О некоторых проблемах в обучении незрячих детей музыке
МБОУ ДОД «Чернская ДМШ им.Ю.Самойлова»
Тема: «О некоторых проблемах в обучении
незрячих детей музыке»
Преподаватель: Шкадина Л.Ю.
п. Чернь
2018г.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях музыкальной школы – одна из актуальных проблем современного
российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных
с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной
категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со
здоровыми детьми.
Фортепиано-инструмент, пользующийся большой популярностью и
удовлетворяющий самые разнообразные музыкальные интересы. Занятие
игрой на фортепиано позволяет ребенку раскрыть весь свой природный
потенциал, способствует его успешной личностной и творческой реализации
в различных жизненных сферах.
До настоящего времени не разработана методика музыкального
воспитания со слабовидящими и слепыми детьми, а так же с другими
нарушениями. Не имея специального опыта и определенной методики
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, многие
преподаватели детских школ искусств и ДМШ встречаются с рядом проблем:
как обучать, с чего начинать? Преподавателям приходится путем проб и
ошибок выстраивать образовательный процесс. В специализированной
литературе тоже до сих пор многие вопросы организации и содержании
музыкальных занятий с такими детьми остаются нераскрытыми.
Слепые дети – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений
или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением. Слепым
детям нельзя показывать жалость к их недостаткам. Наоборот так построить
ход занятий, чтобы ребенок раскрылся, ощущал себя комфортно.
В процессе обучения игре на фортепиано слепых и слабовидящих детей
встречаются основные трудности. Одна из проблем – это страх скачков,
чтобы попасть на правильные ноты, не смазать, и требуется время, чтобы
дети прониклись чувством, что промахиваться – не грех, а освоение
инструмента. Этот навык нужно тренировать с самого начала обучения,
орирентируясь по черным клавишам. Очень полезны упражнения для
переносов руки «сверху» на разные интервалы, приобретая «чувство
расстояния». Лучше скачок выполнить медленно и чисто, чем быстро и
грязно. В произведениях со скачками мы добиваемся чистой и удобной игры,
лишь постепенно прибавляя темп. Вторая проблема – это формирование
двигательной свободы. У незрячих детей зажаты движения – они не видят
препятствий и потому боятся их, резкими движениями извлекают из
инструмента резкие звуки, но так на фортепиано играть нельзя. Главное –
освободить руки. Все занятия начинаем с игры «отдай мне руку», ученик
должен максимально расслабиться и расслабить руку. Преодолеть трудности
в исполнении помогает индивидуальный подход, учитывая возрастные
особенности и физические данные учащихся. Основные методы,
используемые на занятиях: убеждение, поощрение, стимулирование.
Научить ребенка с подобными проблемами игре на фортепиано – это
довольно непростая задача. На помощь педагогу в обучении детей с
проблемами зрения придут упражнения на развитие мелкой моторики
пальцев. В соответствии с успехами и неудачами своего ученика подбираем
план обучения, учитывая его особенности.
В моем классе уже третий год учится Харламов Никита, 16 лет, ребенок
инвалид по зрению. Несмотря на ограниченные возможности здоровья,
обучающийся осваивает программный материал. Для Никиты главной
проблемой становится разбор нотного текста. В деталях описываю
произведение, которое будем играть. Определяем тональность, с какой
ступени начинается произведение, и далее разбираем по фразам,
предложениям правую руку, затем левую, так же соединяем.
При выборе репертуара учитываю следующее:
- объем произведения должен быть не большим;
- с наименьшим количеством скачков, изобилие стаккатных моментов.
Аппликатуру Никита, старается соблюдать, но не всегда, может
употребить свою, удобную ему. Играем произведения в удобном темпе;
владеет прямой, запаздывающей педалью. Много играем этюдов на мелкую
технику.
Несмотря на все проблемы и сложности обучения детей с дефектами
зрения, практика показывает возможность достижения ими хороших
результатов при положительной мотивации ребенка и верном
педагогическом подходе. Необходимо добиваться качества и
профессионализма во всех действиях, никогда не отступая и не прикрываясь
физическими недостатками ученика.
ЛИТЕРАТУРА
• Антонова Ю.П., Калицкий В.В. Работа с невидящими музыкантами
– исполнителями в фортепианном классе. 2017г.
• Выготский Л.С. Слепой ребенок. 2002г.
• Наумова В.А. О некоторых проблемах в обучении незрячих детей.
2004г.