Сценарий открытого внеклассного мероприятия по МХК "Поэтическая прогулка по Москве"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Ногинска Московской области
Поэтическая прогулка по Москве
Сценарий
Подготовила
учитель изо и МХК
Никульшина Е. В.
Сценарий открытого
внеклассного мероприятия по МХК
«Поэтическая прогулка по Москве»
Цели мероприятия: повышение интереса к предмету МХК,
стимулирование самостоятельной деятельности учащихся при освоении
учебного материала, активизация процесса обучения.
Педагогические технологии: интегрирование (МХК, литература,
история), ИКТ.
Участники: учащиеся 9-10 классов.
Ведущие: ученики 10 класса
Оборудование и материалы:
1) компьютерная презентация, подготовленная учащимися
2) стихи о Москве
3) аудиозаписи российских бардов
4) фотоплакаты с видами Москвы
Ход мероприятия
Всё в Москве пропитано стихами
Рифмами пронизано насквозь…
А.А. Ахматова
1. Сегодня мы предлагаем вам совершить виртуальную прогулку по Москве знакомой
и неизвестной. Помогут нам осуществить эту прогулку современные компьютерные
технологии и технологии глубоко традиционные, словесные, а, проще говоря, стихи о
Москве русских и советских поэтов разных лет. Стихи будут прочитаны учениками нашей
школы и спеты известными бардами. Не будем забывать, что лучшие образцы бардовской
песни – это, прежде всего, поэзия, стихи, положенные на музыку.
2. Эпиграфом для нашей встречи мы выбрали строки одного из самых «немосковских»
поэтов Анны Ахматовой, больше всего любившей Петербург, но выразившей своё
восхищение древней русской столицей так, как только может выразить поэт:
Всё в Москве пропитано стихами,
Рифмами пронизано насквозь...
А теперь послушаем самого «немосковского» барда Александра Розенбаума: «Покажите
мне Москву, москвичи».
Итак, мы покажем вам Москву. Начнём с истоков.
СТЕПАН ЩИПАЧЕВ
ПЕРВЫЙ МОСКВИЧ
Стоял он у обрыва,
У самой встречи рек.
Стоял, и, может, рекам
Дивился человек.
Вода бежала в красных
Размытых берегах..
У суздальского князя
Он числился в бегах.
Он ставил сруб. Усталый,
Ложился слушать бор,
Кладя в траву сырую
Под голову топор.
И светлой ночью снилось,
Что тут, где шум сосны,
Поднялся кремль зубчатый….
А предок верил в сны.
Он в сон как в явь поверил,
В тот вещий светлый час.
Сквозь мрак восьми столетий
Он, может, видел нас.
Роса травой блестела,
Светлела синева,
Щепой сосновой пахло…
Так началась Москва.
1939
3. Самый главный, известный во всём мире символ Москвы, древний и прекрасный
Московский Кремль. Мы так привыкли к нему, кажется, мы знаем его наизусть во всех
подробностях. Попробуем взглянуть на него по-новому.
Н. Рубцов
О МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ
Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе – о, русская земля! –
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было всё: смиренье и гордыня –
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!
............................................................
И смутно мне далёкий слышен звон:
То скорбный он, то гневный, то державный!
Бежал отсюда сам Наполеон,
Покрылся снегом путь его бесславный...
Да! Он земной! От пушек и ножа
Здесь кровь лилась... Он грозной был твердыней!
Пред ним склонялись мысли и душа,
Как перед славной воинской святыней.
Но как – взгляните – чуден этот вид!
Остановитесь тихо в день воскресный –
Ну, не мираж ли сказочно-небесный
Возник пред вами, реет и горит?
И я молюсь, – о, русская земля! –
Не на твои забытые иконы,
Молюсь на лик священного Кремля
И на его таинственные звоны...
1968
4. Н. Рубцов написал своё стихотворение в 1968 г., когда Москва была столицей, а
Кремль официальной резиденцией правительства. А вот для москвичей начала 20 в.
Кремль это просто старая крепость, неофициальное место, древнее сердце России. Это
было любимое место прогулок, очень личное для многих место. Марина Цветаева,
москвичка по рождению и духу, в своих стихах, обращённых к петербуржцу Александру
Блоку, которого бесконечно любила, противопоставляет старую, милую её сердцу Москву
официальному столичному Петербургу.
М. Цветаева
СТИХИ К БЛОКУ
У меня в Москве купола горят,
У меня в Москве колокола звонят,
И гробницы в ряд у меня стоят, –
В них царицы спят и цари.
И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
Легче дышится, чем на всей земле!
И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
Я молюсь тебе – до зари.
И проходишь ты над своей Невой
О ту пору, как над рекой-Москвой
Я стою с опущенной головой,
И слипаются фонари.
Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю –
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари.
Но моя река – да с твоей рекой,
Но моя рука – да с твоей рукой
Не сойдутся, Радость моя, доколь
Не догонит заря – зари.
1916
5. Церквей в Москве с древних времён было великое множеств, самых разных. Но вот в
начале 16 в. появилось нечто невиданное – первый каменный шатровый храм, уникальный
по конструкции и образному звучанию.
В 1532 г. великий князь Василий III приказал построить в селе Коломенском
каменный храм Вознесения, по преданию в честь рождения первенца, будущего Ивана
Грозного.
В XVII веке в селе Коломенском была царская летняя резиденция. Теперь это уже не
Подмосковье, а Москва, и туда можно доехать на метро.
Церковь Вознесения в Коломенском вершина древнерусского зодчества. Можно
добавить, что это и одна из вершин мирового зодчества.
6. Недаром Гёте назвал архитектуру «безмолвной музыкой». Человек, музыкально
одарённый, слышит особенно чутко безмолвное звучание архитектурных форм. Вот как
отзывался о встрече с этим чудом нашей архитектуры знаменитый французский
композитор Гектор Берлиоз:
«Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе
Коломенском. Многое я видел, многим я восхищался, многое поражало меня, но время,
древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня
чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи
Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашёл. А тут передо
мной предстала красота целого. Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина.
Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел
стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый».
Анатолий Жигулин
КОЛОМЕНСКОЕ
А за окошком – родина:
Подъёмный кран да глина.
Да жёлтая болотина,
Да красная калина.
А поправей немного,
В серебряной росе –
Весёлая дорога –
Каширского шоссе.
И листья кружат в танце.
И ветки – словно сеть.
И едут иностранцы
На церковь поглазеть.
Летящая, как слава,
Из глубины веков, –
Для них она – забава,
А для меня – любовь.
И вдалеке за горкою –
Поля, поля, поля...
Полыни ветка горькая,
Она – как жизнь моя.
Привет родному краю!
Я весь навеки твой,
Я медленно сгораю
С берёзовой листвой.
1975
7. А потом и сам Грозный царь после взятия Казани захотел воздвигнуть на Красной
площади храм, что был бы прекраснее всех иноземных церквей. Так возникло ещё одно
московское чудо – храм Покрова на Рву, известный всем как храм Василия Блаженного.
Дмитрий Кедрин
«Зодчие»
КАК ПОБИЛ ГОСУДАРЬ
ЗОЛОТУЮ ОРДУ ПОД КАЗАНЬЮ,
УКАЗАЛ НА ПОДВОРЬЕ СВОЕ
ПРИХОДИТЬ МАСТЕРАМ.
И ВЕЛЕЛ БЛАГОДЕТЕЛЬ,-
ГЛАСИТ ЛЕТОПИСЦА СКАЗАНЬЕ,-
В ПАМЯТЬ ОНОЙ ПОБЕДЫ
ДА ВЫСТРОЯТ КАМЕННЫЙ ХРАМ.
И К НЕМУ ПРИВЕЛИ
ФЛОРЕНТИЙЦЕВ,
И НЕМЦЕВ,
И ПРОЧИХ
ИНОЗЕМНЫХ МУЖЕЙ,
ПИВШИХ ЧАРУ ВИНА В ОДИН ДЫХ.
И ПРИШЛИ К НЕМУ ДВОЕ
БЕЗВЕСТНЫХ ВЛАДИМИРСКИХ ЗОДЧИХ,
ДВОЕ РУССКИХ СТРОИТЕЛЕЙ,
РУСЫХ,
БОСЫХ,
МОЛОДЫХ.
«СМЕРДЫ!
МОЖЕТЕ ЛЬ ЦЕРКВУ СЛОЖИТЬ
ИНОЗЕМНЫХ ПРИГОЖЕЙ?
ЧТОБ БЫЛА БЛАГОЛЕПНЕЙ
ЗАМОРСКИХ ЦЕРКВЕЙ, ГОВОРЮ
И. ТРЯХНУВ ВОЛОСАМИ,
ОТВЕТИЛИ ЗОДЧИЕ:
«МОЖЕМ!
ПРИКАЖИ, ГОСУДАРЬ
И УДАРИЛИСЬ В НОГИ ЦАРЮ.
ГОСУДАРЬ ПРИКАЗАЛ.
И В СУББОТУ НА ВЕРБНОЙ НЕДЕЛЕ,
ПОКРЕСТЯСЬ НА ВОСХОД,
РЕМЕШКАМИ СХВАТИВ ВОЛОСА,
ГОСУДАРЕВЫ ЗОДЧИЕ
ФАРТУКИ НАСПЕХ НАДЕЛИ,
НА ШИРОКИХ ПЛЕЧАХ
КИРПИЧИ ПОНЕСЛИ НА ЛЕСА.
И УЖЕ ПОТЯНУЛИСЬ
СТРЕЛЬЧАТЫЕ БАШЕНКИ КВЕРХУ.
ПЕРЕХОДЫ,
БАЛКОНЧИКИ,
ЛУКОВКИ ДА КУПОЛА.
И ДИВИЛИСЬ УЧЕНЫЕ ЛЮДИ,
ЗАНЕ ЭТА ЦЕРКОВЬ
КРАШЕ ВИЛЛ ИТАЛИЙСКИХ
И ПАГОД ИНДИЙСКИХ БЫЛА.
А КАК ХРАМ ОСВЯТИЛИ,
ТО С ПОСОХОМ,
В ШАПКЕ МОНАШЬЕЙ,
ОБОШЕЛ ЕГО ЦАРЬ-
ОТ ПОДВАЛОВ И СЛУЖБ
ДО КРЕСТА.
И, ОКИНУВШИ ВЗОРОМ
ЕГО УЗОРЧАТЫЕ БАШНИ,
«ЛЕПОТА - МОЛВИЛ ЦАРЬ.
И ОТВЕТИЛИ ВСЕ: «ЛЕПОТА
И СПРОСИЛ БЛАГОДЕТЕЛЬ:
«А МОЖЕТЕ ЛЬ СДЕЛАТЬ ПРИГОЖЕЙ,
БЛАГОЛЕПНЕЕ ЭТОГО ХРАМА
ДРУГОЙ, ГОВОРЮ
И, ТРЯХНУВ ВОЛОСАМИ,
ОТВЕТИЛИ ЗОДЧИЕ:
«МОЖЕМ!
ПРИКАЖИ, ГОСУДАРЬ
И УДАРИЛИСЬ В НОГИ ЦАРЮ.
И ТОГДА ГОСУДАРЬ
ПОВЕЛЕЛ ОСЛЕПИТЬ ЭТИХ ЗОДЧИХ,
ЧТОБ В ЗЕМЛЕ ЕГО
ЦЕРКОВЬ
СТОЯЛА ОДНА ТАКОВА,
ЧТОБЫ В СУЗДАЛЬСКИХ ЗЕМЛЯХ
И В ЗЕМЛЯХ РЯЗАНСКИХ
И ПРОЧИХ
НЕ ПОСТАВИЛИ ЛУЧШЕГО ХРАМА,
ЧЕМ ХРАМ ПОКРОВА!
И СТОЯЛА ИХ ЦЕРКОВЬ
ТАКАЯ,
ЧТО СЛОВНО ПРИСНИЛАСЬ,
И ЗВОНИЛА ОНА,
БУДТО ИХ ОТПЕВАЛА НАВЗРЫД,
И ЗАПРЕТНУЮ ПЕСНЮ
ПРО СТРАШНУЮ ЦАРСКУЮ МИЛОСТЬ
ПЕЛИ В ТАЙНЫХ МЕСТАХ
ПО ШИРОКОЙ РУСИ
ГУСЛЯРЫ. 1938
8. Но ведь Москва это не только знаменитые памятники архитектуры, а ещё и просто
древний прекрасный город с улицами, переулками, домами, реками и прудами. В нём
есть своя атмосфера, аура, особенно в стороне от официальных зданий и площадей. А
как поэтичны и образны имена старых московских улиц!
Об этом песня Сергея Никитина на Стихи Д. Сухарева «Окликни улицы Москвы»
А теперь прогуляемся по московским улочкам. Отправимся в Замоскворечье
Сергей Дрофенко
Замоскворечье
Старые улицы Замоскворечья.
Особняки.
Арки, ворота, жилье человечье.
Близость реки.
Вот я брожу по твоим переулкам.
Лязгнул засов.
Тянет меня к музыкальным шкатулкам,
бою часов.
Пусть покричит перед боем кукушка,
Скроется прочь.
Рядом помолится богу старушка.
Спустится ночь.
Еще есть камни, калитки, заборы.
Держитесь вы,
скверы, скворечни, подвалы, соборы,
иней Москвы.
(1967)
9. И снова Марина Цветаева. Уже в 1911 году она оплакивала уходящую
патриархальную Москву, уютную и гостеприимную, с небольшими одноэтажными
домами. Её пугали «уроды в шесть этажей», которые строились на месте старых
особнячков.
М. Цветаева
ДОМИКИ СТАРОЙ МОСКВЫ
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Всё исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Где клавесина аккорды,
Тёмные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склонённые к пяльцам,
Взгляды портретов в упор...
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом её сторожей,
Вас заменили уроды,–
Грузные, в шесть этажей.
Домовладельцы – их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
1911
Вы обратили внимание на красивейшее семиэтажное здание в стиле модерн? Вот
такие дома казались поэту «уродами». Да, времена и вкусы меняются. Видела бы она
сегодняшнюю Москву с её небоскрёбами!
10. Да, время шло. Милая старая Москва уходила. И если даже в дореволюционные
времена на месте старых домов всё чаще вырастали новые, более современные, то уж в
советское время прежнюю Москву и вовсе перестали жалеть, перекраивая и перестраивая
по принципу «мы наш, мы новый мир построим». Новое часто возводилось в спешке,
бездумно, не согласуясь с исторической застройкой, без оглядки на памятные места.
Виктор Федотов
Новая Плющиха
Расширяют улицу, ломая
старой кладки старые дома,
будет, как проспект, она прямая,
залюбуется собой сама.
Только вот однообразны зданья-
Будто слепки с одного лица…
Будут коренные горожане
вспоминать о прошлом без конца:
кто их знаменитых, чья квартира
здесь была, в году каком?
И что в стиле русского ампира
был построен здесь стоявший дом.
Повздыхают старожилы тихо,
постепенно потеряют след…
Вспомнят ли, что на Плющихе
жил когда-то Афанасий Фет?
11. Но ведь нельзя сказать, что в советское время всё в Москве было так уж плохо.
Многие здания и сооружения советского времени были впоследствии признаны
памятниками архитектуры. В 30-е годы 20-го века в Москве появилось то, чем Москва по
праву гордится метро, до сих пор считающееся красивейшим в мире. Мы хотели бы,
чтобы шуточное стихотворение В. Маяковского о строительстве метро заставило вас
улыбнуться.
Владимир Маяковский
Немножко утопии
Про то, как пойдет метрошка
Что такое?
Елки-палки!
По Москве –
землечерпалки.
Это
улиц потроха
вырывает МКХ.
МКХ
тебе
не тень
навело
на майский день.
Через год
без всякой тени
прите
в метрополитене.
Я
кататься не хочу,
я
не верю лихачу.
Я
полезу
с Танею
в метрополитанию.
Это
нонече
не в плане –
в тучи
лезть
на ероплане.
Я
с миленком Семкою
прокачусь подземкою.
Под Москвой
товарищ крот
на аршин
разинул рот.
Электричество гудёт,
Под землей
2
трамвай идёт.
Во Москве-реке
карась
смотрит
в дырочку сквозь грязь.
Под рекой
быстрей налима
поезда проходят мимо.
У трамвайных
у воришек
в морде
радости излишек.
Времена пойдут не те,
поворуем
в темноте.
У миленка
чин огромный:
он
в милиции подзёмной.
За проезд цена кусается.
Крот
в метрошку
лезет зайцем.
(1925)
12. И всё же поэтам милее неспешная, тихая Москва, с которой связаны
воспоминания детства и юности. Поэт и бард Булат Окуджава родился и вырос на Старом
Арбате и посвятил этой родной своей улице не одну пронзительную песню. Уже при его
жизни Арбат реконструировали, превратив в пешеходную туристическую зону. При этом
он лишился доброй половины своего очарования, но это всё-таки лучше, чем полное
разрушение.
Звучит песня Булата Окуджавы «Песенка об Арбате»
13. Самым страшным, из того, что произошло при советской власти, было, конечно,
разрушение многих великолепных храмов. Снесли и гордость России Храм Христа
Спасителя. Тем, кто понимал всю ценность этого памятника архитектуры и истории, было
невозможно смириться с этим.
Н.В. Арнольд
Храм Христа Спасителя в Москве
Прощай, хранитель русской славы –
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал.
По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой.
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой.
С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина,
Исчезли мраморные доски
И с ними храбрых имена:
Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион.
Не мог сломить на ратном поле
Их даже сам Наполеон.
…………………………………………
Венчанных славою героев
Россия отдала векам.
Христу Спасителю построен
В сердцах нерукотворный храм.
Мне жаль художников и зодчих
Большой сорокалетний труд,
И помириться мозг не хочет,
Что Храм Спасителя снесут.
…………………………………………..
Нет ничего для нас святого.
И разве это не позор,
Что шапка золота литого
Легла на плаху под топор.
Прощай, хранитель русской славы –
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал.
(1931)
14. Но Храм Христа восстановили, а сколько церквей погибло безвозвратно! Такова
знаменитая московская церковь св. Николая Чудотворца – Большой Крест.
Церковь была построена на средства московских купцов Филатьевых недалеко от
Ильинских ворот в 1680-1688 годах. Никола Большой Крест с его пышною каменною
"резью", был несомненным образцом храмов в стиле московского или нарышкинского
барокко.
Название «Никола Большой Крест» храм получил в народе по приделу Николая
Чудотворца и по реликвии храма в нём находился большой (свыше двух метров)
деревянный крест, изготовленный по заказу Филатьевых. В кресте находились частицы
мощей различных святых, помимо мощей святителя Николая, располагавшихся по центру
креста.
В 1934 году храм был разрушен вместе с колокольней, на месте храма сейчас
пустырь.
Юрий Ефремов
НИКОЛА - БОЛЬШОЙ КРЕСТ
"Вчера была церковь. Горда, пятиглава.
Лазурные купы цвели на углах.
Не сдавшие золота для переплава,
Жглись россыпи звездные на куполах.
А нынче - "Ходынка"…На зрелища скупы
Недели и месяцы будничных дел.
А кто-то на царственный звёздчатый купол
Петлю четвертного аркана надел.
……………………………………………...
Ломают, калечат. Без нужды, без прока,
Безжалостно лучшее руша сплеча.
Сурово меняя «пороки барокко»
На кремово-розовый прах кирпича.
Корежа. Ломая. Кроша. Подрубая -
Бьют кирки и ломы, грязнят и казнят.
О, как застонала глава голубая!
Как больно ей стало! Натянут канат.
Ещё раз! - глава подалась, пошатнулась,
Качнулся сияющий золотом крест,
И треск, словно вопль, прокатился вдоль улиц,
И эхо ответ прорыдало окрест.
И выдрана с корнем, оторвана с мясом,
Обрушилась навзничь немая глава,
И «Ах»!- пронеслось по напрягшимся массам,
Услышавшим боль и забывшим слова...
И звёзды, блиставшие золотом звёзды
С размаху упали на крышу ничком,
И в выступ кирпичный уткнулись как гвозди.
И купол застрял на уступе торчком.
Так рушилась церковь…
1934
15. И ещё один великолепный храм потеряла Москва. Это храм Успения на Покровке,
в нынешнем Потаповском переулке. Прозванная «восьмым чудом света», она была
национальным символом Москвы. Разрушение этой церкви стало одним из самых
страшных преступлений в русской истории.
Сохранились воспоминания о храме выдающегося нашего учёного, специалиста по
древнерусской культуре Д.С. Лихачёва:
«В юности я впервые приехал в Москву, и нечаянно набрел на церковь Успения на
Покровке. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной
вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. ...Её лёгкость была такова, что вся
она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном. Её
нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, её надо было видеть
в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже
стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученным
мной тогда.»
16. Это была и любимая московская церковь Ф. М. Достоевского. Его жена
вспоминала, что, бывая в Москве, он возил ее, «коренную петербуржку», посмотреть на
эту церковь, потому что чрезвычайно ценил ее архитектуру. И бывая в Москве один,
Достоевский всегда ехал на Покровку помолиться в Успенской церкви и полюбоваться на
нее. Отношения с Москвой у Достоевского были глубокие и личные: величайший гений
России родился в ней, впитал здесь «русский дух» и отсюда переносил национальное
начало в свои произведения.
Даже Наполеон был восхищён этой церковью. Сохранилась легенда, что он
распорядился поставить особый караул охранять ее от пожара и мародёров. Храм от
пожара 1812 года не пострадал. А другая легенда сообщает, что будто бы Наполеон
собирался церковь распилить на большие куски и перенести в Париж.
Алексей Марков
Храм в Потаповском переулке
Не было ни шика в нем, ни блеска,
Но присмотришься – стиснет грудь!
О, какие радужные фрески,
Озаряющие жизни путь!
Говорят, такие были своды,
Росписи такие, говорят…
Мир не знал красы подобной сроду!
А вокруг собора – белый сад.
…………………………………….
Поднимали к солнышку отчизну,
В высоту стремились купола,
Одаряя мир теплом и смыслом,
Пели хорошо колокола!
И жила легенда, по которой
Кто-то вздумал обокрасть собор,
Но взглянул с иконы бог с укором –
На колени опустился вор!
…Бонапарт, войдя в Москву, поставил
Караул, чтоб красоту беречь.
(Я вовек агрессоров не славил,
Но сейчас-то не об этом речь!)
А о том, что в светлый год разлива
К счастью пробудившейся земли
Не спасли мы редкостное диво,
Радостное чудо не спасли.
Те места сравнял могучий трактор,
Корпуса настроили окрест…
Ну-ка, карандаш бери, редактор
Ставь на этих строчках крест!
(1975)
17. И всё же Москва живёт, меняется, оставаясь красивой, соединяя древность с
молодостью. О ней поют старые и создают новые песни.
Звучит песня Ю. Визбора «Охотный ряд»
18. Славится Москва не только архитектурными шедеврами. Есть в ней множество
скульптурных памятников великим людям России. И среди них один, известный всем и
любимый всеми памятник А.С. Пушкину скульптора А.М. Опекушина. Прекрасное
стихотворение о Пушкине, вдохновлённое этим памятником, написал великий поэт
другого поколения, Сергей Есенин.
Сергей Есенин
«Пушкину»
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белёсый,
В легендах ставший как туман,
О, Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
(1924)
19. В Москве живут не только памятники и люди, но и животные. И если в центре
города в парке встретишь белку или уток на пруду, теплее становится на сердце. Ведь
если им здесь хорошо, значит, и людям неплохо, значит, жизнь продолжается. А уж если
лебедь на Чистых прудах плывёт! Впрочем, лебедя можно встретить и в зоопарке.
Звучит песня Александра Городницкого «Чистые пруды»
Н.Заболоцкий
ЛЕБЕДЬ В ЗООПАРКЕ
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка
Высокая лебедь плывёт.
Плывёт белоснежное диво,
Животное, полное грёз,
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берёз.
.................................................
Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.
.....................................................
И вся мировая столица.
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж.
И слышит, как в сказочном мире
У самого края стены
Крылатое диво на лире
Поёт нам о счастье весны. 1948
На этой жизнеутверждающей ноте позвольте закончить.
Звучит песня Сергея Никитина на стихи Ю. Визбора и Д.Сухарева «Александра»