Музыкальна композиция в ДМШ и ДШИ

1
Музыкальна композиция в ДМШ и ДШИ.
Способность творчества есть великий дар природы; акт
творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута
творчества есть минута великого священнодействия
В. Г. Белинский
Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе
обучения огромную роль. Занятия по «Музыкальной композиции», прежде
всего, призваны усилить роль активного творческого начала,
пробуждающего развить музыкальную фантазию учащихся. Кроме того,
способствует расширению музыкального кругозора, формированию
музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. В музыкальном
мире юных музыкантов часто скрываются музыкально-творческие
способности ребенка. Предмет «Музыкальная композиция» дает
возможность учащимся раскрепоститься в полной мере, создавая
собственные музыкальные пьесы.
Творческие задания часто присутствуют на уроках сольфеджио
(музыкальной грамоты), музыкальной литературы (слушание музыки).
Поэтому педагогу будет легко выявить ученика с творческими
способностями на групповых занятиях (сольфеджио, музыкальная
литература). Часто ученики сами желают свободы в творчестве и
проявляют особое желание заниматься сочинительством. Развитие
творческой инициативы способствует эмоциональному, более
осмысленному отношению ребенка к музыке, раскрывает индивидуальные
творческие возможности. Все это вызывает интерес к занятиям, который
является важной предпосылкой для успешного преодоления трудностей в
обучении.
2
Занятия по музыкальной композиции требуют творческой
активности и особой организованности не только со стороны педагога,
но и со стороны учащихся. Успешная работа по композиции возможна
лишь при условии регулярных занятий, но не принудительных, как
классных, так и домашних. На уроке должна царить доброжелательная,
творческая атмосфера, чтобы учащиеся могли свободно воплощать
свои творческие замыслы в своих сочинениях.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-творческих способностей,
психологическое раскрепощение ребенка в создании собственных
сочинений.
Задачи:
воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в
процессе
сочинения;
приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений
следить за движением музыкальной мысли и развитием
интонаций;
осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о
музыкальных явлениях и средствах выразительности;
развитие ассоциативно-образного мышления.
способность чувствовать музыкальную форму.
Большое значение на уроках музыкальной композиции следует
уделять музыкальной форме, так как предоставить ученику полную
свободу сочинения преподаватель не может. А если и может, то будет
не прав, как говорит А. Шнитке: «…воплощение замысла всегда является
3
и некоторым его ограничением»
1
. От педагога необходим
индивидуальный подход к каждому ученику.
Дети постигают содержание музыки в разных формах музыкально-
творческой деятельности.
Работа над произведениями
Занятия по музыкальной композиции предполагают создание
учащимися небольших законченных сочинений. В работе следует
придерживаться принципа от простого к сложному. Постоянное внимание
следует уделять работам в простейших формах вокальной музыки.
С самого начала занятий необходимо следить за грамотным
обращением учащихся с нотной записью. При необходимости
преподаватель должен помогать учащимся в записи. При постоянной
практике навыки нотной записи воспитываются довольно быстро, принося
ощутимую пользу в деле общемузыкального развития ученика.
На первых этапах обучения «Музыкальной композиции» учащиеся
приобретают представление о музыкальных жанрах и простых формах.
Первоначальные задания могут касаться вариации мелодии.
Можно предложить ученику сочинить (видоизменить) два варианта
какой-нибудь народной темы. Следующим этапом может стать
одночастный период, в котором учащиеся должны придти к кульминации
мелодии. Постепенно задания усложняются. Педагог предлагает
следующие варианты работы над произведениями:
1) Сочинить одноголосные пьесы разного характера или жанра.
2) Сочинить пьесу для фортепиано с сопровождением мелодии
бурдонной квинтой.
1
Беседы с Альфредом Шнитке. - М., 2005, С. 58
4
3) Сочинить на предложенные тексты одноголосные песенки,
вокальные миниатюры.
Учащиеся постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а
форму - как результат развития интонаций. Это помогает восприятию
художественного целого. Основная музыкальная форма в произведениях
учащихся период.
На следующих этапах обучения можно предложить учащемуся такую
работу над произведениями как:
1) Сочинять мелодии к заданным остинатным движениям.
2) Сочинять пьесы или вокальные миниатюры (песни) в простых
формах.
3) Сочинить двухголосные пьесы полифонического склада для
фортепиано или дуэта инструментов.
4) Сочинить пьесы для фортепиано или других инструментов в
простых формах, группируя их по признакам контраста в
небольшие циклы.
5) Сделать обработку народной песни (или песен) для фортепиано.
Программа Сибелиус
На уроках композиции учащиеся впервые знакомятся с нотным
редактором - Сибелиус. Освоение и внедрение в учебный процесс
музыкально-компьютерных программ реальная необходимость, которая,
несомненно, дает очевидный результат: от ручки и карандаша до
клавиатуры и монитора так вырос человек совершенно другого уровня
развития и образования, который в свою очередь растит и обучает новое
поколение. Учащиеся быстро осваивают эту программу и легко набирают в
ней свои сочинения.
5
Результат освоения программы «Музыкальная композиция» заключается в
осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении
практическими умениями и навыками создания сочинения в простых
музыкальных формах (простая 2-х частная и 3-х частная, рондо, песенная и т. п.).
Поскольку творческая работа учащегося связана с самостоятельными
действиями, она психологически раскрепощает ребенка, у которого
появляются смелость и умение принимать быстрые решения, аналитически
мыслить. В творческих заданиях ученик может реализовать свою
индивидуальность, испытать радостные эмоции. Все это вместе
способствует формированию интереса к музыкальной деятельности.
Предмет «Музыкальная композиция» учащиеся могут выбрать в качестве
дополнительного занятия факультатива.
6
Список литературы
1. Биктимирова Г. Г. Освоение начальных навыков импровизации на
уроках специального фортепиано Казань, 2005.
2. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.
3. Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1 Элементарная
гармония. М., 1994.
4. Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 2 Фактурные
рисунки. М., 1999.
5. Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7
классов детской музыкальной школы. СПб., 2008.
6. Подвала В. Давайте сочинять музыку! 1-2 классы. Киев, 1988.
7. Руденко А. М. Довузовская подготовка молодого композитора: учебно-
методическое пособие для преподавателей детских музыкальных школ,
музыкальных училищ и подготовительных отделений консерваторий /
Казанская консерватория – Казань, 2009.
8. Федотова Л. А. Гармонический материал современной музыки:
индивидуальные принципы структурности: учеб. пособие по курсу
«Гармония» / Казанская консерватория. Казань, 2003.
9. Шатковский Г. И. Сочинение и импровизация мелодий М., 1989.