Использование ролевых игр на уроках математики в 5 классах

Использование ролевых игр на уроках математики в 5 классах.
Цацурина Анна Николаевна
МБОУ №2 Дубровская СОШ, Брянская область
Хороших методов существует столько, сколько
существует хороших учителей. (Д. Пойя)
В наше время всё более популярным становятся интерактивные методы обучения математике. Как показывает
педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру чаще всего применяли только
лишь при проведении внеклассных мероприятий по предмету и на занятиях математического кружка и возможности
использования ролевых игр в учебном процессе недооценивались. Это связано в основном с отсутствие методических
разработок по предмету с использованием данного контекста, а также постоянная нехватка личного времени учителя для
создания и режиссуры ролевых игр, требующих повышенного внимания, методического и профессионального мастерства. В
своей практике я широко использую такой вид деятельности как ролевая игра. Связано это с тем, что именно во время игры
учащиеся раскрепощаются и воспринимают материал урока в более легком и понятном контексте.
Игра - это серьёзно! Эту фразу часто можно услышать, но так ли это? Давайте в ней разберёмся. У строителей
существует понятие: нулевой цикл. Оно характеризует первые подготовительные работы, а именно закладку фундамента
здания. Игровая деятельность ребёнка и есть «нулевой цикл» его будущей личности. «Каков ребёнок в игре, таков во многом
он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история
отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в
работу…» Эта мысль принадлежит А.С. Макаренко, большому поборнику детской игры. Формирование человека происходит во
время его деятельности и именно от нас учителей зависит формирование учеников как личности. Чем разнообразнее их
деятельность, тем разностороннее их личности. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребёнка.
С помощью игры ученик познаёт самого себя, свои возможности, способности, свои пределы. Ни в какой другой
деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости и неутомимости. Во время игрового
процесса ребёнок чувствует себя более самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования. Так же
у ребёнка появляется ответственность не только за себя, а и за всю команду, свою группу, свой класс и т.д.
Специфика ролевой игры характеризуется ограниченным набором структурных компонентов, основу которых
составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и
ролями.
Уроки – ролевые игры можно разделить на три группы по мере возрастания их сложности:
1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т. д.
Формы проведения уроков - ролевых игр могут быть самыми разнообразными: это и дискуссии на основе
распределения ролей, и пресс-конференции, и воображаемые путешествия, и уроки-суды и т. д.
Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично
следующих этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.
Ролевая игра - это сценка, разыгрываемая учениками, целью которой является наглядное представление,
оживление событий, разыгрываемое учащимися.
Игра представляет собой небольшую ситуацию или цепочку последовательно связанных ситуаций, построение
которых напоминает драматическое произведение с особым и захватывающим сюжетом, конфликтами и действующими
лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте или рассматривается
ситуация с другой стороны (смена ролей). Но вместе с тем ситуация игры ситуация реальной жизни или фантазийная. Во
время проведения игры, учащиеся, услышав неожиданный вопрос, немедленно начинает думать, как же на него ответить.
При интерактивном обучении, а тем более во время ролевых игр важнейшим условием является организация
учебного пространства. Традиционная расстановка парт, когда дети сидят один за другим и видят только одно лицо лицо
учителя, здесь не уместна. Необходимо искать более рациональные варианты расстановки учебных мест в зависимости от
количества групп, числа учащихся в каждой группе. При входе в класс, где учебное пространство организованно иначе, чем
обычно, у учащихся возникает ответная реакция: готовность включиться в соответствующие обстановке формы учебных
взаимодействий. Внутренняя готовность учащихся сокращает время, необходимое им для настройки на форму и содержание
ролевой игры.
Всё выше изложенное приводит нас к рассмотрению конкретных ролевых – игр созданным мной и применённых на
практике.
В основном я применяю игры путешествия:
- «Математическое приключение» - исследовательская экспедиция за сокровищами пиратов составными частями
которого являются разнообразные игровые ситуации рассмотренные ниже (тема:«Решение задач на все действия с
дробями»);
- «Математический поезд в страну «Дроби» - путешествие по станциям «Наблюдательная», «Разминочная»,
«Внимательность» и «Конечная»;
- «Дробный бой» - игра основана на принципах казино, но основными объектами игры являются карточки либо с
заданиями по теме сложение дробей, либо содержат правильные и неправильные дроби. А основой игры является действие
сравнение. Смысл игры выиграть как можно больше карточек;
- Урок – путешествие в мир знаний – урок может быть обобщающим по теме. Учащиеся делятся на три команды и
подготавливают список нетрадиционных (логических и запутанных) вопросов по теме и логических задач. Во время
путешествия по лесу команды задают каверзные вопросы остальным командам по теме.
Так же целесообразно применять игровые ситуации в виде разминки или повторения:
- Математическое лото учащиеся получают карточки с цифрами и задания, полученные результаты
вычёркиваются из карточки, а из оставшихся цифр с помощью шифровки возможно получить слово загаданное в начале
урока;
- Эстафета – решение больших примеров или цепочек по изучаемой теме и др.
У большого числа учеников интерес к предмету зависит от методики его преподавания, от того, насколько хорошо
построена учебная работа. Необходимо помнить о том, что активная работа ученика на уроке это начальная точка для
возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажная роль здесь отводится
ролевым играм и игровым моментам на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания,
обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.