Судьба произведений Михаила Булгакова (романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита»)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального
образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
Судьба произведений Михаила Булгакова (романы «Белая
гвардия» и « Мастер и Маргарита») (статья)
Подготовил преподаватель русского языка и литературы
Перевизник Раиса Анатольевна
Кемерово 2015
Наше знакомство с творчеством М. А. Булгакова состоялось как бы в
ретроспективе. Сначала еще в 60-е годы XX века «Мастер и Маргарита» -
последний роман писателя, а потом, до начала 90-х годов, открытие нового
Булгакова в «Белой гвардии» и «Днях Турбиных», «Роковых яйцах» и
«Собачьем сердце». Может быть, в этом есть и свой смысл, ибо в «Мастере и
Маргарите» нашло отражение все, что пережил Булгаков на своем веку, - и
счастливое, и тяжелое, все его мысли и открытия.
Отношение к творчеству писателя было явно настороженным: одни его
произведения, например, «Дьяволиада» просто не замечались, в других
(«Роковые яйца») усматривалась «прямая враждебность», «Собачье сердце»
вообще не печаталось у нас до 1987 года. Но и те, что были напечатаны («Дни
Турбиных», выросшие из романа «Белая гвардия»), вызвали резкие нападки
критики. Даже в доброжелательных отзывах отмечалось, что у Булгакова «нет
писательского миросозерцания, тесно связанного с явной общественной
позицией».
1
Классовой, пролетарской позиции Булгаков действительно не имел и не
стремился иметь. Любая политика была чужда писателю, он был против того,
чтобы вожди разных мастей всякий раз вовлекали народ в новую резню во имя
своих «великих» идей. Именно этой мыслью проникнута его пьеса «Дни
Турбиных». То, что происходило в 1918-1919 годах в его родном Киеве, как и
по всей стране, он рассматривал с чисто человеческой позиции. Он видел: кто
бы ни захватывал в городе власть немцы ли с гетманом, петлюровцы или
большевики, - неизбежно лилась кровь, и сотни людей умирали в мучениях, а
другие сотни и тысячи еще страшнее ожесточались. Насилие рождало еще
большее насилие. И трудно сказать, к каким необратимым сдвигам в психике и
сознании людей это могло привести. Пожалуй, это больше всего волновало
писателя.
В пьесе показаны сложнейшие переживания героев: Турбиных,
Мышлаевского, Студзинского, Лариосика. «Как быть?» - вот вопрос, который
пытаются решить герои, глубоко потрясенные событиями, меняющими уклад
их жизни, чувств, мыслей. Мы видим не только интеллигентных людей,
вынужденных принимать или не принимать революцию, но и тот лагерь,
который противостоял ей, - гетман и его приспешники, петлюровцы. Как
гуманист Булгаков не принимал античеловеческое начало, в каких бы формах
оно ни проявлялось и от кого бы ни исходило.
Драматическое действие в «Днях Турбиных» развивается как бы в виде
концентрических кругов, закручивающихся в спираль, где основной силой
оказывается народ. Он несет в себе бурю, и от него зависят судьбы Гетмана,
Петлюры и честных интеллигентов, белых офицеров Алексея Турбина и
Виктора Мышлаевского. Семейные сцены переплетаются с историческими.
Замкнутый уют дома Турбиных за «кремовыми занавесками» взрывается
социально значимыми событиями. Кульминации действие достигает в сцене,
где Алексей Турбин своей властью распускает артиллерийский дивизион,
состоящий из юнкеров и студентов. Сквозь эту драматическую сцену
просвечиваются и судьба исторических событий, и судьбы героев. Алексей
Турбин говорит юнкерам, что он не желает участвовать в «балагане» и
защищать Гетмана, который сбежал, бросив на произвол судьбы русскую
армию. Не желает он вести свой дивизион и к Деникину. Как честный офицер,
он понимает, что белому движению пришел конец. Народ сделал свой выбор:
«Народ не с нами. Он против нас. Значит, кончено. Гроб. Крышка». И потому,
как человек чести, он складывает оружие.
Трагизмом проникнут и финал пьесы, несмотря на звуки
«Интернационала», под которые вступает в город Красная Армия. Гибель
Алексея Турбина, тяжелое ранение Николки, разрушение привычного уклада
жизни все это свидетельствует о тех огромных потерях, которые понесла
страна в гражданской войне. Булгаков, рисуя это трагические события,
стремится «стать бесстрастно над «красными» и «белыми» ради тех истин и
нравственных ценностей, которые именуются вечными.
Роман «Мастер и Маргарита» можно считать итоговым в творчестве
писателя. Он содержит много смысловых пластов и открывается нам на разных
уровнях понимания. Главное, что заставляет размышлять, - это противостояние
свободы и несвободы, которое проходит через весь роман.
Уже в первых главах библейского сюжета Иешуа, арестованный, зверски
избитый, приговоренный к смерти, чувствует себя свободным. А
могущественный римский прокуратор Понтий Пилат, в руках которого жизнь и
смерть любого жителя Иудеи, свободы не знает. Он раб своей должности,
карьеры. И хотя он действительно хочет спасти Иешуа, он не может этого
сделать.
И в московских главах подавляющее большинство персонажей окованы
путами инструкций, догм, установлений. Это и трамвайная кондукторша,
которая, увидев в вагоне Кота, дающего ей гривенник на билет, заявляет:
«Котам нельзя! С котами нельзя.…Слезай, а то милицию вызову».
И служащие Управления Зрелищ, которые по воле начальства поют в хоровом
кружке песню «Священный Байкал». Это и литературные критики, говорящие
не то, что хотели бы сказать.
Все эти «невольники» - дети своего времени, все жильцы «нехорошей
квартиры», где «два года тому назад…начались необъяснимые происшествия:
из этой квартиры люди начали бесследно исчезать». Люди исчезали, а комнаты
их оказывались почему-то «запечатанными». И те, кто еще не исчезли, не
напрасно опасаются, как сосед Маргариты Николай Иванович: «Нас услышит
кто-нибудь…»
Булгаков довольно снисходителен к тем, кто лишился свободы не по
своей воле, и совершенно безжалостен к тем, кто сам себя заточил в темницу: к
буфетчику варьете, который обворовывает не только посетителей буфета, но и
свою собственную жизнь, лишив себя естественных человеческих радостей.
Особенную неприязнь автор испытывает к Берлиозу, начитанному,
эрудированному человеку и…неисправимому догматику. Он редактор и
наставник молодежи, отучающий эту молодежь мыслить самостоятельно и
свободно.
Во всей Москве есть одно заведение, где люди раскрепощаются,
становятся самими собой. Это клиника Стравинского, сумасшедший дом.
Только здесь освобождаются от несвободы хоровики, а поэт Иван Бездомный
от берлиозовских наставлений и своего стихоплетства.
Всем этим разновидностям несвободы противостоит внутренняя
независимость Мастера, роднящая его с Иешуа. Роман его плод свободного
труда, в котором не было ни малейшего насилия автора над собой. Он даже не
сочинял, а угадывал то, о чем писал в своем «Пилате», никаких руководящих
установок, тут быть не могло. Отсюда ярость критиков романа тех, кто
продал свою свободу, к тем, кто сохранил ее в себе.
Маргарита по натуре тоже вольная птица. До встречи с Мастером у нее
было все, что нужно для счастья женщины: красивый, добрый муж, роскошный
особняк.… Но она не была счастлива ни одной минуты. Ей был нужен Мастер,
и она угадала его среди тысяч людей так же, как он ее. И в крохотной
подвальной квартирке у Арбата воцарилось счастье: свобода, творчество,
любовь.
Разрушено это счастье было тогда, когда «ближние» уличили Мастера в
том, что он не похож на них: не так мыслит, не то чувствует. И Мастеру ничего
не оставалось, как идти в сумасшедший дом.
Несвобода победила свободу. Но, победив, она бессильна оказалась
уничтожить, растоптать то, чем были полны души Мастера и Маргариты. На
поклон к своим душителям они не пошли и пощады не просили. Они предпочли
другое: искать спасения у потусторонней силы.
2
Именно она, эта сила, и
позволяет героям романа не только сохранить свою свободу, но и ощутить ее с
особой, недоступной в реальной жизни полнотой.
Да, Мастер уходил в потусторонний мир, чтобы здесь дождаться того
часа, когда мир реальный обновится и вновь потребует его к себе. И наше
знакомство с «Мастером и Маргаритой» есть, по замыслу Булгакова, акт
освобождения Мастера, возвращения его к своему народу.
Информационное обеспечение
1. Яновская, Л. Творческий путь Михаила Булгакова. [Текст] / Л. Яновская. М. :
Слово, 1989. 182 с.
2. Булгаков, М. Мастер и Маргарита. [Текст] / М. Булгаков. М. : Вологда, 1997.
534 с.