Программа по дисциплине: «Литература» для специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общеобразовательной учебной дисциплины «Литература»
Код, специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Автор: Цыганкова Л.В., преподаватель русского языка и литературы
Москва
2014
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............. 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...................................................................... 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............ 31
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............ 33
3
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литературы
1.1. Область применения программы:
Реализация среднего общего образования в пределах ОПОП по
специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», в соответствии
с примерной программой учебной дисциплины «Литература», авторы
Тодоров Л.В., Белоусова Е.И., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки
России,2008, с учетом гуманитарного профиля получаемого
профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к
базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего
образования и направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной
ориентации.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях,
в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и
экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в
процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными
категориями граждан, в том числе с представителями различных
национальностей и концессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной
деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами
морали, профессиональной этики и служебного этикета.
4
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению,
уважительно относиться к праву и закону.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного
подхода, в соответствии с которым у обучающихся развиваются и
совершенствуются:
коммуникативная;
речевая;
социокультурная;
ценностно-смысловая компетенции.
Формирование компетенций происходит при изучении любой темы,
поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины
требования к результатам освоения дисциплины:
Курс «Литература » направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о современном состоянии развития литературы и
методах литературы как науки; формирование представлений о литературе
как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в
жизни нации и человечества;
знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской
литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой
литературы и культуры;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения
явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и
общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета,
специальной и научно-популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и
критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и
исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и
общекультурной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов развития
общества и использования достижений русской литературы для развития
цивилизации и повышения качества жизни; высокого эстетического вкуса и
гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся; речевой
культуры обучающихся;
применение знаний по литературе в профессиональной деятельности
и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;
грамотного использования современных технологий; охраны здоровья,
окружающей среды.
формирование гуманитарно-направленной личности: развитие
образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия
художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с
читателем в контексте духовной культуры человечества.
5
Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и
стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому
объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в
первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые
тексты зарубежной.
При реализации программы учитывается межпредметная связь с
общеобразовательными дисциплинами: Русский язык, Английский язык,
География, История, а также обеспечивается преемственность преподавания
дисциплины «Литература» с профессиональными дисциплинами ОПОП
ФГОС «Правоохранительная деятельность: «Основы философии»,
«Безопасность жизнедеятельности».
Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен
овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
1. Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в
стандартных и нестандартных ситуациях.
2. Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься
самообразованием.
3. Информационный блок
Использовать информационно-коммуникативные технологии в
профессиональной деятельности.
4. Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на
себя ответственность за результат выполнения заданий.
Профессиональная направленность изучения дисциплины
осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП
ФГОС «Правоохранительная деятельность»
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по
освоению содержания художественных произведений и теоретико-
литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений
разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста
к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные
средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности
конфликта.
6
Выявление языковых средств художественной образности и
определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания
произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки
зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и
по мотивам литературных произведений.
В ходе изучения курса «Литература» студент должен
а) знать:
Образную природу словесного искусства.
Содержание изученных литературных произведений.
Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX
века.
Основные закономерности историко-литературного процесса и
черты литературных направлений.
Основные теоретико-литературные понятия.
б) уметь
Воспроизводить содержание литературного произведения.
Анализировать и интерпретировать художественное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы (тематика,
проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности
композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять
его связь с проблематикой произведения.
Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и
культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и
ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с
литературным направлением эпохи.
Определять род и жанр произведения.
Сопоставлять литературные произведения.
Выявлять авторскую позицию.
Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),
соблюдая нормы литературного произношения.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному
произведению.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных
жанров на литературные темы.
7
1.4. Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины:
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с
учетом профиля получаемого профессионального образования.
2. Путем отбора дидактических единиц программы по химии, знание
которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей
профессиональной деятельности.
3. Осуществлением межпредметных связей дисциплины с
профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.
4. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы,
направленной на расширение и углубление знаний, которые будут
необходимы при осуществлении профессиональной деятельности
(профессионально значимое содержание).
Поскольку обучение ведется по специальности «Правоохранительная
деятельность», особое внимание уделяется изучению художественных
произведений, в которых раскрывается психологическая сущность героя,
определяются мотивы поступков. В конце первого и второго семестров
изучаются произведения детективного жанра, выполняются творческие
работы, связанные с дальнейшей профессиональной деятельностью.
1.5. Количество часов, отведённое на освоение программы
общеобразовательной дисциплины, в том числе:
Максимальная учебная нагрузка – 294 часа;
Обязательная аудиторная нагрузка – 195 часов;
Самостоятельная (внеаудиторная) работа – 99 часов
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с
Примерной программой по общеобразовательной дисциплине
«Литература»: Количество часов без изменений в соответствии с
примерными объемными параметрами общеобразовательной подготовки по
программам с учетом профилей получаемого профессионального
образования и структурой рабочей программы (письмо ГБОУ УМЦ ПО
ДОгМ от 14.07.2012 г.)
8
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём общеобразовательной учебной дисциплины и виды
учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
294
Обязательная учебная аудиторная нагрузка (всего)
195
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
99
в том числе:
На закрепление изученного материала
20
На выполнение внеаудиторной (самостоятельной)
работы, направленной на углубление и расширение знаний по
дисциплине, необходимой в будущей профессиональной
деятельности
79
Из них:
Письменный анализ поэтических и прозаических
текстов.
12
Подготовка инсценировок по произведениям
классической литературы
12
Творческие проекты «Семья будущего», «Идеальная
семья», «Город-государство Замятина».
12
Подготовка тезисных планов к статьям.
4
Написание рефератов по разным темам.
4
Создание иллюстраций к стихотворениям в прозе И.С.
Тургенева
2
Слайд шоу «Гражданская лирика Н.А.Некрасова»
3
Слайд шоу «Истинный и ложный патриотизм героев
«Севастопольских рассказов».
2
Слайд шоу «Творчество Булгакова в восприятии
современного покления».
4
Написание сочинений-отзывов, сочинений-рецензий.
6
Написание эссе «Закон и жестокость»
2
Подготовка рекламы произведений начала XX и XXI
веков.
6
Подготовка к чтению стихотворений наизусть
6
Групповое слайд шоу с адио- и видеофрагментами по
культуре начала XX века.
2
Рассказ –монолог от лица героя о своей жизни
Донские рассказы»
2
Итоговая аттестация (в форме)
экзамен
9
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся.
Уровень
освоения
1
2
4
Введение
Историко-культурный
процесс и периодизация
русской литературы.
Специфика литературы как
вида искусства.
Содержание учебного материала:
1
1. Определение понятий «искусство» и «литература». Специфика литературы как вида
искусства.
2. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы: долитературный
период, древнерусская литература, «Русское Просвещение», «Золотой век» русской
литературы, «Серебряный век», русская литература советского периода, современная
литература.
3. Основные тенденции развития литературы конца XVIII- первой половины XIX века.
4. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке.
Раздел 1.
Русская литература первой половины 19 века
Тема 1.1. Романтизм
ведущее направление
русской литературы первой
половины 19 века.
Содержание учебного материала:
3
1. Обзор культуры. Историческая обстановка в России в конце XVIII-первой половины
XIX века. Философия. Театр и музыка. Изобразительное искусство. Скульптура.
Архитектура.
2. Литературная борьба. Ведущие журналы: «Вестник Европы», «Сын Отечества»,
«Соревнователь просвещения и благотворения», «Русский вестник». Альманахи.
Литературные объединения: «Дружеское литературное общество», «Вольное
общество любителей словесности, наук и художеств», «Беседа любителей русского
слова», «Арзамас».
3. Романтизм ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.
Определение понятия «романтизм». Характерные черты романтизма как
художественного метода. Четыре течения русского романтизма.
Тема 1.2. А.С. Пушкин.
Жизненный и творческий
путь. Основные темы и
мотивы лирики.
Содержание учебного материала:
3.
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные периоды в творчестве
поэта: лицейский, петербургский, южная ссылка, михайловский, годы странствий,
Болдинская осень, последние годы.
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Тема поэта и поэзии. Статус поэта
10
и поэзии в стихотворениях: «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт,
«Поэту», «Памятник». Библейская легенда о пророке Исайе и стихотворение
«Пророк». Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения
поэзии и личного переживания.
Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его
призванием. Философское осмысление личной свободы («Из Пиндемонти», «Отцы
пустынники и жены непорочны»).
Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в
закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. Стихотворения «К
Чаадаеву», «Узник», «К морю».
Тема 1.3. Философское
отношение к смыслу жизни,
творчеству, любви, природе,
дому в стихотворениях
Пушкина.
Содержание учебного материала:
3
Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви,
неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Размышления поэта о
вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.
Тема 1.4. Поэма «Медный
всадник». Проблема
личности и государства в
поэме.
Содержание учебного материала:
3
Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра.
Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве
Пушкина.
Тема 1.5. М.Ю. Лермонтов.
Жизнь и творчество.
Поэтический мир
Лермонтова. Основные
мотивы лирики.
Содержание учебного материала:
3
Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные
мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт», «Молитва», «Дума», «Как часто пёстрою
толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон», «Родина», «Пророк»,
«Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь
пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой..», «Памяти А.И. Одоевского»,
«Желание».
Поэтический мир М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение
личности и ее реальное бессилие. Обреченность человека. Утверждение
героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика.
Поэт и общество.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Мотивы одиночества в
лирике М.Ю. Лермонтова». Письменный анализ стихотворения.
11
Тема 1.6. Поэма «Демон»
как романтическая поэма.
Смысл финала поэмы.
Содержание учебного материала:
3
Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в
поэме, ее философское звучание.
Внеаудиторная амостоятельная) работа обучающихся: Драма "Маскарад".
Собеседование, слайд шоу.
Тема 1.7. Н.В. Гоголь.
Жизнь и творчество.
«Петербургские повести»:
«Портрет». Композиция,
сюжет, герои, замысел
произведения.
Содержание учебного материала:
3
Сведения из биографии. Мотивы личного и социального разочарования в повести
«Портрет».Приемы комического в повести. Авторская позиция.
Раздел 2.
Литература второй половины 19 века
Тема 2.1 Культурно-
историческое развитие
России середины 19 века,
отражение его в
литературном процессе.
Феномен русской
литературы.
Содержание учебного материала:
3
Взаимодействие разных стилей и направлений. Критический реализм. Нравственные
поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная
полемика.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Н.Г. Чернышевский «Что
делать?». Творческий проект «Семья будущего».
Тема 2.2. А.Н. Островский.
«Отец русского театра».
Художественный мир
драматурга Островского.
«Бесприданница».
Содержание учебного материала:
23
Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Типы деловых
людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка.
Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом
характеров.
Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при
столкновении с миром корысти .Эволюция женского образа у Островского
.Авторское отношение к героям.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Вечные темы русской
жизни в пьесах А.Н.Островского». Конкурс инсценировок по пьесам А.Н.
Островского.
12
Тема 2.3. Драма «Гроза».
Город Калинов. Конфликты
и система образов.
Содержание учебного материала:
3
Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической
развязки в судьбе героев драмы.
Тема 2.4. Образ Катерины.
Символика названия пьесы.
Позиция автора ,его идеал.
Содержание учебного материала:
3
Образ Катерины -воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт
романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ.
Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Символика грозы
Тема 2.5.И. А. Гончаров.
Творческая история романа
« Обломов». Прошлое и
будущее России.
Содержание учебного материала:
3
История создания романа. Самобытность замысла. Оригинальность основного
характера. Прошлое и будущее в романе.
Тема 2.6.Сон Ильи Ильича
как художественно-
философский центр романа «
Обломов».
Содержание учебного материала:
Идейно-композиционное значение сна Обломова. Быт и нравы крепостнической
Обломовки. Воспитание Ильи Ильича.
3
Тема 2.7. Любовь в романе
«Обломов»
Содержание учебного материала:
2
Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих
отношений. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
Тема 2.8. И.С. Тургенев.
Жизнь и творчество. Роман
«Отцы и дети». Особенности
композиции романа «Отцы и
дети».
Содержание учебного материала:
3
История создания. Временной и всечеловеческий смысл названия и основной
конфликт романа. Проблематика произведения. Эпоха в романе.
Образ Базарова - композиционный центр романа. Базаров в системе образов.
Тема 2.9. Споры «отцов» и
«детей». Евгений Базаров
герой своего времени.
Духовный конфликт героя.
Содержание учебного материала:
3
Споры Базарова и Павла Петровича. Сцена дуэли.
Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм. Значение заключительных сцен романа.
Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.
Тема 2.10 .Любовь в романе
Содержание учебного материала:
3
13
«Отцы и дети». Авторская
позиция в романе. Споры о
романе «Отцы и дети».
Как раскрывается Базаров в любви. Базаров и Анна. Позиция автора. Полемика
вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).
Внеаудиторная амостоятельная) работа обучающихся: «Своеобразие
художественной манеры И. С. Тургенева». Конкурс иллюстраций к
стихотворениям в прозе.
Тема 2.11. Ф.И. Тютчев.
Философичность основа
лирики поэта. Анализ
стихотворений
Содержание учебного материала
2
3
Ф.И. Тютчев жизненный и творческий путь. Философичность основа лирики
поэта. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium»,
«Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е
января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О,
как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, о, эти очи»,
«Природа сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я
встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Лирика любви Ф.И.
Тютчева». Сообщение, письменная работа
2
Тема 2.12. А.А. Фет. Жизнь
и творчество. Поэзия Фета
как выражение идеала и
красоты. Любовь и природа
в лирике.
Содержание учебного материала:
2
3
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Поэзия Фета как выражение идеала и красоты.
Любовь и природа в лирике. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень»,
«Прости и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье ночь, и мы
одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним
толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость
эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Гармоничность и
мелодичность лирики А.А.Фета». Конкурс чтецов.
2
Тема 2.13. Жанровое
своеобразие лирики Н.А.
Некрасова. Поэтичность
языка.
Содержание учебного материала:
2
3
Н.А. Некрасов жизненный и творческий путь. Жанровое своеобразие лирики
Н.А. Некрасова. Поэтичность языка. Стихотворения: «Родина», «Памяти
Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний
14
день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка»,
«Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю
иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Гражданская лирика
поэта» слайд-шоу.
3
Тема 2.14. Поэма «Кому на
Руси жить хорошо».
Проблема счастья. Образ
«народного заступника»
Гриши Добросклонова .
Содержание учебного материала:
2
3
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр.
Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.
Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение
«хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы,
авторская позиция.
Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного
замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с
реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия
крестьянской жизни середины XIX века.
Тема 2.15. Уроки поэзии.
А.К. Толстой, А.Н. Майков,
А.А. Григорьев, Я.П.
Полонский. Особенности
поэзии.
Содержание учебного материала:
2
3
Уроки поэзии.
А.К.Толстой, стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но
только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против
течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…»,
«Когда природа вся трепещет и сияет…», «Тебя так любят все; один твой тихий
вид…», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не
распытывай…»
А.Н.Майков, стихотворения: «И город вот опять! Опять сияет бал…», «Рыбная
ловля», «Осень», «Пейзаж», «У мраморного моря», «Ласточки»
А.А. Григорьев, стихотворения: «Вы рождены меня терзать…», «Цыганская
венгерка», «Я ее не люблю, не люблю…», Цикл «Вверх по Волге»,
Я.П. Полонский, стихотворения:«Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница»,
«Колокольчик», «Узница», «Песня цыганки» Особенности поэзии.
Тема 2.16. Н.С. Лесков. Сказ
«Очарованный странник».
Образ Ивана Флягина. Тема
Содержание учебного материала:
2
3
Н.С. Лесков. Сказ «Очарованный странник».Особенности сюжета повести. Тема
дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного
15
трагической судьбы
талантливого русского
человека.
героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского
человека.
Тема 2.17. М.Е. Салтыков-
Щедрин. Жизнь и
творчество. Проблематика и
поэтика сказок.
Содержание учебного материала:
2
3
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок.
Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Своеобразие писательской
манеры М.Е. Салтыкова-Щедрина». Письменная работа . Анализ сказки.
2
Тема 2.18. «История одного
города». Проблема совести и
нравственного возрождения
человека.
Содержание учебного материала:
2
3
«История одного города» (обзор). Главы: «Обращение к читателю», «Опись
градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние»,
«Подтверждение покаяния», «Заключение». Тематика и проблематика произведения.
Проблема совести и нравственного возрождения человека.
Тема 2.19. Ф.М.
Достоевский. Жизнь и
творчество. Социальная и
нравственно-философская
проблематика романа
«Преступление и
наказание».
Содержание учебного материала:
2
3
Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Своеобразие жанра. Отображение русской
действительности в романе. .Социальная и нравственно-философская проблематика
романа «Преступление и наказание».
Тема 2.20. Драматичность
характера и судьбы Родиона
Раскольникова.
Содержание учебного материала:
2
3
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Тайны внутреннего
мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных
ценностей. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции
романа.
Тема 2.21. Система образов
в романе «Преступление и
наказание». «Двойники»
Родиона Раскольникова.
Содержание учебного материала:
2
3
Система образов в романе «Преступление и наказание». «Двойники» Родиона
Раскольникова —Лужин, Свидригайлов.
Теория Лужина. Свидригайлов — подлец или жертва?
Тема 2.22. «Правда» Сони
Содержание учебного материала:
2
3
16
Мармеладовой. Мотивы
страдания и очищения в
романе. Роль эпилога в
романе.
«Правда» Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой. Мотивы страдания и
очищения в романе.
Раскольников и Соня на каторге. Возрождение погибшей души Раскольникова.
Роман Достоевского и современная действительность.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Три разговора Порфирия
Петровича с Раскольниковым». Письменная работа-исследование.
2
Тема 2.23. Л.Н. Толстой.
Жизнь и творчество.
История создания романа
«Война и мир». Жанровое
своеобразие и особенности
композиции романа «Война
и мир». Многозначность
названия романа.
Содержание учебного материала:
2
3
Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. История создания романа «Война и мир».
Композиция романа, жанровое своеобразие. Художественные принципы Толстого в
изображении русской действительности: следование правде, психологизм,
«диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего.
Символическое значение «войны» и «мира».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Л.Н. Толстой.
"Севастопольские рассказы". Слайд шоу «Истинный и ложный патриотизм» или
«Моральный кодекс героев рассказов».
2
Тема 2.24. Светское
общество в изображении
Толстого. Изображение
войны 1805-1807 гг.
Содержание учебного материала:
2
3
Светское общество в изображении Толстого (салон А.П. Шерер) - «срывание всех и
всяческих масок». Знакомство с героями произведения.
Изображение войны 1805-1807 гг. проблема истинного и ложного патриотизма и
героизма. Изображение офицеров и простых солдат. Образ Тушина.
Тема 2.25. Отечественная
война 1812г. Кутузов и
Наполеон. Духовные
искания А. Болконского.
Содержание учебного материала:
2
3
Изображение Отечественной войны 1812 г. в романе. Кутузов и Наполеон прием
антитезы в изображении полководцев. Осуждение жестокости войны в романе.
Развенчание идеи «наполеонизма». “Мысль народная” в романе «Война и мир».
Духовные искания А. Болконского. Нравственная эволюция образа. Духовное
возрождение героя.
Тема 2.26. Духовные
искания П.Безухова.
Содержание учебного материала:
2
3
Духовные искания П.Безухова. Герой и эпоха. Доброта и радушие Пьера. Пьер в
17
плену.
Тема 2.27. Женские образы
в романе «Война и мир».
Содержание учебного материала
2
3
Женские образы в романе «Война и мир»: Наташа Ростова, Элен Курагина, княжна
Марья Болконская. В чем истинная красота человека?
2.28. Обзор творчества
Л.Н. Толстого: «Анна
Каренина», «Крейцерова
соната», «Хаджи-Мурат».
Содержание учебного материала:
2
3
«Мысль семейная» в романе Толстого «Анна Каренина». Соединение в творчестве
Толстого личного и общественного, следование правде психологизм, осуждение
бездуховности.
Тема 2.29. А.П. Чехов.
Жизнь и творчество. Герои
рассказов А.П. Чехова.
Содержание учебного материала:
2
3
А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Герои рассказов А.П. Чехова. Художественное
совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Трилогия «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О любви».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Рассказы А.П. Чехова
ома", "Дама с собачкой", "Палата №6", "Дом с мезонином". Сочинение-отзыв,
интервью с героем.
2
Тема 2.30. Тема гибели
души в рассказе «Ионыч».
Содержание учебного материала:
2
3
Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Образ доктора Старцева.
Тема 2.31. Особенности
драматургии А.П. Чехова.
Пьеса «Вишневый сад»
Своеобразие жанра и
композиции пьесы.
Содержание учебного материала:
2
3
Театр Чехова- воплощение кризиса современного общества. Пьеса «Вишнёвый сад»-
вершина драматургии Чехова. Расширение границ исторического времени в пьесе.
Символичность пьесы.
Тема 2.32. Система образов.
Жизненная беспомощность
героев пьесы «Вишневый
сад». Символичность в
пьесе.
Содержание учебного материала:
2
3
Система образов пьесы «Вишневый сад». Образы «недотеп» в пьесе. Жизненная
беспомощность героев. Символичность детали в пьесе.
Тема 2.33. Обзор
Содержание учебного материала:
2
3
18
зарубежной литературы (В.
Шекспир «Гамлет», О.
Бальзак «Гобсек»).
Противоречивость характера Гамлета. Актуальность образа в наши дни.
Губительная власть денег. Бальзаковские герои и современная действительность.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Поэты-импрессионисты
(Ш. Бодлер, А. Рембо и др.). Литературная гостиная с чтением стихов под музыку в
сопровождении выполненных самостоятельных иллюстраций.
2
Раздел 3.
Русская литература на рубеже XIX XX веков.
22
Тема 3.1
Характеристика культурно-
исторического процесса
рубежа 19 и 20 веков, его
отражение в литературе.
Многообразие литературных
течений и направлений.
Содержание учебного материала:
2
3
Характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков, его
отражение в литературе. Многообразие литературных течений и направлений.
Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе
XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Новаторство литературы
начала XX века». Письменная работа. Реклама произведений.
2
Тема 3.2 Жизненный и
творческий путь И.А.
Бунина. Философичность
лирики.
Содержание учебного материала:
2
3
Жизненный и творческий путь И.А. Бунина.
Философичность лирики. Стихотворения: «Вечер», «Не устану повторять вас,
звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный
час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: И.А. Бунин: Анализ
стихотворения. Письменная работа.
2
Тема 3.3Рассказ «Господин
из Сан-Франциско» глазами
читателей разных эпох.
Содержание учебного материала:
2
3
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» глазами читателей разных эпох.Осуждение
бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Роль пейзажа в
раскрытии образа главного героя.
Тема 3.4. Тема любви в
творчестве И.А. Бунина.
Рассказ «Чистый
понедельник».
Содержание учебного материала:
2
3
Рассказ «Чистый понедельник». Поэтичность рассказов И.Бунина. Роль детали в
прозе И.Бунина.
Тема 3.5 А.И. Куприн:
жизнь и творчество.
Содержание учебного материала:
2
3
А.И. Куприн: жизнь и творчество. Смысл названия повести, спор о сильной,
19
Трагический смысл рассказа
«Гранатовый браслет».
бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Роль детали в рассказе.
Символика произведения. Трагический смысл рассказа.
Тема 3.6 Мир армейских
отношений в повести
«Поединок». Нравственная и
социальная проблематика.
Содержание учебного материала:
2
3
Мир армейских отношений в повести «Поединок». Нравственная и социальная
проблематика повести. Раскрытие темы любви.
Тема 3.7
М. Горький. Жизнь и
творчество. Правда жизни в
ранних рассказах Челкаш»,
«Старуха Изергиль»).Типы
персонажей в романтических
рассказах М. Горького.
Содержание учебного материала:
2
3
А.М. Горький. Жизнь и творчество. Правда жизни в ранних рассказах («Челкаш»,
«Старуха Изергиль»). Возвращение к романтизму на стыке веков. Типы персонажей
в романтических рассказах А.М. Горького.
Тема 3.8 Драматургия
М. Горького. Спор о
назначении человека в
драме «На дне».
Философский смысл пьесы.
Содержание учебного материала
2
3
Драматургия
А.М. Горького. Реалистическое изображение образов в драме «На дне». Спор о
назначении человека. «Три правды» в пьесе. Философский смысл пьесы. Авторская
позиция и способы ее выражения.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Критики о М. Горьком.
Новаторство Горького драматурга. Горький романист». Письменная работа.
Конспект.
2
Раздел 4.
Поэзия начала 20 века
20
Тема 4.1. Обзор русской
поэзии конца 19-начала 20
веков. Серебряный век
русской поэзии.
Литературные течения:
символизм, акмеизм,
футуризм.
Содержание учебного материала:
2
3
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX начала XX в.
Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам,
Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил
Кузмин, Габдулла Тукай и др.: общая характеристика творчества. Серебряный век
русской поэзии. Литературные течения русского модернизма: символизм, акмеизм,
футуризм.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Поэты о серебряном веке.
2
20
Составление тезисного плана.
Тема 4.2. Русский
символизм. История
русского символизма.
Основные темы и мотивы
поэзии В.Я. Брюсова.
Содержание учебного материала:
2
3
Русский символизм. История русского символизма. Основные темы и мотивы поэзии
В.Я. Брюсова. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»
и др. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и
поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
Тема 4.3. Основные темы и
мотивы поэзии К.Д.
Бальмонта.
Интуитивное постижение
действительности в
творчестве А. Белого.
Содержание учебного материала:
2
3
Основные темы и мотивы поэзии К.Д. Бальмонта. Стихотворения: «Я мечтою ловил
уходящие тени», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»
и др. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество
образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и
мыслей.Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других
стихотворений).Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и
тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия
нового Мессии.
Интуитивное постижение действительности в творчестве А. Белого.
Тема 4.4. Акмеизм. Истоки.
Своеобразие лирических
сюжетов в творчестве Н.С.
Гумилева.
Содержание учебного материала:
2
3
Акмеизм. Истоки. Своеобразие лирических сюжетов в творчестве Н.С. Гумилева.
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» и др.
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его
лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и
прозаическое в поэзии Гумилева.
Тема 4.5. Футуризм.
Манифесты футуризма.
Поэтические эксперименты
В.В. Хлебникова.
Словотворчество И.
Северянина.
Содержание учебного материала:
2
3
Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.
Поэтические эксперименты В.В. Хлебникова. Стихотворения: «Заклятие смехом»,
«Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» и др. Слово в художественном мире
поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Оригинальность словотворчества И. Северянина.Стихотворения: «Интродукция»,
«Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» и
др.Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина.
21
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Стихотворения поэтов
серебряного века».
По выбору: Письменный анализ стихотворений.
Литературная гостиная «В гостях у серебряного века»
2
Тема4.6. А.А. Блок. Жизнь и
творчество. Романтический
мир раннего А. Блока.
«Страшный мир» в лирике.
Тема Родины в творчестве.
Содержание учебного материала:
2
3
А.А. Блок. Жизнь и творчество. Романтический мир раннего А.Блока.
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В
ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река
раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы».
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического
прошлого в лирике Блока. Тревога за судьбу России.
Тема 4.7. Символика поэмы
А.А. Блока «Двенадцать».
Композиция, лексика,
ритмика поэмы.
Содержание учебного материала:
2
3
Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров.
Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме.
Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Символика.
Композиция, лексика, ритмика поэмы.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Поэма А.Блока
«Соловьиный сад». Поэзия А.Блока». Письменный ответ на вопрос. Конкурс чтецов.
2
Раздел 5.
Литература 20-х — начала 40-х годов 20 века
30
Тема 5.1. Основные
тенденции развития
литературы 1917-1920-х
годов
Содержание учебного материала:
2
3
Основные тенденции развития литературы 1917-1920-х годов. Противоречивость
развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные
группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная
новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.
22
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Общественно-культурное
развитие России в начале XX века до 1920-х годов.
Групповая презентация с аудио- и видеофрагментами
2
Тема 5.2. В.В. Маяковский.
Жизнь и творчество.
Лирический герой
дооктябрьской поэзии
В.В. Маяковского.
Содержание учебного материала:
2
3
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Лирический герой дооктябрьской поэзии
В.В. Маяковского.
В.В. Маяковский и футуристы.
Основные темы раннего творчества В.В. Маяковского. Стихотворения: «А вы могли
бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с
фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», поэмы «Облако в
штанах», «Флейта-позвоночник», пьесы «Клоп», «Баня».
Тема 5.3. Темы и проблемы
послеоктябрьского
творчества В.В.
Маяковского.
Любовная лирика.
Содержание учебного материала:
2
3
Темы и проблемы послеоктябрьского творчества В.В. Маяковского.
Любовная лирика. Стихотворения: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о
сущности любви»,«Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это».
Тема 5.4. Поэма «Во весь
голос». Тема поэта и поэзии.
Содержание учебного материала:
2
3
Поэма «Во весь голос». Раскрытие темы поэта и поэзии. Образ поэта-гражданина.
Новаторство стихосложения Маяковского.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
«Как делать стихи». Составление тезисного плана. Письменные ответы на
вопросы по творчеству В.Маяковского.
2
Тема 5.5. С.А. Есенин.
Художественный мир поэта.
Тема Родины и природы в
лирике С.А. Есенина.
Содержание учебного материала:
2
3
С.А. Есенин. Художественный мир поэта.
Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина. Любовная лирика. Стихотворения:
«Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах
23
Любовная лирика.
багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке
Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не
жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь
Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».
Тема 5.6. Поэма «Анна
Снегина» - поэма о судьбе
человека и Родины.
Содержание учебного материала:
2
2
Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Отражение истории
начала XX века в поэме. Образ Анны Снегиной. Лирическое и эпическое в поэме.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Особенности «новокрестьянской поэзии» в творчестве Н.А.Клюева.
2
Тема 5.7. М.И. Цветаева.
«Если душа родилась
крылатой...». Основные
темы творчества.
Содержание учебного материала:
2
2
М.И. Цветаева. «Если душа родилась крылатой...». Основные темы творчества.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя
твое птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по
родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу».
Тема 5.8. Поэзия М.
Цветаевой как напряженный
монолог-исповедь.
Своеобразие стиля поэтессы.
Содержание учебного материала:
2
2
Поэзия М. Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Конфликт быта и бытия,
времени и вечности. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике
Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.
Тема 5.9. О.Э.
Мандельштам. Поиски
духовных опор в искусстве и
природе.
Содержание учебного материала:
2
2
О.Э. Мандельштам. Поиски духовных опор в искусстве и природе. Стихотворения:
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть
грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские
строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».
Тема 5.10. Юмор и сатира в
литературе 1920-х годов.
М.М. Зощенко, И. Ильф и Е.
Петров.
Содержание учебного материала:
2
2
Юмор и сатира в литературе 1920-х годов.
М.М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Актуальность рассказов М.Зощенко. Вечные
проблемы в романах И.Ильфа и Е.Петрова.
Тема 5.11. Тема Родины и
революции в произведениях
А.А. Фадеева, И.Э. Бабеля,
Содержание учебного материала:
2
2
Тема Родины и революции в произведениях А.А. Фадеева, И.Э. Бабеля, Д.А.
Фурманова. Рассказы И.Бабеля: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и
24
Д.А. Фурманова.
Изображение Гражданской
войны в романе А.А.
Фадеева «Разгром» и цикле
новелл
И.Э. Бабеля «Конармия».
особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в
книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и
безобразного в рассказах Бабеля.
Изображение гражданской войны в романе А.А. Фадеева «Разгром». Проблема
человека и революции. Психологическая глубина изображения характеров.
Революционная романтика. Полемика вокруг романа.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Жанр романа-антиутопии
в 20-е годы нарастание тревоги за будущее. Роман Е.Замятина «Мы».
Собеседование с преподавателем. Проект «Город-государство Замятина».
2
Раздел 6.
Произведения отечественной прозы 1930-х годов
30
Тема 6.1. Произведения
отечественной прозы 1930-х
годов. Обзор.
Содержание учебного материала:
2
2
Произведения отечественной прозы 1930-х годов. Обзор становление новой
культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов.
Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его
развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации.
Историческая тема. Тема интеллигенции и революции.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: « Поэзия 1930-х начала
1940-х гг». Написание реферата. Конкурс чтецов «Страна Советов счастливая
страна»
2
Тема 6.2. М.А. Булгаков.
Жизнь и творчество.
Изображение войны и
офицеров в романе «Белая
гвардия».
Нравственные законы
Турбиных.
Содержание учебного материала:
2
2
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Изображение войны и офицеров в романе
«Белая гвардия». Отношение автора к героям романа. Тема Дома как основы
миропорядка. Женские образы на страницах романа. Нравственные законы
Турбиных.
Тема 6.3. Роман «Мастер и
Маргарита». Особенности
Содержание учебного материала:
2
2
Роман «Мастер и Маргарита». Многоплановость романа. Система образов.
25
жанра. Нравственно-
философское звучание
«ершалаимских глав романа
«Мастер и Маргарита»
Особенности жанра. Нравственно-философское звучание «ершалаимских глав
романа «Мастер и Маргарита».
Тема 6.4. Сатирические
страницы романа. Тема
любви и творчества в романе
М.М. Булгакова «Мастер и
Маргарита».
Содержание учебного материала:
2
2
Сатирические страницы романа. Изображение Москвы 30-х годов. Фантастическое и
реалистическое в романе.
Тема любви и творчества в романе
М.М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Любовь и судьба Мастера. Автор и его герой
.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: . «Тайны «Мастера и
Маргариты». Конспектирование.
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Творчество М.М. Булгакова в восприятии современного поколения.
Слайд-шоу. Видеофильм
2
Тема 6.5. А.П. Платонов.
Жизнь и творчество.
Нравственная «формула
жизни» А.П. Платонова (по
рассказу «В прекрасном и
яростном мире»).
Содержание учебного материала:
2
2
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Нравственная «формула жизни» А.П. Платонова
(по рассказу «В прекрасном и яростном мире»). Традиции русской сатиры в
творчестве писателя. Развитие понятия о стиле писателя.
Тема 6.6. Повесть
«Котлован». Судьба героев в
судьбе России.
Содержание учебного материала:
2
2
Повесть «Котлован». Судьба героев в судьбе России. Принципы создания
характеров. Социально-философское содержание творчества А.Платонова,
своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в
характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений
Платонова).
26
Тема 6.7. М.А. Шолохов.
Жизнь и творчество.
Трагические мотивы и
оптимистический пафос
«Донских рассказов».
Замысел и история создания
романа-эпопеи «Тихий
Дон». Картина жизни
донских казаков.
Содержание учебного материала:
2
2
М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Трагические мотивы и оптимистический пафос
«Донских рассказов». Мир и человек в рассказах Шолохова.
Замысел и история создания романа-эпопеи «Тихий Дон».Своеобразие жанра.
Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе.
Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Картина
жизни донских казаков.
Тема 6.8. События
революции и Гражданской
войны в романе «Тихий
Дон». Гуманизм
М.А. Шолохова в
изображении
противоборствующих
сторон на Дону.
Нравственная позиция
автора.
Содержание учебного материала:
2
2
Гуманизм писателя в изображении войны. Традиции Л. Н. Толстого в романе М.
Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Развитие понятия стиля.
Тема 6.9. Путь Григория
Мелехова в романе. Женские
судьбы.
Содержание учебного материала:
2
2
Путь Григория Мелехова в романе. Трагедия человека из народа в поворотный
момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах
романа. Многоплановость повествования.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Трагедия человека из
народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение»
Рассказ (монолог) о жизни от лица одного из героев рассказа.
2
Тема 6.10. А.Н. Толстой.
«Петр Первый». Проблема
личности и ее роль в судьбе
страны.
Содержание учебного материала:
2
2
А.Н. Толстой. «Петр Первый». Тема русской истории в творчестве писателя.
Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Проблема
личности и ее роль в судьбе страны. Образ Петра.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Народ в романе
А.Н.Толстого «Петр Первый». Художественное своеобразие романа».
2
27
Собеседование по вопросам.
Раздел 7.
Проза и поэзия периода Великой Отечественной войны.
16
Тема 7.1. Мир подвига:
проза и поэзия периода
Великой Отечественной
войны.
Содержание учебного материала:
2
3
Мир подвига: поэзия и проза Великой Отечественной войны. Лирический герой в
стихах поэтов-фронтовиков.
Публицистика военных лет. Реалистическое и романтическое изображение войны в
прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Кинематограф
героической эпохи». Письменные ответы на вопросы.
2
Тема 7.2. А.А. Ахматова.
Жизнь и творчество. Тема
любви и «родной земли» в
лирике. Поэма «Реквием».
Содержание учебного материала:
2
2
А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь.
Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…»,
«Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати»,
«Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная
земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма
без героя».Статьи о Пушкине.
Гражданская и патриотическая лирика А.Ахматовой. Поэма «Реквием».
Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической
героини и поэтессы.
Тема 7.3. А.Т. Твардовский.
Жизнь и творчество. Тема
войны и памяти в творчестве
А.Т. Твардовского.
Поэма «По праву памяти»
Содержание учебного материала:
2
2
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Тема войны и памяти в творчестве А.Т.
Твардовского. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти
матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной
персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура, смерть, грозишься
людям».
Творческая история поэмы, ее судьба. (Вступительное слово учителя.)
2. Жизненные реалии 30—40-х годов, их осмысление Твардовским. Образ Сталина,
развенчание его культа. Тема «пяти слов», ее движение и развитие. (Выразительное
чтение главы «Сын за отца не отвечает». Краткие выступления учащихся. Беседа о
содержании и стилистическом строе главы.)
3. Автор в поэме. Исповедальные и биографические мотивы в главе «Перед
отлетом».
28
Жизненное и поэтическое кредо Твардовского, его реализация во вступлении, в
главе «О
памяти». Афоризмы Твардовского, их роль в главе «О памяти».
Тема7.4. «Окопная правда»
лейтенантской прозы.
Человек на войне в повести
Кондратьева «Сашка».
Содержание учебного материала:
2
2
«Окопная правда» лейтенантской прозы. Человек на войне в повести Кондратьева
«Сашка». Исследование природы подвига и предательства, философский анализ
поведения человека в экстремальной ситуации.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Реалистическое и
романтическое изображение войны в прозе В. Кожевникова, К. Паустовского, М.
Шолохова (2 рассказа по выбору).Слайд-шоу. Сочинение-отзыв.
2
Тема 7.5. Б. Пастернак.
Жизнь и творчество.
Философичность лирики Б.
Пастернака. Роман Б.
Пастернака «Доктор
Живаго». Духовные искания
героев.
Содержание учебного материала:
2
2
Б. Пастернак. Жизнь и творчество. Философичность лирики Б. Пастернака.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи»,
«Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне
хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и
«Лейтенант Шмидт».
Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Жанровые особенности. Духовные искания
героев. Судьба Юрия Живаго и судьба автора.
Тема 7.6. Н. Заболоцкий.
Жизнь и творчество.
Утверждение непреходящих
нравственных ценностей в
стихах Заболоцкого.
Содержание учебного материала:
2
2
Н. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Утверждение непреходящих нравственных
ценностей в стихах Заболоцкого. Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О
красоте человеческих лиц» и др.
Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.
Раздел 8.
Литература Русского Зарубежья. Три волны русской эмиграции
8
Тема 8.1. Три волны русской
эмиграции. Обзор
литературы.
Содержание учебного материала:
2
2
Три волны русской эмиграции. И. Бунин, В.Набоков, Вл. Максимов, А.Зиновьев, В.
Некрасов, И.Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества.
Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей
русского зарубежья старшего поколения. Обзор литературы
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Литература русского
Зарубежья. Творчество И.Шмелева, В.Зайцева, А.Ремизова, С.Довлатова».
Сочинение-рецензия.
2
29
Тема 8.2. Творчество
В.В. Набокова. Роман
«Машенька».
Содержание учебного материала:
2
2
Творчество В.В. Набокова. Роман «Машенька».Проблематика и система образов в
романе. Описание эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности.
Образ Машеньки. Смысл финала романа.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Тема родины в романе В.В.
Набокова «Машенька». Собеседование.
2
Раздел 9.
Основные тенденции развития литературы 1950-середины 1980-х годов.
22
Тема 9.1. Основные
тенденции развития
литературы 1950-середины
1980-х годов.
Содержание учебного материала:
2
2
Основные тенденции развития литературы 1950-середины 1980-х годов. Изменения в
общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика
и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.
Тема 9.2. А.И. Солженицын.
Жизнь и творчество. «Один
день Ивана Денисовича».
«Матренин двор».
Мастерство А.И.
Солженицына-психолога.
Содержание учебного материала:
2
2
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений.
Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Иван
Денисович – тип русского национального характера.
А.И. Солженицын “Матренин двор”. Мастерство А. Солженицына психолога:
глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Творчество В.Т. Шаламова.
Слайд шоу. Сочинение-отзыв на «Колымские рассказы».
2
Тема 9.3. Деревенская проза.
Обзор произведений
В. Астафьева, В. Распутина.
Содержание учебного материала:
2
2
Деревенская проза. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность
духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей. Обзор произведений
В. Астафьева, В. Распутина.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Проза В. Астафьева, В.
Распутина». Сочинение-отзыв на роман В. Астафьева или В. Распутина.
2
Тема 9.4. В.М. Шукшин.
Жизнь и творчество.
Содержание учебного материала:
2
2
В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Изображение жизни русской деревни. Рассказы:
30
Изображение жизни русской
деревни. Особенности прозы
В. Шукшина. Тип героя
«чудика» в творчестве В.
Шукшина.
«Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский
прием». Художественные особенности прозы В. Шукшина.
Тема 9.5. Попытка оценить
современную жизнь с
позиций предшествующих
поколений: «Знак беды»,
«Сотников» В. Быкова.
Содержание учебного материала:
2
2
Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений.
Военная проза В. Быкова «Знак беды», «Сотников». Переосмысление событий
Великой Отечественной войны.
Тема 9.6. Н.М. Рубцов.
Тема родины в лирике поэта.
Содержание учебного материала:
2
2
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» и др.
Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые
духовные силы. Гармония человека и природы.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Р.Гамзатов.
Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Р.Гамзатова».
Слайд шоу. Конкурс чтецов
2
Тема 9.7. Урок поэзии.
Поэзия второй половины ХХ
века
(Б. Ахмадулина,
Р. Рождественский,
А. Вознесенский,
Е. Евтушенко,
Б. Окуджава,
В. Высоцкий и др.).
Содержание учебного материала:
2
2
Урок поэзии. Поэзия второй половины ХХ века
(Б. Ахмадулина, Р.Рождественский,
А. Вознесенский,
Е. Евтушенко,
Б. Окуджава,
В. Высоцкий и др.). Основные темы, проблемы, своеобразие стиля. Авторская песня.
Тема 9.8. Драматургия
второй половины ХХ века.
Обзор.
Драматургическая дилогия
А.В. Вампилова
«Провинциальные
Содержание учебного материала:
2
2
Драматургия второй половины ХХ века. Обзор.
Драматургическая дилогия
А.В. Вампилова «Провинциальные анекдоты»
Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия.
31
анекдоты».
Раздел 10.
Новейшая русская проза и поэзия 1980-2000-х годов.
8
Тема 10.1. Новейшая
русская проза и поэзия 1980-
2000-х годов. Обзор.
Содержание учебного материала:
4
2
Новейшая русская проза и поэзия 1980-2000-х годов. Обзор: А.Астафьев,
В.Распутин, В.Ерофеев, В. Войнович, В. Пелевин, Ю.Поляков, Т. Толстая и др.
Тема 10.2. Современный
детектив (обзор).
Содержание учебного материала:
2
2
Современный детектив (обзор). Детективы Н. И. Леонова.
1. «Профессионалы»
2. «Ещё не вечер»
3. «Бесплатных пирожных не бывает!»
4. «Коррупция»
5. «Удачи тебе, сыщик!»
6. «Наёмный убийца»
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Современный детектив и
профессиональная деятельность».
Эссе: «Закон и жестокость (на основе прочитанных детективов».
Сочинение-рассуждение «Детективная литература в профессиональной
деятельности сотрудников правоохранительных органов. Стоит ли читать?»
2
Раздел 11.
Обзор зарубежной литературы
4
Тема 11.1. Обзор
зарубежной литературы (Э.
Хемингуэй «Старик и море»,
Э. М. Ремарк «Три
товарища»).
Содержание учебного материала:
2
2
Обзор зарубежной литературы (Э. Хемингуэй «Старик и море», Э. М. Ремарк «Три
товарища»). Темы, проблемы, система образов.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Сообщения. Презентации.
«Жизнь и творчество Э. Хемингуэя», «Жизнь и творчество Э.М. Ремарка», «Жизнь и
творчество Г. Маркеса». Отзыв на одно из прозаических произведений зарубежной
литературы XX века.
2
ВСЕГО:
274
На закрепление изученного материала:
20
ИТОГО:
294
32
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный;
2. репродуктивный;
3. продуктивный.
33
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения: телевизор, DVD проигрыватель.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной
учебной дисциплины, систематизированной по компонентам
Учебно-методический комплекс общеобразовательной дисциплины
«Литература» включает в себя следующие материалы:
Выписка из Федерального компонента государственного стандарта
общего образования.
Выписка из Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования специальности 031001
Правоохранительная деятельность.
Примерная программа учебной дисциплины «Литература», авторы
Тодоров Л.В., Белоусова Е.И., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки
России,2008.
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература».
Календарно-тематический план.
Методические указания по выполнению внеаудиторных
(самостоятельных) работ.
Материалы промежуточного контроля (тесты, диктанты,
контрольные работы, карточки и др.).
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основная
1. Литература / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2011.
2. Литература: практикум / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2011.
Дополнительная
1. Быков Д. Борис Пастернак. – М., 2008.
2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры.– М.,
2007.
3. Дядичев В.Н. Маяковский в жизни и творчестве.– М., 2008.
4. Ермолаева Н.Л. А.Т. Твардовский в жизни и творчестве. – М., 2010.
34
5. Жук М.И. История зарубежной литературы конца XIX начала XX
века. – М., 2011.
6. Зайцев В.А. История русской литературы второй половины XX
века. – М., 2006.
7. Зарубежные писатели. Биоблиографический словарь./ под ред. Н.П.
Михальской. Москва, 1997
8. “Идет война народная…”: литература Великой Отечественной
войны. М., 2007.
9. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М.,
1998.
10. Краснова Л. Художественный мир А. Блока. – М., 1990.
11. Кременцов Л.П. История русской литературы XX века. Обретения и
утраты. – М, 2008.
12. Марков В.Ф.История русского футуризма. – М., 2000.
13. Михайлов О.Н. Жизнь А.И. Куприна. – М., 2001.
14. Михайлов О.Н. И.А. Бунин в жизни и творчестве.– М., 2010.
15. Ростовцева И.И. Мир Заболоцкого.– М., 1999.
16. Русская литература 1920-1930 годов. Портреты поэтов. – М, 2008.
17. Русская литература 20 века. Очерки. Портреты. Эссе. ч. 1,2 / под
ред. Ф.Ф. Кузнецова. М., 1994
18. Русская литература. 20 век. Справочные материалы./составитель
Л.А. Смирнова. М., 1995
19. Русские писатели. 19 век. Биоблиографический словарь в двух
частях/ под ред. П.А. Николаева. М., 1996.
20. Русские писатели. 20 век. Биоблиографический словарь в двух
частях/ под ред. Н.Н. Скатова. М., 1998
21. Спиридонова Л.А. М. Горький в жизни и творчестве. – М., 2008.
22. Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.
23. Учебник для 11 класса “Русская литература XX века” /под
редакцией В.П. Журавлева. М., 2001.
24. Чалмаев В.А. М.А. Шолохов в жизни и творчестве. – М., 2006.
Интернет-ресурсы
1. http://www.infoliolib.info
2. http://window.edu.ru/
3. http://lib.ru/
4. http://bibliofond.ru
5. http://www.academia-moscow.ru/
6. http://www.twirpx.com
7. http://novruslit.ru
8. http://poem.com.ua/
9. http://rubtsov.id.ru/
10. http://www.abella.in/
11. http://www.evtushenko.net/
12. http://www.bokudjava.ru/
35
13. http://www.shukshin.ru/
14. http://www.solzhenicyn.ru/
15. http://www.e-reading.org.ua
16. http://lit.1september.ru
17. http://www.zpu-journal.ru/
18. http://feb-web.ru/
19. http://militera.lib.ru/prose
20. http://platonov.kkos.ru/
21. http://www.bulgakov.ru/
22. http://az-libr.ru/i
23. http://sovmusic.ru
24. http://www.ostrovskiy-memory.info
25. http://www.tsvetayeva.com
26. http://philologos.narod.ru
27. http://www.vmayakovsky.ru
28. http://slova.org.ru
29. http://biografic.narod.ru/
30. http://www.hrono.info
31. http://poetrylibrary.ru.
32. http://www.ahmatova.ru/
33. http://otvoyna.ru/proza.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий и исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Коды
формируемых
общеучебных и
общих
компетенций
Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения
1
2
3
Знания:
Образную природу
словесного искусства,
содержание изученных
литературных
произведений, основные
факты жизни и творчества
ОК 1-ОК 13;
Социокультурная,
ценностно-
смысловая.
Текущий контроль знаний;
результаты тестирования;
проверка правильности
выполнения лабораторных
работ; своевременное
выполнение
36
писателей-классиков XIX-
XX веков, основные
закономерности историко-
литературного процесса и
черты литературных
напрвлений, основные
теоретико-литературные
понятия.
самостоятельной работы;
проверка результатов
работы с презентацией,
проверка выполнения
письменных заданий,
проведение конкурсов
инсценовок, рисунков,
слайд-шоу.
Умения:
понимание ключевых
проблем изученных
произведений русских
писателей XIX—XX вв.,
литературы народов России
и зарубежной литературы;
понимание связи
литературных произведений
с эпохой их написания,
выявление заложенных в
них вневременных,
непреходящих
нравственных ценностей и
их современного звучания;
умение анализировать
литературное произведение:
определять его
принадлежность к одному
из литературных родов и
жанров; понимать и
формулировать тему, идею,
нравственный пафос
литературного
произведения,
характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного
или нескольких
произведений;
определение в
произведении элементов
сюжета, композиции,
изобразительно-
выразительных средств
языка, понимание их роли в
раскрытии
социокультурная
ОК1-ОК13
Проверка письменных
работ, результатов
тестирования,
своевременная проверка
самостоятельной работы,
проверка сообщений,
докладов, слйд-шоу.
37
идейнохудожественного
содержания произведения
(элементы филологического
анализа);
владение элементарной
литературоведческой
терминологией при анализе
литературного
произведения;
восприятие на слух
литературных произведений
разных жанров,
осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать
прозаические произведения
или их отрывки с
использованием образных
средств русского языка и
цитат из текста; отвечать на
вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту;
создавать устные
монологические
высказывания разного типа;
уметь вести диалог;
написание изложений и
сочинений на темы,
связанные с тематикой,
проблематикой изученных
произведений, классные и
домашние творческие
работы, рефераты на
литературные и
общекультурные темы;
Коммуникативная
ОК1-ОК13
Контроль за структурой и
содержанием
подготовленных устных
выступлений, проведение
конкурсов инсценировок,
чтецов, контроль за
умением работать в
группе, умением
налаживать контакт.
Проверка письменных
работ, результатов
тестирования,
своевременная проверка
самостоятельной работы,
проверка сообщений,
докладов, слайд-шоу.
понимание русского слова
в его эстетической функции,
роли изобразительно-
выразительных языковых
средств в создании
художественных образов
литературных
произведений.
Применение полученных
Речевая
ОК1-ОК13
Контроль за структурой и
содержанием
подготовленных устных
выступлений, проведение
конкурсов чтецов,
контроль за умением
работать в группе,
умением налаживать
38
знаний в собственной
речевой практике,
повышение уровня речевой
культуры
контакт.
Проверка письменных
работ, результатов
тестирования,
своевременная проверка
самостоятельной работы,
проверка сообщений,
докладов, слайд-шоу.
приобщение к духовно-
нравственным ценностям
русской литературы и
культуры, сопоставление их
с духовно-нравственными
ценностями других народов;
формулирование
собственного отношения к
произведениям русской
литературы, их оценка;
собственная
интерпретация отдельных
случаях) изученных
литературных
произведений;
понимание авторской
позиции и свое отношение к
ней;
Воспитание убежденности в
возможности познания
законов развития общества
и использования
достижений русской
литературы для развития
цивилизации и повышения
качества жизни;
готовности к трудоволй
деятельности;
применение знаний по
литературе в
профессиональной
деятельности и
повседневной жизни для
обеспечения безопасности
Ценностно-
смысловая
ОК1-ОК13
Контроль за умением
формулировать
собственные мысли и
умением аргументировать
собственный тезис,
проведение конкурсов
реклам, слайд-шоу,
инсценировок.
Проверка письменных
работ, результатов
тестирования,
своевременная проверка
самостоятельной работы,
проверка сообщений,
докладов, слайд-шоу.
39
жизнедеятельности.