Презентация "Система двигательно-моторного тренажа как один из методов совершенствования исполнительской техники домриста"

Подписи к слайдам:

Система двигательно – моторного тренажа как один из методов совершенствования исполнительской техники домриста.

Прудникова Елена Николаевна преподаватель МОУДО “ДМХШ им. Г. Струве” г. Железногорск Курская область

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить специальную литературу по данной проблеме;

- рассмотреть ряд вопросов по совершенствованию исполнительской техники.

Цель данной работы – выявить особенности педагогических технологий направленных на развитие свободы игрового аппарата музыканта исполнителя.

При выполнении данной работы я использовала следующие методы

Изучение и анализ специальной литературы

Анализ личного опыта

Метод наблюдения

Пример 1: полтона + тон

Пример 2: тон + полтона

Пример 3: полтона + полтона

Пример 4: полтона + полтора тона

Пример 5: тон + тон

Пример 6: полтора тона + полтона

Упражнения из трех нот, на основе которых создана целая система треножа

1. Предложенную в примере 1 последовательность звуков играют вверх и вниз, причем различными ритмическими фигурациями.

2. Используют различные аппликатурные варианты.

3. Применяют многочисленные динамические варианты.

4. Исполняют в различных темпах (от медленного до предельно быстрого).

Каждое упражнение рекомендуется играть от шести до восьми раз.

Пример 1: тон + тон + полтона

Пример 2: тон + полтора + тон

Пример 3: полтора + тон + тон

Пример 4: тон + тон + тон

Примен 5: полтона + полтона + полтона

Пример 6: полтона + полтора тона + полтона

Гаммообразные последовательности из четырех нот (тетрахорды).

4. Научиться соединять одноименные тетрахорды в разных позициях, спокойно перенести руку и сыграть этот же тетрахорд в другой позиции. Играть сначала медленно.

Потом быстро.

1. Начинать игру можно от любого звука. С той позиции, в которой пальцы свободно и непринужденно располагаются на ладах (4,3 позиции).

2. Необходимо научиться исполнять их непринужденно и быстро, как в восходящем, так и в нисходящем порядке.

3.При игре 4 и 6 примеров снизу вверх, пальцы с грифа не снимать.

5. Научиться соединять разноименные тетрахорды (сначала в одной, затем различных позициях)

6. Переход из позиции в позицию, постепенно ускоряя.

7. Следить за тем, чтобы в местах соединения полутонов пальцы становились плотнее друг к другу.

8. Научиться соединять тетрахорды на разных струнах.

9.Разнообразить динамику тетрахордов.

Помимо тетрахордов широко используются довольно распространенные упражнения Г. Шрадика Предлагаемая система тренировок заимствована из пособия Г. Шрадика «Школа скрипичной техники».

Все предлагаемые упражнения развивают технику и укрепляют технику левой руки.

Огромное значение в совершенствовании исполнительского мастерства домриста придается смене позиций.

Гаммы и арпеджио - важный и нужный тренировочный материал для формирования двигательно - моторного тренажа домриста.

В работе над гаммами и арпеджио необходимо отрабатывать четкие и быстрые переходы при смене позиций.

Оптимальными педагогическими принципами формирования технического мастерства домриста являются:

- необходимость добиваться от игровых движений таких качеств, как экономичность, активность и максимальная чувствительность;

- навык самоконтроля, который избавит обучающегося от неконтролируемого напряжения мышц;

- развития творческого начала, что придаст ученику уверенность, которая в свою очередь является психологической и физической, способствующей более активному продвижению в освоении технического мастерства.

Список используемой литературы.

  • «Вопросы методики и теории исполнительства на русских народных инструментах» Сборник статей, вып. 2. Собрание, общая и научная редакция Л.Т. Бендерского. Свердловск, 1990г.
  • Ауэр Л.С. «Моя школа игры на скрипке» М-Музыка, 1965г.
  • Климов Е.Т. «Совершенствование игры на 3-х струнной домре» Музыка, М., 1972г.
  • Либерман М., Берлянчик М. «Культура звука скрипача» Музыка, М., 1985г.
  • «Методика обучения игре на народных инструментах» Составитель П. Говорошко, Музыка, Л., 1975г.
  • Ставицкий З. «Начальное обучение игре на домре» Музыка Л., 1984г.
  • Назаров И. «Основы музыкально-исполнительской техники и методы ее совершенствования» М., 1969г.
  • Запарожец А.В. «Работа по психологии движения».
  • Степанов Н.И. «Учить быстро, играть выразительно» Народник, Ж., 1999г.