Музыкальное самообразование подростков

МУЗЫКАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ
Введение
Актуальность исследования. Важной тенденцией современного
образования является приучение учащихся самостоятельно извлекать знания
из широкого спектра предлагаемой информации, как того требует
сложившаяся социокультурная ситуация. Вместе с тем, чтобы
самореализоваться, найти свое место в жизни общества, человеку
необходимо научиться ставить цели своей деятельности и добиваться их.
Понятие «самообразование» является производным отпонятия
«образование», которое в свое время рассматривали такие ученые, как Т. Ф.
Ефремова, Л. П. Крившенко, Е. Ф. Сивашинская,В. А. Сластенин и др.
Ученые выделяли особенности понятия образования, рассматривали как
систему,результат, процесс и ценность. Параллельно менялось и понимание
категории самообразования. К его исследованию обращались такие авторы,
как В. П. Зинченко, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, Б. Г. Мещеряков.Ю. Е.
Калугин выделил виды самообразования.
Однако, понятие «музыкальное самообразование» на сегодняшний день
остается мало изученным. Можно выделить работы Э. Б. Абдуллина и Е. В.
Николаевой, в которых раскрываются некоторые особенности методической
организации музыкального самообразования учащихся, в том числе и с
учетом специфики обучения подростков.
Основы самообразования следует закладывать в подростковом
возрасте, поскольку в этот период особо развиваются такие черты характера,
как настойчивость, упорство. Поэтому так важно также научить подростков
самоорганизации, что в дальнейшем поможет им грамотно распределять свое
свободное время.
Особенностями подросткового возраста интересовались такие ученые
как В. А. Аверин, Е. П. Ильин и др. В своих исследованиях авторы
анализируют развитие различных сторон личности в этот период,
взаимодействие со старшими людьми и сверстниками, а также интересы
2
подростка. Вместе с тем, падение интереса подростков к обучению может
сильно сказаться на их желании заниматься музыкальным самообразованием,
выходящем за рамки обучения.
Чтобы отвечать современным интересам и запросам подростков,
необходимы соответствующие методические пособия в области
музыкального самообразования, предлагающие адекватные задания и формы
работы. Таких работ немного и не все они подходят для учащихся
подросткового возраста. К ним можно отнести разработки В. И. Петрушина,
Е. И. Юдиной и др. В них предлагаются задания для формирования
музыкально-теоретических знаний, например, изучить выразительные
средства музыки, рассмотреть западноевропейских, русских, советских
композиторов и познакомиться с их произведениями. Также направлены
пособия на практические навыки, например, игра на инструменте:
фортепиано, гитара.
Предлагаемые методические пособия по музыкальному
самообразованию не всегда отвечают современным склонностям подростков,
на наш взгляд, их следует обогащать интересными для подростков
заданиями, новой информацией.
1. Содержание понятия «музыкальное самообразование»
Тот или иной социум существует, если его участники следуют
общепринятым приоритетам и общепризнанным меркам, которые
обусловлены естественными и общественно-историческими предпосылками.
Личностью человек становится в ходе социализации,когда он приобретает
умение осуществлять социальную деятельность, предполагающую его
изменение, самоопределение и самореализацию. Все, что направленно на
управление процессом социализации, в свою очередь связывают с
образованием. Оно представляет сложный социальный и исторический
феномен, с разными аспектами, исследованием которых занимается ряд наук.
Под образованием понимают единое целое физиологического и
нравственного формирования личности, социализация же ориентируетсяна
3
идеальный образ гармонично развивающегося человека, на исторически
установленный в обществе социальный образец[36]. Следовательно,
образование неотделимо от всех сторон жизни общества, а также личность
неотделима от него. Значит, образование это социальное явление, которое
предполагает воспитание и обучение не только в интересах человека, но и
общества, и государства.
Образование выделилось в особую сферу социальной жизни со
времени, когда передача знаний и социальный опыт стали условием
существования общества. Исследователи, которые изучают социализацию
детей в первобытном обществе, полагают, что образование входило в
общественно-производственную деятельность. Значит, взрослые учили,
воспитывали и передавали культуру детям с помощью выполнения трудовой
и общественно-социальной деятельности. Люди того времени накопленную
информацию передавали от поколения к поколению.
С течением времени менялось представление об образовании. С
усложнением социальной жизни и государственного устройства требовались
образованные люди. Готовить их стали в городских школах, которые не
зависели от церкви. В Европе вXII XIII веках появляются университеты,
которые независимы в частности к церкви, городским магистрантам, они
обучали на врача, аптекаря, секретаря и государственного чиновника.
С возрастанием социальных потребностей общество столкнулось с
нехваткой людей специально подготовленных для обучения и воспитания. В
этом случае, стали учить по классно-урочной системе в школе, а по
лекционно-семинарской в университете. Данные формы обеспечили
четкую организацию и порядок в образовательном процессе, что позволило
передавать информацию десяткам и сотням людей. Это привело к
эффективности и доступности образования и в тоже время уменьшило
стоимость обучения.
В. А. Сластенин определяет, «образованиекак социальное явление–это
прежде всего объективная общественная ценность»[36].
4
Социальную ценность образования Е. Ф. Сивашинскаяопределяет
значимостью образованного человека в обществе. Гуманистической
ценностью образования является возможность формирования
познавательных и духовных потребностей людей[34].
От образовательной обстановки в обществе зависят нравственные,
интеллектуальные, научно-технические, духовно-культурные, экономические
возможности людей. Также образование показывает уровень экономики,
социального развития, культуры общества, основные черты политики,
идеологическую сторону общества, поэтому педагог и ученик будут являться
субъектами социальных отношений.
Образование, как социальное явление сравнительно самостоятельная
система, где функцией является регулярное обучение и развитие всего
общества. Также образование ориентировано на конкретныезнания, идейные
и нравственные установки, те или иные умения и навыки, суть которых,
будет определяться социальными, экономическими и политическими
системами общества, в том числе будет учитываться материальная и
техническая сторона развития социума.
Образование как систему, Е. Ф. Сивашинская рассматривает
«совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения
квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления
образованием, государственных образовательных стандартов и
образовательных программ»[34].
Российское образование классифицируется на три ступени, которые
делятся на подвиды:
общее образование: дошкольное, начальное общее, основное общее,
среднее общее;
профессиональное образование: начальное профессиональное, среднее
профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское
профессиональное;
5
дополнительное образование: общее, профессиональное [27].
Система образования должна:
приспосабливаться к социальным и экономическим переменам
общества, также должна быть постоянной по своей воспитательной
сущности;
продолжать традиции образовательных положений, которые
складываются и сменяются на протяжении времени, а также подготовить
молодое поколение к взрослой жизни.
В тоже время систему образования можно назвать целостной системой,
если не будет целостности это приведет к нарушению функционирования
образовательной системы.
Характеризуя современное образование можно сказать, что это
динамичная и гибкая система, которая не ограничивает, не навязывает
обществу ту или иную область образовательных услуг, так как человек
выбирает образование по своим потребностям и способностям.
Е. Ф. Сивашинская и Т. Ф. Ефремова пишут об образовании как
результате – комплекс знаний, умений и навыков, опыта деятельности и
отношений, которые человек получает систематическив результате обучения,
просвещения [13, 34].
Большая российская энциклопедия дает определение образования:
процесс, объединяющий обучение, воспитание и подготовленность человека
в дальнейшем выполнять социальные и профессиональные роли[6].
В свою очередь, Л. П. Крившенко считает, что образование как процесс
–это овладение человеком в обстановке общеобразовательного учреждения
или с помощью самообразования: системы знаний, умений и навыков, опыта
просветительской и практической деятельности, а также ценностных
ориентаций и отношений[22].
6
Обозначив образование как ценность, результат, процесс, систему
можно сказать, что все компоненты взаимосвязаны и неотделимы друг от
друга.
В образовании доминируют социальные отношения, которые в свою
очередь поддерживают общеобразовательные учреждения и те или иные
формы воспитательного процесса.
Таким образом, с помощью образования человекприобретает не только
опыт, знания, навыки, но и важные средства, которые обеспечивают
полноценное обучение человека и его будущую деятельность.
В контексте темы исследования следуетрассмотреть самообразование с
точки зрения современной системы обучения.
В современном мире достигнуть успехов, где преобладает жесткая
конкуренция можно с помощью хорошо спланированной
самообразовательной деятельности. Но для этого человек должен знать,какие
цели, способы, формы и средства выбирать для своего саморазвития и
самореализации. Поэтому самообразование в современной системе обучения
одно из приоритетных направлений, так как позволяет человеку
совершенствоваться и развиваться самостоятельно.
Феномен самообразования уходит глубоко в историю. Многие
мыслители рассматривали понятие «самообразование» и давали разные его
толкования. Для нашего исследования актуально представление
самообразования как образования, которое субъект получает самостоятельно,
без какой-либо помощи, и которое удовлетворяет его требованиям
личностного роста.
В эпоху античности, начиная с Сократа, самообразование
рассматривалось с точки зрения становления личности, ее самопознания,
нравственного совершенствования[5]. В средние века появляются
письменные источники, которые содействовали самообразованию людей.
В России идея самообразования позволила неграмотным людям
развивать мышление, язык с помощью чтения книг. Многие отечественные
7
ученые, деятели науки и культуры, в том числе М.В. Ломоносов, А.Н.
Радищев указывали на немаловажную сторону учения книг, так как с
помощью самостоятельного изучения литературы можно было повысить
грамотность и образованность населения. Многократно В.Г. Белинский, А.И.
Герцен в своих произведениях описывали школы, в которых обучающиеся
должны были развивать продуктивную самостоятельную деятельность[5].
В отечественной науке, культуре, искусстве большую роль в
продвижении, формировании замысла самообразования внес М.В.
Ломоносов.
В 90-е годы XIX века в России печатается большое количество трудов,
в которых исследователи раскрывали главные теоретические основы
самообразования.Известный русский ученый П.Ф. Каптеревписал, что
первичной основой развития личности будет самообразование, а
второстепенным – образование[19].
Также следует выделить работы Н.К. Крупской, в которых она
выделила направления изучения феномена самообразования, а именно:
исследовать, что является мотивом самообразования;
исследовать индивидуальные требования личности в формировании
самообразования[23].
Также Н.К. Крупская определиласамообразование как деятельность, в
которой главное решить важные политические задачи для страны.В данном
контекстеН. К. Крупская выдвигала задачуразработки систематизированной
программы образования[23].
Музыкальное образование это комплекс усвоенных знаний, умений и
навыков, которые необходимы в музыкальной деятельности, а также те
которые будут получены в результате обучения. Основным источником
получения музыкального образования является руководство педагога в
учебном заведении. Также важное значение в музыкальном образовании
8
играет самообразование и усвоение знаний и умений в профессиональной
музыкальной практике, либо участие в самодеятельном музицировании[24].
В психологическом словаре самообразование значит образование,
которое субъект получает самостоятельно, без какой-либо помощи, и
котороеудовлетворяет его требованиям личностного роста. Можно сказать,
что самообразование необходимо для саморазвития общества [7].
Самообразование можно классифицировать по характеру деятельности.
То есть на что мы направляем самообразование и что в результате получаем
от самообразовательных действий. Через эти действия человек может
восполнить свои знания и умения, вредящие его здоровью, психике,
социальному статусу. Эти действия классифицируются тремя видами:
консервативные, то есть восстанавливаются утраченные или забытые
знания;
прогрессивные, направлены на познание неизвестных областей или
сфер приложения личных усилий и на получение объективных и
субъективных знаний и умений;
регрессивные, направлены на ухудшение характеристик состояния
среды или самого себя.
Ю. Е. Калугин считает, что у человека есть потребность в
самообразовании, которая может быть реализована через профессиональную
деятельность, через быт, а также через процесс познания окружающего мира,
через воспитание в себе тех качеств, которые помогут реализовать себя в
социальной среде[18].
Опираясь на эти составляющие, автор выделил виды самообразования:
профессиональное самообразование нужно для роста своей
профессиональной деятельности и для социальной значимости человека;
бытовое самообразование – лично овладеть частью социального опыта,
которое необходимо человеку в условиях быта, не исключая досуг и отдых;
9
познавательное самообразование потребность человека в
самостоятельном познании, которое может характеризоваться с собственным
и социальным опытом субъективного или объективного плана;
самообразование самореализации – охватывает физические,
интеллектуальные, духовные сферы человека, которые изменяют свойства и
качества личности в соответствии с его взглядами на идеал.
Музыкальное самообразование можно рассматривать в контексте
познавательного самообразования, в котором выделяются подвиды и
самообразования самореализации:
познавательное самообразование разделяют на: прагматическое, то есть
на приобретение знаний и умений с целью овладеть той или иной
профессией, а также на творческое познавательное самообразование, которое
направленно на получение нового результата в процессе профессиональной
деятельности на основе личной инициативы. Данный подвид может быть
связан не только с профессией, но и с любительством, например, садовод,
рыболов, огородник и т.д.
самообразование самореализации направлено на получение пользы, что
ведет к выработке новых качеств, свойств, характеристик, которые
позволяют принимать решения, расширять объемы собственного бытия и
улучшать собственные человеческие качества с собственным взглядом на эти
понятия[18].
С процессом самореализации связаны и проявляются следующие
явления:
1. Самоопределение выявляет личные интересы, нахождение своего
места в жизни и профессионального призвания, а также подготовить
информационное основание для принятия каких-либо решений;
2. Самоутверждение связанно с установлением собственного объема
знаний и умений, которые позволяют видеть себя равным или более
осведомленным и умелым по сравнению с другими;
10
3. Самосовершенствование связанно с общественной потребностью
личности в совершенствовании своих качеств, способностей, возможностей
физического, интеллектуального и духовного плана.
Еще одно основание для классификации это возрастные особенности.
Они связаны с пребыванием человека в образовательных заведениях
различного типа, а также со способностью к самоуправлению. Для человека
самообразование в общеобразовательном учреждении это вспомогательная
деятельность, после школы оно может приобретать профессиональную
направленность. Все это отражается в следующих видах:
1. Дошкольное, детское несформированное самообразование,
спонтанное, может быть бессознательное;
2. Школьное, студенческое, юношеское направленно на разные сферы
развития и осуществления интересов и склонностей, которые связанны с
собственным интересом, а также с лучшим восприятием и усвоением
школьных предметов;
3. Послешкольное (послевузовское), взрослое направлено на
самостоятельное развитие[18].
Самообразование по целевому основанию можно разделить на три вида:
1. Самоцельное самообразование связанно с деятельностью, предметом,
которые вызывают у человека основания для изучения знаний и умений в
какой-либо области;
2. Попутное самообразование человек может заниматься
целенаправленной деятельностью и попутно узнавать что-то новое, в
дальнейшем используя эти знания в собственных или социальных целях;
3. Целенаправленное самообразование человек сам определяет цель
деятельности, которая ему интересна [18].
В целом, самообразование–это самостоятельная деятельность, которая
определяется учащимися и строится на определенных компонентах
самообразования, а именно на мотивах, задачах, стимулах, способах
действий. Чтобы все эти компоненты были реализованы, педагог должен
11
сформировать активность учащихся на занятиях. Таким образом, для
воспитания самообразования учащихся нужно, чтобы они умели осваиваться
в своей учебной деятельности, ориентировались в поставленных задачах, а
также могли их решать.
Большое значение в самообразовании играет работа с текстами учебника,
а также письменные работы, а именно написать сочинение-описание
исторической картины, иллюстрации, что в свою очередь, лучше развивает
сообразительность, воображение, внимание учащихся.
Самообразование, с точки зрения педагогики, должно постоянно
развиваться и обуславливать образовательную ситуацию.
Преимуществом школьного самообразования становится не только
формирование у учащихся самостоятельно определять учебную цель, уметь
находить пути ее реализации но и осуществлять контроль и уметь оценивать
собственные успехи.
Е. М. Уткина считает, что для результата в самообразовании учащиеся
должны:
сами выбирать близкую по своим интересам деятельность;
индивидуально искать, анализировать полученную информацию,
применять ранее полученные знания. Что в свою очередь должно влиять на
креативность, на интеллектуальные способности учащихся;
обладать умственным развитием, видеть проблему и уметь ее
решать[33].
Следовательно, самообразование это единое звено между школьной
программой и всей жизнью общества. Учащиеся занимаются
самообразованием в свободное время, а также по ходу изучения школьных
дисциплин.
В данном параграфе мы рассмотрели образование, систему
образования, а также самообразование как исторический феномен.Подробно
рассмотрели, какие существуют виды, подвиды самообразования.
12
Далее мы рассмотрим особенности подросткового возраста,
интеллектуальное развитие, эмоционально-волевую сферу подростков. А
также более подробно остановимся на форме досугового
времяпрепровождения подростков.
1.2. Особенности учащихся подросткового возраста
Особый интерес представляет подростковый возраст в области
интеллектуального развития. Формируя интеллектуальные способности,
нужно учитывать возраст, вид деятельности: учебный либо
профессиональный.
Подростковый возраст характеризуют как интенсивное развитие
интеллекта и личности. Для формирования интеллекта и личности играют
важную роль внешние и внутренние факторы. Главный фактор
формирования интеллекта – это фактор обучения[31].
В. А. Аверин считает, что в интеллектуальнойсфере у подростков
больше сформировано умение обобщать, проводить аналоги, развито
индуктивное мышление [3].
Развитие в данный период формируется на основе теоретического
мышления, которое увеличивает интеллектуальное развитие подростка, но
втоже время идет процесс полового созревания, что в свою очередь может
подавлять данное развитие.
На этапе интеллектуального развития главная особенность подростков
это способность абстрактного мышления. Активное, самостоятельное,
творческое мышление является важным звеном в интеллектуальном
развитии.
Подростки в данном возрасте стремятся к познанию, к какой-либо
деятельности, активности, хотят всегда и везде быть первыми. Увлечь
подростков какой-либо деятельностью легче, чем развить, сохранить этот
интерес.
13
У детей в этот период на фоне повышения интереса к одному предмету
снижается мотивация учения к другим предметам, что часто приводит к
нарушению дисциплины, невыполнению домашнего задания. На этом фоне
подростки посещают школу не для знаний, а для получения отметок, поэтому
многие из них пользуются штампами в речи, в мыслях, теряют интерес к
тому, что они изучают. У подростков формируются привычки хитрить,
списывать, отвечать с помощью других, пользоваться шпаргалками. В
дальнейшем это приводит к поверхностным знаниям, к упрощенному взгляду
на мир.
Такое отношение к учебному процессу может негативно сказаться на
самообразовательной деятельности. Так как для самообразования важно не
только заучивать данные в учебниках тексты, но и изучать, читать,
анализировать параллельно дополнительную литературу.
Вместе с тем, подростковый возраст характеризуется не только
импульсивностью, избирательностью, но и устойчивостью определенных
личностных проявлений. В этот период приобретаются такие черты
характера как настойчивость, упорство, способность справляться со своими
препятствиями и трудностями.
Взрослые от подростков ждут зрелых поступков, более «взрослого»
поведения, то есть тех проявлений волевых качеств, которые будут
соответствовать взрослому человеку. Все волевые качества должны быть
более разумными.
В семье родители повышают требования к подростку, чаще просят
помочь по дому, где необходима физическая сила либо его знания и умения.
В младшем возрасте родители поручают детям более мелкие обязанности,
например, помыть посуду, подмести пол, в подростковом возрасте
обязанностей становится больше и они чаще всего постоянные, например,
сходить в магазин за продуктами или приготовить еду. Вот в этих простых
обязанностях подростки могут проявить организованность, ответственность
и самостоятельность, в которых они хотят самоутвердиться.
14
Но даже при выполнении своих обязанностей, родители также хотят
руководить подростками, не дают им самостоятельности, свободу в принятии
решений, действий. Это приводит к конфликтам, упрямству, что мешает в
воспитании волевых качеств.
Многие ученые, анализируя волю подростков, считают, что их волевые
черты характера намного слабее, чем у детей другого возраста. Подростка
очень трудно организовать на какую-либо деятельность, они боятся
трудностей, с легкостью поддаются постороннему воздействию, ведут себя
не всегда так, как требуют правила поведения. Даже ускоренное физическое
и психическое развитие показывает отсутствие волевых качеств.
Нельзя сказать, что волевые качества подростка с взрослением
становятся ниже. Просто подростки существуют и действуют в непростых
для них социальных условиях, что требует от них сложного волевого
поведения.
Подростки неординарно понимают воспитание сильной воли, они не
видят элементарного проявления ее в обычной жизни, например, не считают
усидчивую работу проявлением воли. По их мнению, воля может,
проявляется через героический поступок, который при этом совершается в
особенной ситуации. Нужно вовремя и деликатно направить подростка на
правильный путь, дать совет ориентировать свои усилия на развитие своей
выдержки, организованности, верности слову в ежедневных делах и
обязанностях[15].
Трудности возникают, когда подросток должен регулировать волевое
поведение. Появляются новые влечения во время полового созревания, что
приводит к более требовательному развитию волевых качеств. Здесь следует
сознательно контролировать импульсы, которые пробуждают новые
влечения, что в свою очередь будет достигнуто, если окрепнет сознательная
основа воли. Требуется подростку иметь выдержку с теми людьми, с
которыми у него могут возникнуть сложности, например, в общении со
15
сверстниками, либо в общении с взрослыми людьми. Подросток – это не
ребенок, но и не взрослый.
Подростки хотят освободить собственную волю из ограничений, что
накладывается на нее ближайшим окружением. Они стремятся обрести и
жить с помощью собственной воли.
Ярко выражено несоответствие между требованиями жизни и
интересами подростка, а также между возможностями и требованиями к
собственной личности. Чтобы справиться с этими расхождениями нужно,
чтобы волевые качества были развиты на более высоком уровне. Как
правило, этого уровня подростки еще не достигают. Но в этом могут помочь
взрослые, которые понимают настроение, поступки, действия, эмоции
подростков.
Итак, в обыденном сознании фиксируется значительный спектр личных
особенностей воли, которые различаются по силе своих выражений и
характеризуются с одной стороны как сила, с другой стороны как слабая
воля. Подростки, обладающие сильной волей, способны справляться с
разными трудностями, которые встречаются на пути к поставленной цели,
одновременно открываются такие качества воли, как уверенность, смелость,
твердость, самостоятельность и т.д. Люди со слабой волей боятся
трудностей, не решительны, не настойчивы, не умеют подавлять мгновенные
вспышки агрессии.
Все волевые качества развиваются вместе с формированием
индивидуальности подростка. Каждый ребенок представляет весь спектр
волевых качеств личности, но развитие их проходит не одинаково.
Следовательно, все люди имеют волевые качества, но не у всех они
сформированы в полной мере. Волевые качества можно разделить на
первичные, а именно активность, упорство, терпение; на вторичные
решительность, отвага, самоуверенность, а также на третичные – надежность,
организованность, собранность. Все эти качества помогают людям
преодолевать свои внутренние и внешние препятствия. С большим
16
количеством трудностей человеку требуется больше развивать свои волевые
качества [25].
В дальнейшем такие волевые качества, как упорство, настойчивость,
терпение могут положительно сказаться на самостоятельном изучении
какого-либо определенного предмета либо литературы. Но подавление таких
качеств как самосовершенствование, самоорганизация может наоборот
привести к отрицательному действию в учебном процессе.
Подростки часто стремятся подбирать аргументы в пользу более для
них привлекательного поведения за счет необходимого, требуемого.
Например, нужно делать уроки или продолжить компьютерную игру и
подросток начинает искать аргументы в пользу игры. Эти сильные эмоции
мешают принимать разумные решения.
Такое нерациональное планирование времени негативно сказывается на
любой деятельности. Так как у подростков нет интересов, нет ясного
представления, что они хотят, все свои решения даже в плане учебы будут
принимать, опираясь на свои минутные эмоции.
В период подросткового возраста происходят изменения в физическом
и психическом развитии. Меняется самосознание, подросток считает себя
взрослым. В отстаивании своихправ, подросток старается защитить новые
сферы жизни от наблюдения родителей и нередко конфликтует с ними.
Большое значение для подростка имеет занимаемое положение в кругу
сверстников. В коллективе сверстники придерживаются нравственных
правил, которым они хотят подчиняться. Но требования подростков и
взрослых не всегда совпадают, приходится выбирать, что и является важной
составляющей волевого поведения.
Также у подростков сильное желание общаться со сверстниками, где
преобладает интимно-личностное общение. Возникает подростковая дружба,
появляются объединения неформальных групп. Эти интересы могут
отвлекать подростков от главных обязанностей, что приводит к трудностям
управления собственного поведения[25].
17
У подростков много всевозможных интересов, которые не входят в
рамки школы, учения. Им становится интересен спорт, техника, различные
виды искусства.Но увлечения обычно быстро сменяют друг друга из-за
пропадания интереса к данной деятельности[2].
Но вместе с тем подростки уже могут анализировать собственное
поведение, возникает личное мнение к окружающему миру, появляются
образцы для подражания, те или иные требования к своей личности. Но не
всегда подростки могут соответствовать этим требованиям, что приводит к
чувству неполноценности и раздражения. Вот поэтому многие подростки
стремятся воспитать в себе эти качества.
В эмоциональных переживаниях подростки очень устойчивы. Также
они проявляют особый интерес к собственной личности и к оценке своих
способностей. Анализируя, оценивая свое поведение, у подростков
складываются предпосылки к самоорганизации, самовоспитанию,
самоанализу. Готовность подростков к самостоятельной деятельности
показывает, что они могут индивидуально организовать свой досуг.
Такие черты характера как самоорганизация, самовоспитание,
самоанализ будут хорошим помощником в сфере музыкального
самообразования. Поскольку деятельность такого самообразования
складывается на организации, воспитании и анализе своих собственных
рассуждений, умозаключений.
Вопрос занятости подростков в свободное время всегда остается
открытым. Неумение распоряжаться своим свободным временем имеет
большое значение не только в общественной жизни людей, но и большое
место занимает в подростковом возрасте, когда формируется личность.
Для того чтобы развить интеллектуальное мышление, обогатить свой
понятийный аппарат, нужно уметь распределять свободное время с пользой
для себя.
Главная социальная и педагогическая задача научить подростков
самоорганизации, что в дальнейшем приведет их к правильному
18
распределению своего свободного времени. Для этого нужно научить
самоанализу, давать себе верную самооценку, разумно управлять своим
временем. Данные умения будут приобретены только при успешном
овладении навыка самоорганизации.
Не всегда подростки выбирают тот вид деятельности, который отвечал
бы полноценному развитию личности. Также у молодых людей небольшой
круг социальных роле, что сказывается на их самостоятельном выборе форм
использования досуга.
Чаще всего подростки заимствуют у взрослых их форму досугового
времени, но не всегда положительную и соответствующую их уровню
физического и психического развития.
Досуг охватывает те возможности, которые необходимы для
формирования характера подростков, а также может расширить круг
интересов подростков, дать возможность эффективно, интересно, креативно
его проводить.
Возможно, выбор подростков будет зависеть от личности, от интереса к
какой-либо деятельности, что в дальнейшем приведет к более продуктивному
самообразованию.
Главные проблемы досуга это не разумное распределение своего
свободного времени, отсутствие интересов и увлечений, преимущество
неактивного отдыха. Необходимо научить подростков использовать время
досуга с пользой для себя, создать условия для организации своего времени с
целью развития интересов, потребностей, а также для гармоничного развития
личности.
Если будет достигнута соответствующая самоорганизация досугового
времени, то можно будет привить подросткам не только соответствующие
умения и навыки разумной организации своего времени, но и создаст
условия для формирования личности в будущем.
В досуге подростков задействованы все сферы жизни, а именно школа,
культурные и досуговые учреждения. Но также нельзя утверждать, что все
19
сводится только к школьной жизни общества. Нужно плодотворно,
разнообразно организовывать деятельность учащихся, так как от этого будет
зависеть самостоятельная инициатива подростков. Культура досуга должна
прививаться с младшего возраста, чтобы развить ее нужно целенаправленно
и планомерно воздействовать на растущее поколение.
Имеется расхождение между необходимостью использовать свое
свободное время как область самореализации, полноценного общения,
динамичного выражения своей индивидуальности и неспособностью
самореализовать свой досуг, так как нет условий обучения основам
досуговой деятельности.
Разные внеклассные досуговые организации вследствие недостатка
регулирования в исполнении воспитания культурного человека и в
недооцениванииновых склонностей подростков, не могут в целом воплотить
возможности по развитию досугового времени[38].
Можно сделать вывод, что интеллектуальное развитие, эмоционально-
волевые качества приводят к самоорганизации, самостоятельности и
рациональному распределению своего досугового времени. Все данные
качества пригодятся в деятельности музыкального самообразования.
1.3. Обзор методических подходов к музыкальному самообразованию
подростков
Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева под музыкальным самообразованием
учащихся рассматривают самостоятельную творческую работу в этой
области[1]. В этом случае самообразование принимает на себя роль
становления музыкальной культуры учащихся и реализуется в двух
направлениях: понимание постигаемой на уроках музыкальной информации
и самостоятельное расширение музыкального кругозора, осуществляемое
под руководством педагога.
Роль учителя музыки заключается в том, чтобы подготовить и
побудить школьников к такой деятельности, включая формирование у них
умений грамотно осуществлять поиск информации; приучение детей к
20
посещению культурных центров, в том числе, связанных с культурой
родного края; активизацию их исполнительской и просветительской
музыкальной деятельности; организацию обратной связи с учащимися через
возможность поделиться своими музыкальными впечатлениями[1].
Учебно-методическое пособие В.И. Петрушина «Слушай, пой, играй»
направленно на самообразование подростков. В пособии рассмотрены
основные музыкальные понятия, история развития разных музыкальных
стилей, представлены сокращенные биографии зарубежных и российских
композиторов. Даны указания как воспринимать музыку, а также как
научиться петь и играть на гитаре. В.И. Петрушин в приложениях
перечислил популярные русские народные песни и популярные мелодии
классической и легкой музыки, с которыми может познакомиться
учащийся[29].
Автор разделил пособие на 4 рубрики, их можно изучать не
последовательно, а параллельно:
1. Слушание.
2. История музыки.
3. Гитара: игра, аккомпанемент, импровизация.
4. Пение.
Перваярубрика«Слушание» включает в себя разделы:
физические свойства звуков: автор говорит о высоте звука, силе звука,
тембре;
познай себя: рассматриваются типы характеров (холерики, сангвиники,
меланхолики, флегматики), соотносят данные типы к великим композиторам;
музыка легкая и серьезная: делается акцент на восприятии музыки, то
есть, как лучше понять, о чем музыка, как слушать серьезную музыку в
отличиеот легкой;
о музыкальном языке: рассматривается мелодия, а именно какие
бывают лады (мажорные и минорные); гармония как строятся аккорды, их
21
строение и последовательность в произведении; ритм объединяют с метром,
темпом и т.д.;
развитие музыкальности: даются компоненты, которые составляют
основание музыкальности по Теплову; говорится о музыкальных
способностях как их развивать и что для этого требуется.
В конце рубрики есть вопросы для повторения, а также практические
задания, связанные сослушанием музыкальных произведений, например,
нужно проанализировать первую часть симфонии Моцарта Соль минор
определить главную и побочную партии либо, прослушав знакомые
произведения, провести анализ с точки зрения особенностей примененных в
них средств выразительности.
Втораярубрика «История музыки» поделена по эпохам:
барокко;
классицизм;
романтизм.
Далее следуют разделы:
русская музыка;
музыка советских композиторов;
легкая музыка.
В начале раздела автор знакомит читателя систорией, стилем,
основными чертами эпохи, а затем композиторами данных эпох. Например, в
период барокко говорится о таких великих композиторах как А. Вивальди, Г.
Ф. Гендель, И. С. Бах, а также об их новшествах в музыке, которые принесли
им славу. Также, например, говоря о русской музыке, автор посвящает в
историю данной эпохи, а далее рассматривается творчество М. И. Глинки, М.
П. Мусоргского, П. И. Чайковского и др.
После каждого периода даются вопросы для повторения, а также
практические задания, связанные с данной эпохой. К примеру, на повторение
задается вопрос о развитии русской школы: какие композиторы входили в
22
«Могучую кучку», либо задаются вопросы о творческой деятельности
композитора. В практических заданиях даются произведения, которые нужно
прослушать и проанализировать с точки зрения музыкальной
выразительности, либо провести аналитическое сравнение стилевых
особенностей музыки.
Третьярубрика «Гитара: игра, аккомпанемент, импровизация»делится
на разделы:
сведения о нотной записи: рассматривают свойства музыкального
слуха, а именно высоту звука, длительность, сила, тембр;
общие сведения о гитаре: описывается правильная постановка рук,
посадка, как правильно настроить гитару, диапазон гитары. На начальный
период обученияприведены для каждой руки отдельные упражнения, даются
рекомендации для разучивания приведенных для примера песен. Отдельно
изучаются гаммы, аккорды, арпеджио, также приведены упражнения на
закрепление инструментальной техники;
аккомпанемент: даются рекомендации по работе с аккомпанементом, а
именно какими песенниками пользоваться;
импровизация: для свободной ориентации при построении любых
аккордов автор рекомендует выучить аппликатурные формулы левой руки:
три варианта мажорного аккорда, три минорного и три варианта
доминантсептаккорда. В этом же разделе даются основные закономерности
мелодического движения с заданиями, в которых нужно комбинировать
предложенные попевки в различные сочетания и играть их в тональностях до
четырех знаков. Далее предлагается поэтапная работа для разучивания и
импровизации предлагаемых пьес, например, «Этюд» М. Джулиани, чешская
народная песня «Аннушка» и др.
В этом же разделе В. И. Петрушин знакомит подростков с основными
обращениями аккордов, дается задание найти обращения мажорных и
минорных трезвучий в уже известных этюдах Джулиани и Пухоля. Также
23
изучается переменный лад и отклонения в произведениях, трезвучия с
секстой, малый септаккорд, двойная доминанта, кварто-квинтовая секвенция,
членение музыкальных предложений, транспонирование, гармонические
схемы и последовательности.
Изучая все эти темы, автор предлагает русские народные песни,
например, «Пряха», «Тонкая рябина», итальянскую народную песню
«СантаЛючиа», английскую народную песню «Долина красной реки» и
другие популярные песни для транспонирования, для проигрывания этих
произведений в разных тональностях.
Четвертаярубрика «Пение» поделена на три раздела:
1. Общие принципы постановки голоса: в этом пункте описывается
правильная певческая установка, устройство голосового аппарата,
описываются основные типы дыхания (ключичное, грудное, брюшное,
нижнереберное), рекомендуют использовать смешанный тип дыхания, то
есть нижнереберное диафрагменное дыхание. Следует уделять внимание
также правильному процессу звукообразования.
После пройденного материала следуют вопросы для самопроверки.
Вопросы касаются правильной певческой установки, головных резонаторов,
повторяются основные понятия «опора звука» и «легкий зевок».
2. Вокальные упражнения. Приведенные упражнения направлены на
формирование твердого, «опертого» дыхания, на ровность тембра в разных
регистрах, расширяют диапазон, приобретается округлость звука. В. И.
Петрушин рекомендует все упражнения транспонировать по полутонам
вверх доводить их до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Упражнения даны в тональности домажор, например, упражнение на
укрепление дыхания, на формирование «опертого звука» и «головного»
резонирования, также на связывание звуков в «легато», на развитие органов
артикуляции, прикрытие звука, выработку ровности тембра и др.
Далее говорится о певческом вибрато. Описывается голос с вибрато,
который более приятный и красивый на слух, в отличие от голоса без него.
24
Приводятся упражнения на вырабатывание вибрато, их рекомендуют петь на
гласные «а», «о». Даются основные правила работы с приведенными
упражнениями.
3. Задания на развитие звуковысотного и ладогармонического слуха.
Предлагаемая методика основана на систематической поэтапной работе над
навыками интонирования различных ступеней лада.
Мелодическиепопевкипоют с гармоническим сопровождением, что
содействует формированию ладогармонического слуха.
Примеры заданий: петь попевку в минорных тональностях, либо в
определенной тональности ре мажор, ми-бемоль мажор, а также в
одноименных минорных тональностях, с аккомпанементом. Также есть
задания, где приведенный пример нужно написать в мажорных и минорных
тональностях до четырех знаков. В данном примере главное, подбирать ту
тональность, котораябудетудобна голосу.
Приведенные приложения знакомят подростков с популярной русской
народной песней, а также с мелодиями классической и легкой музыки. В этот
список вошли такие произведения как:«По диким степям Забайкалья»,
«Черный ворон», «Не брани меня родная», К. Глюк «Мелодия», Ф. Шуберт
«Форель», Р. Шуман «Грезы», И. Дунаевский «Марш веселых ребят» из
кинофильма «Веселые ребята», А. Александров «Священная война» и др[29].
Итак, мы считаем, что в представленном пособии собраны все
основные темымузыкального самообразования, практические задания для
самостоятельного освоения подростков музыкального материала, которые
формируют музыкальные знания и умения подростков с опорой на ядро
классического музыкального наследия.Однако многие музыкальные
направления оказались совсем не представлены. Можнобыло бы для полного
представления музыкальных стилейи направлений добавить реализм,
импрессионизм, символизм, экспрессионизм и т. д.
Кроме того, практическая исполнительская деятельность учащегося
нуждается, на наш взгляд, в слуховом контроле со стороны музыканта-
25
профессионала. Можно научиться правильному дыханию, звукоизвлечению
и другим певческим навыкам самостоятельно, но также рекомендуют учиться
вместе с педагогом, который будет указывать на все слабые места при пении.
То же можно отметить и для освоения приемов игры на гитаре.
Еще одна авторская методика по музыкальному самообразованию
предложена Е. И. Юдиной в книге «Мой первый учебник по музыке и
творчеству». Пособие предназначено для учащихся общеобразовательных
школ, гуманитарных лицеев, гимназий, студий и классов общеэстетического
развития. В пособии представлены оригинальные игры, музыкально-
творческие задания, которые развивают человека в таких видах деятельности,
как композиторской, инструментально-исполнительской, режиссерской,
актерской, хореографической, вокальной[45].
Также данное пособие может изучаться как самостоятельно ребенком,
так и с помощью учителя и родителей. Приведенные задания построены в
игровой форме, которые легко осваивать в младшем школьном возрасте. Но
также данное музыкальное пособие можно изучать в старшем возрасте,
выбирая те задания, которые будут интересны подросткам. С самых первых
музыкально-творческих заданий ребенок будет ощущать себя в роли
слушателя, исполнителя, композитора. Задания приведены так, что дети
постепенно изучают сложные музыкальные понятия, основу музыкальной
грамоты.
Учебное пособие разделено на две части. В первой части представлены
задания, которые нужно выполнить ребенку. Вторая часть это «творческая
тетрадь», в ней даны задания, которые также следует выполнить, но уже с
краткими пояснениями как выполнить, какой результат должен быть
достигнут, а также приведены примеры к каждому отдельному заданию
какие ошибки, трудности может встретить ребенок. Это существенно
отличает пособие Е. И. Юдиной от пособия В. И. Петрушина.
26
После первой части приведен музыкальный словарь, который дает
общие понятия таким словам как «аккорд», «импровизация», «жанр»,
«мелодия», «ноктюрн» и т.д.
Автор после пройденного материала предлагает сдать творческий
экзамен. После основных заданий приведены билеты, в которых один вопрос
теоретический, а два других практических.
Самые первые задания связаны с пением. Например, в задании «По-
разному» автор предлагает нарисовать прямую линию и равномерно без
остановок вести по ней пальцем и при этом петь гласную «О». По условию
пение должно осуществляться на одной высоте, монотонно и одинаково.
Далее задание меняется, нужно петь ту же гласную, но уже с паузами, далее
на стаккато. После того, как ребенок выполнил задание, в конце даются для
запоминания основные способы пения: легато, нон легато, стаккато. Т. е.
ребенок осваивает музыкальное понятие на основе практического опыта.
Задание «И тихо, и громко» связано с заданием «На воображаемой
гармошке», которое ребенку следует вспомнить, как он пробовал извлекать
звук громко и тихо. На основе этого ребенку предлагают схему, где звук
извлекается сначала тихо, заканчивая громко и на оборот. Показанная схема
была направлена на новые понятия: крещендо и диминуэндо. В творческой
тетради даются рекомендации дополнительно к приведенному заданию:
«Вернись к главе шесть и вспомни, о чем там шла речь. Широко раздвигая
руки и пропевая звук «о» с усилением, ты исполнял…. (запиши, крещендо
или диминуэндо). Сдвигая руки и ослабляя звучание, ты исполнял…
(допиши)»[45].
Приводятся задания по слушанию музыки, инструментальные и
вокальные произведения, например, романсы М. И. Глинки «Венецианская
ночь», «Жаворонок», «Уснули голубые» и инструментальные произведения
П. И. Чайковского «Детский альбом», Р. Шуман «Альбом для юношества» и
др. Автор призывает прослушивать произведения, чтобы в дальнейшем
узнавать и мысленно пропевать их. В творческой тетради по слушанию
27
музыки дается задание послушать и сказать, какие произведения относятся к
инструментальной и вокальной музыки на примере С. С. Прокофьева «Дождь
и радуга» и С. И. Танеева «В дымке-невидимке» и объяснить, почему так
думает ребенок.
В пособие приводится фрагмент каватины из оперы Д. Россини
«Севильский цирюльник». При этом автор дает определение слова
«каватина». Следует прослушать каватину Фигаро, чтобы проследить, как
сменяются высокие, средние и низкие звуки в быстром темпе. С этой же
оперой даются задания, например, нужно подойти к зеркалу и, слушая
каватину Фигаро двигаться и жестикулировать, как артист на сцене,
либоподпеватьзаписи,превратившись в оперного певца и др.
В творческой тетради приводится полный текст каватины
Фигаро,дается задание при прослушивании в тексте отмечать, где звучит
стаккато, диминуэндо или крещендо. Приводятся рекомендации выполнения
этого задания и результаты, которых должен добиться ребенок.
Стоит обратить внимание на задание «Музыка в кухне», которое
предполагает звуковысотное соотношение звуков в стаканах с водой.
Проделывая предложенное задание, ребенок научится отличать высокие,
средние и низкие звуки не только на каком-либо инструменте, но и с
помощью простых предметов.
Впоследствии задание «Музыка в кухне» поможет в сочинении первой
мелодии. Следующее задание «Первая мелодия» автор предлагает играть
звуки в разных сочетаниях, что и будет первой мелодией ребенка. Звуки
автор предлагает писать на двух линейках с помощью овалов «…как принято
в музыке» [45].
Также предлагается автором задание «Сочиняем песню». Из уже
придуманного четверостишия о сосне, нужно придумать мелодию с
вступлением и заключением. Мелодию можно взять из уже придуманных
примеров задания «Первая мелодия» либо придумать другую. Для начала
надо тренироваться в соединении мелодии и слова, если не удается
28
соединить все сразу нужно, учить все по отдельности, чтобы в дальнейшем
не было никаких запинок в песне. Следующий этап − это мелодия вступления
и заключения, она может быть разной либо одинаково звучащей. Автор
также знакомит ребенка с одновременной игрой по обоим сосудам, то есть
предлагается двумя карандашами играть одновременно. В завершении нужно
спеть придуманную песню.
В пособии предложены сказки, которые следует читать и показывать с
помощью жестов, например, «Продолжи сказку», но окончание сказки
следует, придумать ребенку не просто проговаривая, а пропевая слова.
Также приведено задание по дирижированию «Пробуем
дирижировать». Но это не настоящее дирижирование, а игра. Дано
стихотворение С. Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч» под словами
нарисованы стрелки, они показывают движение руки ребенка. Автор
указывает на ошибки, которые может сделать ребенок, а именно не
прижимать «локоть к туловищу и не отставлять его далеко в сторону»[45].
Уточняется, что перед началом пения дается ауфтакт, который на схеме
показан в виде стрелки. Окончание пения автор предлагает закончить жестом
«Захвата в кулак».
Перечисленные задания ребенок должен изучать с помощью игры на
простейших музыкальных инструментах, пения, дирижирования, слушания
музыки. А также каждое конкретное задание направлено не только на
самообучение, но и на координацию движений в связи со звуковысотностьюи
штрихами, а также на соотнесение качества звучания с графической моделью
это задание «По-разному».
Задания «Слушая музыку», «Знакомьтесь: Фигаро» направлены не
только на слушание, но и на понятия о вокальной и инструментальной
музыки. Понятия о звуковысотности приведены в заданиях «Музыка в
кухне» и «Первая мелодия». Понятие о выразительности искусства, передаче
характера и настроения можно проследить в задании «Сочиняем песню». Это
же задание будет направленно на освоение нотного письма, о понятиях
29
музыкальный ритм, строение (форма) музыкального произведения, понятие о
мелодии, и ее сочинении.
Е. И. Юдина направила внимание ребенка не только на развитие
музыкальных способностей, но и на сочинение стихов, на разыгрывание
сказок, на пластические и танцевальные импровизации, а также на ролевые
(творческие) игры с заданными сюжетами. Также есть задания на усвоение
понятия о ритме в речи, в стихотворениях и возможность заменить речь
музыкой, могут быть задания о понятии музыкальный ритм как
общеэстетическое явление, о звукоизобразительности и другие задания.
Все приведенные примеры это только малая часть пособия «Мой
первый учебник по музыке и творчеству».
Стоит обратить внимание на творческую тетрадь, представленную в
дополнение пособию. Творческая тетрадь дублирует каждую главу пособия.
Автор указывает на особенности творческой тетради, предусмотренные для
более легкого усвоения материала, а именно определенные задания
приравниваются к текстам, где нужно вписать отсутствующее слово или
выделить требуемый ответ. Есть задания, которые можно соотнести с нотной
тетрадью или с альбомом для рисования; также ребенок может сам
проанализировать свою самооценку.
Еще одним пособием для музыкального самообразования подростков
может стать«Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от
григорианского пения до Моцарта» Д. К. Кирнарской. Данное пособие
направленно учащимся общеобразовательных, музыкальных школ, училищ, а
также для простого читателя, которому интересна западноевропейская
классическая музыка[20].
В пособии последовательно рассказывается об особенностях
музыкальных стилей, то есть от средних веков до Моцарта. Каждая эпоха
объясняет, как она влияла на музыкальное качество письма, на особенности
композиторского мышления. Учащиеся смогут проследить, как менялись
музыкальные формы и жанры со сменой философских и эстетических идей
30
эпохи. А также можно сравнить различные эпохи и стили, которые
позволяют проследить эволюцию музыкального искусства.
В пособие присутствуют иллюстрации, позволяющие совмещать
изучение истории музыки со сведениями из истории изобразительного
искусства и истории искусства. Есть фонохрестоматия на шести компакт-
дисках, на которых записаны музыкальные примеры, в них содержатся
подобия музыкальных цитат, иллюстрирующих мысли высказанных в тексте.
Все пособие поделено на четыре раздела, которые делятся на
определенные блоки.
Первый раздел:
–Музыкальное искусство средних веков, в котором раскрывается
григорианское пение, а именно возникновение григорианского хорала
музыкального символа средневековья, пространственно-временные
представления средневековья и григорианского хорала и т. д.Далее говорится
о светской музыке средних веков: осоздателях светской музыки
трубадурах, труверах, миннезингерах. Рассматривается средневековая
лирика, в которую входит «детство поэзии» и пр.Также раскрывается
раннее многоголосие: указывается главный профессиональный композитор
Леонина.В заключение первого раздела изучается музыкальное искусство
Европы в XIVвеке –эстетические принципы позднего средневековья и др.
Второй раздел:
Музыка эпохи возрождения,гдерассказывается о мессе Ренессанса, а
именно о принципе природной гармонии, о мастерах «строгого письма» и т.
д. Далее говорится о светской музыке эпохи Возрождения–«Строгое письмо»
и лирическая поэзия. Шансон, Музыкальный «рисовальщик»
КлеманЖанекен и т. д.;
Самый объемный по содержанию третий раздел:Музыка Барокко,
присутствуют такие блоки как:
музыкальная культура XVII – первой половиныXVIII века;
31
Клаудио Монтеверди – первый композитор барокко;
романтик XVII века Генри Пёрселл;
французская королевская опера XVII века. Жан Батист Люлли;
итальянская опера второй половины XVII века – «концерт в костюмах»
и т.д.
В начале раздела изучаются основные течения стиля барокко, далее
приведены биографии композиторов, например, Баха и Генделя их
музыкальные стили, также даются музыкальные примеры, где нужно
сравнить стили композиторского письма. Приведены также примеры
основных жанров органной музыки и многое др.
Четвертый раздел: Музыка классицизма:
музыкальная культура Просвещения;
новый герой XVIII века – оптимист и практик;
культ Разума – основа мировоззрения новой эпохи;
Театр – ведущий вид искусства Просвещения и т. д.
Заключительный раздел подводит читателя к эпохе Просвещения и
открывает перед нами таких композиторов, как Д. Скарлатти, Д. Б.
Перголези, К. Глюка, Й. Гайдна и др. Знакомит нас со знаменитыми операми
композиторов, с новым стилем письма, подробно рассказывается о
творчестве В. А. Моцарта.
Также можно предложить для самообразования подростков
музыкальное пособие А. П. Ивановой «Творческий дневник юного
музыканта», в нем отражается оригинальный метод комплексного подхода к
воспитанию музыканта. Может изучаться самостоятельно, как младшими,
так и старшими детьми, а также с педагогом. Данное пособие помогает
овладеть основными музыкальными знаниями, стимулирует думать,
расширяет кругозор[14].
«Творческий дневник» делится на части. Первая часть начинается с
истории о фортепиано, далее очень подробно рассказывается о
32
выразительном свойстве музыкального слуха: высота звука, нотное письмо,
рассказывается о длительности музыкального звука, о паузах, о тембрах, о
метре, размере и т.д.
Отдельная тема: «Сольфеджио. Дирижирование» приводятся схемы
дирижирования движений руки дирижёра, на примерах детских песен
говорится, как должны показываться доли из-за такта, какое движение будет
у раздробленной доли и т.д.
Рассказывается о музыкальных инструментах, а именно какое
расположение в симфоническом оркестре и к каким группам они относятся.
Затрагивается тема о выразительных средствах музыки: приводится словарик
с часто встречающимися терминами темпа и характера исполнения музыки,
итальянские термины, которые обозначают способы исполнения музыки
(стаккато, легатиссимо, маркато, акцент, тенуто, портато и др.).
Вторая часть начинается с интервалов и их характеристик, потом мы
рассматриваем лад, звукоряд, гамма, тональность; также изучаем
расположение интервалов в мажорных и минорных тональностях и т.д. Далее
говорится об аккордах: об обращениях, выделяются главные аккорды лада,
основные гармонические обороты, доминантсептаккорды, вводные
септаккорды и т. д.
Третья часть: музыкальная форма, какие существуют формы (сонатная,
циклическая, некоторые полифонические формы и др.). Далее говорится о
вокальных, вокально-инструментальных, инструментальных жанрах.
Знакомит пособие также с танцевальными ритмами народов мира (краковяк,
мазурка, полонез, тарантелла, хота и др.), в музыкально-сценическими
жанрами (опера, мюзикл, балет и т.д.). Отдельно говорится о эстрадной
музыке и джазе.
Четвертая часть это импровизация и сочинение музыки. Приводятся
игры для лучшей импровизации, например, «Эхо», «Вопросы и ответы»,
также можно предложить какую-либо тему.
33
Все представленные в пособии темы иллюстрированы и с
музыкальными примерами. Также каждая тема начинается с основного
понятия. В конце книги есть «Калейдоскоп заметок», где выделены такие
термины, как абсолютный слух, камертон, духовная музыка, транскрипция,
каша, пчела, сова и т. д. А также составлен индивидуальный план юного
музыканта и музыкальная шкатулка. В приложении представлена викторина
поделенная на две части:
1. «В палитре музыкальных красок…» (перечень вопросов),
например о музыкальных инструментах, об интервалах, о гармонии и пр.;
2. «Узнаете нас, друзья?» (ответы), представлены русские,
советские, западноевропейские композиторы, такие как А. Л, Гурилев, А. П.
Бородин, А. Г. Рубинштейн, Д. Б. Кабалевский, д. Россини, Ф. Лист, Л.
Бетховен и др.
Таким образом, сравнивая приведенные пособия А. П. Ивановой,Д. К.
Кирнарской, В. И. Петрушина, Е. И. Юдинойпо музыкальному
самообразованию можно сказать, что очень хорошо подобраны музыкальные
задания, упражнения. В пособиях по-разному представлены темы для
изучения, например, у В. И. Петрушинарубрики поделены на четыре части,
которые можно изучать как параллельно, так и по разделам. В отличие от В.
И. Петрушина у Е. И. Юдинойи А. П. Ивановой более творчески подобраны
задания для самостоятельного изучения не только младшего возраста, но и
для подростков. Но также есть различия по структуре тем, «Творческий
дневник» начинается со свойств музыкального слуха и детально с
иллюстрациями рассказывается о нотном письме, так «Мой первый учебник
по музыке и творчеству» начинается с основ пения и постепенно вводятся
музыкальные понятия.
Также у авторов пособий разные подходы к постановке голоса, у В. И.
Петрушина направленно на более старший возраст, у Е. И. Юдиной и А. П.
Ивановой все более прозрачно и все задания построены на постепенное
формирование голоса. Также у Е. И. Юдиной и Д. К. Кирнарскойочень много
34
заданий по слушанию музыки, чего нет в пособии «Слушай. Пой. Играй» В.
И. Петрушина[29].
У авторов одинаковые подходы и к изучению исполнительства,
например, у В. И. Петрушина параллельно с основным изучением игры на
гитаре следуют и практические навыки.А. П. Иванова и Е. И. Юдина
представляют теоретические понятия, а следом пробуют разобраться, как тот
или иной пример будет применен на практике.
Д. К. Кирнарская больше рассказывает о творчестве композиторов, об
их произведениях, а также параллельно включает музыкальные примеры в
текст. Разделы связаны с художественной культурой эпохи, а также
своеобразный подход к выявлению тем через личность композитора и
мировоззрение эпохи. У А. П. Ивановой очень структурированы все темы
музыки, читая определения, рассматривая приведенные примеры можно
изучать все самостоятельно.
Во всех предложенных пособиях неодинаково представлены разделы
самопроверки, так у Е. И. Юдиной предлагаются экзаменационные билеты, у
А. П. Ивановой приведена теоретическая викторина, где следует знать
основные понятия и основных русских, советских и западноевропейских
композиторов. У В. И. Петрушина вопросы для самопроверки следуют сразу
за изученной рубрикой.
Но также следует отметить, что подобных пособий по музыкальному
самообразованию очень мало. И не все они подходят для самостоятельного
изучения, как подростков, так и младшего школьного возраста.
35
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели понятие «образование» в контексте
четырех его аспектов: ценность, система, результат и процесс. Предметом
особого рассмотрения стало изменение отношения к самообразованию с
течением времени. В исследовании содержания понятия «самообразование»
мы опирались на исследования таких авторов, как П. Ф. Каптерев, Н. К.
Крупская, Б. Г. Мещеряков и др.
Изучив особенности учащихся подросткового возраста, сделали вывод,
что интеллектуальное развитие, эмоционально-волевая сфера подростков
приводят к самоорганизации, самостоятельности и распределению
досугового времени. Что в дальнейшем может пригодиться в деятельности по
их музыкальному самообразованию.
Обратившись к понятию «музыкальное самообразование»,
обнаружили, что немногие ученые рассматривают данное понятие.
Также мы попытались провести краткий обзор методических подходов
к музыкальному самообразованию на примерах пособий А. П. Ивановой,Д.
К. КирнарскойВ. И. Петрушина, Е. И. Юдиной. Все пособия по-разному
интересны для музыкального самообразования подростков. Но следует
выделить, что у всех представленных работ предлагается различный спектр
предложенных для освоения различных видов музыкальной деятельности,
что ведет к различию в структуре изложения материала пособий.Некоторые
авторы делают акцент на музыкально-творческом развитии
амообучающихся.
Важно отметить, что для подросткового возраста очень мало
разработано пособий по музыкальному самообразованию, которые бы
отвечали их интересам и новым веяниям современного обучения.
36
Список использованной литературы
1. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования[Текст]: учебник
для студ. высш. пед. учеб.заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева / Под
общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – Москва: Музыка, 2006. – С. 280-281.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология[Текст]: учебное пособие для
студентов вузов / Г. С. Абрамова. Изд. 3-е., исп. и доп. Екатеринбург:
Деловая книга, 2002. – 704 с.
3. Аверин, В. А. Психология детей и подростков[Текст]: учеб.пособие / В.
А. Аверин. – 2-е изд., перераб.–СПб.: Из-во Михайлова В. А., 1998. – 379 с.
4. Айзенберг, А. Я. Самообразование[Текст]:история, теория и
современные проблемы: Учеб.пособие для вузов / А. Я. Айзенберг.
Москва, 1986. – 128 с.
5. Анисимов, Ю. С., Демкина, Е. В. История возникновения и развития
дефиниций «самоорганизация» и «самообразование»: философский и
историко-педагогический аспекты [Электронный ресурс] / Ю. С. Анисимов,
Е. В. Демкина 2015. №3 (162). Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-definitsiy-
samoorganizatsiya-i-samoobrazovanie-filosofskiy-i-istoriko-pedagogicheskiy-
aspekty
6. Большая российская энциклопедия екст]. Москва: Научное изд-во
«Большая российская энциклопедия», 2013. – С. 297, 529.
7. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.
П. Зинченко. Москва: АСТ; СПб: Прайм Еврознак, 2008. 868 с.
8. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты[Электронный ресурс]/ Я.
С. Быховский // Материалы IX Международной конференции-выставки
«Информационные технологии в образовании», Москва,9-12 ноября 1999 г. –
Режим доступа: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html
9. Володин, А. А. Анализ содержания понятия «организационно-
педагогические условия» лектронный ресурс]/ А. А. Володин, Н. Г.
Бондаренко // Известия Тульского университета. Гуманитарные науки. 2014.
37
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-
organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya
10. Громцева, А. К. Самообразование старшеклассников
общеобразовательной школы[Текст]: методическое пособие / А. К. Громцева.
Ленинград, 1974. 118 с.
11. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к
самообразованию[Текст]: учеб.пособие по спецкурсу для пед. институтов / А. К.
Громцева. Москва: Провещение, 1983. 144 с.
12. Дейкова, Г. П. Информационно-компьютерные технологии в
современном музыкально-педагогическом образовании (из опыта работы)
[Текст] / Г. П. Дейкова // Искусство и образование. –2014 . № 3 .– С. 91-95.
13. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3-х т.
екст] / Т.Ф. Ефремова Москва: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. С. 994.
14. Иванова, А. П. Творческий дневник юного музыканта екст] / А. П.
Иванова. Челябинск: MusikProductionInternationai, 2008. 165 с.
15. Ильин, Е. П. Психология воли екст] / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.
− 288 с.
16. Калугин, Ю. Е. Виды самообразования екст]/ Ю. Е. Калугин //
Дополнительное образование. 2003.2. С. 16 21.
17. Калугин, Ю. Е. Самообразование, формирование готовности к
профессиональному самообразованиюекст]: учеб.пособие / Ю. Е. Калугин.
Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2002. 120 с.
18. Калугин, Ю. Е. Профессиональное самообразование[Текст]: учеб.пособие
/ Ю. Е. Калугин. – Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2006. – 200 с.
19. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.Ф.
Каптерев. – Москва: Педагогика,1982. − 704 с.
20. Кирнарская, Д. К. Классическая музыка для всех: Западноевропейская
музыка от григорианского пения до Моцарта[Текст] / Д. К. Кирнарская. − М.:
СЛОВО / SLOVO, 1997. – 272 с.
38
21. Коврига, С. В. Функции и возможности применения Информационно-
коммуникативных технологий в образовании [Электронный ресурс] //
Материалы сайтаInfourok.ru. Функции и возможности ИКТ в образовании.
Режим доступа: https://infourok.ru/statya-funkcii-i-vozmozhnosti-ikt-v-
obrazovanii-1709058.html
22. Крившенко, Л. П. Педагогика: учебник [Текст] / Л. П. Крившенко др.];
Под ред. Л. П. Крившенко. Москва: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. 432 с.
23. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения [Электронный ресурс] / Н. К.
Крупская. Москва: Академия педагогических наук, 1960. Режим
доступа:http://e-libra.ru/read/362519-likvidaciya-negramotnosti-i-
malogramotnostishkoli-vzroslihsamoobrazovanie.html
24. Музыкальная энциклопедия лектронный ресурс] / Словари и
энциклопедии на Академике dic. academic.ru. Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/5240/%D0%9C
%D1%83%D0%B7%D1/%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD
%D0%BE%D0%B5
25. Мухина, В. С. Возрастная психологияекст]: феноменология развития,
детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. 7-е изд.,
стереотип. Москва: Академия, 2002. 456 с.
26. Наумова, Т. Р. Веб-квест «Музыка сердца» [Электронный ресурс] / Т. Р.
Наумова. – Режим доступа: http://tatnaum.blogspot.ru
27. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] //
Реализация федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-
zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf
28. Общая и профессиональная педагогика[Текст]: учебное пособие для
студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в
2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоменко, М. В. Ретивых. – Брянск: Из-во
Брянского государственного университета, 2003. – Кн. 1. – 174 с.
39
29. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]:
учебное пособие для студентов пед. институтов / А. В. Петровский.
Москва: Просвещение, 1973.− 288 с.
30. Петрушин, В. И. Слушай, пой, играй: Пособие для музыкального
самообразования екст] / В. И. Петрушин. Москва: ВЛАДОС, 2000. 272 с.
31. Подтакуй, В. М. Индивидуальное развитие подростков в условиях
специализированного обучения [Электронный ресурс] / В. М. Подтакуй. СПб.
2 (12). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnoe-razvitie-
podrostkov-v-usloviyah-spetsializirovannogo-obucheniya
32. Рубакин, Н. А. Практика самообразования екст] /Н. А. Рубакин.
Москва, 1914. 263 с.
33. Самообразование школьников лектронный ресурс] // Молодежный
научный форум: Гуманитарные науки: электр. Сб. ст. по материалам XIIстуд.
междунар. заочной науч. практ. Конференции. М.: «МЦНО». 2014. №5
(12). Режим доступа:https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf
34. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный
экзамен [Электронный ресурс] / Е. Ф. Сивашинская. Брест: Изд-во БрГУ им.
А. С. Пушкина, 2009. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-
8.shtml#book_page_top
35. Сериков, Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки
студентов [Текст] / Г. Н. Сериков. Иркутскзд-воИркутского университета,
1991. 232 с.
36. Сластенин, В. А. Педагогикалектронный ресурс]: учеб.пособие для
студысш.пед.учебаведений / В. А.Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под
ред. В.А. Сластенина. Москва: Академия, 2002. 576 с. Режим доступа:
http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas2.html
37. Столяров, В. И. Музыкальный клуб старшеклассников: (из опыта
организации внеклассной работы) [Текст] / В. И. Столяров // Музыкальное
воспитание в школе : сб. статей / сост. О. А. Апраксина. М.: Музыка, 1986.
Вып. 17. С. 7175.
40
38. Крючек, О. В. Формирование умений и навыков самоорганизации досуга
подростков [Электронный ресурс]: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.05 / Олеся
Викторовна Крючек. СПб, 1999. 233 с. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-umenii-i-navykov-samoorganizatsii-
dosuga-podrostkov
39. Фрид, Г. О Московском молодежном музыкальном клубеекст] / Г.
Фрид // Музыкальное воспитание в СССР / сост. и общ.ред. Л. А. Баренбойма. –
М. : Советский композитор, 1985. Вып. 2. С. 83129.
40. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Текст] //
Молодой ученый.2015.23. С. 1020-1022.
41. Чернявская, А. П. Технологии педагогической деятельностиекст]:
учеб.пособие / А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова; под общ.
ред. А. П. Чернявской. Часть I. Образовательные технологии. Ярославль: Из-
во ЯГПУ, 2012. С. 18-23.
42. Штепа, В. В. Информационные компьютерные технологии на уроках
музыки [Электронный ресурс] / В. В. Штепа // Материалы фестиваля
педагогических идей "Открытый урок" 2003 - 2004 года. Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/100429/
43. Шуклина, Е. Л. Технологии самообразования: социальный аспект [Текст]/
Е. Л. Шуклина// Общественные науки и современность. – 1999. 5. С. 140-
151.
44. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ
организации семиотического образовательного пространства» [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://bg-prestige.narod.ru/proekt
45. Юдина, Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука
музыкального саморазвития [Текст]/ Е. И. Юдина. Москва: Аквариум, 1997.
272 с.