Конспект урока "Только человек ответственен за добро и зло (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)" 11 класс

Урок – беседа в 11 классе (2 часа).
Только человек ответственен за добро и зло (по роману М.А.Булгакова «Мастер
и Маргарита»).
Цель: рассмотреть филосовско-этические проблемы романа, тему веры,
совести, роль библейских глав.
Предварительно класс разбит на 3группы, каждая из которых готовит
материал об одном из центральных героев романа (Иешуа, Понтии Пилате,
Волонде).
Ход урока:
I. Слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с личностью Михаила Афанасьевича
Булгакова, с особенностями их творчества, с историей создания романа
«Мастер и Маргарита», любимого дитя его фантазии, романа сложного,
многопроблемного, имеющего сатирико-философскую направленность.
Почему же так востребован М.Булгаков, его проза и драматургия и в наши
дни? Почему одним из самых читаемых булгаковских произведений является
роман «Мастер и Маргарита», написанный более семидесяти лет назад?
Не потому ли, что наше общество страдает от тех же пороков, что и герои
романа? И не потому ли, что писатель ставит те же проблемы нравственности,
что волнуют и нас с вами?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, разобраться в характерах и
поступках героев романа, понять позицию автора, мы в ходе беседы и анализа
эпизодов романа должны ответить на следующие вопросы, которые являются
главными и стягивают все сюжетные линии книги:
Как в романе прослеживается судьба вечных человеческих ценностей?
Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс?
Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств,
ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам,
идеям?
Роман Булгакова – произведение о нравственной ответственности человека
за свои поступки. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему
понять Иешуа как человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь
бродячего философа, он пытается склонить Иешуа к компромиссу, а когда это
не удается, уговорить первосвященника Каифу помиловать Га-Ноцри по
случаю наступления праздника Пасхи.
Проблему нравственного выбора, основных критериев человеческого
поведения автор раскрывает на примере Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри.
Обратимся к библейским главам.
Цель: проследить, каковы меры ответственности человека за свои поступки.
Выступления учащихся 1 и 2 групп.
1 группа.
2 группа.
1. Как ведет себя Понтий Пилат в
сцене допроса Иешуа? Наблюдая
за авторскими ремарками и
репликами героев, покажите,
какие свойства души Понтия
Пилата, его внутреннего
состояния вы обнаружили. (И
жалость, и человеческое
сострадание, и соучастие).
2. Но вместе с этим что еще?
3. В чем драматичность образа
Понтия Пилата?
1. Кто же такой булгаковский
Иешуа?
2. Чем он отличается от
евангельского Иисуса?
Иисусу 33 года, а Иешуа – 27.
Происхождение: мать Иешуа –
женщина сомнительного
поведении, а отец – сириец,
родителей не помнит.
Отсутствие учеников (у Христа
12 апостолов, у Иешуа –
только Левий Матвей, неточно и
4. Почему загнанный в угол
необходимостью предать смерти
бродячего философа, он про себя
произносит: «Погиб!», а затем
«Погибли!»?
5. Когда наступает нравственный
катарсис осознания Понтием
Пилатом своей вины?
(Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как
свободная личность. Поэтому Пилат
для Булгакова не просто трус,
фарисей, отступник. Его образ
драматичен: он и обвинитель и жертва.
Ситуация осложняется еще и тем, что
действуя от имени Тиберия,
олицетворяющего собой государство,
Понтий Пилат испытывает к
императору чувство брезгливости,
отвращения.
Достаточно вспомнить, как в
роковую минуту одобрения смертного
приговора в сознании прокуратора
возникает отвратительный облик
Тиберия («…на этой плешивой
голове…»).
Что движет здесь Понтием
Пилатом? (страх).
Но здесь возможна и другая
мотивировка отступничества римского
прокуратора.
невнятно записывающий
некоторые мысли и слова
учителя).
Как изменен характер
проповеди?
Оставлены лишь нравственные
положения: «Все люди добрые…»
И после смерти единственный
ученик Левий Матвей не смог
выполнить своего главного намерения
сократить страдания Иешуа на
кресте.
Иуда не повесился, а убит по
приказанию Понтия Пилата, который
хочет успокоить свою совесть.
Вывод: Булгаков переосмысливает
библейские тексты, даже
полемизирует с ними. Иешуа Га-
Ноцри не похож на Сына Божьего, он
обычный смертный человек,
проницательный и наивный, мудрый и
простодушный. Вместе с тем это и
воплощение чистой идеи, высший
прообраз человека и человечества.
Ишуа беззащитен и слаб физически,
но силен духовно, он провозвестник
новых человеческих идеалов.
Ни страх, ни наказания не могут
заставить его изменить идее добра,
милосердия.
Будучи по природе своей
конформистом, Понтий Пилат требует
конформизма и от Иешуа.
Конформизм – приспособленчество,
пассивное приятие порядка вещей,
мнений.
Но когда тот не идет на
соглашательство и продолжает
развивать свои «безумные идеи», он
для Пилата становится преступником.
Иешуа опасен для тоталитарного
утопическими идеями Рима своими
утопическими идеями о «царстве
истины и справедливости», где не
будет власти ни кесарей, ни какой-
либо иной власти».
Опасен он и тем, что безгранично
верит в преобладание доброго начала в
любом человеке.
Жизненный опыт убедил
прокуратора в обратном. Вот почему
он кричит страшным, сорванным
командами голосом непреклонному в
своей вере в «царство истины» Иешуа:
«Оно никогда не настанет!»
Позвольте, я зачитаю несколько
ваших письменных ответов, где вы
писали о нравственном
отступничестве…
Критиками образ Иешуа трактуется
неоднозначно. Некоторые, например,
не считают его высшим нравственным
идеалом, утверждая, что гуманизм
Иешуа бездеятелен, ничего не
способен изменить в мире.
Так ли это?
Да, булгаковский Иешуа не деятель,
он проповедник, носитель вечного
идеала, вершина бесконечного
восхождения человечества на пути к
добру, любви и милосердию.
Тема нравственного отступничества, конформизма сопряжена в романе с
темой искупления.
Как наказан Понтий Пилат за свою трусость и нравственное
отступничество?
Понтий Пилат, наказанный памятью человечества за свое
отступничество, томится в одиночестве двенадцать тысяч лун.
Писатель проецирует выбор римского прокуратора на вечность, на весь
ход мировой истории. Конкретно – временной спор Понтия Пилата и Иешуа об
истине, добре превращается во вневременной спор. В нем отражен вечный
конфликт идеального и реального, общечеловеческого и социально
политического. Отсюда и возникают три утверждения:
Не зло, а добро.
Не вера, а истина.
Не власть, а свобода.
В густонаселенном мире булгаковского романа существует не только
Иешуа, прообраз Христа, но и сатана – Воланд со своей свитой.
3 группа.
Трудность понимания образа Воланда объясняется его многомерностью.
Покажите это на основе текста. (он и характер, и идея. Он и реален в
чем его реалистические подробности. Он и существо иного,
фантастического, потустороннего мира – он вездесущ, ему подвластны
пространство и время. Докажите это).
Описание внешности Воланда.
Пересказ и комментарий нескольких ярких эпизодов «дьяволиады»
(например, знакомство Берлиоза с Воландом, сеансы черной магии,
великого бала Сатаны).
Как его все окружающие воспринимают?
Какова же его сюжетно-композиционная роль в романе?
Какова связь между его поступками и авторским выбором эпиграфа к
роману?
Чем булгаковский Воланд похож и не похож на своих литературных
предшественников?
Вывод: Воланд – это своеобразная антитеза Иешуа как противопоставление
зла добру. Воланд вобрал в себе многие черты других духов зла: Сатаны,
Вельзевула, Люцифера, Асмодея. Более всего он связан с Мефистофелем Гете.
Их духовное родство закреплено уже самим эпиграфом к роману. Но, в отличие
от Мефистофеля, булгаковский персонаж не сеет беспричинно зла, не является
духом искушения. А некоторые черты Воланда (бесстрашное всевидение,
гордое одиночество) сбличают его с Демоном Лермонтова.
В Воланде виден дух иронии, сомнения и отрицания. Всевидящему
булгаковскому герою мир открыт без румян и грима. Он рассматривает
человека «человечество с определенной дистанции – культурной, временной, -
стремясь выявить несовершенное в них.
Жизнь при этом предстает в борьбе противоположных взаимоисключающих
начал. Вместе сходятся день и ночь, свет и тьма, добро и зло. В связи с этим
любое суждение о мире оказывается односторонним, ибо одностороннее добро,
но переступив грань, оно уже не является добром, а истина, возведена в
абсолют, превращается в свою противоположность.
Воланд причастен к самому движению жизни, в которой условием ее
продолжения является отрицание. Он высмеивает, уничтожает при помощи
свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно
оскудело, утратило высокий идеал.
Князь тьмы проводит свой вечный эксперимент, вновь и вновь испытывая
деяния людей, их мировую историю, выверяет вечно и что обязано погибнуть,
сгореть в очистительном пламени.
Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты,
бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и
этим служит добру.
Домашнее задание: письменный ответ на вопрос «Кого спасет лунная
дорога?»