Презентация "Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» (анализ)" 9 класс

Подписи к слайдам:
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» (анализ) Щербакова Е.В. МАОУ СОШ № 2 Г.Реж Отзывы о комедии

"...комедия г. Грибоедова «Горе от ума» - феномен, какого не видали мы от времен «Недоросля». Толпа характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного русского языка в стихах. Все это завлекает, поражает, приковывает внимание...."

(А. А. Бестужев-Марлинский в журнале "Полярная звезда", 1825 г.)

Отзывы о комедии
  • «Характеры «Горя от ума» были настолько живы и убедительны, что современники стали сразу же узнавать в них живых людей»
  • Д.И.Завалишин «Записки декабриста».
  • Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров.
Признаки классицистической и реалистической комедии:

Признаки комедии классицизма

Правила трех единств:

• Единство времени (действие происходит

в течение одних суток).

• Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

• Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Признаки комедии реализма

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.

Условное деление героев на 2 лагеря

Фамусовское общество:

Павел Афанасьевич Фамусов

Софья Павловна, его дочь

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова

Полковник Скалозуб, Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович

Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми

Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка

Антон Антонович Загорецкий

Старуха Хлестова, Репетилов

Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:

Александр Андреевич Чацкий

Двоюродный брат Скалозуба

Племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник»

Александр Андреевич Чацкий

И. А. Гончаров:

"Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.«

Лиза: «...так чувствителен, и весел, и остер...»

Софья: «Остер, умен, крас­норечив, в друзьях особен­но счастлив...»

Краткая характеристика героя Ум Чацкого - могучая сила в борьбе с косностью и деспо­тизмом. В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодум­ный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов. Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм. Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливо­сти века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси». Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского. Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхо­ждению или количеству крепостных, а за его личные достоинства. Павел Афанасьевич Фамусов

Фамилия «Фамусов» проис­ходит

от латинского слова «фама», что

значит «молва»: этим Грибоедов

хотел под­черкнуть, что Фамусов

боится молвы, общественного

мне­ния, но с другой стороны,

в корне слова «Фамусов» есть корень

латинского слова «фамоус» - знаменитый, известный.

Краткая характеристика героя
  • Богатый барин-помещик и крупный чиновник, извест­ный человек в кругу московского дворянства; в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем.
  • По своим взглядам он ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, про­грессивного.
  • Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства.
  • Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец, но властный барин.
  • Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит.
  • Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения.
  • У него грубо-пренебрежительное отношение к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье.
Конфликты пьесы
  • Любовный
  • Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев: Чацкий - Софья Софья - Молчалин Молчалин - Лиза Лиза - буфетчик Петрушка
  • Социальный
  • Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи.

Чацкий

Фамусовское общество

Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высо­кой морали, искренний, честный, бес­компромиссный.

Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и мо­ралью.

Идеалы и ценности Чацкий Фамусов

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

«Кто служит делу,

а не лицам».

Монолог Фамусова (Д.1, Я.5): рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (удовлетворение материальных потребностей и запросов (званый обед), смерть с почестями: «Мир ему! - что за тузы в Москве жи­вут и умирают».

« Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь».

Чацкий о фамусовском обществе
  • Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле.
  • Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели. Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!
  • О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?
  • Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят
  • Ни годы их, ни моды, ни пожары.
  • Как платья, волосы, так и умы коротки!...
  • Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья.
Чацкий Молчалин

Ум с сердцем не в ладу.

Два таланта - «умеренность и аккуратность».

Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист).

Софья о Молчалине:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.

А он безмолвием обезоружит...

От старичков не ступит за порог...

...Молчит, когда его бранят...

? Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких.

Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь
  • Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
  • Надеждами я мало избалован
  • Когда в делах, я от веселий прячусь,
  • Когда дурачиться: дурачусь; А смешивать два эти ремесла –
  • Есть тьма искусников, я не из их числа.
Молчалин о своих принципах и взглядах ...частенько там мы покровительство находим, где не метим.. И награжденья брать и весело пожить… В мои лета не должно сметь свои суждения иметь… Ведь надобно ж зависеть от других…
  • «Мне завещал отец:
  • Во-первых угождать всем людям без изъятья:
  • Хозяину, где доведется жить,
  • Начальнику, с кем буду я служить,
  • Слуге его, который чистит платья,
  • Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
  • Собаке дворника, чтоб ласкова была...»
Чацкий о Молчалине
  • Ума в нем только мало.
  • Услужлив, скромненький.
  • И не богат словами.
  • Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
Критики о роли Чацкого
  • А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.)
  • «В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться».
  • О. М. Сомов 1825 г.
  • «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..­заносчивость и нетерпимость».
Домашнее задание
  • Чем комедия «Горе от ума» привлекает современного зрителя и читателя?
  • Почему пьесу можно назвать актуальной и в 21 веке?
  • Ответить на один из вопросов письменно.
Автор шаблона: Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицея №21 г. Иванова

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Источники

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1003205572.jpg

http://www.literaturus.ru/2015/08/kritika-gore-ot-uma-griboedov-otzyvy.html

http://fb.ru/misc/i/gallery/26550/675825.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/62/941/62941254_1282285746_pic.jpg

http://purplehaze.ru/wp-content/uploads/2015/11/--Gore-ot-uma---Aleksandr-Griboedov-Russkiy-trolling-bessmyislennyiy-i-besposhhadnyiy-2.jpg

http://edufuture.biz/images/3/35/Gore_ot_uma-02.JPG

http://teaps.s3.amazonaws.com/images/harakteristika_chackogo_a_sudi_kto_-4.jpg

http://a4format.ru/index_pic.php?data=photos/42179fea.jpg&percenta=

http://5litra.ru/table_lit/689-komediya-as-griboedova-gore-ot-uma-v-tablicah.html