Конспект урока "Сатирическое и фантастическое в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита""

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ «ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И САТИРИЧЕСКОЕ В
РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Ц е л и :
1. рассмотреть способы раскрытия сатиры и фантастики романа;
2. определить значение образа Воланда в раскрытии идейного содержания
произведения;
3. Способствовать формированию навыков анализа текста
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Опрос и вывод по «ершалаимским» главам романа
Вывод по «ершалаимским» главам романа
II. Актуализация новых знаний
Известна следующая оценка романа Булгакова: «Мастер и Маргарита» роман не
только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории
русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и
гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и
бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому Мастеру, не только как
история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая
теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения».
Каков же образ булгаковской Москвы 30-х годов? Какова роль сатирического и
фантастического в романе?
2. Р а б о т а п о г р у п п а м
1 группа. «Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» по
плану:
1) Найдите и запишите зарисовки быта и нравов Москвы 30-х годов, отразившие «как
личные наблюдения Булгакова, так и литературные источники»
2) найлите и запишите свидетельство авторского отношения к данным сценам
3) перечислите и проанализируйте авторские художественные приемы в создании
этих сцен романа?
2 группа
1. Найдите толкование термина «сатирическая буффонада»
Как изображен советская Москва? Как соотносится изображение Москвы и
буффонада?
Дайте толкование термина « реализм»
Как изображена библейская Иудея?
Вывод
3. Р а б о т а с т е к с т о м .
1 . А н а л и т и ч е с к а я б е с е д а
Кто такой Воланд, чем он занимается, с какой целью прибыл в постреволюционную
Москву?
Обратимся к эпиграфу романа. (…так кто ж ты, наконец?
Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.)
В чем заключается его смысл?
Он взят из трагедии Гете «Фауст»и относится к образу Мефистофеля
Найдите описание Воланда и сопоставьте его с традиционными изображениями героя
трагедии Гете (например, портрет Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно
«Фауст»).
1. «Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и
широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально,
так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась,
подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак,
скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на
необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».
2. «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий
любого до дна души, и левый пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход
в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону,
правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие
параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжег
загар».
Какой можно сделать вывод?
Вывод Сходство Воланда с традиционным изображением Мефистофеля очевидно.
какова деятельность Воланда и его свиты?
Он все видит, но не изменяет. Люди, «не заслуживающие света», после смерти
остаются в ведомстве Воланда, и лишь после их смерти Воланд вершит свой суд,
определяя их дальнейшую судьбу.
Приговор Воланда основан только на фактах
Не возмездие осуществляет Воланд, а справедливость: каждый получает по той мере, в
какой нарушил при жизни этические нормы.
Милосердие и сострадание чуждо Воланду, ведь оно мешает принимать справедливые
решения
Гениальное разоблачение Воланд проводит во время сеанса черной магии в Варьете.
Задание. Передать содержание главы .
Вывод.Москвичи разоблачают себя сами. Пошлая жизнь, алчность, распущенность
волнами взмывают в варьете, и ни у кого не возникает вопроса о цене; следствие из
этого – позор и унижение.
Вывод Воланда печален: «Люди как боги. Любят деньги, но ведь это всегда было…
Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны... ну, что ж… и милосердие иногда
стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…
квартирный вопрос только испортил их…»
Каковы похождения Коровьева и Бегемота.
Москвичи страдают не от самого Воланда, а от проделок его свиты. Похождения
Коровьева и Бегемота составляют отдельную сюжетную линию романа.. Москва
оказывается прибежищем всех смертных грехов: поступками жителей столицы руководит
тщеславие, зависть и алчность, они легко впадают в гнев, прелюбодействуют и
чревоугодничают. Казалось бы, только уныние им несвойственно осмеянию и
посрамлению.
Зло разлито в московском мире, и именно с ним связываются традиционные
представления об аде.
В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и
ничтожества, лицемеры и приспособленцы. Они лгут, наушничают, воруют, берут взятки,
и, до тех пор пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удается.
Работа с текстом.
Задание. Проанализируйте деятельность Алоизия Могарыча
Задание Пранализируйте деятельность Степы Лиходеева
Вывод. Писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием,
напротив, по его мнению, как и по мнению русского философа И. Ильина (автора книги
«О противлении злу силою»), «привести в чувство» людей, закосневших в зле, возможно
только силой, потому что эти люди ведут себя по-человечески (во внешнем смысле) лишь
тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, воплощает в романе принцип
справедливости, возмездия, но не добра.
III. Итог урока.
Что же такое добро и зло в романе Булгакова? Совпадает ли это с вашим
представлением?
В чем значение «московских» глав романа? Какова роль фантастических
персонажей?
Домашнее задание.
Проанализируйте эпизод «Маргарита на балу у Сатаны».