Конспект урока "Изображение русского национального характера и тема праведничества в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»" 11 класс
Конспект урока. А. И. Солженицын «Матрёнин двор».
1 из 6.
Конспект урока литературы в 11 классе по теме:
Изображение русского национального характера и тема праведничества в рассказе А. И.
Солженицына «Матрёнин двор».
(Способы выражения авторской позиции в рассказе.)
Предварительное домашнее задание:
1. Прочитать рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор».
2. Вопросы: Каков смысл названия рассказа? В чём особенности композиции рассказа? Какова роль
пейзажа? Как показана жизнь русской деревни 50-х годов? Выделить основные проблемы,
поставленные автором – какие из них являются главными в рассказе?
3. Сопоставить мир матрёниного двора и мир людей: какие эпизоды могут быть сопоставлены, по
каким принципам, какие художественные детали помогают понять идею рассказа, заявленную в
финале?
4. Восстановить биографию Матрёны Васильевны, подготовить рассказ о трагической судьбе
русской крестьянки.
5. Индивидуальные сообщения:
1. Творческая история рассказа, его автобиографичность.
2 Традиции русской литературы 19 века в рассказе (Н. Некрасов, И. Тургенев, Н. Лесков).
3. Мир крестьянской избы и его изображение в рассказе Солженицына.
Писатель, диссидент, лауреат Нобелевской премии,
последний русский классик.
Из статьи в газете за 2003 г.
…В советской литературе произошёл не сразу замеченный
беззвучный переворот. Без мятежа, без тени диссидентского
вызова. Ничего не свергая… большая группа писателей стала
писать так, как если бы никакого соцреализма не было
объявлено. Эту группу правильнее было бы назвать
«нравственники». Ибо сущность литературного переворота
была в возрождении традиционной нравственности.
А. И. Солженицын. Из выступления.
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот
самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
А. И. Солженицын «Матрёнин двор».
Ход урока.
1. Кадры из видеофрагментов по теме «Трагедия русской деревни в 20 веке». Портрет писателя.
2. Слово учителя: Обратим внимание на тему нашего урока и эпиграфы (1 и 2). Каковы, по вашему
мнению, цели и задачи на этом уроке? На предыдущих уроках мы говорили о жизни и творчестве
А. И. Солженицына, о главных его произведениях, поставивших писателя в один ряд с его
великими предшественниками и современниками. Сегодня наша задача – анализ одного из
первых рассказов этого автора. Нам необходимо выяснить, какие проблемы затронуты писателем
и как они решены в рассказе, выявить художественные особенности прозы А. И. Солженицына,
понять, как А. И. Солженицын продолжает и развивает традиции русской классической
литературы. Первые 2 эпиграфа помогают нам понять то, что Солженицын является
продолжателем традиций русской литературы 19 века и в то же время он становится зачинателем
нового представления темы русской деревни 20 века. Хотя в высказывании писателя речь идёт о
«деревенщиках» - В. Белове, В. Астафьеве, А. Яшине и прочих писателях этого направления, но
эти же слова можно отнести и к творчеству самого А. И. Солженицына. Обращаем внимание на
Конспект урока. А. И. Солженицын «Матрёнин двор».
2 из 6.
подзаголовок тема урока: в нём предложена работа на весь урок – вы должны будете заполнить
таблицу, в которой будут сделаны основные выводы по теме урока:
Выводы, обосновывающие авторскую
позицию.
Способы выражения авторской позиции.
3. В течение урока будет работать экспертная группа из 3 человек, которым в конце будет
предоставлено слово для оценки нашей работы.
Вопросы для экспертной группы.
Вопросы для оценки работы учащихся.
1. Как подготовили предложенные сообщения? Какими отметками можно оценить? Какие дать
рекомендации, сделать замечания?
2. Чьи ответы с места в ходе работы на уроке можно оценить? Что в ответах и понравилось?
Кому следует дать рекомендации?
3. Поняли ли учащиеся, на ваш взгляд, произведение, материал урока? На основе чего сделали
такой вывод?
Вопросы для оценки содержательной стороны урока.
1. Интересна, нужна ли такая тема урока?
2. Раскрыта ли данная тема в ходе урока?
3. Нужно ли что-то исправить, изменить, добавить?
4. Что показалось наиболее интересным, удачным?
5. Раскрыт ли идейный смысл рассказа? Сделаны ли основные выводы?
Вопросы для оценки работы учителя.
1. Понятно, чётко ли поставлены цели и задачи урока? Выполнены ли они в ходе урока?
2. Продуман ли ход урока? Построен ли логично, последовательно?
3. Помогал ли учитель сделать верные выводы? Если да, то в какой форме?
4. Как можно оценить весь урок с точки зрения замысла и выполнения?
5. Какие советы и рекомендации можно дать?
4. Сообщение по теме «Творческая история рассказа, его автобиографичность».
Наверное, четвертое августа 1956 года было самым обычным будничным днем в жизни
заведующего тогдашним Курловским районо. В текучке скороспешных дел ему и в голову
не могло прийти, что подписанный им приказ № 64 о назначении в Мезиновскую среднюю
школу нового учителя математики отныне прочно и навсегда войдет в историю русской и
мировой литературы. Да и как, собственно говоря, могла возникнуть такая мысль? Во
внешности нового учителя не было ничего необычного - высокий, крепкого сложения
молодой мужчина с ясным открытым лицом русского интеллигента. Правда, за плечами его
были долгие годы тюрем и лагерей, но в пятьдесят шестом это никого не
удивляло. Странной могла показаться лишь его просьба подыскать школу где-нибудь подальше от
городов и железной дороги, ну да мало ли чудаков на святой Руси. Имя-отчество самые
обыкновенные — Александр Исаевич. И фамилия никому не известная — Солженицын.
Теперь же, тридцать с лишним лет спустя, задним числом обретя прозорливость и мудрость, в
ином свете видим мы этот августовский день и новым глубоким смыслом наполняется каждая деталь,
связанная с пребыванием на владимирской земле Александра Исаевича Солженицына.
…«Летом 1953 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию»
(«Матренин двор»). Кто теперь не знает этих строк, открывающих ставший уже классикой рассказ
Солженицына «Матренин двор», удивительный сплав документа и высокой художественной прозы.
В рукописи, правда, указывался 1956 год, но, по совету Твардовского, Солженицын сменил дату —
цензура не пропустила бы в печать рассказ, связывающий тяжелую изнурительную жизнь русской
Конспект урока. А. И. Солженицын «Матрёнин двор».
3 из 6.
деревни со временем правления Никиты Сергеевича Хрущева. Это была единственная уступка
писателя власти.
В Рязанском облоно, куда обращался Александр Исаевич с просьбой о месте сельского учителя,
ему отказали, и только во Владимире после беседы с областным школьным руководством затеплилась
в душе измученного лагерным адом бывшего политзэка надежда на работу и тихий уединенный
уголок, когда, наконец, можно будет «…ночами слушать, как ветви шуршат по крыше — когда
ниоткуда не слышно радио и все в мире молчит». Поиски этого отрадного уголка затянулись,
начало учебного года торопило с решением, и перст судьбы ткнул в итоге на маленькую
железнодорожную станцию с тоскливым неромантическим названием «Торфопродукт».
Здесь необходимо отметить одну очень важную деталь, которая поможет будущим
литературоведам и биографам Солженицына полнее понять сокровенную идею рассказа «Матренин
двор». В действительности на квартиру к Матрене Васильевне Захаровой нового учителя отвел
завхоз Мезиновской школы Семен Михайлович Бурунов. В рассказе же это делает незнакомая
женщина, с которой герой встречается на маленьком станционном «базарце», и это, конечно же, не
случайно: исстрадавшийся герой ищет успокоения у крестьянской России-матери, и привести его в
деревню Тальново (в действительности — Мильцево) может только женщина. Женская кротость и
доброта, долготерпение, сила и святость — глубочайшие, сокровенные основы самой русской
духовности. Кстати будет вспомнить и об особом почитании на Руси образа — Богородицы.
К счастью, о жизни Солженицына в недолгий мезиновский период мы можем узнать не только по
рассказу «Матренин двор». Александр Исаевич увлекался фотографией, и некоторые его снимки,
сохранившиеся в архиве первой жены писателя, Натальи Алексеевны Решетовской, помогают точнее
представить себе реалии быта и убедиться, насколько точно, до мельчайших деталей, каждое
описание в рассказе.
Детально воспроизведен писателем дом Матрены Васильевны «…с четырьмя оконцами в ряд на
холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным
окошком. Дом не низкий — восемнадцать венцов. (Желающие могут перечесть венцы и убедиться —
их ровно восемнадцать.) Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-
то могучие, и проредилась их обвершка».
И еще один уникальный снимок — уголок интерьера в доме. Тот самый уголок, что отведен был
новому постояльцу, «…я свою раскладушку развернул у окна и, оттесня от света любимые Матренины
фикусы, еще у одного окна поставил стол». «„.Не преминул поставить себе разведку — так
Матрена называла розетку. Мой приемничек уже не был для меня бич, потому что я своей рукой мог
его выключить в любую минуту».
И даже то тусклое зеркало, «…в которое совсем нельзя смотреться…», вот оно, здесь, в простенке
между окон…
Рассказ напечатан в 1963 году в журнале «Новый мир», по рекомендации А. Т. Твардовского было
изменено первоначальное название «Не стоит село без праведника» на «Матрёнин двор».
5. Каким мы увидели повествователя в рассказе?
Вывод: Повествователь – бывший политзаключённый, ищущий спокойствия и возможности жить в
деревне и учительствовать (гл.1 начало «Но что-то начинало страгиваться» ). Его неприятно
поражают неблагозвучные, нетургеневские названия новых русских деревень и в то же время
радует круглая крестьянская речь, исконная, «нутряная», «кондовая» Русь. (Обращаем внимание на
лексическое значение этих слов.) Единственный, кто понял истинную натуру Матрёны Васильевны,
был этот человек, да и то не сразу, а лишь после её смерти. Перед нами человек, который
задумывается о проблемах русской деревни, о сущности национального русского характера, душой
болеет о том, что происходит с деревней, куда движется жизнь, как меняется человек.
6. Сообщение по теме «Мир крестьянской избы и его изображение в рассказе Солженицына».
Вывод: Многие писатели, в том числе и Солженицын, основой нации и хранителем национальных
традиций видят крестьянство. Поэтому повествователь и искал исконную, «нутряную», «кондовую»
Русь. Он и нашел её на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы, во Владимирской области.
Конспект урока. А. И. Солженицын «Матрёнин двор».
4 из 6.
Новое, социалистическое проникает и в глубинку, лишь немногие жители деревни Тальново
сохранили устои прежнего, и в дом Матрёны пришли приметы нового, но они не изменили
сущности натуры этой женщины, она осталась той же, что и прежде, неся в себе черты
национального русского характера, воплощая идеал русской женщины, как он был заявлен в
литературе 19- начала 20 века.
7. Песня на слова Н. А. Некрасова «Тройка».
8. Сообщение по теме «Традиции русской литературы 19 –20 века в рассказе». – 1 часть. (Некрасов,
Тургенев)
9. Почему эту часть урока я начала со стихотворения Н. А. Некрасова?
Вывод: В рассказе повествуется о трудной жизни Матрёны Васильевны, её судьба продолжает
галерею русских женщин, начатую поэтом и дальнейшем пополненную русскими писателями-
«деревенщиками».
10. Задания: 1. Найти портрет Матрёны Васильевны, зачитать детали его, которые важны для
характеристики героини. 2. Рассказ о трудной жизни героини. 3. Как вы думаете, почему ей дано
автором такое имя?
11. Отрывок из повести А. Яшина «Баба-яга» - монолог Устиньи. С какой целью я включила этот
отрывок в урок?
12. Групповая работа по домашним вопросам: Какие проблемы затронуты автором в рассказе? Какие
из них, на ваш взгляд главные?
- Проблемы русской деревни, коллективизации и её последствий, тема «раскрестьянивания
крестьянства». Как они раскрыты в произведении?
- Нравственная проблематика: на чём держится жизнь русская, «чем люди живы»?
Автор скупо повествует о жизни русской деревни, о тяготах довоенной и послевоенной жизни, судьбе
русской деревни и крестьян. Но не это становится главным в его рассказе. В центре его – история жизни
и гибели главной героини рассказа – Матрёны Васильевны, которая несёт в себе и индивидуальные
черты и глубоко обобщённый облик русской крестьянки 20 века. Финал рассказа обращает нас к
философско-нравственному осмыслению произведения.
13. Песня на стихи С. Есенина «Забава». Какие черты народного характера мы ещё не затронули?
(Вера, христианское мировоззрение, нравственные ценности русского крестьянства.)
14. Обращаем внимание на лексическое значение слова «праведник». В каком значении употреблено
в рассказе? В произведениях каких писателей мы уже встречались с темой праведничества?
15. Сообщение по теме «Традиции русской литературы 19 –20 века в рассказе». – 2 часть (Н. С.
Лесков).
16. Почему Матрёну Васильевну можно назвать праведником? Какие черты характера позволяют её
отнести к праведникам? (Чтение отрывка из рассказа после смерти М. В.) Почему к Матрёне так
относятся на селе?
- Трудолюбие.
- «И М. не могла отказать…» Безотказность.
- «Не берёт она денег». Бескорыстие. Бессеребренничество. Отсутствие жажды
накопительства.
- Милосердие, жалостливость.
- Отзывчивость, готовность помочь всем.
- Отсутствие злобы, зависти. Сердечность и простота.
- Отсутствие любопытства, чуткость и внимательность, бережное отношение к людям.
- Совестливость, «у тех людей всегда лица хорошие, кто в ладах с совестью своей».
- Терпеливость.
Задание: доказать пересказом отдельных отрывков правильность наших выводов.
17. Можно ли считать Матрёну верующим человеком? («Сколько жил я у неё – никогда не видал её
молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!» и мне
Конспект урока. А. И. Солженицын «Матрёнин двор».
5 из 6.
всякий раз «с Богом!» говорила, когда я шёл в школу». Иконка Николая Угодника, святой угол,
лампадка по праздникам, святая вода)
18. Как входит в рассказ предощущение трагедии? Как погибла Матрёна? ( Композиция рассказа –
вступление: «Только машинисты знали и помнили. Да я». История со святой водой. Горница –
разрушение крестьянской избы, двора, мира – это крушение жизни Матрёны. Нет, ей на жаль
горницы для приёмной дочери, но «для Матрёны было это – конец её жизни».
19. Обращаем внимание на 1 и 2 лексическое значение слова «добро». Какое смысл вкладывает
автор рассказа в это слово, употребляя его в тексте? ( Он противопоставляет эти два лексических
значения: «Что добром нашим… постыдно и глупо». Парадокс: жажда добра во втором значении
приводит ко злу – добро в первом значении оказывается непонятым и смешным, осуждаемым и
порицаемым. Поэтому и Матрёна не понята и осуждаема в селе. )
20. В рассказе есть два образа-антипода. Что это за образы? В чём они резко противопоставлены?
(Матрёна и Фаддей.)
21. «Перебрав тальновских, я понял, что Фаддей был в деревне такой не один».
Задание: сопоставив мир Матрёниного двора и мир людей доказать эту мысль. Какие сцены можно
сопоставить? Что можем наблюдать в людях деревни, когда читаем эпизоды пьянки после погрузки
горницы, похороны Матрёны, делёж скудного имущества (добра) Матрёны?
Мир Матрёниного двора
Мир людей
Колченогая кошка, взятая из жалости, коза,
мыши, тараканы:
«редкое быстрое шуршание мышей» +
«слитный, единый, непрерывный, как далёкий
шум океана, шорох тараканов» … «в нём не
было ничего злого, в нём не было лжи.
Шуршание их - была их жизнь».
«безмолвная, но живая толпа» фикусов.
Жизнь людей – это тоже шуршание, мышиная
возня ради наживы накопительства, но в этой
жизни ложь и зло, вражда:
«слетелись три сестры» (как коршуны на
добычу); «захватили избу, козу и печь» (как
враги, оккупанты); «выпотрошили 200
похоронных рублей» (как грабители, мясники);
фальшь, ложь в словах «Вечная память!» во
время похорон, вынесенные фикусы.
Вывод: Что явилось причиной гибели Матрёны: её неразумность, как считают окружающие, или
автор видит причину в чём-то другом?
22. Обращаем внимание на лексические значения слова «двор». Какой смысл вложен в название
рассказа? (Сюжетная канва, конфликт из-за наследства, третий эпиграф. Разрушен Матрёнин
двор, не стало самой хозяйки, не стало праведника, остались люди, одержимые жаждой
накопительства, наживы, в которых не осталось человечности, добра. Двор – это не только дом с
участком, но и село, и город, и страна, Россия. Если уйдут из людских сердец те качества,
которыми обладала Матрёна, разрушится весь свет, его основы, превратится в «шуршание»
жадных и корыстных людей. Ведь о смерти героини помнят лишь машинисты да повествователь,
а искренне переживают немногие люди (Кира, её муж, «вторая Матрёна», да и то скорее от того,
что чувствуют свою вину) и мыши.
23. Сделать основной вывод по теме урока. Праведник – это человек, живущий по заповедям
Христа, сохраняя «живой дух веры» Он противопоставляет веру – безверию, любовь –
ненависти, прощение – отмщению, милосердие – злобе, единение – разобщённости, жизнь
вечную – смерти физической. Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской любви
к людям движет его поступками. Но эта неистребимая «потребность русской души» (Н. Лесков)
оказывается в 20 веке разрушенной, уничтоженной, истреблённой. Куда же движется мир,
построенный по иным законам? – вот вопрос, который волнует писателя-«нравственника».
24. Слово экспертной группе.
Конспект урока. А. И. Солженицын «Матрёнин двор».
6 из 6.
Раздаточный материал.
Праведник 1. Святой, пребывавший в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных
условиях семейной и общественной жизни.
2. Человек, живущий по заповеди «люби ближнего твоего» и добродетельного («вера без
дел мертва» - Иаков), смысл жизни такого человека – сострадание и помощь ближнему. Праведник
проживает «изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив
ближнего и не осудив пристрастного врага» (Н. Лесков «О героях и праведниках»), он религиозен,
ориентирован на национальный идеал жизни, деятелен, но существо его деяний состоит не в
преобразовании среды (мир создан Богом, абсолютен и вечен), а в доброделании, в стремлении к
любовному единению с людьми, к духовному совершенствованию.
ДОБРО 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Желать добра кому–н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям.
Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь
зла (посл.). Д. Должно быть с кулаками (афоризм).
2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра.
2. О ком-чём–н. Плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром не надо.
ДВОР 1. Участок земли между домовыми постройками одного владения, одного городского участка.
Детская площадка во дворе.
2. Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками, отдельное крестьянское хозяйство.
Деревня в сто дворов.
2. Отгороженный от улицы участок земли с надворными постройками при отдельном доме, усадьбе.
Ворота во д. Сарай во дворе. Скотный, птичий, конский д. (в усадьбе: для содержания скота,
птицы, лошадей).
КОНДОВЫЙ
2. Исконный, сохранивший старые обычаи, устои (устар.). Кондовое купечество.
НУТРЯНОЙ
2. Извлечённый из внутренностей животного. Н. Жир. Нутряное сало.
2. перен. Глухой, как бы исходящий изнутри, из чрева. Н. Голос. Н. Кашель, смех.
Домашнее задание: развёрнутый письменный ответ на вопрос «Образы праведников в русской
литературе» (сравнительный анализ)
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Образ дерева в поэзии Серебряного века" 11 класс
- Конспект урока "Образ дерева в поэзии Серебряного века" 11 класс
- Методическая разработка "Новеллы о любви"
- Конспект урока "Только человек ответственен за добро и зло (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)" 11 класс
- Конспект урока "Он не заслужил света, он заслужил покой. (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)" 11 класс
- Методическая разработка "М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Особенности композиции. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами" 11 класс