Методическая разработка "Колокольные звоны на Руси" 2 класс
ИТОГОВАЯ РАБОТА
Методическая разработка плана – конспекта урока с использованием техники
формирующего оценивания.
Возраст учащихся – 2 класс.
Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»
Тип урока: интегрированный
Форма урока: урок с элементами исследовательской работы.
Ведущий метод: проблемно-поисковый
Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа.
Задачи:
Образовательные:
• сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на
Руси;
• познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных
звонов;
• установить присутствие «колокольной тематики» в литературе, живописи
• и музыке;
• закрепить полученные знания;
• использовать методический прием «ошибочного понимания».
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически
сложившимся символам русской земли;
• пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей
Родины.
Развивающие:
• развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные
ЗУН
• развивать речь и умение слушать и слышать;
• расширить представления о значимости колокольных звонов в современном мире.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
• компьютер, телевизор;
• презентация к уроку;
• карточки «Светофор». У каждого ученика имеются карточки трех цветов
светофора. В ходе я прошу учащихся показывать карточками сигналы,
обозначающие их понимание или непонимание материала;
• музыкальные треугольники, колокольчики;
• аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений: а) колокольный звон Киево-
Печерской лавры;
• фрагмент песни «Вечерний звон» сл. И.Козлова, муз. народная (исполняет трио
«Реликт»);
• виды церковных звонов: благовест, перезвон, малиновый звон, набат;
• М. Мусоргский Пролог из оперы «Борис Годунов» - фрагмент;
• «Ростовские звоны»;
• песня «После трудов»;
• С. Рахманинов Сюита №1 – фрагмент;
• песня «Здравствуй, Родина моя!» музыка Ю. Чичкова.
Ход урока
1.Организационный момент.
Вход под звучание колоколов – Праздничный звон. Слайд – Колокольня Киево-
Печерской лавры.
-Что ребята услышали? -
Где можно услышать колокольный звон?
- Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному
звону. Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?
- Да, потому что, когда звонят колокола, то можно услышать мелодию.
2.Тема нашего урока: «Колокольные звоны на Руси». Слайд – Тема урока. На уроке
вы познакомитесь с историей колокола и колокольного звона; узнаете о значимости
колокольного звона на Руси; послушаете различные колокольные звоны; познакомитесь с
композиторской музыкой, где используются колокольные звоны.
Объясняю учащимся что такое лист самоконтроля и прошу их заполнить графу «В начале
урока».
3.История колоколов. Рассказ учителя.
На Руси колокола впервые появились с принятием христианства. Первое упоминание
относится к 988г., т.е. в самое время Крещения Руси. О русских мастерах колокольного
дела впервые упоминается в летописи 11 века.С тех пор колокола на Руси стали
неотъемлемой частью любого православного храма. Единственный музыкальный
инструмент в православном храме – колокол. Слово «колокол» образовалось от
старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша». И действительно, форма
колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки. Внутри чаши
так называемый «язык», который ударяет о стенки колокола. Колокол – это ударный
инструмент.
4. Работа с учебником.
Откроем наши учебники на странице 38-39. Рассматривание иллюстраций, чтение текста.
Проверка домашнего задания в рабочих тетрадях - стр. 7.
5. Рассматривание колокола и извлечение звука (раскачивание колокольчиков).
Школьный колокольчик зовет детишек в школу – это первый звонок. Последний
школьный звонок возвещает выпускникам, что у них уже закончилось детство и
начинается взрослая жизнь.
6. Рассказ учителя. Колокольные
звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния
важную информацию.
Существует несколько видов церковного звона. Слайд –
Виды церковных звонов.
Благовест – особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором
ритмично ударяют в большой колокол – это призывает к началу службы.
Перезвон – праздничный звон, ударяют в разные колокола одновременно, в 3 приема, он
звучал когда вы входили в класс.
Малиновый перезвон - указывал дорогу заблудившемуся путнику.
Набат – сигнальный, тревожный звон в один колокол. Слыша его, люди понимали, что
нужно отложить все дела и срочно спешить на помощь, будь то пожар или враги.
7. – А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно и
подумайте, что же здесь звучит?
8. Слайд – Портрет М. Мусоргского. Слушание - М. Мусоргский Пролог из оперы
«Борис Годунов» - фрагмент.
- О каких событиях рассказывает эта музыка, какая музыка по характеру?
- Нет, это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Имитация –
это изображение или подражание.
9. Физкультурная пауза.
Есть одна короткая песенка-стишок к сказке С. Маршака «Кошкин дом».
(К доске выходят двое уч-ся, один показывает упражнения, другой играет на
треугольнике).
После проведения разминки, учитель использует в виде проверки знаний метод
«ошибочного понимания».
Проверка ошибочности понимания. Я намеренно допускаю ошибки, а затем прошу
учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку
зрения.
- Какие чувства возникают при звучании этого произведения? – веселые, радостные?
- Какой колокольный звон здесь может быть использован? – праздничный, перезвон?
(набатный звон, возвещающий о беде).
10. Чтение учителя. «Притча о двух колоколах» Ольги Безымянной. Слайд -Колокола –
Звонарь.
На сторожевой башне было два колокола. Один огромный, тяжелый, массивный, с
толстыми чугунными стенками и большим, почти круглым, чугунным языком. Другой
был намного меньше. И медные стенки его были тоньше, и медный язычок изящнее. И
звонили оба колокола по-разному: большой издавал сильный, глухой, тяжелый звук,
который тревожным эхом отдавался далеко от башни. Маленький звучал, словно
заливался, то смехом, то плачем, и слышно его было не так далеко, но те, кому доводилось
слышать этот звук, словно очищались: были то слезы или смех, но всегда что-то слетало с
души, освобождая ее от невидимой тяжести…
Потому и не удивительно, что в зависимости от звучания и особых примет, характера,
колоколам давали имена-прозвища: Сокол, Георгий, Лебедь, Медведь, Гавриил.
11. Слайд - «Царь-колокол».
Особое место среди всех в мире колоколов занимает «Царь – колокол».
Он никогда не звонил. Когда в Москве случился пожар, который охватил и Кремль, то
загорелись и деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня холодной
водой, от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, и от него откололся
кусок весом 11,5 тонн. Общий вес колокола 200 тонн, высота – 6,14м (это примерно 50
слонов, а высота с 2-х этажный дом). Почти 100 лет колокол находился в земле, и только в
1834году его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал. Царь-колокол -
уникальный памятник России.
12. Слайд – картина Виллие «Ростовские звоны»
Людей, которые звонили в колокола, называли звонарями. Только с годами к звонарю
приходит мастерство и виртуозность. Колокольный звон – это целая наука, нужно вовремя
и с определенной силой ударять в колокол.
Слушание - «Ростовские звоны» - 3 вида
13. Слайд – Колокольня «Ивана Великого»
Колокольные звоны настолько красивы, что не принять их просто невозможно. Нигде в
мире не было так много звонниц, колоколен, как на Руси. Колокольня «Ивана Великого» -
имеет в 4-х ярусах 37 колоколов.
Звон сопровождал всю жизнь православного человека – с колокольным звоном рождался
ребенок, совершались таинства крещения, венчания. При победе над врагом радостным
звоном встречали победителей.
Слайд – Молитвы. В народе говорили, - что если икона – это молитва в красках, а храм –
молитва в камне, то колокол – это молитва в звуке, икона звучащая.
Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон размерял течение дня, возвещал
время отдыха и труда. И самое главное, колокольный звон созывал верующих на
Богослужение.
14. Слайд – Колокола - Бронзовые. Исполнение
песни «После трудов»
(старая христианская детская песня, слова И. Аксакова, из сборника 1903 года)
15. Слушание песни «Вечерний звон». Слайд картины И. Левитана «Вечерний звон».
Поэты посвящали стихи колоколам, художники – писали картины, композиторы –
выражали свое отношение к колоколам в музыке. Сейчас мы послушаем интересную
песню, музыку к этой песни сочинил русский народ, а стихи поэт И. Козлов. После
прослушивания, вам будут заданы вопросы.
- Кто исполнял это произведение?
- Что изображали голоса?
- Одинаковые или разные были голоса, изображавшие колокола?
Вывод: колокольный звон можно исполнять голосом.
А сейчас, мы с вами обратим внимание на картину И. Левитана, которая тоже
называется «Вечерний звон» - учебник, страница 40.
- Почему картина - носит музыкальное название?
- Можно ли ее назвать музыкальной?
- О чем хотели сказать нам художник и музыкант?
(О любви к Родине)
16. Итог урока. Слайд – Обзор территории Московского Кремля
- Сегодня, ребята, вы рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, вместе слушали,
вместе пели, хорошо отвечали на мои вопросы и восхищались прекрасным звучанием
колоколов – символа нашей Родины.
А чтобы проверить насколько вы сегодня были внимательны, мы используем карточки –
«светофор».
Я прошу учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или
непонимание материала, затем я прошу учащихся ответить на вопросы: К учащимся,
которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся,
поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно?
Прошу детей заполнить листы самоконтроля - графу «В конце урока» и поставить себе
оценку.
- Под конец урока прослушайте стихотворение
17. Чтение стихотворения.
Слышу вас, колокола,
Над землею.
Против горя, против зла
Вы со мною
Сколько веры и тепла!
Сколько силы!
До чего же вам мила
Мать – Россия!
18. Домашнее задание – нарисовать понравившиеся колокола
19. Выход - Музыкальное прощание.
Слайд – колокольня. Праздничный звон из Киево-Печерского монастыря.
Техника формирующего оценивания.
Методы и приёмы формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут
быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным
ситуациям.
Основные принципы преподавания и учения, основанные на идеях данной программы,
предполагают необходимость:
• установить высокие ожидания и поддержать уверенность ученика в успехе;
• установить, что ученик знает, и строить всё дальнейшее обучение на этом;
• организовать учебный процесс так, чтобы он увлекал ученика и доставлял ему
удовольствие;
• наполнять учение яркими эмоциональными переживаниями;
• делать каждого ребёнка активным соучастником собственного обучения;
• развивать общие учебные умения и личностные качества.
Формирующее оценивание, которое происходит на каждом уроке, - ключевой момент этой
стратегии. Оно требует, чтобы учитель сосредоточился на том, как развивается учение в
процессе урока, определяя какие улучшения надо внести, и какими будут последующие
шаги.
В начале урока учитель обсуждает с целым классом и с группами учеников учебные цели,
то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего
урока детям даётся устная и письменная обратная связь: их ответы и работы соотносятся с
учебными целями. Это позволяет ученикам определить, в чём они были успешны и над
чем им надо поработать, чтобы продвинуться дальше. Для этого учитель делает
следующее: задаёт вопросы, наблюдает и беседует с детьми.
Одной из эффективных стратегий оценивания в ходе урока является постановка вопросов.
Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в
ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы. Формирующее
(внутреннее) оценивание определение индивидуальных достижений каждого учащегося,
не предполагает сравнения результатов разных учеников. Оценка ориентирована на
конкретного ученика. Важной техникой формирующего оценивания выступает
наблюдение. Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как
происходит учение. Наблюдая за определёнными детьми по намеченному плану, учитель
поддерживает их в ходе урока.
Как вовлечь учеников в процесс оценивания? Стратегии, которые помогают это сделать •
вопросы • наблюдение • дискуссия • анализ • проверка понимания • рефлексия процесса
учения.
Алгоритм выработки критериев: 1. Выделяется понятие знать и уметь. 2. Выделяется
формирующее умение. 3. Определяются пошаговые операции выделенного умения. 4.
Выделяются критерии и записываются.
При подготовке к уроку музыки во 2-ом классе я рассмотрела для использования при
проведении урока следующие приемы формирующего оценивания.
Светофор. У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит
учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или
непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся,
которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся,
поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно?
Проверка ошибочности понимания Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он
просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою
точку зрения.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке,
саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного
отношения к своей деятельности. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути,
на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто
уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить
способы и методы, применяемые другими со своими.
«Лист самоконтроля»
Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
№
Вид задания
В начале урока
В конце урока
Отметка
1
2
3
Итоговая оценка
Основой вышеприведенного урока является презентация «Колокольные звоны на
Руси». Использование аудио, визуальных файлов, ярких исторических примеров увлекает
детей и, как следствие, способствует лучшему пониманию и усвоению ими темы урока. Я
наблюдала за детьми и видела их эмоциональные переживания, увлеченность, их участие
в процессе учения.
В начале урока детям понятно и доступно была объяснена цель урока, и поставлена
задача. В процессе движения к поставленной цели, я осуществляла непрерывный
контроль обратной связи: предоставив новый материал, я постоянно оценивала
полученные детьми знания, задавая им вопросы. Кроме этого, для проверки правильности
восприятия и понимания материала я использовала метод проверки ошибочного
понимания и карточки «Светофор».
В начале урока я раздала детям карточки самооценки. Учащимся надо было ответить
на ряд вопросов в начале урока и в конце и поставить себе оценку полученным знаниям.
Анализ эффективности применения техники формирующего оценивания.
Оценочная самостоятельность школьников и изменение содержания оценочной
деятельности учителя - обязательные компоненты современного образования, которые
выделены в ФГОС. Системное, планомерное формирование оценочной самостоятельности
детей в моем классе дает свои результаты. Они отличаются активностью, стремлением к
достижению успеха в учебной деятельности, максимальной самостоятельностью. Они
уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной
деятельности.
В настоящее время традиционная система оценивания уже не даёт нужных
результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. В системе
оценивания в начальной школе используется в основном внутренняя оценка,
выставляемая учителем, школой. Формирующее оценивание направлено на ученика и
работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей
сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.
В данном уроке я апробировала лишь часть инструментов формирующего оценивания.
Это помогло мне понять, что акцент ставится на то, как школьник продвигается к учебной
самостоятельности, пониманию образовательных целей. Считаю, что для достижения
наилучших результатов обучения необходимо следующее:
1. Регулярно обеспечивать обратную связь, комментируя деятельность учащихся.
2. Учащиеся должны принимать активное участие в организации процесса
собственного обучения.
3. Применять методики и инструменты обучения в зависимости от изменения
результатов обучения учащихся.
4. Создавать условия для мотивации ученика.
5. Развивать у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных
результатов.
Наблюдая за учениками во время обучения, собирая информацию из листов
самооценки, я узнавала, как ученики воспринимают материал, насколько успешно они
учатся. Благодаря обратной связи мне удавалось скорректировать преподавание, вовлечь
учеников в активное учение.
Исходя из результатов проведенной работы, видно, что при целенаправленной
работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания
наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося
необходимых компетенций.
Опытом своей работы я поделилась с коллегами. В перспективе дальнейшего развития
этого направления деятельности включение элементов формирующего оценивания в
других возрастных классах.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Методическая разработка урока "Портреты запели и заговорили" 1 класс
- Конспект урока "Святогорский монастырь" 4 класс
- Конспект урока "Образы животных в музыке"
- План-конспект урока "Музыкальный театр" 3 класс
- Конспект "Жизнь и творчество композитора В.Я. Шаинского"
- Технологическая карта урока "Музыка на войне и о войне. Знакомство с Д. Шостаковичем. Симфония № 7" 4 класс