся, качества инструмента, времени и условий для
занятий, а также от подбора репертуара.
Надо сказать, что работа над развитием технических навыков учащихся
не всегда соответствует новым требованиям, связанным с подготовкой
баянистов исполнителей. К сожалению, общепринятые нормы требований
по техническому развитию почти целиком базируется на определении
количества, а не качества. Отсутствие ясно сформулированных целей,
недооценка значения работы над гаммами, упражнениями еще чрезвычайно
распространены. Значение такой работы огромно и состоит прежде всего в
развитии, укреплении и поддержания в необходимой форме мышечного
аппарата исполнителя.
Те, кто игнорирует повседневную кропотливую работу по упражнению
мышц следует помнить, что их техническое развитие будет замедленно, рука
будет слабой. Из-за вялости мышц в дальнейшем исполнительская
деятельность может быть чрезвычайно затруднена. Отсутствие тренировки
мышц хотя бы один день уже заметно сказывается на состоянии
исполнительского аппарата, а после трех- пятидневного перерыва пальцы
будут двигаться с трудом.
Отсутствие должной тренировки мышечного аппарата значительно
снижает эффективность и повседневной учебной работы. Из-за неправильно
понятой экономии времени большинство учащихся начинает свою
домашнюю работу непосредственно с пьес. Но «сэкономив» минуты, они
теряют часы, так как вялые мышцы делают пальцы малоподвижными.
Начиная занятие, такие ученики обычно с удивлением отмечают, что хорошо
проработанная вчера пьеса сегодня «невыходит». Работу над ней приходится
начинать сначала. Ежедневно разыгрываясь на пьесах, ученик, естественно,
постепенно теряет к ним интерес.
То же можно сказать и об уроке. Эффективной работа может быть
только в том случае, если ученик разыгрался непосредственно перед уроком.
Если же он этого не сделал, педагог должен начать урок с технических
упражнений. Для этого целесообразно иметь специально составленный
небольшой комплекс, включающий наиболее полезные на данном этапе
обучения виды гамм, арпеджио и упражнений.
Нельзя согласиться с теми, кто считает, что техническое развитие
может быть успешным в результате работы только над пьесами. В этом
случае развитие выносливости, укрепление мышц не будет достаточным, так
как в большинстве музыкальных произведений фактура постоянно меняется,
4
что исключает более или менее продолжительное применение одного и того
же исполнительского приема. Чисто же моторных пьес, как известно, вообще
мало, и в репертуаре учащихся они занимают незначительное место.
Здесь надо сказать, что многие оригинальные этюды для баяна,
появившиеся в последнее время, не подчинены настойчивому решению
каких-либо определенных технических задач. В этом отношении этюды
Черни нужно считать пока непревзойденными и для баяна. Они
представляют собою почти единственный материал и для развития левой
руки баяниста.
Таким образом, общее значение работы над гаммами, упражнениями
сводится к развитию двигательного аппарата. Однако это развитие должно
производиться одновременно с приспособлением к особенностям
звукоизвлечения на данном инструменте. Различное устройство клавиатур
фортепиано и баяна обуславливает и различные методы их освоения.
Об упражнениях и этюдах.
Выполнение упражнений и этюдов позволяет баянисту овладеть
комплексом технических приемов. Без этого невозможно исполнение
сложных произведений. Упражнения, этюды должны постоянно
усложняться, играть их следует регулярно и только тогда они принесут
пользу.
Главное в произведении его музыкально художественная сторона,
игровые элементы подчинены ей. Этого не надо забывать и при разучивании
этюдов и упражнений. В.И.Сафонов (бывший педагог-пианист Московской
консерватории) говорил: «Играй всегда так, чтобы пальцы шли за головой, а
не голова за пальцами. Во время игры старайся как можно менее смотреть на
руки, изучай упражнения даже с закрытыми глазами».
Разучивая гаммы, полезно сначала играть их целыми нотами, затем
половинными (только обязательно вдвое скорее), четвертями, восьмыми и
шестнадцатыми. Это развивает у учащихся чувство ритма и темпа.
Гаммы, арпеджио, упражнения следует использовать и как средство
приобретения исполнительских навыков, свойственных тому или иному
этапу обучения. К ним можно отнести:
1. Освоение клавиатур. Приспособление движения рук для
звукоизвлечения в разных регистрах середине, вверху, внизу клавиатур).
Вырабатывая эти навыки в правой руке, следует постепенно подойти к
постоянному исполнению гамм в 4 и 3 октавы.
2. Овладение основными штрихами (легато, стаккато и т.п.). При этом
следует добиваться одинаковой связности всех звуков в легато, одинаковой
5
краткости и четкости их в стаккато. Одинаковыми должны быть также
протяженность и характер соединения звуков, исполняемых правой и левой
рукой одновременно.
3. Овладение основными динамическими оттенками. Это позволяет не
только добиться звучания той или иной силы, но и познакомиться с
динамическими возможностями инструмента. Динамику следует понимать не
как какой-либо эталон, а в сравнении, как степень контрастности, возможной
на данном инструменте.
Эффективное развитие исполнительских навыков невозможно без
применения разумной аппликатуры гамм. Как правило, началом работы над
какой-либо гаммой или другой технической формулой является запоминание
и усвоение её аппликатуры. В гаммах обычно достаточно бывает на первых
порах определить место четвертого пальца и в дальнейшем следить за тем,
чтобы оно не путалось. Стабильность аппликатуры одно из необходимых
условий уверенного исполнения.
В хроматических гаммах широко применяется «трехпалый» вариант
аппликатуры. Однако существует вариант аппликатуры с использованием
четвертого пальца. Он обеспечивает лучшую координацию и позволяет
достичь беглости и блеска.
Исчерпывающе раскрыть проблему совершенствование в гаммах
невозможно, поэтому остановимся на отдельных моментах. Ровность,
беглость и блеск при исполнении гамм, недостижимы без тщательной
поэтапной подготовительной работы. Непременное условие: занятия
отдельно каждой рукой, так как именно при одноголосном звучании
наилучшим образом слышны недостатки, требующие искоренения
(неровность, отсутствие связности). Исполнение двумя руками в чем-то
проще, так как качественные изъяны могут быть спрятаны за густой
фактурой.
Самое главное в работе над упражнениями: следить за качеством
легато, стремясь к возможно большей ровности линии. Второй этап работы
несколько более простой – это увеличение скорости темпа.
Главный смысл работы над гаммами и другими техническими
формулами состоят в том, чтобы уже на раннем этапе обучения стали
наиболее употребительные игровые движения, что впоследствии явится
фундаментом при работе над репертуаром.
6
Список используемой литературы:
1. П.Говорушко «Основы игры на баяне». М., 1966 г.
2. В.Завьялов «Баян и вопросы педагогики». М., 1977 г.
3. Ю.Акимов «Баян и баянисты». М.,1978 г.