План конспект урока "В музыкальном театре. «Снегурочка». Волшебное дитя природы" 3 класс

План конспект урока.
Тема урока: В музыкальном театре.
«Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.
Класс: 3
Цель: привлечь внимание учащихся к произведению крупных форм – оперы,
разбираться в музыкальной драматургии произведения на основе
освоения
принципов музыкально – симфонического развития.
Образовательная задача:
- побудить учащихся к творчеству на основе совокупного восприятия
художественных и музыкальных образов,
- воздействовать на чувства и эмоции детей,
- уметь определять и сравнивать характер, настроение, средства
выразительности в музыкальном произведении.
Развивающая задача:
- развивать умения творческих способностей учащихся видеть и
слышать в понимании жизненного смысла произведения.
Воспитательная задача:
- воспитывать интерес и бережное отношение к культурному
наследию народа.
Методы обучения: беседа, показ слайдов, прослушивание аудиозаписей.
Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).
Комплексно – методическое обеспечение: проектор для мультимедийных
слайдов, компьютер, компакт диск, пианино, ноты к музыкальному
произведению.
Ход урока.
1. Организационный момент.
У.: Здравствуйте ребята! Я вижу, что настроение у вас хорошее, вы
готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки.
На уроках музыки и чтения вы не раз отправлялись в удивительную
страну сказок. Мы говорили, что источник сказок - сама жизнь, мечты
человека, окружающая природа.
Сегодня мы проникнем в сказочную страну, созданную в пьесе «Снегурочка»,
А.Н. Островским в 1873 г. И в опере «Снегурочка» написанной по сюжету этой
пьесы в 1881 г. Н.А. Римским – Корсаковым.
Мы услышим, как проявилась неисчерпаемая фантазия композитора в
создании сказочного персонажа и волшебных картин природы в жанре
оперы. Посмотрим, как в литературе и в музыке показан образ Снегурочки
превращение её из существа волшебного в земное.
Сюжет вам известен, события происходят в Берендеевом царстве.
Слайды №1: природа, Берендеева слобода, Мать – весна.
В глухих, дремучих лесах скрывает Дед Мороз свою дочку Снегурочку,
родившуюся от союза Тепла и Холода, дочку Деда Мороза и Весны – Красны.
Оберегает отец Снегурочку от Ярилы – Солнца. Но вот однажды весенним
утром в слободке берендеев появилась юная красавица, нежная и хрупкая
Снегурочка. Её давно манили люди, людские песни, которые пел молодой
пастух Лель. Она не понимала, но хотела понять, что движет людьми.
Задание:
У.: если Римский – Корсаков создавал оперу по сказке Островского, может
быть поэтические строки подскажут вам суть характера Снегурочки, её
интонационный строй? Вслушайтесь!
Попробуйте отыскать в тексте « музыкальные зацепки».
Слайд №2: (текст)
Учитель читает.
Мороз
Снегурка!
Снегурушка, дитя моё!
Снегурочка (выглядывает из лесу)
Ау!
(подходит к отцу)
Бывало, я, прижавшись за кустами
Колючими, гляжу не нагляжуся
На девичьи забавы. Одинокой
Взгрустнётся мне. И плачу. Ах, отец!
С подружками по алую малину,
По чёрную смородину ходить.
Аукаться; а зорькою вечерней
Круги водить под песни, вот что мило
Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.
У.: Каков же портрет Снегурочки? Какой предстаёт она при первой встрече?
Д.: она весёлая, очень хочется водить с подружками хороводы, ходить по
ягоды.
У.: А когда ей бывает грустно?
Д.: Когда она одинока.
У.: В её жизни есть тревоги, заботы?
Д.: Нет. Ей легко живётся на белом свете.
У.: И какую музыку вы бы вложили в уста Снегурочки?
Д.: Весёлую, танцевальную, близкую к хороводным.
У.: А какие в ней будут интонации?
Д.: Русские.
У.: Почему?
Д.: Ведь она слышит от девушек, от Леля русские народные песни. В мелодии
Снегурочки должны быть и лирические интонации, ведь она часто грустит.
У.: Интересно! Русские хороводные; народные, лирические интонации… Да
это портрет какой- нибудь девушки – подруженьки из берендеевой
слободы! А где же Снегурочка, дитя Холода, Зимней стужи? Как выделить
музыкально её из мира людей? Не поможет ли нам в этом картина В.
Васнецова «Снегурочка».
Слайд 3: картина В. Васнецова «Снегурочка»
У.: Шагнём за рамки картины и окажемся…
Д.: …в волшебном лесу.
У.: Где всё хранит покой, наполнено загадочной тишиной.
Разговор о картине: картина необычайно красива. Несмотря на
оцепенелость зимней стужи, сугробов, мохнатых елей под зимним
покровом, живописное полотно притягивает, очаровывает необычайной
гаммой красок: снег вовсе небелый или голубой, а жемчужно – серебристый.
Снегурочка как бы растворяется в этом сказочном мире, здесь её дом.
У.: Снегурочка какой персонаж?
Д.: Сказочный. И в её музыке тоже должно быть что – то сказочное. Музыка
будет волшебная, зимняя, в ней должны звенеть хрусталинки, льдинки
холода.
У.: Возможно ли это создать голосом или оркестром?
Д.: Да, могут звенеть колокольчики; или высоко и нежно звучать флейта,
голос тоже должен быть высоким и звонким…
У.: Перед тем как мы послушаем арию Снегурочки, вы должны знать понятие
арии. Ария это непросто песня, а, как правило, песенная музыка,
выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля.
СЛУШАНИЕ АРИИ СНЕГУРОЧКИ «С ПОДРУЖКАМИ ПО ЯГОДУ ХОДИТЬ».
У.: Давайте сравним ваше «предчуствие» музыкального образа и его
авторское решение. Какой голос исполнял арию?
Д.: Высокий.
У.: Правильно. В музыке высокий голос называется сопрано. Снегурочка пела
голосом колоратурным сопрано. Колоратура ( от латинского слова,
означающего раскраска) – это всевозможные виды виртуозных украшений
(орнаментов), колоратурное пение – пение, украшенное блестящими
пассажами.
Скажите, какой первый возглас мы слышали от Снегурочки, когда её позвал
Мороз?
Д.: Ау!
У.: Колоратурные пассажи Снегурочки развиваются из интонации ауканья.
Как выдумаете, как воспринимаются эти интонации как человеческие или как
«голос природы»?
Д.: Как «голос природы».
У.: Зовут Снегурочку, и вот – аукается из леса, выходит из – за деревьев
снежная красавица. Она с радостью пойдёт к людям!
У.: Какое настроение передано в музыке?
Д.: Лёгкое, беззаботное, игривое.
У.: Близки ли интонации арии народным песням?
Д.: Близки к русским хороводным песням.
У.: Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит
высокому, прозрачному голосу Снегурочки?
Д.: Флейта.
У.: Да. Мы услышали «холодок» флейты, которая звучала как подголосок, то
вступала в «диалог» со Снегурочкой.
Вывод: мы увидели волшебную, снежно – холодную девочку, прелестную
дочь Весны и Мороза, не ведающую ни любви, ни горя.
Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной – Красной, рождает в её
сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Мир в глазах Снегурочки
преображается!
Слайд №4. (текст)
Снегурочка.
Ах, мама, что теперь со мной!
Какой красой зелёный лес оделся!
Берегами и озером нельзя налюбоваться,
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.
У.: А мир души Снегурочки, что с ним?
Д.: Изменился внутренний мир. Её переполняют чувства, которые ей
неизвестны.
У.: Да. Её сердце переполняют чувства ей незнакомые. Это живые
человеческие чувства.
У.: Чем объяснить поступок Матери Весны? Ведь венок любви – гибель для
Снегурочки?
Д.: Весна поняла желание Снегурочки хотя бы на мгновение стать
человеком, увидеть красоту мира, полюбить искренне.
Кульминация урока – сцена таяния Снегурочки.
У.: Мы услышим превращение Снегурочки из существа волшебного в
земное, снежно – холодной девочки в страстно любящую, тончайшее
движение её души. Наивное и резвое дитя, не ведающее ни любви ни горя, в
финале она гибнет от вспыхнувшей в ней любви.
Слайд № 5.
Снегурочка.
Но что со мной? Блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О, Мать Весна, благодарю тебя за радость.
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течёт во мне! О, Лель,
В ушах твои чарующие песни
В очах огонь… и в сердце… и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю…
У.: Прочитать (оттолкнуться от драматургии Островского).Обратитесь к тексту
и в словах найдите основу музыкальной характеристики, изменится её
музыка .
Д.: Музыка будет звучать нежно, задушевно, тепло.
СЛУШАНИЕ СЦЕНЫ ТАЯНИЯ.
У.: Вы правы. Музыка звучала задушевно, в ней много нежности и тепла, она
тиха и прозрачно как облако.
А какой появляется тембр в диалоге голоса и оркестра?
Д.: Поют скрипки, а арфа изобразила как растаяла Снегурочка.
У.: Мы услышали в место «льдинок» флейты в вокальной партии Снегурочки
нежнейшую, чарующую, одухотворённую скрипку, которая подчеркнула
теплоту и сердечность чувств и арфу, которая изобразила нам истаивающую
и растворяющуюся Снегурочку. Снегурочка исчезла «как вешний снег,
растаяла она».
Сцена таяния Снегурочки это – гимн могучей силе любви и гимн светлым
силам природы. По этому поводу академик Б.В. Асафьев писал: «…Никакой
торжественный ритуал и никакие убеждения в том, что всё свершается, как
быть должно и идёт своей чередой, не уверяют нас в справедливости
возмездия Солнца… Нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны с её
нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми
ландышами».
Итог урока: мы услышали превращение Снегурочки наивного, не ведающею
ни любви, ни горя в любящую, для которой открылась красота мира.
Соприкоснулись с жанром оперы, где наиболее полно можно раскрыть
художественный образ. Трансформация тем Снегурочки блеск
композиторского мастерства.