Открытый урок "Динамические оттенки и фразировка" 2 класс
18.11.2016г.
Открытый урок преподавателя струнного отделения Березиной Л.В. с
учащейся 2 класса (ФГТ) Успановой Аиной.
Тема «Динамические оттенки и фразировка»
Цель занятия: Обучение основным приемам музыкальной выразительности.
Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой.
Задачи занятия:
• Обучающие: Научиться исполнять музыкальные произведения с
динамическими оттенками и фразировкой.
• Развивающие: Развитие динамического слуха, слухового контроля над
качеством своего исполнения.
• Воспитательные: Воспитание музыкального вкуса, мобилизация и
активизация внимания и исполнительской воли, культура исполнения:
аккуратность, собранность, выразительность.
Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа).
Тип урока: Урок формирования умений и знаний.
Форма организации работы: индивидуальная, практическая.
Методы: словесные, практического показа, сравнения, наблюдения,
применение технологии сотрудничества.
Учебно-методический комплекс: музыкальные инструменты – скрипка,
фортепиано, нотные пособия, компьютер.
Литература, использованная на уроке: нотный материал.
Ход урока
1. Организационная часть (5 минут)
Приветствие.
Объявление темы урока. Представление учащегося, концертмейстера.
Проверка строя скрипки.
2. Основная часть (30 минут)
Вводное слово: объяснение терминов фраза, динамические оттенки.
Упражнения на звукоизвлечение.
Исполнение учащейся пьес с концертмейстером.
Практическая работа над развитием навыков музыкально-
художественных исполнительских задач на анализе излагаемых
требований исполнения:
- проработка текста;
- работа над чистым интонированием;
- динамические особенности музыкального произведения;
- грамотное распределение смычка;
- работа над штрихами;
- точное выполнение фразировки.
3. Заключительная часть (5 минут)
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход занятия:
1. Организационная часть
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего урока звучит так
«Фразировка и динамические оттенки». Занятие проводится с учащейся 2
класса Успановой Аиной. Концертмейстер Васильева Богдана Юрьевна.
Сегодня мы познакомимся с динамическими оттенками и узнаем, что это
такое; научимся исполнять произведения с фразировкой. Поймем, насколько
важна динамика и динамические оттенки для придания художественной
музыкальной красоты произведения, насколько она обогащает музыку в
целом.
- Аина, давай проверим строй инструмента.
2. Основная часть. Вводное слово.
Каждое музыкальное произведение – это тайна, которую исполнителю
необходимо раскрыть. Пьеса, которую мы сейчас сыграем, называется
«Весельчак». Сочинил ее русский композитор А.Гречанинов.
- Предлагаю сыграть произведение. (Обсуждение характера, с помощью
каких средств выразительности можно передать характер произведения?)
Фраза – от греческого слова prasis - выражение, способ выражения.
Понятие фраза есть и в речи и в музыке.
Динамика – это сила звучания музыки. В музыке принято силу
громкости называть динамическими оттенками.
Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой
речью. Так же, как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз
(предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем
произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного
и, те более, не почувствует характер и эмоциональную окраску передаваемой
информации.
В жизни мы разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы
хотим сказать что-то важное, мы усиливаем подачу голоса – говорим громче,
так и в музыке, наиболее важные звуки играем громче.
В каждой фразе есть вершина, которая обычно совпадает с ударным
слогом главного смыслового слова этой фразы. Как правило, самые высокие
звуки мелодии чаще всего передают наибольший накал эмоций,
подчеркнутый громким звучанием. В музыке это называется кульминацией.
Кульминация подготавливается постепенным усилением общей звучности
каждой предыдущей фразы. После кульминации музыка постепенно
успокаивается и звучность ослабляется.
Практическая работа.
- Чтобы научиться хорошо играть на скрипке, надо научиться правильному
звукоизвлечению. Давай мы с тобой поиграем открытые струны разными
спрсобами: с усилением звука, с ослаблением, с усилением звука к середине
смычка и ослаблением к концу, и наоборот.
- Аина, кто такой весельчак? (Ответ учащейся)
- Посмотри в ноты и скажи, каким штрихом мы будем его изображать?
(Ответ учащейся)
- Да, ты права – это штрих мартле. Педагог поясняет, что мартле исполняется
чаще всего в верхней половине смычка в умеренном темпе. При исполнении
мартле во время паузы рука, освобожденная от напряжения, должна быть
подготовлена к последующему акценту. Пальцы заранее ставятся и
снимаются во время звуковой паузы, что позволяет исполнить штрих без
призвуков. Чаще всего этот штрих используется при исполнении музыки,
энергичной по характеру. Исполняется этот штрих акцентированно-активной
атакой. (Показ преподавателя на инструменте).
- Сыграй мне начало пьесы (Играет)
- Молодец. Штрих соответствует характеру исполняемого произведения.
Выполнен ритмично, точно, ты правильно распределяешь смычок.
(Исполнение данного отрывка с концертмейстером).
- Кроме хорошей интонации, красоты звучания, ритма, музыкант должен
играть выразительно. Он должен показать фразировку, динамическое
развитие. Обрати внимание на падение и подъем динамики, не играй
фальшиво.
- Сыграем цифру 2 – второе предложение. Посмотрим, что происходит
дальше. (Анализ учащейся дальнейшего развития). Постарайся в штрихе
легато плавно соединить струны, перед сменой смычка задержи палец.
- Здесь трудный штрих – две ноты отдельно, две легато и одна отдельно. Звук
все равно должен оставаться сочным, плотным, гибким. Используй меньше
смычка, но пальцы должны быть активными. Попробуй очень четко, как бы
скороговоркой проговорить ноты. (Показ преподавателя на инструменте).
- Давай сыграем цифру 3. (Играет цифру 3). Это реприза – повтор 1 цифры,
различие только в последнем такте. Очень важно сделать замедление перед
репризой.
- И 4 цифра – кода. Подчеркнутые ноты постарайся сыграть шире смычком.
Какая в этой цифре трудность? (Ответ учащейся).
- Да, форшлаги. Это как маленькие трамплинчики. Смычок быстро
переводим со струны на струну. Вершинки играем широким смычком,
торжественно на форте, энергично, с напором.
- Сыграем еще раз последнюю цифру. Попробуй окрасить свое исполнение
настроением, соответствующем характеру пьесы. Последнюю ноту – тонику
– играй смело. Смычок прижать и не отпускать нажим до конца. Музыка
звучит позитивно и жизнеутверждающе.
Следующая пьеса - «Непрерывное движение» Шольца. Педагог
предлагает проанализировали тональность, ключевые знаки, размер,
встречающиеся длительности, штрихи. Ученик просольфеджировал
фрагмент пьесы, назвал количество музыкальных фраз и предложений, их
схожесть и различия. Сразу обсуждаются наиболее сложные такты.
Ученик играет пьесу с аккомпанементом. Уделяется внимание, помимо
правильного исполнения штриха, точному интонированию, соединению
струн, качественному исполнению аккорда пиццикато. Внимание заостряется
на динамических оттенках и фразировке. Ученик охарактеризовал музыку
как веселую и задорную.
Педагог спрашивает ученика – как он справился с исполнением дубль-
штриха в пьесе? Ученик считает, что нужно поработать над штрихом.
Педагог соглашается с ним.
Задание – в домашней работе попытаться учесть свои замечания и
пожелания педагога по поводу исполнения штриха.
Педагог напомнил ученику, что при исполнении короткого деташе в
середине смычка работают пальцы и кисть. Для этого надо почувствовать
свободу мышц, плечи не поднимать, правую руку мягко положить на
смычок, почувствовать вес руки, играть с опорой на струну.
Ученик по просьбе педагога играет пьесу в умеренном темпе по фразам.
Педагог напоминает о необходимости чистого интонирования, слухового
самоконтроля, быстрого реагирования и исправления фальши путем
передвижения пальцев в нужном направлении.
Далее фрагмент пьесы исполняется целиком в подвижном темпе в
сопровождении концертмейстера. Текст закрепляется несколько раз. Педагог
хвалит ученика за собранность, внимательность.
3. Заключительная часть
Д/з: Работать над текстом по фразам с динамическими оттенками, добиваясь
правильного распределения смычка и чистой интонации.
Итог занятия: педагог хвалит ученика за правильное исполнение штрихов,
говорит, что с поставленными перед ним задачами он успешно справился.
Поясняет, что необходимо продолжать работать над навыками качественного
звукоизвлечения, слухового контроля, чистого интонирования.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Открытый урок "Методы работы со скрипачами в начальные годы обучения на примере изучения мажорного и минорного лада"
- Сценарий "Новый год в Тридевятом царстве"
- Презентация "Ритмика"
- Конспект урока "Музыкальная речь" 2 класс
- Конспект "Опера Глинки «Иван Сусанин»" 4 класс
- Конспект "Образ мамы в музыке" 2 класс