Доклад "Виды работы над музыкальным диктантом"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №3»
Доклад
«Виды работы над музыкальным диктантом»
Чита-2020
Музыкальный диктант является одной из наиболее важных,
ответственных и сложных форм работы на уроке сольфеджио. Этот вид
работы развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному
восприятию мелодии.
Целью музыкального диктанта является воспитание навыков
перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые
представления и быстрого закрепления их в нотной записи.
Основными задачами работы над диктантом можно назвать следующие:
создавать и закреплять связь видимого и слышимого, то есть научить
слышимое сделать видимым;
развивать музыкальную память и внутренний слух учащихся;
закреплять теоретические и практические навыки.
Существует масса методических пособий, которые посвящены этой теме.
В своём кратком выступлении попытаюсь обобщить свой опыт.
Выбирать музыкальный материал для диктанта нужно внимательно. В
диктанте не должно быть ни одного мелодического оборота, ритмического
рисунка, который не мог бы быть осмыслен учеником. В этом задании как бы
обобщаются все знания и слуховые навыки учащихся.
А все начинается с вокально - интонационных упражнений.
Когда ребенок приходит на урок сольфеджио, с чего мы начинаем работу,
конечно с пения небольших песенок-попевок. Начинаем с попевок, которые
построены на повторении одного звука (Пр.1). Нужно научить ребенка
слушать и слышать, охватывать это небольшое произведение целиком, уметь
анализировать, считать фразы и сравнивать их. На каждом уроке диапазон
упражнений расширяется. При пении учащиеся пользуются ручными
знаками, что позволяет зрительно увидеть движение мелодии, осознать
ступени. Отрабатывая музыкальный материал, построенный на двух звуках,
детям вводится понятие тоника. Так как при пении они прекрасно ощущают
устойчивый и неустойчивый звуки.
При пении с показом ручных знаков учащиеся более точно осознают
ступени, поэтому параллельно мы работаем на «лесенке» или «столбице»
(Пр.2). Этот вид работы нужно вводить сразу, с двух звуков, постепенно
добавляя ступени. Ребенок слышит новую ступень, узнает ручной знак,
анализирует (устойчивая или неустойчивая), добавляет ступень на «лесенке».
Не одна мелодия не существует без ритма. Поэтому “ритмической
составляющей” нужно уделять особое внимание. На первоначальном этапе
обучения очень важно, чтобы учащиеся просто хорошо усвоили графическое
изображение и название каждой длительности. Параллельно с усвоением
графического изображения длительностей и их названий нужно работать и
над непосредственным осознанием длинного и короткого звука. Для развития
этих навыков существует масса заданий.
Это чтение знакомых стихотворений с похлопыванием ритмического
рисунка. Проговаривание отдельных слов и пропевание упражнений, с
похлопыванием ритма в ладоши. Пение мелодии ритмическими слогами и
другие.
Можно использовать обратный метод, на готовый ритмический рисунок
придумать слова или словосочетания, прохлопать ритм и проговорить
ритмическими слогами.
Неотрывно от устных форм работы у учащихся должен формироваться
и развиваться навык “быстрой записи звуков. С первых уроков следует
приучать учащихся к правильной графической записи нот: маленькими
овалами, не очень близко друг к другу, следить за верным написанием
штилей. На начальном этапе это может быть простое переписывание
разученных мелодий.
Все что поется, обязательно должно проигрываться на фортепиано.
В условиях классной работы следует использовать различные формы
диктантов. Это может быть: ритмический диктант, самодиктант (запись
знакомой мелодии по памяти), разрезной диктант (диктант пазл), запись
выученной мелодии по памяти, устные диктанты, диктанты минутки,
мелодический диктант с разбором, контрольный диктант.
Ритмический диктант (Пр.3).
Запись одного ритма, без нотного стана. Этот вид работы хорошо
использовать при освоении новых ритмических групп или нового
ритмического размера
Запись ритмического диктанта нужно начинать сразу, как только ребенок
освоил длинные и короткие звуки. Она может быть графической. Можно
выкладывать ритм на фланелеграфе, обозначая длинные звуки большими
овалами, короткие маленькими (длинные звуки белыми овалами, короткие
черными). Записывать ритм длинными и короткими палочками,
длительностями без нот. Постепенно вводятся понятия акцент, такт, тактовая
черта, размер.
Можно предложить учащимся уже записанные ноты без длительностей и
поставить задачу ритмически оформить мелодию. Размер и тактовые черты
можно выставить сразу, а можно поставить дополнительные задачи,
определить размер и расставить тактовые черты.
Разрезной диктант (диктант – пазл) (Пр.4)
Такой вид диктанта используют для экономии времени на уроке. Для
учащихся, в моей практике, этот вид диктанта более интересен, чем обычный
мелодический.
В младших классах диктант разрезается на карточки такты.
Учащимся предлагается послушать мелодию и разложить эти карточки в
правильном порядке. Чтобы не было путаницы, как положить карточку,
нужно вверху или внизу провести черту, или отметить каким то другим
способом. В средних и старших классах диктант не разрезается.
После того как дети осознают последовательность тактов им
предлагается записать мелодию в тетрадь, оформить запись правильно, то
есть поставить ключевые знаки, размер, тактовые черты.
После записи диктанта, обязательно должно следовать дополнительное
задание, что бы учащиеся осознали мелодию, проанализировали ее. Нужно
обязательно отметить фразы, написать буквы. Можно предложить
подчеркнуть мелодический оборот (опевание, движение по устойчивым
ступеням и т. д), отметить отклонение и подписать тональность и другие.
«Самодиктант» (запись знакомой мелодии по памяти)
Такие диктанты полезны всем учащимся, для тренировки внутреннего
слуха. Форма “самодиктанта” помогает также развитию творческой
инициативы учащихся.
Для этой работы следует брать хорошо известные русские народные
или детские песни.
На начальном этапе можно выписать мелодию на доске и намеренно
сделать несколько ошибок. Предложить детям спеть мелодию про себя,
проверить, исправить ошибки. Постепенно задание нужно усложнять.
Выписать мелодию, оставив некоторые такты пустыми. Учащиеся должны
заполнить такты, не пропевая мелодию вслух.
В конечном результате мелодия должна записываться от начала до
конца самостоятельно. Учащиеся должны научиться осознавать мелодию
ступенями и записывать ее в любой заданной тональности.
Несомненно, все формы диктантов полезны. Для разнообразия и
заинтересованности учащихся нужно использовать разные виды. Более
сложные формы диктантов (мелодический) нужно сопровождать
интересными заданиями (подобрать аккомпанемент, сочинить вариации и
другие). И конечно, работа над диктантом требует индивидуального
внимания к каждому ученику.
Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что
в первом классе закладываются главные, базовые навыки записи
музыкального диктанта. Вся дальнейшая работа сводится только к развитию
этих базовых умений и усложнению теоретического материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ