Гоголь Комедия «Ревизор» Слово о писателе. Знакомство с комедией 8 класс

Н.В.ГОГОЛЬ. Комедия «Ревизор» Слово о писателе. Знакомство с
комедией. 8 класс.
Учитель русского языка и литературы
МОБУ «СОШ №54» г. Оренбурга
Гаврилова Тамара Николаевна
Цель урока:
Обучающая: прививать интерес к русской классической литературе,
познакомить со сценической историей комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и с
особенностями литературного произведения, предназначенного для театра
(пьесы).
Развивающая: развивать аналитические умения и навыки
обучающихся, расширять знания о драматургии, проследить связь
литературы и живописи.
Воспитывающая: формировать положительные нравственные
ориентации, воспитывать интерес к произведениям писателя.
Ход урока.
I Вступительное слово учителя
- Сегодня на уроке мы рассмотрим такую тему.
- Прочтите на доске (через проектор)
СЛАЙД -1
(Писатель-сатирик. Жизненная основа комедии.).
- Понятна ли вам тема урока? (Нет).
- А почему?
(На доске не указаны конкретные названия, что за писатель-сатирик, какая
комедия).
- А узнать все тайны посмотрите внимательно на доску. Перед вами несколько
фамилий поэтов и писателей.
СЛАЙД-2
М.В. Ломоносов
А.С. Пушкин
Н.В. Гоголь
А.П. Платонов
- Подумайте, кого можно считать писателем-сатириком и почему?
(Я думаю, что Н.В.Гоголь, т.к. М.В.Ломоносов писал оды, А.С.Пушкин стихи,
повести, А.П.Платонов — рассказы).
СЛАЙД -3,4
- Верно.
- А о какой комедии идёт речь, подумайте.
(Я думаю, о комедии "Ревизор", т.к. мы её читали дома).
- Правильно!
СЛАЙД-5
- Итак, тема урока "Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии
"Ревизор".
- Как вы думаете, какую цель на уроке мы должны перед собой поставить?
(Познакомиться с произведением классической литературы)
- А какие задачи?
( Узнать историю создания комедии. Узнать некоторые сведения из жизни
писателя-сатирика. Познакомиться с героями комедии.)
СЛАЙД-6
Правильно. Итак, цели нашего урока:
Пополнить сведения о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике.
Дать понятие о драматическом произведении, комедии, слове ревизор.
Раскрыть идейный замысел комедии «Ревизор».
Учиться работать с афишей.
СЛАЙД-7
Давайте поработаем над портретом Н.В.Гоголя.
- Что в данном портрете привлекло ваше внимание?
(Меня удивил выразительный взгляд сатирика). (Мне понравилось причёска, к
тому же она очень необычна).
- О каких чертах характера Н.В.Гоголя можно судить, глядя на портрет?
(Я думаю, что Н.В.Гоголь был добрым человеком, об этом свидетельствуют
глаза).
(А я думаю, что Гоголь был умным, об этом свидетельствует широкий лоб).
- Совершенно верно.
СЛАЙД-8
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я взяла слова В. Г. Белинского:
Гоголь не пишет, а рисует;
его изображения дышат живыми
красками действительности.
Видишь и слышишь их…
В.Г.Белинский
Попробуем и мы с вами на протяжении этого и последующих уроков доказать
правомерность высказывания знаменитого критика и писателя.
Вступительное слово учителя.
Николай Васильевич Гоголь, писатель «загадочный, непостижимо
глубокий, парадоксальный, ни с чем несравнимый».
Гений - всегда загадка, разгадке которого обычно и посвящена
литература, создаваемая каждым новым поколением.
Зачем мы пытаемся разгадать гения?
«Разгадывая гениев, человечество каждый раз разгадывает себя».
Перед вами – лишь малая толика литературы о Гоголе.
- Какие произведения Н.В.Гоголя вам уже знакомы?
(Заколдованное место, Вечера на хуторе близ Диканьки, Вий, Ночь перед
рождеством.)
- К какому роду литературы относятся эти произведения?
- Эпическому (эпосу).
- А к какому роду литературы относится комедия?
- (К драме )
- В чём же особенность драматического произведения?
СЛАЙД-9
В драматическом произведении автор не может рассказать от своего
лица биографию героя, не может описать, как выглядят герои, т. е.
отсутствуют портретные описания, не может раскрыть внутренние
причины поступков героев, прямо высказать свое отношение к ним, т.
е. герои драматичного произведения более «самостоятельны», они как
будто бы меньше зависят от поддержки автора. Таким образом,
наибольшее значение имеет речевая характеристика героя. В основе
развития действия пьесы – конфликт между героями, т. е. столкновение
их интересов.
СЛАЙД-10, 11
Драматургия – род художественной литературы, предназначенной
для театра.
Пьеса, драма драматическое произведение, написанное специально
для театральной постановки.
Комедия драматическое произведение веселого, жизнерадостного
характера, осмеивающее отрицательные качества человеческого
характера, недостатки в общественной жизни, быту.
Ремарка замечание на полях или между строк, пояснение автора
пьесы для режиссера или актеров.
(определения учащиеся записывают в тетрадь)
СЛАЙДЫ -12,13
- Когда же возник интерес Гоголя к театру? Какие факты
биографии писателя говорят о его интересе к театру?
( сообщение учащегося)
Еще в детские годы пробудился интерес Гоголя к театру
«Петербург - большой охотник до театра. Если Вы будете гулять по
Невскому проспекту в свежее морозное утро…зайдите в это время в сени
Александрийского театра;- писал Н.В.Гоголь в «Петербургских
записках»1836г.,- вы будете поражены упорным терпением, с которым
собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов, высовывающего
одну руку свою из окошка. Сколько толпится там лакеев всякого рода,
начиная от того, который пришел в серой шинели и в шелковом цветочном
галстуке, но без шапки, до того, у которого трехэтажный воротник
ливрейной шинели похож на пеструю суконную бабочку для вытирания
перьев!
Тут протираются и чиновники, которым чистят сапоги кухарки и
которым некого послать за билетом.
Тут увидите, как прямо - русский герой, потеряв наконец терпение,
доходит, к необыкновенному изумлению, по плечам всей толпы к окошку и
получает билет. Тогда только вы узнаете, в какой степени видна у нас
любовь к театру. И что же дается на наших театрах?- какие-нибудь
мелодрамы и водевили!»
В 30-е годы XIX века Гоголь серьезно задумывается о будущем
русской комедии.
Писатель считает, что комедия выполнит своё назначение только тогда,
когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в
сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, с наказанием пороков на
глазах зрителей.
- Гоголь, возмущаясь репертуаром наших театров, почти сплошь
состоявшим из переводных пьес, писал в 1835-36г.г.:
«Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь
заморский люд! Разве мало у нас нашего народа? Русских характеров? Своих
характеров!
Давайте нас самих! Давайте нам наших плутов… На сцену их! Пусть
видит их весь народ! Пусть посмеется им!»
СЛАЙД – 14,15
- Расскажите об истории создания комедии «Ревизор.
(заранее подготовленное сообщение ученика)
Гоголь обращается с просьбой о сюжете для новой комедии к
А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-
нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит
написать тем временем комедию».
В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом
ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные
последствия. На основе этой истории Гоголь написал свою комедию
«Ревизор». Над текстом комедии писатель работал 17 лет. История была
типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за
ревизора издателя журнала «Отечественные записки» Свиньина. В городе
Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора,
обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых
рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался
столь характерным для русской жизни, делало его особенно
привлекательным для Гоголя. Он писал в «Петербургских записках 1836
года»: «Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших
плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!». В основе сюжета
комедии переполох среди чиновников, их стремление скрыть от ревизора
свои «грешки». Героем комедии стала чиновничья масса. Гоголь осмеял
тёмные стороны российской действительности: произвол власти,
взяточничество, невежество, хамство, казнокрадство.
В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей города:
ничтожность интересов, лицемерие и ложь, пошлость, чванство, суеверие и
сплетни. В центре комедии оказывается человек, который менее всего
способен вести интриги, игру. Не герой ведёт действие, а действие ведёт
героя.
Комедия была написана Гоголем удивительно быстро за 2 месяца - и
была готова к концу 1835г., но после того, как Гоголю удалось добиться
цензурного разрешения комедии, он беспрестанно поправлял ее текст.
И вот первая постановка спектакля.
СЛАЙД - 16
Сообщение «Премьера спектакля» (сообщение ученика)
Премьера была назначена на 19 апреля 1836 года. Гоголь волновался. Его
тревога была вызвана тем, что весть о первом представлении комедии
облетела весь Петербург. У афиши и касс собирались любители театральных
новостей. Здесь бывали литераторы, студенты, чиновники, купцы, лакеи
богатых господ, присланы за билетами.
Петербург- большой охотник до театра. И вот премьера.
Великолепный зал лучшего в Петербурге театра полон. Ложи и первые ряды
партера сияют звездами сановников и драгоценностями дам.
В царской ложе Николай 1 с наследником, будущим Александром 2. На
галерке теснятся зрители демократического круга.
В театре много знакомых Гоголя- Анненков, Жуковский, Крылов,
Глинка, Вяземский. Анненков вспоминал: «Уже после первого акта
недоумение было написано на всех лицах. Аплодисментов почти совсем не
было, зато напряженное внимание, судорожное, усиленное следование за
всеми оттенками пьесы, иногда мертва тишина показывала, что дело,
происходящее на сцене, страстно захватило сердца зрителей.»
Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал,
желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать
её всерьез. Он понимал, что гнев оказался бы подтверждением правдивости
гоголевской сатиры. Однако, оставшись наедине со свитой, сорвался: « Ну и
пьеска. Всем досталось, а мне более всех.»
Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в
пьесе нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество, вообще
на Россию. Но больше всего Гоголь был потрясен обвинением в том, что он
враг России, что он оклеветал её. Ожесточение против комедии, всеобщее
невежество так огорчили Гоголя, что он почувствовал себя усталым и
больным и вскоре уехал лечиться за границу.
А теперь давайте обратимся к нашей комедии и
поразмышляем у театральной афиши.
СЛАЙД - 17
Первая ситуация для размышления : представьте себе, что вы зрители.
Ещё не прозвенел третий театральный звонок. Ещё не прошелестел
распахивающий театральный занавес, ещё не пахнуло на зрителя особым
воздухом и особым таинственным запахом кулис. Ещё не вышел на
подмостки ни один персонаж спектакля. Вы вошли в зал, удобно
расположились в кресле, окинули взором партер, бельэтаж, ложи, балкон,
раскрыли программку, предвкушая таинство. Спектакль уже начался в вашем
сознании, ведь в руках у вас театральная программка.
Что таит спектакль, о чем пьеса? Попытаемся угадать.
Откроем программки и поразмышляем .
- Название пьесы «Ревизор». А кого называют ревизором? (Разъяснение).
СЛАЙД - 18
Ревизия обследование чьей-нибудь деятельности для установления
правильности и законности действий.
Ревизор должностное лицо, производящее ревизию.
СЛАЙД - 19
А можно ли определить, кем являются герои пьесы?
- Чиновники уездного города.
Учитель: Главным исполнителем государственной власти и её
представителем является городничий. Что это за должность в 19 веке?
У вас на столах есть карточки – это выдержки из исторических
документов. У кого карточка с определением «Городничий»?
Работа с карточками.
Карточка №1 . ГОРОДНИЧИЙ.
Гл. Х1Х. О городничем и его должности.
253. В каждом уездном городе назначается городничий.
Городничий сам и все в городе живущие обязаны клятвою перед всемогущим
богом в сохранении ненарушимо подданнической верности . Городничему
поручается и предписывается бдение, дабы никто, в противность
подданического долга и послушания, в городе ничего не предпринял и не
учинил.
…Городничий должен сохранять в городе благочиние, добронравие и
порядок, иметь смотрение за постами, переправами и улицами, иметь
попечение за казёнными строениями.
«Учреждение о губерниях» 1775
Карточка №2. ПОЧТМЕЙСТЕР
Из словаря В.Даля. Почта - учреждение срочного сообщения, для пересылки
писем, вещей, а иногда и для езды путников. Почтамт в столицах заведует
губернскими почтовыми конторами; им управляет почтдиректор, а
конторами правят почтмейстеры. Почтмейстер - чиновник, управляющий
почтовой конторой.
Карточка №3. СУДЬЯ
Судебные должности были выборные.
Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после
городничего.
Уездный судья большею частью не знал законов и ограничивал свою
деятельность подписыванием бумаг.
Карточка №4. ПОПЕЧИТЕЛЬ БОГОУГОДНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Чиновники, поставленные на местах, должны были следить за созданием
народных школ, сиротских домов, больниц, приютов для бедных, домов
престарелых. Должность надзирателя над этими чиновниками занимал
попечитель богоугодных заведений. Он должен был следить
,
чему и как учат
детей, как содержатся больничные и школьные помещения, как кормят и
содержат больных и престарелых, куда расходуются государственные
средства.
Карточка №5. СМОТРИТЕЛЬ УЧИЛИЩ
Постановление «Об устройстве училищ (24 января 1803 г.)»
В приходских училищах за порядком учения наблюдает смотритель училища
того уезда, к которому они принадлежат.2. В каждом уездном городе должно
быть, по крайней мере, одно уездное училище.3. Смотрители уездных
училищ подчинены губернскому директору во всех отношениях по
училищам, в их ведении находящимся.
Итак, мы узнали о должностных обязанностях чиновников. А теперь
познакомимся с ними поближе.
СЛАЙДЫ – 20-23
Многие актёры исполняли роль городничего. Но особенно удачно сыграл
городничего Щепкин.
(слайд)
Даже царь на представлении много аплодировал и смеялся.
(слайд)
Около 200 лет комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» не сходит со сцены. Ее
ставят крупнейшие театры страны, она экранизирована, издается
миллионными тиражами. Почему и в наши дни комедия пользуется
неизменным интересом?
СЛАЙД - 24
Дома вы уже прочитали пьесу, и, наверное, увидели, что
эпиграфом к комедии Н.В.Гоголь взял слова:
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» Пословица.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Зеркало, скорее всего, театр, который отражает жизнь во всех его
противоречиях.
Комедия высмеивает пороки с целью их уничтожения, изживания.
Эпиграф о волшебной силе искусства.
Итак, как вы думаете, почему до сих пор комедию ставят в театре? В чём
злободневность комедии? Живы герои Гоголя?
И сегодняшний урок мне хочется закончить словами писателя Саши Чёрного
Смех сквозь незримые слёзы
Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
Когда б сейчас из гроба встать ты мог,
Любой прыщавый декадентский щёголь
Сказал бы: «Э, какой он, к чёрту, бог?
Знал быт, владел пером, страдал.
Какая редкость?
А стиль, напевность, а прозрения печать,
А тёмно – звонких слов изысканная меткость?
Нет, старичок… Ложитесь в гроб опять
Пусть их шумят… Но где твои герои?
Все живы ли иль, небо прокоптив,
В углах медвежьих сгнили на покое
Под сенью благостной крестьянских тучных
ив?
Живут… И как живут!
Ты, встав сейчас из гроба,
Ни одного из них, наверно б, не узнал:
Павлуша Чичиков – сановная особа –
И в наше время патриотом стал:
за мёртвых душ зарплату получает.
(Живым она, пожалуй, ни к чему)
Манилов в Думе заседает,
И в председатели был избран по уму
Петрушка сдуру сделался собкором
И что – то мажет в «Правдах» и в «Труде»
Ноздрёв пошёл в охранники – и в этом
Нашёл своё призвание вполне.
Жан Хлестаков работает на студии,
Снимает там сюжеты обо всём
И чувствует себя в родной стихии,
И слава уж гремит о нём.
Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
Как хорошо, что ты не можешь встать,
Но мы живём! Боюсь – не слишком много ль
Нам надо слышать, видеть и молчать?
И в праздник твой,
в твой праздник благородный,
С глубокой горечью хочу тебе сказать:
«Ты был для нас источник многоводный,
И мы к тебе пришли теперь опять, -
Но «смех сквозь слёзы» радостью усталой
Не зазвенит твоим струнам в ответ…
Увы, увы… Слёз более не стало.
И смеха нет».
С. Чёрный
СЛАЙД - 25
Домашнее задание:
1.Прочитать 1-4 действия, готовиться читать выразительно по ролям,
кратко пересказать.
2.Сочинение - миниатюра . «Что увидел Хлестаков во время осмотра
города?»
3. Подготовить сообщение: «Образы чиновников».
А теперь посмотрим на постановку комедии.
Литература:
1. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Турьянская Б.И. и др. 4-е изд. -
М.: 2006. - 240 с.
2. http://www.c-cafe.ru/days/bio/4/069.php
3. Гоголь Н.В. Ревизор. – М.: Художественная литература, 1985. - 160 с.
4. Стародуб К. Гоголь Николай Васильевич // Стародуб К. Литературная
Москва. — М.: Просвещение, 1997. — С. 79-85.