Презентация "Интонация и человеческие эмоции" 2 класс

Подписи к слайдам:
Интонация и человеческие эмоции Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс). Тема урока: Классификация интонаций по эмоционально-образному содержанию музыкальных произведений. Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской области ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
  • определять выразительное значение музыкальной интонации;
  • исследовать зависимость смысла от интонации;
  • различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров;
  • исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки.
Чей портрет нарисовала музыка?
  • Как ты узнал эти произведения?
  • Что помогло тебе узнать музыку?
  • Как с помощью музыки композитор создаёт чей-либо портрет? Какие выразительно-изобразительные средства использует?
Чей портрет нарисовала музыка? Портрет человека позволяет увидеть в нём многое, и прежде всего – его характер. О многих людях мы можем судить сегодня только по портретам, потому что искусство фотографии ещё очень молодо, ему только 170 лет. Многое без изобразительного искусства было бы скрыто от наших глаз, и значит - закрыто для нашего знания.

Д.Б. Кабалевский . Три подружки

Неоднозначность человеческих эмоций СТРАХ
  • Подумай, почему так говорят?
  • «У страха глаза велики». «Страх силы прибавляет». «Не иначе как со страху».
М.И. Глинка. Сцена из оперы «руслан и людмила» Либретто Неоднозначность человеческих эмоций Неоднозначность человеческих эмоций
  • Подумай, ответь:
  • Мог ли Фарлаф, освободившись от страха, спеть своё хвалебное рондо медленно, чванливо, с ощущением самодовольства и величия?
  • Какой была интонация, рисующая образ Фарлафа?
  • Какие выразительные средства использовал М. Глинка, чтобы правдиво передать образ лжеца, труса и подлеца?
  • Похожи ли интонации «Болтуньи» С. Прокофьева и Фарлафа между собой?
  • Одинаковые ли явления их породили? Одинаковые ли чувства они выражают?
Слушай, анализируй, размышляй
  • Какие чувства передаёт музыка? Какие эмоции возникли у тебя?
  • Когда нам плохо, мы безропотно смиряемся с этим или пытаемся выйти из такого состояния?
  • Подумай, что может человек потерять такое, чтобы так глубоко и возвышенно страдать?
  • Как бы ты назвал эти музыкальные образы?
  • Какие выразительно-изобразительные средства передают чувство обречённости?
С.М. Майкапар (1867-1938) С.М. Майкапар (1867-1938) Р. Шуман (1810-1856)

С. Майкапар. Сиротка

Р. Шуман. Бедный сиротка

Р. Шуман. Первая утрата

Неоднозначность человеческих эмоций Композиторы, разделённые почти столетием, почти одинаково выражают одно и то же чувство: выявляют одни и те же противоречия в эмоциях и выражают их в музыке сходным образом. Разучиваем, поём, играем Д.Б. Кабалевский. Монтёр Разучиваем, поём, играем Д.Б. Кабалевский. Монтёр На сосну медведь полез, Осветить задумал лес. Но случилась тут беда – Перепутал провода... Грустно смотрит мишка вниз, Света нет, и сам повис.
  • Прослушай, ответь
  • Какими выразительно-изобразительными средствами передаются эмоции в песне «Монтёр»?
Обрати внимание на уточнение характера музыки (и настроения медведя!) и его изменение. Разучиваем, поём, играем Д.Б. Кабалевский. Монтёр На сосну медведь полез, Осветить задумал лес. Но случилась тут беда – Перепутал провода... Грустно смотрит мишка вниз, Света нет, и сам повис. «Падает снег» Вывод И композиторское, и исполнительское, и слушательское содержание музыки имеют общее — логику развития эмоций. Музыка, несмотря на свою «рассеянность» в пространстве и времени (многих композиторов разделяют столетия), сходные чувства выражает сходными интонациями и в сходной логике. С помощью музыкальных интонаций мы узнаём о чувствах других людей и переживаем эти чувства вместе с ними.