Конспект урока "Образ дерева в поэзии Серебряного века" 11 класс
1
Урок литературы в 11 классе.
Тема урока «Образ дерева в поэзии Серебряного века».
Пусть слово излучает свет,
во тьму не
канет…
В. А. Пономарева
Цели урока.
1. Помочь учащимся понять, какую роль играют сквозные образы в поэзии С.
Есенина, М. Цветаевой.
2. Закрепить навыки интерпретации стихотворения.
3. Формировать ученика как субъекта возрождения духовно- нравственной
культуры.
Оборудование: портреты С. Есенина, М. Цветаевой; картины русских
художников-пейзажистов, музыкальное сопровождение (песни на стихи С.
Есенина, И. Сурикова)
Ход урока.
Учитель.
Сегодня мы снова обратимся с вами к поэзии Серебряного века: к одному из
самых интересных и загадочных явлений в русской культуре начала 20 века.
Стихи поэтов Серебряного века прекрасны, круг их тем широк. Очень часто
2
центром их произведений становилась природа. Прежде чем я объявлю тему
нашего урока, предлагаю вам викторину «Угадайте по стихотворным строкам
произведение и автора».
1. Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
(А. Фет «Весенний дождь»)
2. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М. Лермонтов )
3. Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
(А. Майков «Пейзаж»)
4. Сон берез, задумчивый и тихий,
Синева, улыбка и покой,
3
Я иду по розовой гречихе,
Трогая глазами и рукой.
(П. Орешин «Сон берез»)
5. Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик березы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
(Б. Пастернак «Золотая осень»)
6. Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
4
Весь траурный наряд.
(А. Фет)
7. Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озерных.
Тянул, смеясь, веселый Лель
Лучи волосьев черных.
И сам Ярило пышно увенчал
Их сеть листвою заостренной
И, улыбаясь, разметал
В лазури неба цвет зеленый.
(С. Городецкий «Береза»)
Учитель.
- Чем объединены эти стихотворные строки?
В центре этих стихов – образ дерева. И это не случайно. Давайте перенесемся в
далекое прошлое и узнаем, во что верили наши предки, славяне, как они
представляли себе мир.
Сообщение ученика о Мировом Древе.
Мир казался нашим предкам похожим на огромное яйцо, которое снесла
«космическая птица». Посередине славянской вселенной расположена сама
Земля. Верхняя часть - наш живой мир, мир людей. Нижняя - Нижний мир, мир
5
мертвых. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот
почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». На любое из
небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает
всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом
жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол
взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба. В кроне
дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле.
Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону
дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве
символизировали доброе начало. У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси. У
корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки.
Почему именно этот образ, образ дерева, стал одним из основных в славянской
мифологии? Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим
душу. Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить
дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у
порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т.д. Существовали
отдельные священные деревья и целые священные рощи. Вспомним русские
народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:
– «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят
внуки».
– «Дерево от плодов, а человек от дел познается».
Древо Жизни, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно
объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое Древо – это символ
бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о
бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к
жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Образ
Мирового Древа – древа жизни или познания – существует в культурах многих
народов мира.
6
Ученица читает стихотворение К. Бальмонта «Славянское древо».
Учитель
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как изображали дерево в своих стихах
поэты Серебряного века. Обратимся к творчеству С. Есенина.
Слайд №1 «Портрет С. Есенина». Звучит романс «Клен ты мой опавший, клен
заледенелый…»
Есенинская поэзия с ее напевностью, звучностью и чистотой выросла на русской
фольклорной почве. Образы клена и березы в его стихах создавались под
влиянием народных традиций «деревного» образотворчества.
Проверка домашнего задания.
Класс был поделен на две группы. Первая группа получила задание: «Образ
березы в творчестве С. Есенина». Вторая группа – «»Образ клена в стихах С.
Есенина».
Учащимся было предложено выполнить задания:
1. Выразительное чтение стихов о березе, о клене.
2. Подготовка по словарю традиционных символов материал, связанный с
названиями березы, клена.
3. Выписать из стихов поэта строки, иллюстрирующие роль сквозных образов в
его поэзии и сделать вывод.
Выступление первой группы «Образ березы в поэзии С. Есенина».
На фоне слайдов с картинами И. Грабаря «Февральская лазурь»,А.К.
Саврасова «Грачи прилетели», «Сельский вид», И. И. Левитана «Березовая роща»,
7
А. И. Куинджи «Березовая роща» читаются стихи «Белая береза», «Пороша»,
«Береза»
Сообщение учащегося.
В фольклоре береза – символ девушки; выражает значение чистоты, ясности,
светоносности.
Есенин очень любил незатейливую природу среднерусской полосы. Он по- новому
показал ее красоту: ширь полей и лугов, леса, деревушки. Но любимым образом
поэзии С. Есенина, олицетворяющим Россию, была береза. Береза для поэта –
живое существо, милая девушка в русском сарафане, с сережками и лентою в
косе. О березе он пишет с любовью и нежностью:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Недаром в одном из стихотворений он называет Россию «страной березового
ситца».
Выступление второй группы «Образ клена в поэзии С. Есенина».
На фоне слайдов с картинами Читаются стихи «Я покинул родимый дом»,
«Слышишь – мчатся сани…», «Исповедь хулигана», «Там, где капустные
грядки…», «Я усталым таким еще не был», «Клен ты мой опавший…», «Метель».
Сообщение учащегося.
Природа – главная стихия творчества Есенина. Многие стихи проникнуты
ощущением неразрывной связи с жизнью природы («Сыплет черемуха снегом…»,
8
«Не жалею, не зову, не плачу…»). Есенин обращается к природе, когда
высказывает сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем.
Природа у поэта олицетворена: березка подобна девушке или матери, клен –
подвыпившему сторожу. Очеловечивание природы свойственно народной поэзии,
и стихи Сергея Александровича насыщены мотивами деревенского крестьянского
быта.
Одной из характерных черт крестьянского быта является появление в
творчестве поэта клена. Впервые образ клена в поэзии Есенина появляется в
маленьком стихотворении «Там, где капустные грядки…» и, претерпев
множество различных изменений, проходит через все творчество поэта,
достигая кульминационного изображения в известном стихотворении «Клен ты
мой опавший…».
Можно заметить, что образ клена в лирике Есенина появляется там, где поэт
затрагивает тему сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и с
людьми, пьет, скандалит, духовно болен. Важно то, что клен во многих стихах
выступает как лирический герой. Клен – это разудалый парень, с копной
непричесанных волос (у клена круглая крона, похожая на копну волос). Отсюда и
сходство:
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Образ клена создавался Есениным под влиянием народных традиций, фольклора,
на которых рос и воспитывался сам поэт. Поэт характеризует клен с разных
сторон: с точки зрения возраста (старый клен, клененочек маленький), процесса
старения (подгнивший клен), зависимости внешнего вида от времени года (клен
опавший, кленов голых)
9
Создавая образ клена, Есенин стремился сблизить реальность и образность,
поэтому целый ряд слов он употребляет в прямом значении (старый, маленький,
подгнивший), в других же случаях он использовал метафору (клен на одной ноге)
Учитель.
Итак, образ березы и клена – сквозные образы в творчестве С. Есенина. Береза в
его стихах – это символ Родины, а клен - спутник его нелегкой судьбы,
«двойник» лирического героя.
Слайд «Портрет М. Цветаевой». Звучит песня на стихи И. Сурикова «Рябина».
Учитель
Еще в 1916 году М. Цветаева написала стихотворение «Красною кисть рябина
зажглась…» (читает стихотворение). А. И. Павловский в книге «Куст рябины»
писал: «Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на
излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной
и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения».
Чтение и анализ стихотворения «Рябину Рубили…»
- Проследим, как меняется поэтическая мысль от начала к финалу.
Выделим ключевые слова.
Рябина. Подберем к этому слову рифму (судьбина, Марина). Не случайно слово
рябина рифмуется с именем поэтессы: рябина символ судьбы М. Цветаевой.
Судьбина. Найдем синонимы к этому слову (участь, доля, судьба). Какой эпитет
употребляет Цветаева с этим словом? (Горькая – значит тяжелая, трудная).
Седыми спусками. Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим
словосочетанием? (Первая седина в волосах, которая появилась от переживаний,
перенесенных лирической героиней)
10
Судьбина русская. Объясним лексический повтор: судьбина горькая – судьбина
русская. (Это развернутая метафора: рябина как судьба Марины, рябина как
судьба русская)
Таким образом, Цветаева ощущает неразрывную связь своей судьбы с судьбой
Родины. Даже находясь в эмиграции, она не представляет жизни без России, не
может прервать связь с Родиной, продолжая любить ее беззаветно. Особенно
остро это чувство любви выражено в удивительном стихотворении «Тоска по
родине…». Чем же удивительно это стихотворение?
Чтение стихотворения «Тоска по родине…»
- Давайте прочитаем стихотворение без двух последних строк. Изменится ли его
смысл?
(Все стихотворение, кроме двух последних строк, - это исповедь отчаявшегося,
измученного человека, равнодушного, не замечающего, где, среди кого, в каком
времени он вынужден жить, на каком языке его понимают окружающие. Казалось
бы, ни о какой любви к Родине здесь речь не идет, если бы не пронзительные
последние строки:
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина…
На протяжении 38 строк Цветаева уверяла читателей (а прежде всего саму себя) в
нелюбви к Родине, но последние строки перевернули стихотворение, и тоска по
Родине становится живой неизбывной болью. Исследователь С. Рассадин писал:
«Приходит в голову мысль – странная, если не выразить резче: а если, не приведи
Бог, сердце остановилось на 38 строке…что тогда мы сказали бы об этих
стихах?»
11
Таким образом, рябина для М. Цветаевой не только символ ее горькой судьбы, но
и символ Родины, России…
Заканчивая урок, я хочу прочитать вам стихотворение поэтессы, нашей землячки,
В. А. Пономаревой, для которой рябина – символ творчества:
Поставь рябиновую ветвь
на стол в стакане,
И в темноте дрожащий свет
не перестанет
Струиться от ее плодов,
мерцать тревожно…
О, как хотелось бы для слов
того же!
Чтоб мысль, родившая строку,
хранила чувства
И повторялась на веку
тысячеустно.
Пусть слово излучает свет,
во тьму не канет…
Поставь рябиновую ветвь
на стол в стакане.
Домашнее задание: интерпретация стихотворения К. Бальмонта «Ясень»
Литература - еще материалы к урокам:
- Методическая разработка "Новеллы о любви"
- Конспект урока "Только человек ответственен за добро и зло (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)" 11 класс
- Конспект урока "Он не заслужил света, он заслужил покой. (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)" 11 класс
- Методическая разработка "М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Особенности композиции. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами" 11 класс
- Конспект урока "М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Судьба автора и его героя" 11 класс
- Конспект урока "Любовь должна быть….! (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет»)" 11 класс