Конспект урока "Путешествие к истокам Мезенской росписи"
1
Конспект занятия
по программе "Студия ИЗО"
Педагог ДО: Сытилина О.Р.
Методист: Трефилова О.А.
Тема: Путешествие к истокам Мезенской росписи.
Цель
Создание условий для освоения учащимися категорий культурно-исторических традиций (род,
народ, малая родина, путь народного мастера, прошлое, настоящее, будущее).
Задачи
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями Северной росписи из Мезени
(«Лошадка на ножках»),
формировать специальные художественные навыки; учить рисовать основные элементы
мезенской росписи - лошадку, оленя, уточку;
Воспитательные: формировать основы этнокультурной идентичности, воспитывать уважение к
народным традиционным промыслам, аккуратность, эстетический вкус.
Развивающие: расширять кругозор учащихся в области народной культуры; развивать
общеучебные и специальные умения.
Планируемые результаты
Личностные:
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России;
- развитие художественно-творческой деятельности;
- формирование эстетических чувств и потребностей на основе знакомства с Мезенской
росписью;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
Метапредметные:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- совершенствование навыков работы с информацией ее преобразование, в том
числе: систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация.
Предметные:
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
- формирование интереса и воспитание уважения к истории культуры своего Отечества,
выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
-развитие художественного вкуса, индивидуальных творческих способностей обучающихся,
эмоционально-ценностного видения окружающего мира, художественного мышления,
наблюдательности, визуально-пространственного мышления, ассоциативного мышления
способности к сопереживанию, зрительной памяти творческого воображения;
- приобретение опыта создания художественного образа декоративно-прикладного искусства;
- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности.
Оборудование для занятия:
а) для педагога: виды прялок (фото), рисунки природы Архангельской области, этапы
рисования росписи;
б) учащимся: бумага А3 для акварели, бумага А4 для упражнений, гуашь, кисть, баночка для
воды.
2
Ход занятия
1.Оргмомент.
Здравствуйте, я рада вас видеть на очередном занятии.
Это очень просто, дети,
Всё нарисовать на свете.
Нам понадобятся с вами
Краски и листы бумаги.
Ну и глазки, безусловно.
Ведь они, друзья, помогут
Разглядеть любой предмет,
Форму рассмотреть и цвет.
2. Теоретическая часть
Сейчас мы и отправимся в путешествие на север России, в Архангельскую область, которая
граничит на Севере с Белым морем. (Презентация, слайд 2)
На карте красной точкой указано место одного села, на реке Мезень, в котором 200 лет назад
появился промысел, который прославил это село на всю Россию. ( Презентация, слайд 2)
А также показал, что в нашей стране удивительно красивая природа, даже в таких суровых
условиях: (слайды 3-4).
❖ Совсем рядом вечные льды Арктики
❖ Здесь долгие, холодные зимы и короткое лето
❖ Вековые еловые леса, где живут олени, лоси
❖ В заводях рек можно увидеть лебедей, диких гусей и уток.
Мы вновь возвращаемся на реку Мезень, в село Палащелье. Именно здесь появился промысел,
прославивший эти места.
- Мы с вами познакомились с разными видами декоративно – прикладного искусства.
Попробуйте угадать, чем занимались жители этого села? (….)..
- Ребята, с таким видом ДПИ мы ещё с вами не знакомились.
- Попробуйте предположить, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? …
- Хорошо, я вам немного помогу. Посмотрите на следующий слайд презентации и попробуйте
назвать представленные предметы старины ( слайд 14)
- Проверьте себя…. Я вижу ваше удивление, но это и понятно, потому что в нашей
современной жизни мы уже не пользуемся такими предметами.
- Так о чём мы будем говорить сегодня на занятии? … ( что делали мастера этого села и в чем
были особенности этого вида ДПИ).
- Мастера этого села делали прялки. И поэтому сегодня на занятии именно прялки, их
особенности будут в центре нашего внимания.
-Кто сможет из вас попробовать объяснить, для чего было нужно такое приспособление?
(подумайте над названием).
-Верно, это приспособление, сделанное из дерева, для скручивания нитей из шерсти. Ее
крепили сверху, а затем с помощью веретена скручивали нить).
Презентация, слайды 6-8
- Упоминание о прялках можно встретить во многих сказках. Например, у Пушкина «…а
старуха пряла свою пряжу…» или «…3 девицы под окном пряли поздно вечерком…».
- Можно ли сказать, что эти прялки из разных сказок очень похожи одна на другую? (…)
- Действительно, похожи. Зато вы сразу бы узнали прялку из Мезени, потому что мастера их
еще и расписывали.
- И называлась эта роспись - Северная роспись из Мезени. Сохранилось и еще одно название
«Лошадки на ножках» ( Слайды 9, 10, 11) .
- Как вы думаете, почему? ……
3
- Народное искусство развивалось от простого к сложному, первоначально — незамысловатое и
символичное, оно со временем усложнялось и индивидуализировалось. То, что сначала
изготавливалось для себя в семье, постепенно выходило на местный рынок, а потом и вовсе
изготавливалось исключительно на продажу.
- А теперь я хочу вам рассказать историю мальчика, который жил 200 лет назад в селе
Палащелье...
- Когда-то давно, примерно 200 лет тому назад, в селе Палащелье, жил был мальчик
Архип, ему было 8 лет. У Архипа была большая семья, в которой он был младшим братом
среди пятерых сестер. Отец мальчика погиб при Бородинском сражении, поэтому Архип
остался единственным мужчиной в семье, не считая старенького деда Ивана, который
очень любил своего внука и обучил его искусству мезенской росписи, плотницкому и
столярному делу. Когда-то давным-давно дедушку также обучал его отец, ведь росписью
занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в
поколение. Сам мастер вырубал деревянную основу, расписывал ее, и покрывал лаком свою
работу. Пока дедушке позволяло здоровье, он помогал внуку делать различную утварь для
дома, которая потом с любовью украшалась затейливыми узорами. Для росписи
обязательно использовались лошадки, олени, лоси - это основные элементы. А еще лебеди,
уточки, т.е. все, что окружало людей в северной природе. Мезенская роспись —
самобытный орнамент. Он притягивает, завораживает, несмотря на свой достаточно
простой рисунок. Каждая деталь орнамента мезенской, или как ее часто называют
палащельской, росписи глубоко символична. Ромбики, квадратики, листики и веточки,
звери, птицы…, — находятся именно на тех местах, где они и должны быть, чтобы
показать нам жизнь населения, рассказать истории лесов, ветров, земли и неба… В ней
нет ярких цветов, красочности, нарядного веселья, богатых украшений. Она весьма
графична и напоминает наскальные рисунки — кони, неустанно бегущие по земле, птицы в
небе и на волнах, олени, приносящие на своих рогах дожди и тучи. Почти все мезенские
орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Северная природа, как
известно, не отличается хорошим климатом, так что жизнь у обитателей села была
очень трудна. Но несмотря на суровый климат, вокруг Палащелья находился лес и река,
которые могли вполне прокормить человека. В лесу много ценного пушного зверя, дикой
птицы, в реке круглой год водится и крупная, и мелкая рыба…
Архип был очень старательным, в каждое изделие вкладывал душу, особенно здорово
выходили у него прялки. Каждой сестре он сделал свою, особенную, украшенную мезенской
росписью прялку, в которой старался через орнамент передать, своего рода, пожелания, о
чём-то рассказать, ведь каждый мастер использовал свои собственные сочетания
элементов. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два
цвета – красный и чёрный. Мезень писалась сажей и красной глиной, которые
растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево
специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает
на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие
олифилось, что придавало ему золотистый цвет.
Очень радовалась мать Архипа тому, что сын ее настоящий умелец, а сестры были
горды талантливым братом, ведь так приятно было прясть за такими дивными
прялкам, сразу радостнее и веселее шла работа. Когда к сестрам наведывались подруги,
все не могли они налюбоваться на чудесные прялки, непременно им захотелось таких же
для себя. Так и пошла молва по всему селу, а потом и по всей Архангельской области о
прекрасных прялках и мастере Архипе из села Мезень. Один за другим полетели заказы к
Архипу на изготовление прялок. Зажила семья счастливо и богато. Архип вырос, открыл
свою мастерскую, набрав учеников, которым передал свои знания и умения в
изготовлении изделий с Мезенской росписи.
4
- Мне кажется, что роспись прялок похожа на вышивку крестиком, такой, как на Руси
вышивали рушники. Вы согласны? ... а ведь имеющиеся в этой росписи геометрические узоры,
которые повторяются и расположены в полосе, как раз и создают впечатление вышивки.
- Чтобы особенности этого ремесла были для вас более понятны, сравним его с уже известными
вам росписями. ( слайд 12)
- Чем ярко отличается мезенская роспись от хохломы? … ( растительным узором) - А чем
похожи? ( … )
- Давайте сравним еще и с Городецкой росписью….. что еще вы можете сказать? (чем
отличаются и чем похожи?)
- Подведем итог.
3. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
- Вас теперь можно считать начинающими искусствоведами, знающими, что можно
изобразить. Подумайте и предположите, чему каждый из вас сегодня будет учиться? …
Верно, но не только! Сегодня вы попробуете создать эскиз к росписи прялки.
- Сейчас мы будем работать вместе.
- Работать будем сразу красками. Будьте аккуратны и внимательны, чтобы вам ваша работа
понравилась. Прежде чем работать на большом листе, вы можете потренироваться в рисовании
основных элементов росписи на маленьком формате.
Итак, первый основной элемент росписи - лошадка. В названии самой росписи уже выделен
один из элементов, это ноги лошади. Они изображены не совсем привычно для нас, но в этом то
и есть красота. Следите за моей рукой, и наша работа будет для вас совсем не трудной и
интересной.
Лошадка
- посередине ограниченного по высоте пространства чертим длинную линию;
- от каждого конца линии проводим вверх линии с наклоном вправо и соединяем их
горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник);
В одно движение кистью выполнить голову и горло: сперва намечается ухо - движение
кисточки сверху вниз, а затем чуть вправо - нижняя часть морды, вверх и вниз, создавая
вогнутую линию горла. Потом к туловищу дорисовывается загривок. Намечается линия спины.
Контур лошадки заливается цветом. Прорисовывается линия спины, грива, ножки, хвост, сбруя.
5
Отложили работу. Следующий элемент - олень.
Олень - знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи.
Начинаем изображение оленя с нижней части туловища, проводим вогнутой линией шею,
соединяем одним мазком линию спины. Дорисовываем ноги, рога.
Уточка
Утка - символ ночного подводного движения солнца. Кистью сверху вниз делается мазок -
замалевок. Отдельно пририсовывается клювик, а затем черным цветом дорисовываются
"реснички" на грудке, хвост, лапки, верхняя линия клюва.
6
- А теперь внимание на доску. Наши эскизы почти готовы. Все основные элементы на месте.
Посмотрите, какая красота получилась! И все это помогла нам сделать северная роспись. Как
она называлась иначе? (… )
- Используя ваши работы, назовите ее основные особенности. ( ..)
- Как вы думаете, где вам смогут пригодиться знания, умения, которые вы получили на
сегодняшнем уроке? (….. ) …
Повтор слайда 11.
4. Вывод
На сегодняшнем занятии мы совершили небольшое путешествие к истокам Мезенской росписи,
побывали на севере России в селе Палащелье, познакомились с мальчиком Архипом и его
семьей.
- Скажите пожалуйста, было ли интересно вам узнать о жизни Архипа? (..)
- Что запомнилось больше всего? (..)
- Как вы думаете, почему у Архипа получилось добиться успеха, что для этого необходимо? (..)
- Как вы считаете, обладаете ли вы каким-нибудь талантом? (..)
Ребята, я уверена, что каждый из вас талантлив в чем-то! Если вы пока не знает, в какой
области вы одарены, можно пробовать себя в самой разной деятельности, прислушиваться к
себе, понять что же больше вам нравится, и ваш талант обязательно обнаружится!
5. Рефлексия
- Что сегодня на занятии вам показалось трудным?
- А что было легко? ….
- Я вижу, что вы довольны своей работой. Мне было тоже очень приятно работать с вами.
Мне остаётся сегодня пожелать вам, чтобы вы когда-нибудь побывали в Архангельской
области, селе Палащелье и увидели своими глазами красоту природы этого края России и
настоящие изделия Мезенской росписи.
- Занятие закончено!
7
Список используемых источников
1. Социальная сеть работников образования:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2016/09/21/urok-izobrazitelnogo-iskusstva-v-3-klasse-po-
programme-t-ya// Дата обращения: 28.02.20
2. ИНФО УРОК: https://infourok.ru/konspekt-uroka-izobrazitelnogo-iskusstva-mezenskaya-rospis-
1424511.html// Дата посещения: 27.02.20
3. КУЛЬТУРА РФ: https://www.culture.ru/materials/52919/mezenskaya-rospis//
Дата посещения: 28.02.20
4. Перуница: https://www.perunica.ru/chistiy_ist/937-mezenskaya-rospis-simvolika-uzora-
yelementy.html// Дата посещения: 27.02.20
5. Журнал научных публикаций: http://www.naupri.ru/journal/35// Дата посещения: 28.02.20
МХК - еще материалы к урокам:
- Технологическая карта урока "Крещение" 6 класс УМК по искусству Г.И. Данилова
- Презентация "Мариинская деревянная скульптура"
- Тест "Культура 1 половины 19 века"
- Народные промыслы Подмосковья
- Презентация "Музыкальное и театральное искусство 18 века"
- Тест "Многообразие стилей изобразительного искусства" 11 класс