Презентация "Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания"
Подписи к слайдам:
Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания
Виды упражнений
- Красовская Светлана Игоревна, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы Издательства «Просвещение».
- 3 декабря 2014 года
- 4февраля 2015 года
- 6мая 2015 года
- проверить широту кругозора
- умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы
- проверить владение речью
- Авторы:
- Красовская С.И.
- Шутан М. И.
- Певак Е. А.
- Неретина Т. А.
- Моисеева В. Г.
- представление о сочинении-рассуждении и его структуре
- алгоритм работы над сочинением
- содержательный материал по тематическим направлениям
- навигатор по художественным произведениям – источникам литературных аргументов
- различные виды упражнений для работы с текстом: редактирование, формулирование темы, составление тезисного плана, подбор доказательств и т.д.
- возможность вместе с автором шаг за шагом написать собственное сочинение
- «Не боги горшки обжигают…». Вместо напутствия
- «Элементарно, Ватсон!», или Искусство придавать значение
- Тематическое направление «Человек и природа в литературе»
- Тематическое направление «Недаром помнит вся Россия…»
- (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
- Тематическое направление «Спор поколений: вместе и врозь»
- Тематическое направление «Вопросы, заданные человечеству войной»
- Тематическое направление «Чем люди живы»
- И. С. Тургенев «Отцы и дети»
- И. А. Бунин «Человек из Сан-Франциско»
- Ф. И. Тютчев. Стихотворения
- А. А. Фет. Стихотворения.
- Н. Заболоцкий. Стихотворения
- В. Г. Короленко «В дурном обществе»
- М. А. Шолохов «Судьба человека»
- В. Тендряков «Хлеб для собаки»
- В. Шукшин «В профиль и анфас»
- В. Распутин «Последний срок», «Уроки французского»
- «Герой нашего времени»
- И. С. Тургенев «Отцы и дети»
- А. С. Грибоедов «Горе от ума»
- А. Н. Островский «Гроза»
- М. Ю. Лермонтов «Бородино»
- Л. Н. Толстой «Война и мир»
- Л. Н. Андреев «Красный смех»
- М. А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
- А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- В. П. Астафьев «Пастух и пастушка»
- В. Л. Кондратьев «Сашка»
- Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.
- Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.
- Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.
- Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
- Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.
- Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
- Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту.
- Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств.
- Шаг девятый. Записываю их, составляю план.
- Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
- Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения
- Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, переписываю в чистовик; проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их.
- 1. Прочитайте формулировки тем. Выделите в них наиболее важные слова. Покажите, к каким последствиям может привести их игнорирование или неправильное понимание.
- Что мешает гармоничным отношениям между человеком и природой?
- Всегда ли человек и природа живут по единым, общим законам?
- Почему природа способна спасти человеческую душу от зла?
- Чем Вы объясните то, что при характеристике отношения человека к животным иногда используют такие эпитеты, как «гуманный», «антигуманный»?
- Каким смыслами Вы бы наполнили словосочетание «любовь к природе»?
- 2. Приведите формулировки исходных тезисов в полное соответствие с формулировками тем.
|
|
|
|
|
|
- В аналитическом тексте может воспроизводиться исходный тезис сочинения. Докажите это на четырёх примерах, которые приведены ниже. К каждому примеру сформулируйте тему сочинения в виде вопроса.
- Из каких лермонтовских произведений следующие фрагменты?
- Ознакомьтесь с содержанием таблицы, посвящённой роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
- Покажите смысловое соответствие сжатых характеристик фрагментам из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
- Сгруппируйте фрагменты, исходя из возможных тем сочинения и исходных тезисов (аргументация обязательна!). Имейте в виду, что отдельные фрагменты могут войти в несколько групп! Сформулируйте темы и исходные тезисы.
- Прочитайте тезисы и фрагменты из стихотворений Ф. И. Тютчева. В каждом случае определите возможный приём литературной аргументации. Если возможны варианты, то укажите на них. В сжатой форме обоснуйте свой выбор.
- К группе фрагментов из произведений А. А. Фета подберите тезис. Укажите возможный приём литературной аргументации. Приведите необходимые пояснения.
- Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Ласточки» (1884). Подберите к нему тезис. На этапе аргументации используйте приём мысленного эксперимента.
- Подберите стихотворения А. А. Фета к следующему тезису: «Есть такие мгновения, когда звёзды спускаются на землю, когда зацветают цветы, которым дано цвести раз в столетие. Напор чудесного разрушает законы обыденного» (Л. М. Лотман). Какие приёмы литературной аргументации Вы предлагаете использовать и каким образом?
- Прочитайте фрагмент из рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
- Сколько абзацев можно выделить в тексте? Обоснуйте свой вариант абзацного членения текста. Почему автор ограничился одним абзацем?
- Найдите ключевые слова и словосочетания. Защитите свой выбор.
- Предложите варианты анализа этого фрагмента, которые могут иметь место при раскрытии следующих тем: «Способно ли слово выразить красоту природы?»; «Когда люди воспевают природу?»; «Почему люди возвышают солнце?»; «Почему в искусстве природа противопоставляется человеческой цивилизации?»; «Почему отношение к природе – один из критериев оценки человека?» В связи с каждой темой сформулируйте тезис и определите приём его аргументации.
- Выделите в тексте сочинения абзацы. Обоснуйте своё решение.
- Можно ли назвать удачным начало сочинения? Поясните свою точку зрения.
- Найдите в тексте первый тезис, подлежащий литературной аргументации. Можно ли назвать эту аргументацию убедительной?
- Включите в текст сочинения анализ развёрнутого сравнения, определяющего содержание последней строфы стихотворения Н. А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе».
- Расширьте характеристику стихотворения Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…»
- Какой тезис Вы аргументируете, характеризуя стихотворение Н. А. Заболоцкого «Вечер на Оке»? Следует ли в этом случае рассматривать стихотворение Ф. И. Тютчева? Почему Вы так считаете?
- Какие приёмы литературной аргументации использует автор сочинения? Докажите это.
- Усильте выразительность описания, которым завершается сочинение. Включите в это описание собственные рассуждения по теме.
- Найдите речевые недочёты и исправьте их.
- Запишите сложный план получившегося сочинения.
- Напишите собственное сочинение на эту тему, используя в качестве аргументов другие литературные произведения.
- Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
- Выпускник должен рассуждать на предложенную тему. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
- Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
- Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
- «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
- Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
- «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
- Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
- Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
- «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
- Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
- «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
- СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "РОМАН ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»" 5 класс
- Конспект внеклассного занятия по развитию речи для 3 класса "Богатство и красота русского языка"
- Программа по дисциплине: «Литература» для специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
- Презентация "Степени сравнения имен прилагательных"
- Презентация "Сложение и вычитание обыкновенных дробей" 5 класс
- Развитие воображения на уроках литературного чтения