Музыкально-коррекционное развитие детей с ОВЗ

Музыкально-коррекционное развитие детей с ОВЗ.
Музыка оказывает огромное воздействие на детей с ограниченными
возможностями здоровья: вызывает яркие эмоциональные переживания,
развивает художественный вкус, воображение. Музыка помогает детям
лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление,
способствует развитию внимания, памяти. Музыка активизирует
познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе коррекционно-
воспитательные возможности.
Уровень музыкального развития у детей с ОВЗ значительно ниже, чем у
сверстников из массовой школы. Звуковысотный слух, ладовое и
музыкально-ритмическое чувство развиты у «особых» детей слабо. В начале
обучения большинство детей не в состоянии воспроизвести даже отдельные
фразы мелодии простой детской песенки. Специфика музыкально-слуховых
данных детей с ОВЗ ярко проявляется при обучении их пению: не точное
интонирование звуков, плохая память (трудно усваивают мелодию и слова).
Речевые и артикуляционные недостатки вызывают трудности в чёткой
дикции. У детей с ОВЗ ярко выражено отклонение от нормы в
познавательной деятельности, эмоционально-волевое развитие сказывается и
на их музыкальной восприимчивости. Дети с ОВЗ в отличии от детей
общеобразовательных школ более равнодушно реагируют на музыкальные
произведения. Все, кто имел опыт работы с детьми с ОВЗ замечают, что не
просто подобрать правильный подход к таким детям. С ними подчас сложно
найти взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной
деятельности. Специалисты Центра содействия семейному воспитанию
«Маяк», где я работаю, прилагают все усилия для достижения этой
непростой задачи. Одним из эффективных методов является музыкальное
развитие. Кроме общеразвивающей функции оно оказывает коррекционное
воздействие на детей с ОВЗ. Приобщая детей к миру звуковой гармонии, я
стараюсь раскрыть музыкальные способности ребёнка, привлекать к
различным видам музыкальной деятельности. Музыка создаёт
положительный эмоциональный настрой, стимулирует ребёнка к творчеству.
Музыкальные занятия совершенствуют сенсорные функции у детей с ОВЗ
(зрительное и слуховое восприятие), речевую деятельность.
В работе с «особенными» детьми сталкиваешься с проблемами,
свойственными этим детям:
- трудность общения с новыми людьми
-боязнь посещения нового места
-непроизвольность движения
-расстройство речевой функции или отсутствие речи
-проблемы с устойчивостью внимания
Основываясь на наблюдениях при общении с детьми с ОВЗ я выявила
несколько принципов эффективного взаимодействия с ними:
-стимулировать активность в совместной деятельности, а не пассивное
осваивание какого-либо действия
-развивать элементарную вокализацию, а не просто произношение слов
-активно стимулировать детей к танцевальному творчеству, а не повторять
разученные движения
Вся музыкально-развивающая работа основана на игре, т.к. игра является
наиболее понятным и доступным видом деятельности для детей. Применяя
игровую форму гораздо проще создать положительный, доверительный
настрой, который помогает активно взаимодействовать детям со взрослыми.
На своих музыкальных занятиях я стараюсь решать следующие задачи:
-формировать у детей умение слушать музыкальное произведение от начало
и до конца
-развивать слухо-вокальную, двигательную координацию
-развивать фантазию, воображение, творческие способности через движение
в танце
-развивать навыки совместного взаимодействия _игра на музыкальных
инструментах, танец в паре)
Для организации и провидении музыкальных занятий в условиях ЦССВ
«Маяк» ни одна из существующих методик в полном объёме не подходила. В
связи с тем, что музыкальные занятия проходят в группах не однородных как
по возрастному составу
детей , так и по структуре и тяжести дефекта, мной была взята за основу и
адаптирована
к детям из ЦССВ «Маяк» программа «Мы друг другу рады» Е.Н.Котышевой.
В основу программы положены принципы организации и проведение занятий
зарубежными и отечественными музыка-терапевтами, успешно
работающими с детьми –инвалидами
(Ж. Некту, Ж. Македа (Франция), А. Черкасская (г. Санкт-Петербург), Т.
Степанова, А. Виноградова (г. Москва). Также была включена в программу в
программу универсальная концепция элементарного музыцирования с
международных музыкально-педагогических конференций, организованных
обществом Карла Орфа (Австрия).
Занятие строится по следующей схеме:
-приветствие
-разминка
-пальчиковая гимнастика
-песня
-слушание музыки или игра на детских музыкальных инструментах
-игра
-прощание
Особенности занятий:
-занятия проводятся 2 раза в неделю в каждой группе по 30-40 минут в
зависимости от структуры группы и тяжести заболеваний у детей.
-обязательно на занятии присутствует воспитатель и помощник воспитателя,
т.к. они помогают детям передвигаться по залу детям с нарушением опорно-
двигательного аппарата, со сложностями ориентирования в пространстве.
Воспитатель выполняет задание с ребёнком по принципу «рука в руку».
-один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети
в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить.
За время систематических занятий постепенно начинают самостоятельно
выполнять несложные движения под музыку. Дети с ОВЗ способны не
только пассивно слушать музыку, но и непосредственно принимать участие в
создании музыкального материала
(игра на детских музыкальных инструментах).
В нашем центре воспитываются дети с многочисленными нарушениями
развития не имеющие возможности самостоятельно передвигаться- в силу
моторных нарушений они не овладевают навыками ходьбы, некоторые
испытывают трудности поддержания позы и т.д. Как следствие у них
возникает дефицит представлений о мире и собственном теле, им труднее,
чем другим детям, овладеть различными умениями. Тем не менее ребенку с
очень сильными нарушениями я стараюсь предложить адекватные его
состоянию способы движения под музыку. Самый простой способ взять
ребенка на руки и двигаться вместе с ним под музыку. Так же активно
применяю пальчиковую гимнастику под музыку- это пассивное или активное
движения пальцами рук. Это и массаж, и пальчиковые упражнения с
предметами. Дети с ОВЗ редко имеют уверенную координацию движений
пальцев рук. Как правило у них отмечается моторная неловкость, неточность
движений, трудность усвоения двигательной программы и переключения.
Пальчиковая гимнастика помогает развивать подражательную способность,
учат напрягать и расслаблять мышцы, сгибать и разгибать пальцы рук, учат
противопоставлять большой палец остальным. И все эти движения
сопровождаются музыкой различного характера.
Так же на музыкальных занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями в
развитии используются детские музыкальные инструменты, которые
различаются по степени сложности для каждого ребенка. Так для детей,
которые очень плохо управляющих своим телом подбираются легкие
маракасы с длинной ручкой или браслеты с бубенчиками, которые одеваются
на руку и не требуют от ребенка никаких усилий. Звук раздается при
малейшем движении руки. Несколько сложнее играть на барабане, бубне,
металлофоне, ребенку надо не только совершать движения, но и попадать
рукой по инструменту. Для детей , у которых более развита мышечная
координация рук, использую инструменты, требующие участия обеих рук:
треугольник, деревянные ложки, «коробочка».
Особое место в музыкальной работе с детьми с ОВЗ занимает утренники и
развлечения. В процессе подготовки к утреннику ребёнок ощущает
эмоциональный подъём. Дети ждут яркое праздничное мероприятие, на
котором они могут показать и реализовать весь свой творческий потенциал.
Планирование и подбор музыкального материала осуществляет музыкальный
руководитель в тесном сотрудничестве с логопедами, дефектологами,
воспитателями. Командная работа очень важна. Музыкальный руководитель
разучивает с детьми песни, танцы, оркестровую игру на музыкальных
инструментах. Логопед отрабатывает и учит с детьми стихи. Воспитатели
закрепляют речевой материал в свободное время. Сценарии утренников и
развлечений занимательны по форме, с обязательным наличием сюрпризных
моментов и продолжительностью по времени 40-50 минут.
Таким образом, изучив специальную литературу и обобщив свой опыт я
пришла к выводу, что музыкальные занятия с детьми с ОВЗ просты в
применении, дают положительный эффект, способствуют к стабилизации
психоэмоционального состояния ребёнка.
Конспект музыкального занятия с детьми с ОВЗ.
Фонограмма песни «Осенний листопад»
Дети заходят под музыку в музыкальную студию и садятся на стулья.
Муз. руководитель: Ребята, вам понравилась музыка, которая звучала пока
вы заходили в студию? (ответы детей ).А кто услышал о чём была песня ?
(ответы детей). Правильно про осень, опавшие листья. А какое настроение
у песни? (ответы детей). Правильно, весёлое, хочется пританцовывать под
эту музыку.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте поздороваемся , как мы всегда
это делаем (музыкальный руководитель на фортепиано играет пять нот
снизу вверх по гамме C-dur (до мажор) и поёт «Здравствуйте, ребята», а
дети отвечают по тризвучию сверху вниз «Здравствуйте».)
Музыкальный руководитель: Теперь все вставайте на разминку.
музыкальная разминка «Солнышко» (фонограмма)
Музыкальный руководитель: Молодцы. А теперь садитесь на свои места и
мы проведём пальчиковую гимнастику.
Музыкальная пальчиковая гимнастика («Капустка» Е. Железновой,
«Мальчики-пальчики» Е. Железновой, «Поросята» Е. Железновой)
Музыкальный руководитель: А какое сейчас время года? (ответы детей).
Правильно-Осень. Я хочу сегодня вас познакомить с новой песней. Вы
слушайте внимательно, а потом мне расскажете, о чем песня.
Песня «Осень» муз. и слова неизвестного автора.
Музыкальный руководитель исполняет песню под аккомпанемент
фортепиано.
Музыкальный руководитель: О чем песня, ребята?(ответы детей).Про
осенний листопад. А какое настроение у песни? (ответы детей). Немного
грустное. Мы с вами
Танец песня «Листик-листопад» фонограмма эту песню разучим на
следующем занятии, а сейчас мы потанцуем с осенними листочками, которые
я вам принесла. (Дети исполняют танец с искусственными ветками осенних
листьев).
Музыкальный руководитель: Ребята, мне нужна ваша помощь. У меня есть
ствол дерева, а листочков на нём нет. Они все на полу разбросаны. Давайте
под музыку сейчас нарядим дерево в листики.
Игра «Осеннее дерево»
Музыка «Концерт для скрипки с оркестром №1» муз. А. Вивальди
(дети под музыку собирают листья с пола с прикрепляют к стволу дерева на
фланелиграфе)
Музыкальный руководитель: Молодцы! Красивое осеннее дерево
получилось. Занятие наше подходит к концу и нам надо попрощаться.
узыкальный руководитель поёт по трезвучию сверху вниз «До свидания»,
дети повторяют).
Фонограмма «Осенний листопад»
Дети под музыку уходят из музыкальной студии.
Список литературы:
-Арт-педагогика и арт-терапия в социальном образовании /Е.А. Медведева,
И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская.-М.,2001.
-Музыка, как средство коррекционной работы/Искусство в школе.-2003.-№5
Шанский Г..
-Музыкальные занятия с особым ребенком /И.С. Константинова
-Лизунова Т.А. «Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья
в процессе музыкальной деятельности»
-Яковлев А.Г. «Особый ребенок. Исследования и опыт помощи» выпуск 4
Москва 2001
Автор статьи:
Музыкальный руководитель ГКУ ЦССВ «Маяк»
Алюдина Виктория Евгеньевна