Монотипия – как один из приемов нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.
(обобщение опыта работы)
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ ЦРР
детского сада №116
Захарова Евгения Николаевна
Современное общество имеет потребность в творческой личности. Наличие развитого воображения обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
- Современное общество имеет потребность в творческой личности. Наличие развитого воображения обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
- Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
- Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
- Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
- Возникла необходимость использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
- В процессе своей педагогической деятельности я заметила, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Тестируя детей, я поняла, что им не хватает уверенности в себе, самостоятельности. Для решения этой проблемы, я стала изучать методическую литературу. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности, а также развития интеллекта и умения нестандартно мыслить.
Цель:
Цель:
Создать условия для стимулирования творческого потенциала детей, развития их художественно – творческих способностей с помощью внедрения в практику нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы.
3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
6. Сформировать у детей технические навыки рисования.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
-способствует снятию детских страхов;
-развивает уверенность в своих силах;
-развивает пространственное мышление;
-учит детей свободно выражать свой замысел;
-побуждает детей к творческим поискам и решениям;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
-развивает мелкую моторику рук;
-развивает творческие способности, воображение и фантазию;
-во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В процессе изучения нетрадиционных техник изобразительной деятельности меня особо заинтересовала монотипия.
- В процессе изучения нетрадиционных техник изобразительной деятельности меня особо заинтересовала монотипия.
- Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.
- Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!
Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» - один и греч. «τυπος» — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики.
- Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание.… Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!
- Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер...
С детьми
младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники:
С детьми
младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники:
Рисование ладошкой
Средства выразительности:
пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование пальчиками
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности:
пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиски различными материалами
Оттиск печатками из картофеля
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка
Оттиск смятой бумагой
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Детей
среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
Ниткография
Нитку волшебную в руку возьми,
В краску её хорошо обмакни.
Ниточку эту протягивай сам.
Раскрыв, ты увидишь – листок непростой,
Рисунок его украшает чудной.
Ниткография – разновидность графической техники, при которой изображение получается путём протягивания окрашенной нити, прижатой к поверхности листа бумаги.
Путём ниткографии можно получать одинарные и двойные изображения.
Флоротипия
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
А в
старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
Кляксография.
Возраст детей: 4-7 лет
Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Ход работы:
Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся.
Проступающий рисунок (акватипия).
Это смешанная техника сочетает рисование разными материалами с целью ознакомления со свойствами и выразительными особенностями изобразительного материала. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками),или же просто свечкой, затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
Диатипия или водяная печать
Техника
диатипии (от греческого dia - сквозь, через) – считается разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.
Материал.
Глянцевый картон (или органическое стекло), тонкий лист бумаги, гуашь, широкая кисточка, простой карандаш или просто заостренная палочка, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы:
1. На глянцевый картон или оргстекло наносим толстой кистью морской пейзаж – море и небо.
2. Намочив лист бумаги, кладем его сверху на изображение, слегка прижав лист к картону.
3. Простым карандашом на обратной стороне листа делим море и небо горизонтальной линией, в центре рисуем и закрашиваем небольшой парусник, скалы, вверху – солнце, облака.
4. Осторожно снимаем тонкий лист с картона, у вас получается отпечатанное море с выпуклыми скалами, парусником и небо с солнцем и облаками.
Монотипия
Одной из простейших графических техник считается монотипия...
На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Количество красок в монотипии - любое.
Нарисуйте с детьми гуашью цветы, бабочек и "печатайте" их изображения.
Старайтесь пробудить фантазию ребенка, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами.
Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Нарисуйте гуашью или акварелью на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями. Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните... Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:
- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
- коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
- педагогические (доверительная беседа, стимулирование).
Свою работу воспитатель строит на следующих принципах:
Свою работу воспитатель строит на следующих принципах:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
- Принцип доступности материала.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами:
В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами:
- повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников;
- дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;
- планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;
- через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;
- могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;
- дают оценку результатам своей деятельности;
- дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.
В дальнейшем буду продолжать совершенствовать систему кружковой работы, вносить новое, обогащать и расширять художественный опыт. В дальней перспективе создание собственной программы изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.
Список используемой литературы:
1. http://luntiki.ru/blog/draw/956.html
2. http://festival.1september.ru/articles/556722/
3. http://tfile.org/books/57128/details/
4. http://stranamasterov.ru/node/110661
5. http://ds205.a42.ru/roditelskaya-stranichka/sovetuyut-speczialistyi/teremok.html
6. http://festival.1september.ru/articles/313479/
7. http://img.mama.ru/uploads/static/images/
8.http://stranamasterov.ru/files/imagecache/
9. http://viki.rdf.ru/media/upload/preview/klyaksa.jpg&imgrefurl
9. http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/
10. http://festival.1september.ru/articles/574212/
11. http://mama.ru/post/authorposts/id/414093
12. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. -М.: Скрипторий, 2003. - 80с.
Спасибо за внимание!