Использование игровых технологий как средство повышения мотивации учащихся к изучению математики

Ростовская область Октябрьский район п. Персиановский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 61
Из опыта работы
Использование игровых технологий как
средство повышения мотивации
учащихся к изучению математики
Учитель математики
первой квалификационной категории
Драчинская Татьяна Николаевна
2019 год
2
Содержание
1.
Вступление ...................................................................... 3
2.
Мотивация - важнейший компонент структуры
учебной деятельности… .............................................. 4-5
3.
Игровые технологии, как средство формирования
мотивации к изучению математики… .................... 6-9
4.
Заключение .................................................................... 10
5.
Используемая литература .......................................... 11
3
«Педагог – он вечно созидатель.
Он жизни учит и любви к труду.
Я педагог, наставник, воспитатель.
За что благодарю свою судьбу».
В современном обществе, в условиях перехода основной школы на
новые стандарты, учитель должен быть и преподавателем, и воспитателем, и
исследователем, знать и уметь применять передовые педагогические
технологии. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере
сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по
той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем
проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его
атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо,
чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным
произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому
произведению искусства.
Я изучала и применяла на практике различные подходы, методы и
технологии обучения. Искала наиболее действенные и результативные
способы обучения математике, подбирала методическую систему близкую
мне по духу. В связи с этим я определила тему самообразования: «
Использование игровых технологий как средство повышения мотивации
учащихся к изучению математики». Формирование мотивации учения можно
назвать одной из центральных проблем современной школы. Её
актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой
задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения
знаний и познавательных интересов. Цель моей работы заключалась в поиске
путей и средств формирования и повышения учебной мотивации учащихся на
каждом уроке математики. Данная цель конкретизировалась в следующих
основных задачах:
Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-
методическую литературу по теме мотивации обучения к математике.
Провести диагностику мотивации к изучению математики в средних и
старших классах
Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал
активное место в учении и чувствовал себя ведущим в
познавательном процессе.
Процесс формирования положительного отношения к учению считаю
для себя значимым и основополагающим. Мотив - это то, что побуждает
4
человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек
стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять
подлинный смысл его действий.
Мотивация важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для
личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее
сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает
“удовольствие от самой деятельности, значимости для личности
непосредственного ее результата”
Свою работу я начала с изучения мотивации учащихся. С этой целью
была проведена диагностика мотивации к изучению математики в средних и
старших классах. Результаты диагностики показали, что у учащихся 5-6
классов уровень положительной мотивации к изучению математики намного
выше, чем у учащихся 7-8 классов. Этим объясняется снижение
результативности учебной деятельности в этих классах. Результаты
диагностики в 9-10 классах-74%,в 11классе –показали, что у 92%,
присутствует мотив самореализации и осознание социальной необходимости
учебы. Но были и такие ответы: “Математику не люблю, но учить буду, так
как нужно сдать ЕГЭ”.
Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель
не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем
старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда
вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Иногда мы слышим от учеников “Нам тогда все понятно, когда интересно”.
Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что
“интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если
рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с
интересом – личностно – значимо каждому”, то мы опять видим, что интерес
стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Да
просто заставить его пройти через определённые трудности. Через
самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и
дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через
новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Новые стандарты - предлагают не давать знания в готовом виде, а научить
детей учиться ( через формирование УУД), на основе деятельностного
подхода, с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.
5
Одним из путей решения данных проблем считаю формирование у детей
активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и
самообразованию, критичности мышления.
В своей работе для формирования таких качеств у учащихся использую
следующие педагогические технологии:
-технология проблемного обучения;
-игровые технологии;
-технология уровневой дифференциации;
-информационно - коммуникационные технологии.
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках
изучения нового материала и первичного закрепления:
Данная технология позволяет:
*сформировать стойкую учебную мотивацию;
*повысить самооценку учащихся, т.к. при решении проблемы
выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
На практике придерживаюсь особенностей создания проблемных
ситуаций и требований к формулировке проблемных вопросов. Вопрос
становится проблемным только при определенных условиях: Вопрос должен
содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и
неизвестного. Для этого использую прием « Затруднение»: При изучении
темы «Проценты» можно взять такую задачу: «Один банк обещает вкладчику
прибыль 2% в месяц, а другой 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?»
Вопрос должен вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее
известным, неудовлетворённость имеющимися знаниями. Для этого подвожу
учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения.
В качестве парадоксальной ситуации использую софизмы.
Пример: 2 х 2 = 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5
Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны,
их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…
6
Психологи утверждают, что усвоение теоретических знаний посредством
учебной деятельности происходит тогда, когда она сочетается с другими
видами деятельности – трудом, общественно - организаторскими делами,
игрой. Поэтому в своей практике широко использую игровые технологии.
Игра – это всегда эмоции. Где эмоция – там активность, там внимание и
воображение, там работает мышление. Игра способствует непроизвольному
запоминанию.
Цель игровой технологии - развить устойчивый познавательный интерес у
учащихся через разнообразие применения математических игр.
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствует
использованию различных способов мотивации.
Дети, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывая
мнение других. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания,
умения, свой характер, своё отношение к деятельности. Каждая игра имеет
близкий результат ( окончание игры), стимулирует достижению цели
(победе)и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
Я реализую игровые технологии по основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в качестве её средства;
-вводится элемент соревнования, т.е. перевод дидактической задачи в
игровую ;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
На своих уроках я практикую следующие виды игр:
На уроке по теме « Площадь многоугольников » предлагаю игру «
Строитель». Игровой замысел состоит не в том, чтобы развлечь учащихся, а
в том, чтобы на основе « праздника» превратить урок в процесс активной
деятельности ребят по теме.
Учитель объявляет, что сегодня все ученики будут выступать в роли
строителей. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося
детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом
7
зале размером 5,75Х8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных
треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток
в сантиметрах указаны на рисунке
Правила игры:
Учащиеся разбиваются на три бригады. Избираются бригадиры.
Первая бригада — столяры.
Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком
количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток, и число
треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме
параллелограммов и трапеций — одинаковое количество.
Вторая бригада — поставщики.
Им нужно доставить необходимое количество плиток на строительную
площадку. Они рассчитывают это количество.
Третья бригада — паркетчики.
Чтобы проконтролировать доставку, надо наперед знать, сколько и каких
паркетных плиток понадобится для покрытия пола.
Побеждает в игре та команда, которая первой выполнит правильный расчет.
Для этого надо знать формулы для вычисления площадей вышеуказанных
фигур.
Для того чтобы возбудить интерес к счёту, применяю в различных вариантах
следующие ролевые игры:
Игра «Домино»
Учащимся предлагаются 2 вида карточек: на одних числа, на других
примеры. Необходимо найти значения выражений и соотнести с карточкой,
на которой написано число. (Можно работать по группам, можно работать по
парам).
26,3
2,3 + 2,7
9 : 4,5
2
5
+
6,2
36,5 10,2
+ 9
10
36 : 0,2
8
В игре всегда есть некое таинство- неполученный ответ, что активизирует
мыслительную деятельность ребёнка, что толкает на поиск ответа.
Провожу уроки типа «КВН», которые применяю преимущественно при
повторении тем и разделов. Нетрадиционные формы проведения уроков дают
возможность не только поднять интерес учащихся к предмету, но и развивать
их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками
знаний.
Игровую форму занятий использую на различных этапах урока. Очень часто
использую игровой момент на этапе «Устный счёт». На доске крепятся три
плаката, за которыми спрятаны примеры для устного счёта. Ученики,
выполнившие задания встают со своего места, что тоже является
подстёгивающим стимулом для остальных.
Большое внимание я уделяю подведению итогов урока. В среднем звене
мною часто используются на уроках конструирование, аппликация. При
изучении темы « Сравнение геометрических фигур» по геометрии в 7 классе,
предлагаю ребятам в конце урока творческое задание - из геометрических
фигур составить предмет или персонаж
Дидактические игры использую при проверке результатов обучения,
выработке навыков.
Дидактическая игра « Юный художник».
Эту игру провожу при изучении темы «Координатная плоскость. Функция".
Ученикам предлагается отметить на координатной плоскости точки, которые
нужно в той же последовательности соединить отрезками, в результате
которых получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов и т.д.. Эту
игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой
рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.
Задание: выполни рисунок.
(-9;5), (-7;5), (-6;6), (-5;6), (-4;7), (-4;6), (-1;3), (8;3), (10;1), (10;-4), (9;-5), (9;-1),
(7;-7), (5;-7), (6;-6), (6;-4), (5;-2), (5;-1), (3;-2), (0;-1),
(-3;-2), (-3;-7), (-5;-7), (-4;-6), (-4;-1), (-6;3), (-9;4), (-9;5)
9
В 5-6 классах на уроках использую такой приём, как числовые ребусы,
кроссворды для выведения темы урока. Предлагаю учащимся в качестве
домашнего творческого задания самим составлять кроссворды на закрепление
математических понятий.
Придумывать математические сказки, которые они с удовольствием читают
всему классу.
5-6 классах сказки особенно нужны. Они готовят к изучению курса
геометрии, которая требует развитого воображения, умение обдумать
предложенную ситуацию.
В летний период на базе своей школы для учащихся, увлекающихся
математикой, мною проводится профильная математическая смена «
Эрудит». На одном из 5 занятий ребятам понравилась дидактическая игра «
Танграм». Дети учились самостоятельно играть в игры-головоломки, что
способствует формированию положительного отношения к геометрии как
науке.
10
Заключение
На практике я убедилась, что какими бы знаниями не обладал педагог,
какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания
ситуации успеха на уроке, такой урок обречён на провал, он пройдёт мимо
сознания учащихся, не оставив следа в нём.
Если ты идёшь на урок, то идти нужно со своими учениками на урок, а не со
своим любимым уроком к ученикам…
Таким образом, можно сделать выводы:
- Мотивация – один из факторов успешного обучения на уроках математики;
-Использование игровых технологий формирует положительную мотивацию
детей, способствует развитию основных мыслительных операций,
коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
« Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра -
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это
искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
11
Используемая литература:
1. И.Б. Ремчукова. Математика 5-8 классы. Игровые технологии на уроках.-
2006, Волгоград: «Учитель»
2. Н.В.Барышникова Нестандартные уроки 5-11 классы-2007, Волгоград:
«Учитель»
3. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А.К. Маркова, Т.А.
Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
4. В. Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики. Книга для
учителя. – М.: Просвещение, 1990.
5. И.К. Данилов Об игровых моментах на уроках математики // Математика в
школе. - 1965. - № 1. - С.95.
6. А.С. Спиваковская Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.
7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-
практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений,
студентов пед. учеб. заведений. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.
8.Оникул П.Р. Игры по математике: Учебное пособие. - СПб., 1999 г.
12