Презентация "Роль марийских музыкальных инструментов в этнокультурном развитии обучающихся"
Подписи к слайдам:
Роль марийских музыкальных инструментов в этнокультурном развитии обучающихся
Актуальность
- Современные тенденции в образовании характеризуются существенным повышением внимания к проблеме этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурном наследию. Усиление интересов разных народов к своей культуре, истории, стремление повысить свой политический статус - это достаточно очевидные глобальные процессы. Воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа.
- Музыкальный инструментарий народа мари является уникальным памятником его духовной и материальной культуры. Он является связующим звеном с далекой от нас финно- угорской общностью. Он стал наряду с песнями своеобразным хронографом становления, многовекового и трудного существования нации.
- Появление большинства инструментов было вызвано жизненными, сугубо ритуальными обстоятельствами.
- Многие из инструментов, прочно связанные с многовековыми обычаями народа, неотъемлемые части его традиций уходят в прошлое.
- На мой взгляд, задача педагога состоит в том, чтобы музыкальные инструменты, ныне уже доставляющие большей частью эстетическое наслаждение исполнителям и слушателям, инструменты, являющиеся национальной гордостью, эстетическим лицом народа, продолжали активно бытовать.
- Лист (ӹлӹштӓш)
- Свирель (шиӓлтӹш)
- Труба (шӹжӹ пыч)
- Волынка (шӹвӹр)
- Барабан (тӹмӹр)
- Гусли (кӓрш)
- Гармонь (марла гармонь)
- Ылӹштӓш – у марийцев существует традиция играть на зелёном листе дерева. Эта игра представляет примитивный способ воспроизведения звука при помощи обыкновенного листа или листа травы. Лист сгибают и место сгиба приспосабливают между губами. Получается довольно сильный и резкий звук в высоком регистре .
- Шиӓлтӹш – один из видов свистковой флейты, в народе его изготовляют из пустотелого ствола дягиля длиною 40-45 см, диаметром - 1,5-2 см, когда стебель растения достигает определенной упругости (в августе, сентябре). Один конец срезают диагональю под углом 45-50°.
- С обратной стороны на расстоянии 1 см от верхнего края среза делают круглое или четырехугольное отверстие в диаметре 8-10 мм. На такой свирели можно играть все народные и современные песни. Шиалтыш- инструмент пасторального характера, на нём играют обычно пастухи. Но в народе есть много исполнителей на шиалтыше, которые не являются пастухами
- Это короткая деревянная труба , обёрнутая берестой . Делается она из можжевельника , ольхи , берёзы , липы или осины .
- В древности наигрышами на этой трубе пользовались как сигналом на большое расстояние охотники , работники лесосплава , пастухи , воинские отряды.
- Эта труба называется ещё девичьей трубой , так как на ней играли девушки для оповещения своего совершеннолетия или брачного возраста . Они играли на возвышенном месте или просто во дворе наигрыши на шыже пуче, возвещая о своём вступлении в число невест . После свадьбы невеста увозила трубу с собой и играла, но очень редко
- Шӹвӹр - наиболее распространённый, древнейший музыкальный инструмент марийцев.
- Марийское слово шувыр означает «мочевой пузырь» животного. Мочевой пузырь является главной частью инструмента. А главной звукопроизводящей частью является деревянная колодка с раструбом .
- Как сольный инструмент шывыр употребляется редко. Обычно он выступает в сопровождении тымыра (барабана)
- Тӹмӹр – ударный музыкальный инструмент, широко распространённый у марийцев. Остов инструмента делают из куска отпиленного с двух сторон дуплистого дерева (обрубка) цилиндрической формы диаметром 30-38 см и высотой 40-45 см, или специально выдалбливают сердцевину осины, липы, или другого более вязкого дерева.
- Остов с обеих сторон туго затягивается тонко выделанной собачьей или телячьей кожей. Края кожи стягивают деревянными обручами
- Тумыр обычно употребляется для ритмического сопровождения игры на мелодическом инструменте (чаще всего на волынке ), но может употребляться для сопровождения песен, особенно свадебных, или танцев .
- Многострунный щипковый музыкальный инструмент гусли имеет не вполне правильную треугольную форму с изогнутым полукругом в верхней части. Корпус делают из тонких дощечек клена, березы или орехового дерева.
- Кӓрш является самым распространенным музыкальным инструментом у марийцев.
- В дореволюционные годы кӓрш употребляли как в быту, так и во время религиозных обрядов, молений в "священных рощах"("ото"); при этом исполнители становились в ряд и играли совместно.
- В прежнее время считалось, что девушка, не умеющая играть на кäрше, не получила должного воспитания. Издавна исполнение на гуслях считалось привилегией мужчин – на них играли многие знаменитые предводители, знатные в народе люди. Но постепенно инструмент становится «достоянием» женских рук.
- марла-гармонь - марийская однорядная семиклавишная гармонь, сконструированная на основе вятской гармоники. Звуки, извлекаемые с помощью правой клавиатуры, дублируются в октаву. Гармоника появилась раньше у горных мари, чему способствовало территориальное расположение - водное сообщение, близость к центру Российского государства, общение с другими народами и т.д. Марла-кармонь используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент.
- video
- Республиканский урок по ИКН
- «Мары халыкын музыкальный традицивлäжӹ»
- 4 класс
- Урок
- по родному языку
- по теме
- «Икань важан шамаквлä»
- 2 класс
- Личностные:
- Действия смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня изучение этой темы», и уметь находить ответ на него).
- Нравственно- этического оценивания ( оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).
- Познавательные:
- Общеучебные ( поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание письменно и устно; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности).
- Логические (анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений, доказательство).
- Коммуникативные:
- планирование ( определение цели, способов взаимодействия);
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера с точностью выражать свои мысли;
- Регулятивные:
- целеполагание;
- составление плана и последовательности действий;
- предвосхищение результата и уровня усвоения;
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- способность к мобилизации сил и энергии;
- Самобытная культура мари- наша гордость, мы должны бережно хранить память о прошлом, развивать национальные традиции, фольклор, народные промыслы.
- Этим мы создаем свое будущее.
- Работу выполнила:
- Яковлева Ирина Никаноровна, учитель начальных классов МБОУ «Кузнецовская СОШ» Горномарийского района РМЭ
Музыка - еще материалы к урокам:
- Конспект открытого занятия "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья" 6 класс
- Конспект открытого занятия "Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением музыкального произведения" 7 класс
- Учебно-методический материал "Словарь основных терминов классического танца"
- Тест "Мир образов камерной музыки" 7 класс
- Контрольная работа "Музыкальная форма" 2 класс
- Конспект урока "Интонация" 4 класс