Конспект урока "Волшебное дитя природы. Опера «Снегурочка»" 4 класс

Волшебное дитя природы. Опера «Снегурочка».
Цели: научить исполнению двухголосных распеваний; повторить приемы
вокально-хоровой работы, правила певческой посадки, взятия дыхания и
звукоизвлечения; отработать выстраивание унисона при разучивании
новой песни; провести анализ жанра «былина»; познакомить с
воплощением сказочных образов в музыке русских композиторов;
повторить понятия «народность», «меццо-сопрано».
Планируемые результаты: ученики научатся сопоставлять сходные
образы в литературе и музыке; выстраивать унисон; называть принципы
народности в авторской музыке.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под
звучание «Былины о Добрыне Никитиче», выходят под песню «Приходите в
сказку» В. Дашкевича.
Презентация: (репродукции картин с изображением сцен из опер «Садко»
и «Снегурочка», эскизов костюмов В. Васнецова к опере «Снегурочка»;
репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка»; портрет Н.А. Римского-
Корсакова; рисунки с изображением музыкальных инструментов
симфонического оркестра и гуслей; нотные записи арий Садко «Заиграйте,
мои гусельки», «Ой ты, темная дубравушка» и «Высота ли, высота
поднебесная».)
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Повторение гаммы до мажор, распеваний с двухголосными элементами.
Педагог просит отгадать знакомую мелодию, после чего исполняет
начальную фразу арии Садко «Заиграйте, мои гусельки». После того как
школьники произносят хором название арии, педагог разучивает с
ребятами ее начальную фразу. Учащиеся пропевают фразу от разных
звуков восходящей хроматической гаммы.)
III. Повторение пройденного материала
- С каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке?
(Былина.)
- Чем отличается этот музыкальный жанр?
- Какой инструмент сопровождал пение былин? (Гусли.)
- Покажите изображение гуслей на рисунке.
- В состав какого оркестра входят гусли — симфонического или народного?
(Народного.)
В симфоническом оркестре звучанию гуслей подражает музыкальный
инструмент под названием арфа. Это самый большой струнный
инструмент, вот как он выглядит. (изображение арфы.)
Какую былину вы слушали и пели? (Проводятся прослушивание «Былины
о Добрыне Никитиче» и се разбор по модели прошлого урока.)
В каких операх композиторы использовали жанр былин?
Какие отрывки из опер вы слушали на прошлом уроке?
Какими приемами в этих отрывках симфонический оркестр имитирует
звучание гуслей?
Какая былина стала основой для оперы «Садко»?
Как еще называют эту оперу? (Опера-былина.)
III. Знакомство с понятием «народность в музыке»
Музыка, под которую исполнялись былины, авторская или народная?
(Народная.)
Похожа ли музыка арий Баяна и Садко на народные былины? (Да.)
В чем сходство арии Баяна с народной песней? (Певучесть, распевность
мелодии, распев слогов, имитация звучания гуслей.)
Каков характер арии Садко «Заиграйте, мои гусельки»? (Плясовой.)
Что еще сближает арию Садко с народной песней? (Вокальный припев на
слова «ле-ли, ле-ли».)
Как называется такое пение без слов, на слоги? (Вокализ.)
В каких русских народных песнях есть вокализы? («Во поле береза
стояла», «Как у наших у ворот».)
На этих примерах вы видите, что композиторы используют инструменты
народной музыки в своих сочинениях. Какие именно? Во-первых, это
народные образы, герои народных былин и сказок — Баян, Садко. Во-вторых,
приемы исполнения, характерные для народной музыки, — распевность,
музыкальное сопровождение, вокализы. Все это позволяет сделать
авторскую музыку похожей на народную. Запишите в тетради новое
определение: «Народность в музыке».
Перечислим, в чем проявляется народность в музыке.
(Педагог делает запись на доске.)
1. Использование народных образов.
2. Использование приемов народной музыки: распевы слогов, вокализ,
инструментальное сопровождение.
3. Использование подлинных народных мотивов. Запомните, что
народность в музыке может проявляться двумя способами.
(запись на доске.) Способы проявления народности в музыке:
• первый - композитор создает свою музыку в народном стиле;
• второй - композитор использует подлинную народную музыку.
Какой способ проявления народности в ариях Баяна и Садко? (Первый —
композиторы создавали свою музыку, похожую на народную.)
Какой способ проявления народности в отрывке «Белка» из антракта
«Три чуда» оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»?
(Второй — композитор использовал мелодию народной песни «Во саду ли, в
огороде».)
IV. Работа с нотной записью
Вы послушали арию героя оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Но ведь
Садко — главный герой оперы, и, конечно, у него много вокальных номеров.
Сейчас вы познакомитесь еще с двумя отрывками из этой оперы - ариями,
которые тоже исполняет Садко. Запишите их названия: «Ой ты, темная
дубравушка» и «Высота ли, высота поднебесная».
Посмотрите: на доске выписаны начальные такты всех трех арий Садко.
Найдите среди них запись арии «Заиграйте, мои гусельки». Поясните ваш
выбор - как вы узнали мелодию этой арии? (Школьники определяют нужную
нотную запись и поясняют свой выбор.)
Теперь послушайте две новые арии «Ой ты, темная дубравушка» и
«Высота ли, высота поднебесная» и для каждой из них найдите верную
нотную запись. (Прослушивание двух новых арий Садко.)
Какой была по характеру ария «Ой ты, темная дубравушка»?
(Медленной, с распевами слогов, тихой.)
Верно. Запомните еще одно ее определение — протяжная. Послушайте, как
движется мелодия в этой арии. (Педагог играет начало арии на
инструменте.)
- Найдите на доске нотную запись этой арии. (Школьники показывают
нотную запись арии.)
- Поясните, почему вы выбрали именно эту нотную запись. Композитор
обозначил динамику этой арии как меццо пиано - не очень тихо — и дал
определение ее темпа: медленно.
- Какой была по характеру вторая ария — «Высота ли, высота
поднебесная»? (Быстрой, громкой, легкой, игровой.)
- Кто еще пел эту арию, кроме солиста? (Хор.)
- В какой динамике звучала ария? (Громко.)
Верно, у композитора она обозначена как меццо форте, что означает «не
очень громко», но все же громче, чем предыдущая ария. И еще композитор
Н.А. Римский-Корсаков дал такое определение ее характера — праздничная.
Послушайте начало этой арии и скажите, чем отличается ее мелодия.
(Педагог наигрывает начало арии, которое идет на одном звуке.) Как здесь
движется мелодия — вверх, вниз или стоит на одном месте? (Стоит на
одном месте.)
- Найдите нотную запись этой арии и поясните ваш выбор. (Школьники
показывают нотную запись и поясняют свой выбор.
Вот, оказывается, какие разные арии поет Садко в этой опере.
В арии «Высота ли, высота поднебесная» композитор Н.А. Римский-
Корсаков использовал подлинный былинный распев.
- Как называется голос певца, исполняющего партию Садко? (Тенор.)
- Что это за голос? (Самый высокий мужской голос.)
- Угадайте, какая из арий Садко сейчас прозвучит. (Педагог проводит
мини-игру «Угадай-ка», исполняя начальные такты арий.)
- Были ли новые арии Садко похожи на народную музыку?
- Как проявлялась народность в арии «Ой ты, темная дубравушка»?
(Протяжностью, распевом слогов, музыкальным сопровождением.)
- Как проявлялась народность в арии «Высота ли, высота поднебесная»? (В
ней использован подлинный мотив былины.)
Вот как древняя новгородская былина описывает мастерство музыканта,
былинного героя Садко, который покорил своей игрой на гуслях самого
морского царя.
(Педагог читает отрывок из былины.)
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие.
Да играл еще Садко и третьи —
А все пляшет царь морской во синем море.
V. Знакомство с новым материалом
Что вы знаете о композиторе Н.А. Римском-Корсакове?
Какие произведения этого композитора вы знаете?
Сегодня вы познакомитесь с музыкой еще одной сказочной оперы
композитора Н.А. Римского-Корсакова, которая называется «Снегурочка».
Запишите в тетради название оперы и ее автора «Опера Н.А. Римского-
Корсакова "Снегурочка"».
Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург А.Н.
Островский, и сначала она шла просто как спектакль в драматическом
театре.
Вам знаком сюжет этой сказки?
С чего начинается эта сказка?
(С пролога, в котором встречаются Дед Мороз и Весна.)
Чтение начала пьесы А.Н. Островского по ролям.
Леший. Конец зиме, пропели петухи, Весна-Красна спускается на
землю. Полночный час настал, сторожку Леший Отсторожил, — ныряй в
дупло и спи! (Проваливается в дупло.)
Весна. В урочный час обычной чередой являюсь я на землю берендеев.
Нерадостно и холодно встречает Весну свою угрюмая страна...
Мороз. Весна-Красна, здорово ли вернулась?
Весна. Недурно ты попировал, пора бы И в путь тебе, на север... На
кого же Снегурочку оставишь?
Мороз. Дочка наша На возрасте, без нянек обойдется.
Весна. ...У девушки Снегурочки другое: С людьми пожить; подружки
нужны ей...
Мороз. ...Услышал я о том, что будто Солнце Сбирается сгубить
Снегурку ...так лучше Отдать ее в слободку, к Бобылю Бездетному, на
место дочки. ...Снегурка, Снегурушка, дитя мое!
Снегурочка {выглядывает из лесу.) Ау!..
Весна. Красавица, не хочешь ли на волю? С людьми пожить?
Снегурочка. Хочу, хочу, пустите!
Мороз. ...и что у берендеев завидного нашла?
Снегурочка. Людские песни. Круги водить под песни — вот что мило
Снегурочке. Без песен жизнь не в радость. ...У Леля перейму И выучусь
скорехонько. ...И дни, и ночи слушать Готова я его пастушьи песни. Вот
прозвучало имя пастуха Леля, того, чьи песни так полю-иились Снегурочке.
Посмотрите, вот как изобразил его художник I! Васнецов.
(Педагог демонстрирует эскиз костюма Леля художника И Васнецова.)
Это один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых
очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются — песни
Леля.
- Какой предмет находится на поясе у Леля? (Пастуший рожок.)
Запомните эту деталь, она очень важна для нас. Лель не просто пастyx, он
музыкант, певец, всеобщий любимец. Даже Снегурочке полюбились песни
Леля.
VI. Вокальная импровизация
Послушайте слова народной песни. (Педагог читает текст)
Туча со громом сговаривалась:
Ты греми, гром, а я дождь разолью.
Сбрызнем землю весенним дождем.
То-то цветики возрадуются,
Выйдут девицы по ягоды.
Вслед им молодцы увяжутся. (Класс хором вслух читает текст.)
Можно ли в этом коротком отрывке выделить какие-то отдельные
части? (Да.)
И от содержания этих частей будет зависеть музыкальный напев,
который вы сочините.
Определите, о чем говорится в первой части? (О разговоре тучи и грома.)
(Школьники читают первые две строчки.)
Каким может быть характер музыки в этой части? (Грозным, громким,
маршевым.)
О чем говорится во второй части? (О появлении цветов и ягод в лесу, о
девицах, которые отправились в лес по ягоды, и о молодцах.)
Может ли в этой части звучать музыка другого характера? (Да.)
Каким будет характер музыки в этой части? (Веселым, игровым,
танцевальным.)
Сосредоточьтесь на минуту, подумайте о возможных мелодиях, которые
подойдут для этих частей, попробуйте спеть их про себя.
(Школьники показывают свои варианты вокальных импровизаций.)
VII. Третья песня Леля - прослушивание, разбор
Не вы одни создали мелодию для этих слов. В опере Н.А. Римского-Корсакова
эти слова поет пастушок Лель в своей арии, которая называется «Третья
песня Леля».
Запишите название арии в тетради.
Сейчас вы послушаете эту арию. Обратите внимание на музыкальные
детали, которые очень украшают ее. В арии Леля есть один необычный
момент. Если композитор хочет подчеркнуть молодость персонажа-
мужчины, то поручает исполнение этой партии женскому голосу. Это
особая оперная традиция. Так, например, поступил М.И. Глинка, когда
сочинял роль мальчика-сироты Вани в опере «Иван Сусанин». И партии
молодого пастушка Леля также исполняет певица с низки голосом. Такой
голос называется «меццо-сопрано». Запишите в тетради определение:
«Меццо-сопрано низкий женский голос».
Сейчас мы послушаем песню Леля, которая начинается знакомыми вам
словами — «Туча со громом сговаривалась». В ней говорится про то, как
девушки ходили в лес по ягоды, а одна из н: спряталась от подруг под
кустиком. (Прослушивание арии.)
Что напоминает вступление к этой песне? (Наигрыш пастушьей дудочки,
словно бы пастух сам аккомпанирует своему исполнению.) Не зря у Леля на
поясе нарисован пастуший рожок.
- Менялся ли характер музыки на протяжении песни? (Да.)
- Каким был характер музыки в начале арии? (Несколько суровым, даже
грозным — ведь в ее начале рассказывается о разговоре тучи и грома.)
~ Как потом менялся характер музыки? (Музыка стала более веселой,
подвижной, когда в песне говорилось о том, как девушки ходили в лес по
ягоды.)
- Какими словами заканчивается каждый куплет? (Лель мой, лели-лели
Лель.)
- Какая музыка звучит после каждого куплета? (Звучит музыкальный
проигрыш — веселый, задорный, игровой.)
Кажется, будто в этот момент девушки водят хороводы под музыку Леля.
- Похожа ли авторская мелодия песни Леля на народный напев? (Да.)
- Что сближает ее с народной песней? (Мелодия, повторы фраз.)
- В какой форме написана песня? (В куплетной.)
- Что привносит разнообразие в звучание песни? (В каждом куплете по-
разному звучит сопровождение.)
- Как называется музыкальная форма, в которой основная тема не
меняется, а меняется ее характер? (Вариации.)
Вы уже знаете, что никто лучше композитора Н.А. Римского-Корсакова не
создавал музыкальных образов моря. По задумке композитора, в песне Леля
тоже есть звуки природы.
- Какие звуки природы вы услышали в третьей песне Леля? (Примерный
ответ. Когда в 1 -м куплете поется про удары грома, то звучат ударные
инструменты; при упоминании о дожде музыка сопровождения имитирует
звон капель; в музыкальном проигрыше слышны звуки, передающие пение
птиц, их исполняют деревянные духовые инструменты.)
- Какие герои есть в опере «Снегурочка»?
VIII. Разучивание песни
Сегодня на уроке вы встретились с музыкой для сказочных опер, словно
побывали в разных музыкальных сказках. Поэтому и песня, которую вы
начнете разучивать, тоже будет посвящена сказкам. Она так и
называется - «Приходите в сказку». В ней говорится про то, как интересно
было бы каждому из нас оказаться в сказочной стране, где живут многие
герои наших любимых книг. (Педагог исполняет песню «Приходите в
сказку»; музыка В. Дашкевича, слова Ю. Кима.)
Приходилось ли вам раньше слышать эту песню? (звучит в кинофильме
«Там, на неведомых дорожках».)
Некоторое время назад по телевидению шла интересная передача под
названием «Приходи, сказка», в рамках которой показывали сказочные
фильмы для детей. И эта песня была заставкой для передачи. Запишите в
тетради название песни и фамилию композитора, который сочинил для нее
музыку. (Педагог читает слова 1-го куплета.)
Если вы не очень боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу-ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.
Какие сказочные образы перечисляются в этом тексте?
О каком дубе говорится здесь? Помните ли вы поэму А.С. Пушкина,
которая начинается с описания этого дуба? (Педагог вместе с ребятами
читает начало поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Затем учащиеся
разучивают 1-куплет песни.)
Послушайте мелодию куплета, она будет повторяться дважды. (Педагог
демонстрирует мелодию запева.)
Видите, какая в этой песне необычная мелодия — можно сказать, что
сказочная. Она напоминает старинные кружева с волшебным рисунком,
мелодия льется, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз.
В то же время у мелодии простой ритм — в ней чередуются короткие и
длинные звуки в соответствии со словами.
(Разучивается мелодия запева по частям, после чего куплет исполняется
целиком.)
Теперь послушайте слова припева.
Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
(Школьники повторяют текст припева, произносят его хором, mi рядам и
индивидуально.)
Ритм в припеве будет более сложным, чем в куплете. Здесь вы встретитесь
с ритмическим приемом под названием «синкопа». Синкопа вам уже
встречалась в разных песнях, например в запеве «Песни о волшебнике».
(Педагог исполняет начало запева «Песни о волшебнике»
Синкопа — перенос ударения с сильной доли на слабую. Вот и припев песни
«Приходите в сказку» тоже начнется с синкопы. ( начала отбейте ритм
ладонями и проговорите слова припева. Обратите внимание на те места,
где вам встретится синкопа. Сначала — первая строчка. Она начинается с
паузы — момента тишины им счет «раз» — и только потом поём. Вся 1-я
фраза поется пунктирным ритмом. (Педагог показывает ритмический
рисунок 1-й фразы, который ребята повторяют со словами.)
Теперь запомните, как надо пропеть начало припева. Сначала прозвучит
музыкальный аккорд, а потом вы пропоете слог «ири-и». (Педагог
демонстрирует сложное место с синкопой. Учащиеся разучивают и
исполняют первую фразу.)
Вторая фраза начнется словом «поскорей», а потом следует повтор 1-й
фразы. (Проводится разучивание 2-й фразы и соединение двух фраз.)
Третья фраза повторяет начало припева.
(Разучивание 3-й фразы.)
В 4-й фразе мелодия движется вверх.
(Педагог показывает исполнение 4-й фразы, учащиеся разучивают, затем
исполняют все четыре фразы.)
И наконец, окончание припева. В нем все строчки будут повторяться на
основе одного ритмического рисунка, а мелодия букет меняться по высоте.
(Разучивают окончание припева. Исполняют 2—3 раза весь припев, затем
запев и припев.)
IX. Письменная мини-контрольная «Блицопрос»
1. Отрывки из какой новой оперы вы сегодня слушали?
2. Какой голос исполнял песню Леля мужской или женский?
X. Рефлексия
Как может проявляться народность в авторской музыке?
Приведите примеры народности в авторской музыке.
Какие арии Садко вы слушали?
Найдите на доске запись арии «Ой ты, темная дубравушка» и
расскажите о характере ее музыки.
Найдите на доске запись арии «Заиграйте, мои гусель и расскажите о
характере ее музыки.
Найдите на доске запись арии «Высота ли, высота поднебесная» и
расскажите о характере ее музыки.
Какой инструмент в симфоническом оркестре подражает звучанию
гуслей?
Какой голос исполняет партию Садко?
Что за голос — тенор?
Назовите героев оперы «Снегурочка».
Какую арию из этой оперы вы слушали?
О чем говорится в третьей песне Леля?
Как менялся характер музыки в этой арии?
Как менялось музыкальное сопровождение?
Как называется форма, в которой изменяется характер звучания
основной мелодии?
Какой голос исполнял арию Леля?
Почему партию пастушка Леля поет женский голос?
Что за голос — меццо-сопрано?
Какие звуки природы изображает оркестр в этой арии?
Какую новую песню вы начали разучивать?
Какие части имеются в песне «Приходите в сказку»?
В какой из частей этой песни есть синкопа?
XI. Контрольный момент «Угадай-ка»
Педагог исполняет начальные такты следующих произведений, школьники
отгадывают их названия:
• инструментального проигрыша к третьей песне Леля НА. Римского-
Корсакова;
• запева третьей песни Леля Н.А. Римского-Корсакова;
• начала песни «Приходите в сказку» В. Дашкевича.)
XII. Выход из класса под музыку
Школьники покидают класс под песню «Приходите в сказку» В. Дашкевича.