Методика работы над диктантом в музыкальной школе

1
Иванова Татьяна Константиновна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская
музыкальная школа №7» города Иркутска
Методика работы над диктантом в музыкальной школе.
Развитие музыкального слуха – основная задача курса сольфеджио в музыкальной
школе. Кроме того, этот предмет развивает музыкальный кругозор ученика, формирует
его музыкальный вкус. Преподаватель сольфеджио развивает на уроках у учащихся
их творческие задатки, помогает выявить и раскрыть их, а также знакомит учащихся
с теоретическими понятиями музыкального искусства. Сольфеджио – дисциплина,
формирующая у учащихся ряд практических навыков, дающая комплекс навыков, знаний
и умений по развитию музыкального слуха.
Все эти знания и навыки, полученные на уроках сольфеджио, помогают
ученику при обучении игры на инструменте, на занятиях по хору, музыкальной
литературе и другим предметам в музыкальной школе. Программа обучения
предусматривает несколько форм работы, которые должны находиться в тесной
взаимосвязи между собой. Лишь при этом возможно добиться на уроках сольфеджио
достаточно высокого уровня развития у учащихся музыкальной памяти, слуха,
мышления. На мой взгляд, определяющими формами работы в классе сольфеджио,
основными и наиболее сложными являются: сольфеджирование, слуховой анализ и
запись диктантов, а вспомогательными, дополняющими - ритмические, интонационные
и творческие упражнения.
Написание диктанта требует много усилий и времени как у преподавателя, так
и у ученика. Диктант способствует воспитанию и развитию четких музыкальных
представлений, волевого внимания, музыкальной памяти, чувства лада и ритма, формы и
стиля, тренирует развитие внутреннего слуха, и, наконец, учит грамотности нотного
письма. Необходим навык при записи незнакомой мелодии. Да, музыкальный диктант -
это запись слышимого, но и итог знаний и навыков, которые в свою очередь определяют
уровень музыкально-слухового развития ученика. Диктант учит осознанному
восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи. При его записи все
знания и навыки синтезируются.
Поэтому следует вводить эту форму работы в зависимости от продвинутости группы.
Вначале обучения записи диктанта некоторое время необходимо заниматься различными
подготовительными упражнениями. Также следует помнить, что успешная запись
диктанта зависит от индивидуальности учащегося, его одаренности, ориентировки в
мелодическом движении и ладе, музыкальной памяти. Усвоил ли он законы ладового
тяготения, слышит ли устойчивые и неустойчивые звуки, умеет ли разбираться в строении
формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения). Ученик должен четко
представлять метроритмическую структуру мелодии – определять размер, количество
тактов ,распознавать особенности ритмического рисунка. Поэтому, прежде чем
приступать к написанию диктанта, все эти элементы музыкальной грамоты необходимо
тщательно проработать с учащимися.
При написании диктанта от ученика требуется аналитическая память, то есть
запоминание и, одновременно, понимание всех элементов диктанта. Поэтому нередко
учащиеся с хорошим слухом не могут написать диктант, так как не могут охватить
структуру горизонтали и вертикали. От учащихся при написании диктанта требуется
мысленно представить себе музыку без восприятия, то есть необходимо иметь хороший
внутренний слух. Различные подготовительные упражнения помогут ученику управлять
своим внутренним слухом.
Учитывая важность музыкального диктанта, необходимо работу над ним проводить
систематически, давать диктанты каждый урок, чередуя короткие с диктантами
длинными, мелодические с гармоническими, письменные с устными и т.д.
2
Но прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен, что учащиеся
подготовлены к этой работе. Поэтому целесообразнее начинать работу над записью
музыки во втором классе, а в первом классе провести большую подготовительную
работу. Рекомендуется давать диктант в начале урока – учащиеся еще не утомлены и
диктант помогает активно включиться в работу всей группе одновременно.
Какова конечная цель устремлений педагога в этой области? Прежде всего мы должны
добиться того, чтобы учащиеся не испытывали страха перед словом «диктант», чтобы у
них не только не возникал психологический барьер, а, напротив, появлялся здоровый
интерес и желание поскорее услышать мелодию диктанта и записать ее. Диктант в
представлении детей не должен быть чем-то из ряда вон выходящим. Надо стремиться
наполнить радостью уроки сольфеджио.
Существует много различных форм, разных приёмов работы, применяя которые,
преподаватель должен помнить, что главная задача – научить писать диктант. Все формы
работы по диктанту можно разделить на 4 группы:
1. Подготовительные формы диктанта.
2. Рабочие формы диктанта.
3. Творческие формы диктанта.
4. Контрольные формы диктанта.
Все формы диктанта используются в каждом классе, но с разной степенью активности.
Так, в первом классе наибольшее значение приобретают подготовительные формы
диктанта, для того чтобы сформировать необходимые навыки работы. Это позволит
избежать потери непроизводительного количества времени, не создаст ощущения
большой трудности, а тем самым и страха перед данной формой работы, что самым
отрицательным образом повлияет на освоение этого навыка в дальнейшем. Выбор формы
работы над диктантом зависит и от момента работы над определенной трудностью. В
начале изучения каждой темы лучше всего провести несколько подготовительных и
рабочих форм диктантов, а уже затем предоставить каждому ученику возможность
выполнить запись самостоятельно. Рассмотрим подготовительные формы работы над
диктантом.
Устный диктант пение мелодии с названием нот и с дирижированием или
тактированием. Активно используется в младших классах . Хотя прослушав диктант
,учащиеся не могут сразу спеть его с названием нот .Можно спеть мелодию сначала на
нейтральный слог с тактированием и только после этого петь нотами, показывая по
столбице (лесенке). М .А. Крафт в своей методике называет устный диктант
«мелодическим эхо». Педагог показывает ручными знаками мелодическую фразу ( 7
ручных знаков соответствуют семи ступеням). Дети, глядя на руку педагога, мысленно
«пропевают» мелодический фрагмент, а за тем воспроизводят его голосом, также
сопровождая пение ручными знаками.
Устный диктант должен проводиться по строго выработанной последовательности
анализа текста. Анализ слышимого материала начинается с охвата целостного звучания
(анализ формы-процесса, формы-структуры), а далее уточняются детали (мелодическое
движение, ритмическая сторона и т.д.). В устном диктанте принимает участие вся группа.
Как правило, пример выучивается наизусть. Устный диктант способствует тренировке и
совершенствованию музыкальной памяти. Ценность устного диктанта (и в какой-то мере
преимущество его перед письменным) заключается в том, что он требует сравнительно
мало времени и вовлекает всех учащихся класса в живую активную работу. Формы
проверки устного диктанта очень многообразны. Это - игра на фортепиано (или на
инструменте, на котором занимается учащийся); выкладывание карточками
интонационного или ритмического лото; проверка показом по таблице, по лицу, ручными
знаками, слоговыми названиями. Преподаватель может предложить записать мелодию
устного диктанта дома, спеть в определенной тональности (или в нескольких
тональностях). Можно записать диктант на доске, учащиеся могут проверить диктант друг
3
у друга или спеть педагогу «на ушко». Здесь преподавателю предоставляется возможность
проявить свою фантазию и изобретательность и превратить устный диктант в
увлекательное занятие.
В старших классах также целесообразно давать устные диктанты. В этих диктантах
необходимо использовать уже хорошо освоенные ритмические рисунки и мелодические
обороты. Если учащиеся затрудняются сразу пропеть и записать весь диктант, то следует
вначале записать первое предложение, затем второе. Устный диктант я даю следующим
образом: вначале учащиеся оформляют диктант – определяют тональность, размер,
количество тактов, звук с которого начинается диктант и каким заканчивается. Затем
мелодия диктанта или 1 предложение проигрывается три раза, после чего учащиеся поют
его с названием нот с дирижированием, записывают и проверяют ( еще раз поют все с
названием нот), исправляют ошибки и окончательно записывают. Устные диктанты
помогают развитию музыкальной памяти, осознанному восприятию учащимися
отдельных трудностей мелодии, поэтому нужно широко применять форму устного
диктанта. Материалом для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии.
Сперва очень короткие (2.4 такта) с небольшим количеством звуков, затем более сложные.
Первое время примеры должны представлять собой одну фразу, как-бы тему. Когда
учащиеся овладеют своим вниманием, следует переходить к запоминанию небольших
предложений и, далее, периодов.
Особый тип диктанта «фортепианное эхо». Учащиеся от известной ноты на
фортепиано повторяют прослушанную несколько раз фразу. Для устных диктантов,
следует использовать уже хорошо освоенные ритмические и мелодические обороты.
Учащиеся затрудняются сразу пропеть и записать весь устный диктант. Поэтому можно
вначале записать первое предложение, затем второе.
Ритмический диктант может быть исполнен вне высоты и вне лада, например, на
барабане. Такого рода ритмодиктант полезен для развития памяти, чувства метроритма,
для освоения новых ритмов. Однако чаще учащимся предлагается прослушать мелодию, а
затем записать лишь ее ритм ( вне нотных строк). Работая над диктантом, вспоминая ритм,
ученик мысленно представляет себе и мелодию, следовательно, ритмический диктант
также способствует активизации внутреннего слуха, Кроме того, ритмический диктант
дает возможность закрепления группировки нот.
Некоторые учащиеся младших классов путают направление движения мелодии. Чтобы
помочь им «подтянуться» до уровня группы, необходимо давать графические диктанты.
Рисунок мелодии можно выложить цветными кружками на магнитной доске (меняется
высота звука – меняется цвет кружка) или отметить точками на простой или клетчатой
бумаге. Выполнять такие задание полезно всем вместе, чтобы каждый ученик
внимательно слушал и участвовал. После графической записи диктант можно записать
нотами в тетрадь.
Работа над транспонированием на подготовительном этапе проходит двумя путями –
неосознанно (учащиеся не знают, что они делают, перенося мелодию на другую высоту и
изменяя звуки по слуху) и осознанно (это возможно, когда учащиеся знают тональности).
Транспонирование можно проводить устно (пение), письменно и играя на инструменте. В
последнем случае в качестве формы работы можно предложить также подбор по слуху.
Транспонирование способствует не только усвоению тональностей, но и более прочному
усвоению изучаемого материала.
Изредка можно использовать запись диктанта по фразам. Прослушав диктант,
учащиеся вместе с педагогом записывают первую фразу на доске. Это помогает более
скорому написанию второй фразы уже самостоятельно. Иногда можно попросить
учащихся после прослушивания записать сразу вторую фразу или отдельные,
запомнившиеся мотивы.
4
Нередко встает вопрос о стенографировании диктантов. Важно научить детей ( и с
абсолютным, и с относительным слухом) внимательно слушать два первых проигрывания,
анализировать, запоминать, слышать знакомые обороты, для того, чтобы дети не писали
диктант последовательно нота за нотой, ожидая нового прослушивания. Необходимо
научить их максимально выкладываться в перерывах между проигрываниями.
Внутренний слух должен подсказать им уже слышанное, но не звучащее в данный
момент. Поэтому-то постепенно увеличивается время между диктантами.
Диктанты для развития памяти.
Безусловно, вся работа над диктантом направлена на развитие внутреннего слуха и
памяти. Но на уроке можно применять специальные формы для развития памяти.
Например, это так называемый «диктант-минутка» или «диктант-молния» - диктант
проигрывается два-три раза, учащиеся пропевают мелодию и записывают то, что успели
запомнить. Другой вариант проведения диктанта для развития памяти – учащиеся не
пропевают мелодию. Во время прослушивания запись не ведётся, дети только
запоминают, стараясь осознать и запомнить мелодию. Лишь после окончания последнего
проигрывания (всего 4-5 раз) учащимся разрешается приступить к записи. Это наглядно
демонстрирует учащимся, что самым важным в диктанте является умение слушать и
понимать услышанное. Задание можно изменить – не записывать диктант, а сыграть на
фортепиано или запись диктанта можно предложить сделать дома. Очень важно умело
подбирать примеры, последовательно увеличивая объём памяти. Начинать лучше с
коротких попевок -тем, состоящих из одного мотива, а затем постепенно усложнять их,
включая повторность, варьирование, секвенцию. Постепенно диктуемый материал
доводится до периода.
Еще один вид диктанта зрительный диктант. Он воспитывает внимание, память
музыкальную в особенности. Диктант записывается на доске педагогом. Учащимися он
анализируется – определяется тональность, форма, повторения музыкальных фраз,
движения мелодии, ритмические особенности и т.д. Затем диктант вытирается и учащиеся
записывают его по памяти. Можно его проиграть для проверки. Я этот вид диктанта даю
уже в первом классе. Дети очень любят записывать этот вид диктанта и называют его
«Исчезающие такты». Он напоминает им игру. Диктант выписывается на доске,
анализируется и проигрывается педагогом. Затем поется и стирается один такт. Снова
поется диктант уже с исчезнувшим тактом, стирается еще один такт. Когда все такты
исчезнут, учащиеся записывают его по памяти. Этот вид диктанта формирует у учащихся
навыки анализа мелодии диктанта. Можно его использовать для закрепления более
сложных элементов музыкального языка и ритма в старших классах.
Интересен опыт записи диктанта с голоса по методике А.Л. Островского, в котором
подчеркивается «преимущественное значение вокальной музыки в деле воспитания
слуха». На хоровых отделениях музыкальных школ этот вид диктанта весьма
целесообразен. При записи вокального примера со словами ( исполняется
преподавателем) учащимся поможет выписанный на доске текст.
Практика показывает, что для серьезного овладения диктантом занятий им в классе
недостаточно. Поэтому следует рекомендовать учащимся систематически записывать
дома знакомые мелодии, а также впервые услышанные песни. Особенно тем учащимся,
которые решили поступать в музыкальные училища. В качестве «самодиктанта» может
служить отрывок из выученной наизусть фортепианной пьесы. Домашними диктантами
записью мелодии по памяти необходимо заниматься серьезно, полностью доверяя своему
слуху. Только после окончательной записи мелодии ее можно пропеть вслух и сыграть на
музыкальном инструменте. Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Это
помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания
с его нотным изображением. К «самодиктантам» преподавателю музыкальной школы
следует относиться с осмотрением. Многие учащиеся дома могут их не записывать, а
подбирать на инструменте, тем самым смысл и цели «самодиктанта» исчезают.
5
Совсем недавно появились диктанты, которые я бы назвала «фрагментарные». Это
диктанты, в которых даны, уже записаны некоторые фрагменты диктанта, а некоторые
надо услышать и записать. Это прежде всего сборники «Занимательных диктантов» Г.
Калининой. Учащиеся с интересом пишут такие диктанты и они не вызывают больших
трудностей при написании.
Можно перечислить еще несколько занимательных диктантов:
1. Диктант-загадка.
Это увлекательная форма работы над диктантом, при которой учащиеся определяют
название песни по различным «подсказкам» - от полностью выписанного на доске
нотного текста до представленных на выбор нескольких ритмических рисунков, из
которых надо угадать знакомый. Песенка может быть показана по таблице, лесенке,
по лицу, ручными знаками. Можно предложить собрать мелодию из нескольких
разделенных по карточкам тактов («мелодическое лото»). Мелодия, которую надо
угадать может быть хорошо знакомой и не знакомой, выученной или только что
прослушанной.
2. Диктант «с ошибкой».
После того как учащиеся просольфеджировали устно мелодию, преподаватель
записывает её на доске, умышленно допуская «ошибки» - мелодические или
ритмические, которые учащиеся должны найти и исправить. Важно не прибегать при
этом к помощи инструмента. Эта форма работы приучает к самоконтролю и очень
помогает при проверке своей записи.
3. Диктант «с пропусками».
На доске выписывается диктант, в котором оставлены пустые отдельные такты,
учащиеся должны вписать в них пропущенные части мелодии.
4. Диктант с вариациями.
На доске полностью выписывается несложная мелодия, которая сольфеджируется
всем классом. Затем преподаватель играет мелодию, изменяя ритм или отдельные
интонации. Учащиеся должны записать предложенный вариант самостоятельно.
5. Диктант по частям.
Подобная форма диктанта учит вычленять отдельные элементы из целостного
восприятия. Задания могут быть самыми различными – записать заключительный
каданс или половинный каданс; записать определенный интервал или аккорд в
конкретном такте; записать точное повторение, секвентное повторение или
вариантное повторение; записать определенный ритмический рисунок в конкретном
такте; записать только такт с кульминацией; записать самую высокую ноту в диктанте
и т.д.
Все перечисленные выше типы диктантов, их многообразие особенно полезны на
первых порах, так как они способствуют созданию разносторонних навыков записи,
активизации внутреннего слуха. Они являются серьезной подготовкой к длинным
трудным письменным диктантам в старших классах, к дальнейшему развитию
внутреннего слуха. Но и в старших классах необходимо включать разнообразные формы
«слуховых», «зрительных» диктантов.
Одной из основных форм диктанта на уроках сольфеджио является письменный
диктант. Не зря его выносят на выпускной экзамен в музыкальной школе, так и на
вступительный экзамен в музыкальные училища. Формы письменного диктанта также
могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Учащиеся
с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, а затем уже
приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 5-10 минут.
Такую форму диктанта целесообразнее использовать в младших классах, в слабых
6
группах, также при записи мелодии , в которых появляются новые элементы
музыкального языка и ритма.
Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора.
Такой диктант записывается учащимися в течение установленного времени, при
определенном числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2-3 раза подряд.
Учащиеся в это время слушают и запоминают мелодию, определяют размер, тональность,
количество тактов, строение периода. А еще несколько раз с интервалом 2-3 минуты
играется мелодия диктанта, о время которых определяется ступень-звук, с которого
начинается диктант, особенности ритма. К концу записи диктанта он играется реже. Такие
диктанты более целесообразны в средних и старших классах , то есть только тогда, когда
учащиеся научатся самостоятельно анализировать мелодию.
Время для записи диктанта устанавливается преподавателем в зависимости от его
объема и трудности. В младших классах, где записываются небольшие и несложные
мелодии, это 5-10 минут; в старших, где трудность и объем увеличивается – 20-25 минут.
Диктант следует исполнять все время только целиком, не дробя его на предложения
или фразы, иначе учащиеся не смогут охватить построение целиком, разобраться в форме
и ее особенностях, ритме и т.д.
Перед началом записи необходима ладовая настройка, которая дается несколькими
способами - пение устойчивых и неустойчивых ступеней, трезвучий, T S D и т.д.
Настройка должна быть достаточно длительной, особенно на первоначальном этапе, для
того чтобы в слуховом восприятии учащихся прочно закрепилась тональность диктанта. В
дальнейшем настройка может сокращаться и учащиеся должны уметь настроиться сами по
данному звуку или аккорду. Полезно развивать в детях чувство тональной краски и
пытаться привлекать учащихся к определению тональности. Диктант можно давать в
производной тональности – настройка дается без названия нот, учащиеся сами выбирают
тональность, в которой, как им кажется, звучит диктант. Такая форма диктантов полезна
для работы над «самодиктантом» или записью знакомых мелодий по памяти.
Для развития ладо - функционального слуха полезно первоначально проигрывать
мелодию диктанта с гармоническим сопровождением. Проигрывание диктанта может
осуществляться не только на фортепиано, но и на других музыкальных инструментах.
Тембровые диктанты.
В связи с появлением возможности использовать в практике преподавания различных
технических средств (магнитофон, CD – проигрыватель), преподаватель может давать на
уроке записи диктантов в разных тембровых звучаниях (для одноголосных и, особенно,
для двухголосных и многоголосных диктантов). Это необычайно обогащает слух
учащихся, их общемузыкальное развитие и способствует развитию тембрового слуха.
Необходимо научить учащихся записывать диктант в разных регистрах, как в
скрипичном, так и в басовом ключах.
Диктант для записи должен быть выбран особенно тщательно. В нем не должно быть
ни одной интонации, ни одного ритмического рисунка, которые не были предварительно
хорошо усвоены. Неудачи при записи диктанта сильней, чем неудачи в других формах
работы. Они травмируют ученика, и, если он не справился с диктантом несколько раз
подряд, то он в дальнейшем не будет даже пытаться записывать его. Мелодия, данная в
диктанте, должна быть легче мелодии, предложенной для пения с листа, так как диктант
воспринимается только через слух, без зрительного восприятия, что требует большой
сосредоточенности. Диктант является самой лучше формой развития памяти и накопления
слуховых впечатлений. Не рекомендуется разрешать ученикам записывать его
стенографически. Особенно это касается детей с абсолютным слухом, которые точно
записывая ноты, не получают никакого предоставления о данной мелодии. Некоторые
ученики пытаются во время проигрывания диктанта осмысливать ступени или отдельные
звуки, что тоже мешает запоминанию. В таких случаях рекомендуется давать в качестве
7
диктанта песню с текстом. Стихотворный текст помогает быстрей запомнить мелодию и
не дает возможности выхватывать отдельные элементы. Интервалы, ступени, ритм
должны осмысливаться процессе записи. Хорошо запоминаются мелодии образные,
яркие, с ясной формой.
Показательный диктант.
Эта форма диктанта наглядно показывает учащимся процесс записи. Диктант записывает
на доске сам преподаватель или кто-либо из учащихся, параллельно объясняется весь путь
осознания слышимого. Такая форма диктанта удобна и полезна при освоении новых
трудностей.
Диктант эскизный, по частям.
При эскизной форме работы диктант записывается не с начала, а по частям. Например,
преподаватель предлагает записать только заключительный каданс, или второе
предложение, или серединный каданс, мотив секвенции и т.д. Как никакая другая эта
форма уводит от практикующегося часто учениками способа записи «нота за нотой». Ведь
для записи по частям необходимо четко представить форму-структуру и форму-процесс
диктанта и разместить в заготовке в виде пустых тактов.
Творческие формы диктанта представляют собой творческие задания, являющиеся
своеобразной формой работы на уроке. Учащимся предлагаются различные формы
сочинения:
1. Диктант-письмо.
2. Диктант – досочинение.
3. Диктант «вопрос-ответ».
4. Сочинение по ладовым моделям и последующая запись.
Все эти формы сочинения – дописать музыкальный ответ, сочинение мелодии в
определенном жанре, сочинение вариаций на тему, сочинение песни на заданный текс и
др. – подразумевают использование изучаемого интервала, аккорда или ритмической
группы. Правильная запись свидетельствует об усвоении изучаемой темы. Контрольный
диктант – это проверка успеваемости учащихся, итог формирования
Контрольный диктант это проверка успеваемости учащихся, итог формирования
навыков и умений, уровень подготовки слуха и памяти. Многие преподаватели в шутку
называют его «спасайся, кто как может». Однако, если на уроках систематически
отрабатывается определенная последовательность записи диктанта, то для учащихся
работа по нему не должна представлять сложности.
Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и
разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные – педагог проверяет тетради,
учащиеся проверяют тетради друг у друга, один из учащихся записывает диктант на доске
или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с название звуков и т. Дома можно
выучить диктант наизусть, транспонировать. Очень полезно пропевать на память только
что записанный диктант и затем делать его повторную запись по памяти; проигрывать
диктант на инструменте н память; петь его с транспонированием, называя при этом
звуки новой; на память.
Эти и подобные им упражнения должны служить не только для постоянной тренировки
в технике записи диктантов, но и для подготовки к усвоению новых трудностей.
Таким образом, работа над диктантом является активным творческим процессом,
требующим от учащихся большого внимания и постоянной тренировки.
8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта. – М., «Музыка», 1962.
2. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М., «Музыка», 1986. 3.
Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио: Учебное пособие для
подготовительных отделений ДМШ. Разработка уроков (с приложением домашних
заданий). – Л., 1984. 11
4. Методическое пособие по музыкальному диктанту. Сост.: М. Андреева, В. Надеждина,
Л. Фокина, Л. Шугаева. Общая ред. Л. Фокиной. – М., «Музыка», 1969.
5. Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. Л., «Музыка», 1985.
6. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., «Музыка», 1970.
7. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. – М., «Музыка», 1973.