Таблица "Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"" 9 класс
Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Этапы создания
1821 г. - Тифлис - возникает идея и складывается план написания пьесы,
написаны первые два акта.
1823 г. - Москва - С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком
первых двух действий комедии.
1823 г. июль - имение Бегичева - Грибоедов заканчивает работу над двумя
последними актами. В это же время комедия получает свое окончательное
название: «Горе от ума», а не «Горе уму».
1824 г. - Петербург - автор корректирует ранее написанное, о чем сообщает
Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше сказать
рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в
голову приделать новую развязку...»
Середина октября 1824 г. - Грибоедов стал поощрять распространение
рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по
рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж).
15 декабря1824 г. - в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными
сокращениями и исправлениями 7-10 явления первого акта и третье действие.
1833 г. (после гибели Грибоедова) - первое отдельное издание пьесы.
1862 г. - полное, не искаженное цензурой издание.
2. Особенности жанра
Комедия - воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния
общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен
лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума»
определяют как комедию характеров.
Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и
реалистической комедии:
Признаки комедии классицизма
Правила трех единств:
• Единство времени (действие происходит в
течение одних суток).
• Единство места (действие происходит в
доме Фамусова).
• Единство действия (основой для развития
сюжета является приезд Чацкого в Москву).
Признаки комедии реализма
Герои представлены
разносторонне, лишены
односторонности, присущей
комедиям классицизма.
Для дополнительной характеристики
отрицательных героев автор использует
«говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин,
Тугоуховские и др.
Автор свободно обращается с
рифмой и ритмом, пропускает
метрическое ударение, сохраняя
разговорную форму слова.
3. Герои пьесы, расстановка сил
Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:
Фамусовское общество:
Павел Афанасьевич Фамусов
Софья Павловна, его дочь
Алексей Степанович Молчалин, секретарь
Фамусова, живущий у него в доме
Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич
Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон
Михайлович
Тугоуховские, князь и его жена с шестью
дочерьми
Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка
Антон Антонович Загорецкий
Старуха Хлестова, свояченица Фамусова
Г. Н. и Г. Д.
Петрушка, слуга Фамусова
Репетилов
Чацкий и сторонники его
взглядов и убеждений:
Александр Андреевич Чацкий
Двоюродный брат Скалозуба
Племянник княгини
Тугоуховской, «химик и
ботаник»
Краткая характеристика героев
Герой
Краткая характеристика
Павел Афанасьевич
Фамусов
фамилия «Фамусов» проис-
ходит от латинского слова
«фама», что значит
«молва»: этим Грибоедов
хотел подчеркнуть, что
Фамусов боится молвы,
♦ Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он
известный человек в кругу московского дворянства.
Родовитый дворянин: в родстве с вельможей
Максимом Петровичем, близко знаком с
камергером Кузьмой Петровичем.
♦ По своим взглядам он «старовер», ярый защитник
прав крепостнического дворянства, противник всего
общественного мнения, но
с другой стороны, в корне
слова «Фамусов» есть
корень латинского слова
«фамоус» - знаменитый,
известный
нового, прогрессивного.
♦ Поклонник обычаев и образа жизни московского
дворянства.
♦ Гостеприимный, радушный хозяин, интересный
рассказчик, любящий и заботливый отец,
♦ Властный барин, на службе строг со своими
подчиненными, но покровительствует своим
родственникам.
♦ Не лишен практического житейского ума,
добродушия.
♦ Способен на ложь и притворство, вспыльчив,
льстив перед теми, от кого зависит.
♦ Речь героя разнообразна, содержит пословицы,
народные выражения.
♦ В интонациях хорошо прослеживается отношение
Фамусова к другим героям: грубо-
пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня;
льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет
влияние и власть; ласково-покровительственное в
отношении к Софье.
Алексей Степанович
Молчалин
♦ Низкопоклонник и делец.
♦ Стремление к карьере, умение подслужиться,
лицемерие - вот, что составляет основу характера
героя.
♦ Он немногословен: «не богат словами», «ведь
нынче любят бессловесных».
♦ Говорит короткими фразами, тщательно подбирая
слова, в зависимости от того, с кем говорит.
♦ Разработал свою тактику поведения для
достижения заветной цели - высокого положения в
обществе и материальное благополучия.
♦ У него два таланта: «умеренность и
аккуратность».
♦ Не имеет никаких нравственных представлений о
счастье и долге гражданина, о любви и верности. К
Чацкому относится пренебрежительно-
покровительственно, пытается его поучать, как надо
жить в свете.
Сергей Сергеевич
Скалозуб, полковник.
Лиза: «И золотой мешок, и
метит в генералы»
♦ Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в
генералы».
♦ В умственном отношении он недалекий человек
(Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил
сроду»).
♦ Высказывает осуждение всяческому образованию
и просвещению, осуждая своего двоюродного брата.
♦ «Созвездие маневров и мазурки».
♦ Не лишен апломба и высокомерия.
Антон Антонович
Загорецкий
♦ «Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не
садись: продаст!».
♦ «Лгунишка он, картежник, вор».
♦ Иногда делается предположение, что герой может
быть близок к политическому сыску.
♦ Всегда готов участвовать в скандальных историях,
сплетник
♦ «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную
репутацию, принят во всех дворянских домах: «У
нас везде ругают, а всюду принимают», - говорит
Горич.
Репетилов
(фамилия происходит от
французского слова
«репете», означающего
«повторять»)
♦ Стремится прослыть передовым человеком.
♦ Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он
говорит, он не понимает, а просто повторяет с
значительным и важным видом.
♦ Говорливость, быстрые переходы с одной темы на
другую характеризуют внутреннюю пустоту героя.
♦ «Шумит и только».
По своему собственному определению -
«пустомеля».
Софья Павловна
Фамусова
♦ Умная, гордая, с сильным характером, с горячим
сердцем, мечтательная.
♦ Насмешлива, мстительна.
♦ Дает очень точные характеристики гостям в доме
своего отца.
♦ Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного
характера: «Счастливые часов не наблюдают»,
«Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет
из-за угла».
♦ «Это - смесь хороших инстинктов с ложью,
живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и
убеждения, путаница понятий, умственная и
нравственная слепота - все это не имеет в ней
характера личных пороков, а является как общие
черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон
терзаний»)
Александр Андреевич
Чацкий
Лиза: «...так чувствителен,
и весел, и остер...»
Софья: «Остер, умен, крас-
норечив, в друзьях особен-
но счастлив...»
♦ Ум Чацкого - могучая сила в борьбе с косностью и
деспотизмом.
♦ В данном контексте «умный» синоним понятиям
«вольнодумный», то есть человек независимых,
свободолюбивых взглядов.
♦ Патриот, искренне желающий процветания своему
Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм.
♦ Осуждает крепостнические порядки, говорит о
несправедливости века минувшего «покорности и
страха», «века лести и спеси».
♦ Осуждает подражание всему заграничному,
преклонение перед французскими или немецкими
традициями, ратует за развитие национального,
русского.
♦ Считает, что человек заслуживает уважения не по
его происхождению или количеству крепостных, а
за его личные достоинства.
4. Конфликты пьесы
Любовный конфликт
Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих
героев:
Чацкий - Софья
Софья - Молчалин
Молчалин - Лиза
Лиза - буфетчик Петрушка
Социальный конфликт
Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское
общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские,
Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи.
Чацкий и внесценические
персонажи
Фамусовское общество
Типичный образ положительного
Это общество, состоящее из столь
героя - патриот, человек новых
взглядов и высокой морали,
искренний, честный, бес-
компромиссный.
неповторимых по своей индивидуальности
людей, объединено общими взглядами на
жизнь, принципами и моралью.
Идеалы и ценности
♦ «Служить бы рад, прислуживаться
тошно».
♦ «Кто служит делу, а не лицам».
♦ Все ценности и идеалы жизни прописаны
в монологе Фамусова (действие 2, явление
1) и сводятся к следующему - рождение в
знатной семье (крестины у докторши),
сытная и обильная еда (в более широком
смысле удовлетворение всех материальных
потребностей и запросов (званый обед), а
затем смерть с почестями, чтобы о тебе
говорили: «Мир ему! - что за тузы в
Москве живут и умирают».
♦ Я перед родней, где встретиться,
ползком.
♦ Ну как не порадеть родному человечку!..
По отцу и сыну честь.
Чацкий о Фамусовском обществе
Фамусовское общество о Чацком
♦ Хлопочут набирать учителей
полки Числом поболее, ценою
подешевле.
♦ Кому нужда: тем спесь, лежи они в
пыли, А тем, кто выше, лесть как
кружево плели.
♦ Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его спасали: вдруг
На них он выменял борзые три
собаки!!!
♦ О! Если б кто в людей проник: Что
хуже в них? Душа или язык?
♦ Господствует еще смешенье
языков: Французского с
нижегородским?
♦ Дома новы, но предрассудки
стары. Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
♦ Как платья, волосы, так и умы
♦ Фамусов:
«Не служит, то есть в том он пользы не
находит, Но захоти: так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой; И
славно пишет, переводит».
♦ Скалозуб о своем двоюродном брате:
«Но крепко набрался каких-то новых
правил. Чин следовал ему: он службу
вдруг оставил, В деревне книги стал
читать».1
коротки!...
♦ Нечистый этот дух пустого,
рабского, слепого подражанья.
Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на
цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие
злободневные проблемы, которые представлены в репликах героев.
Философский конфликт (вневременной)
В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением
и принципами.
как Чацкий
как Молчалин
Ум с сердцем не в ладу.
Два таланта - «умеренность и
аккуратность».
Искренность, прямота,
свободомыслие, не приемлет
лицемерие и рабство. Защищает
благородство, независимость и
высоту мысли, истинность чувств.
Его путь - путь борца за
справедливость (декабрист).
Софья о Молчалине:
♦ Смотрите, дружбу всех он в доме
приобрел.
♦ А он безмолвием обезоружит...
♦ От старичков не ступит за порог...
♦ ...Молчит, когда его бранят...
♦ Он наконец: уступчив, скромен, тих, в
лице не тени беспокойства и на душе
поступков никаких.
♦ Чужих и вкривь и вкось не рубит.
Чацкий о своих принципах и
взглядах на жизнь:
♦ Чины людьми даются, а люди
могут обмануться.
♦ Надеждами я мало избалован
♦ Когда в делах, я от веселий
прячусь, Когда дурачиться:
дурачусь;
А смешивать два эти ремесла - Есть
тьма искусников, я не из их числа.
Чацкий о Молчалине:
♦ Ума в нем только мало.
♦ Услужлив, скромненький.
♦ И не богат словами.
♦ Он дойдет до степеней известных, Ведь
нынче любят бессловесных.
Литературные критики о характере и роли
Чацкого:
♦ А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869
Молчалин о своих принципах и
правилах:
♦ ...частенько там мы
г.)
«В его озлобленной, желчной мысли, в
его молодом негодовании слышится
здоровый порыв к делу, он чувствует, чем
недоволен, он головой бьет в каменную
стену общественных предрассудков и
пробует, крепки ли казенные решетки... У
него была та беспокойная неугомонность,
которая не может выносить диссонанса с
окружающим и должна или сломить его,
или сломиться».
♦ О. М. Сомов 1825 г. «...он представил в
лице Чацкого умного, пылкого и доброго
молодого человека, но не вовсе
свободного от слабостей: в нем их две. ..-
заносчивость и нетерпимость».
покровительство находим, где не
метим.
♦ И награжденья брать и весело
пожить.
♦ Не смею моего сужденья
произнесть.
♦ В мои лета не должно сметь свои
суждения иметь.
♦ Ведь надобно ж зависеть от других.
♦ «Мне завещал отец: Во-первых
угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья
зла, Собаке дворника, чтоб ласкова
была...»
♦ Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот
поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от
человечности, от протеста против зла.
♦ Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное
безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться.
Литература - еще материалы к урокам:
- Своя игра по произведениям Александра Сергеевича Пушкина 8-9 класс
- Проект по литературе "Художественное своеобразие сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»" 5 класс
- Презентация "Прекрасное в обычном в творчестве К.Г. Паустовского"
- Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ. Литературное чтение 3 класс
- Презентация "Cимволика и подтекст в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»" 10 класс
- Презентация "Творчество великого киносказочника Александра Роу"