Методическая разработка "М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Особенности композиции. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами" 11 класс

Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославский градостроительный колледж
Методическая разработка
учебного занятия по дисциплине
«Литература»
для всех специальностей
Ярославль 2016 г.
Аннотация
Учебное занятие по дисциплине «Литература» разработано с применением элементов
технологии КСО (Коллективный способ обучения). При разработке занятия использовались такие
приемы технологии, как обратная методика Ривина, методика взаимотренажа, методика
взаимопередачи тем, выступление на малой группе. Методическая разработка учебного занятия с
использованием технологии КСО предназначена для преподавателей, ведущих данную
дисциплину, с целью оказания помощи преподавателям в организации эффективной учебной
деятельности учащихся.
Пояснительная записка.
Данная работа представляет собой методическую разработку занятия по дисциплине
«Литература» по теме «М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Особенности композиции.
Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами».
Занятие построено с использованием педагогической технологии КСО (коллективный способ
обучения). При КСО коллективная форма изучения материала выдвигается как ведущая, основная
и системообразующая. Основной принцип данной технологии - принцип сотрудничества,
непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу. Этим принципом
обусловлено использование определенной структуры учебного занятия, которая соблюдена в
данной методической разработке:
I этап. Проверка домашнего задания.
II этап. Ввод в тему.
III этап. Осмысление.
IV этап. Первичное закрепление.
V этап. Рефлексия.
Подобное построения занятия при коллективной форме обучения дает возможность
трудиться на занятии всем студентам. При этом соблюдается еще одна важная основа технологии
это наличие воспитательного и здоровьесберегающего аспекта: он заключен в ситуации общения
(ученик учитель, ученик - ученик). Для создания ситуации успешного общения в данной
разработке использованы такие методики и приемы технологии КСО, как:
- обратная методика Рвина (на этапе актуализации знаний, полученных на предшествующем
занятии);
- работа в сводной группе (на этапе осмысления);
- методика взаимотренажа (на этапе проверки домашнего задания: знания текста романа; в
домашнем задании к следующему занятию);
- методика взаимопередачи тем (на этапе осмысления, при изучении нового материала);
- выступление на малой группе (на этапе рефлексии);
- таблица учета освоения темы (на этапе осмысления);
- индивидуальный лист контроля за совместной деятельностью (на этапах осмысления и
рефлексии).
Применение названных приемов позволяет создать ситуацию партнерства, сотрудничества,
чего так не хватает в образовательном процессе. Благодаря использованию данных приемов КСО
студенты учатся формулировать свою точку зрения, углубляется понимание материала, возрастает
познавательная активность, улучшаются взаимоотношения в студенческой группе.
Методическое обоснование занятия.
Тема занятия: «М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Особенности композиции. Сочетание
фантастики с философско-библейскими мотивами».
Цели занятия:
1. Образовательные:
- выделить особенности художественного стиля М.А.Булгакова;
- определить композиционные особенности романа;
- рассмотреть библейские главы и связанные с ними философские и этические проблемы романа;
- выявить авторскую позицию.
2. Развивающие:
- развивать речевую компетентность;
- развивать навыки грамотной устной речи;
- развивать навыки работы с научной литературой;
3.Воспитательные:
- формировать у студентов сознательное отношение к собственной речи;
- формировать навыки групповой и индивидуальной работы;
- воспитывать способность объективно оценивать работу сокурсников (поддерживать дух
толерантности, принимая точку зрения других);
- формировать коммуникативные навыки;
- способствовать сплочению коллектива;
- формировать стремление добиваться сознательного усвоения материала.
Категория обучаемых: студенты колледжей, учащиеся общеобразовательных школ.
Учебный курс: Литература.
Количество часов: 2 часа.
Базовый учебник: Ю.В.Лебедев Литература: учебное пособие для учащихся 10 класса средней
школы. Ч.1. М.:Просвещение, 1994.
Вспомогательная литература: Русская литература XX века: учебник для общеобразовательных
учреждений/ Чалмаев В.А.[и др.]; - М.: Просвещение, 2005
В мире литературы 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Г. Кутузов [и
др.]; -М.: Дрофа, 2003 – 370 с.
Оборудование: слайды для мультимедийной презентации, карточки взаимотренажа, крточки для
работы в парах сменного состава, таблица учета учвоения изучаемого материала, алгоритм работы
и индивидуальный лист контроля за совместной деятельностью на экране.
Методы: использование методов педагогической технологии КСО: обратная методика Ривина,
методика взаимотренажа, методика взаимопередачи тем, выступление на малой группе.
Тип занятия: комбинированный.
Используемая технология: КСО (коллективный способ обучения).
Формы работы:
- коллективная (работа в сводных группах, выступление в малых руппах );
- парная (выполнение заданий в парах постоянного и сменного состава);
- индивидуальная (сообщение студента в форме презентации, самостоятельное освоение
материала карточек, заполнение индивидуального листа контроля за совместной деятельностью).
Модель занятия:
Оргмомент.
I.Проверка домашнего задания.
Приемы:
- работа в парах постоянного состава с карточками взаимотренажа;
- работа в парах постоянного состава по обратной методике Ривина.
II. Ввод:
1) Информационный ввод
Приемы:
- слово учителя;
- выступление студента с презентацией.
2) Организационный ввод
Приемы:
- слово учителя.
III. Осмысление.
Приемы:
- работа по взаимопередаче тем в парах сменного состава и в сводных группах
IV. Первичное закрепление.
Приемы:
- выступление на малой группе.
V. Рефлексия.
Приемы:
- заполнение индивидуального листа контроля за совместной деятельностью.
Домашнее задание к занятию:
1. Повторить лекцию «Жизнь и творческая судьба М.А.Булгакова».
2. Презентация студента «роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Перечитать «Ершалаимские» главы.
Домашнее задание после занятия:
1. Составить карточки взаимотренажа по изученной теме.
2. Подготовить рассказ по роману о любви Мастера и Маргариты.
3. Составить сравнительную характеристику Мастера и Га-Ноцри.
Ход занятия.
Оргмомент
- организация дежурства;
- оформление учебной документации (журнал учебных знаний, рапортичка)
I этап. Проверка домашнего задания.
Обратная методика Ривина. На прошлом занятии мы начали знакомство с
личностью Булгакова. В результате работы в парах сменного состава с
материалами биографии писателя у каждого из вас в тетрадях остался план.
Всего получилось 6 пунктов. Сейчас, работая в парах постоянного состава,
вы будете использовать обратную методику Ривина, чтобы вспомнить
содержание прошлого занятия. Напоминаю, что вам надо восстановить по
плану содержание изученного текста. У каждого будет 5 минут, чтобы
рассказывать три пункта.
(Образец записи в тетрадях:
1. Киевские годы (1891-1920)
а) детство (воспитание и гимназия);
б) юность (медицинский факультет университета, увлечения русскими
писателями театром. Раннее сочинительство.
2. Прифронтовые госпитали и медицинская практика (1916- 1918г)
3. Первые московские годы (1921-1925г)
а) борьба за существование;
б) журналистская деятельность;
в) писательская деятельность.
4. Булгаков и театр.
5. Годы кризиса (1929-1931)
а) письмо «Правительству СССР»;
б) Булгаков- режиссер -ассистент во МХАТе;
в) начало работы над романом «Мастер и Маргарита».
6. Последние годы жизни (1936-1940г.)
Сегодня мы продолжим изучение творчества Михаила Афанасьевича
Булгакова и обратимся к изучению известного романа «Мастер и
Маргарита». Цель нашего занятия: выделить особенности художественного
стиля Булгакова и через них прийти к пониманию философских и этических
проблем романа, понять позицию автора. Тема занятия записана на доске:
«Мастер и Маргарита». Особенности композиции. Сочетание фантастики с
философско-библейскими мотивами». Запишите ее.
Методика взаимотренажа. Дома вы прочитали роман. Используя карточки
взаимотренажа, попробуем выявить, насколько внимательно прочитано
произведение. У каждого из вас карточка с вопросами на знание текста
романа. У вас будет 10 минут для того, чтобы провести взаиотренаж в парах
постоянного состава. В результате этой работы вы сможете оценить уровень знания
текста партнером по работе и свой собственный. Не забудьте подписать на
карточке свою фамилию, фамилию партнера и выставить ему отметку.
Карточка 1.
1) Что в антирелигиозной поэме Ивана Бездомного вызвало неудовольствие
Берлиоза? ( То, что Иисус Христос реальная, а не мифическая
По подробному
плану необходимо
восстановить (или
получить)
содержание
текста.
Прорабатывая все
пункты плана,
студент в итоге
получает
целостный текст
своей темы. После
этого он может
взяться за другую
тему и, имея план
новой темы,
прорабатывать его
аналогичным
образом.
Методика
взаимотренажа
предназначена
для организации
процессов
повторения,
закрепления,
тренировки.
Способствует
личность)
2) 2) Какой эпиграф начинает произведение “Мастер и Маргарита” ? (Из
Фауста Гете так кто ж ты, наконец? часть той силы, что вечно хочет
зла и вечно совершает благо”).
3) 3) Что пытались предпринять писатели и поэты, узнав о смерти своего
товарища (Отбить коллективную телеграмму)
4) Какими словами называл Иешуа даже жестоких стражников (Добрыми
людьми).
5) Атеизм Ивана Бездомного быстро улетучивается, как только он
понимает, что имеет дело с нечистой силой. Что он берёт в руки и
прикалывает на себя? (Зажжённую свечу и бумажную иконку).
6) Кто предскажет смерть Берлиоза ? (Воланд).
7) Какое самое главное событие произошло в жизни Понтия Пилата, и он
это понял. (Решение Понтия Пилата на суде о судьбе Га-Ноцри ).
8) Почему Мастер не достоин света? (Он проявил слабость, когда сжег свой
роман и не продолжил борьбу).
Карточка 2.
1) Как погибнет Берлиоз? ( Ему отрежет голову трамваем).
2) Какие конкретные детали сообщит Воланд о смерти Берлиоза? (
Аннушка и пролитое масло, водитель- девушка комсомолка)
3) Что Берлиоз принял за галлюцинацию в воздухе? (Явление Фагота-
Коровьева).
4) Как назывался роман Мастера? («Понтий Пилат»).
5) В каких местах и событиях присутствовал Воланд кроме патриарших
прудов, Москвы? ( У Канта, в древнем Иерусалиме около двух тысяч лет
назад, в других местах начала двадцатого века, также в иной реальности).
6) Как звали Мастера? него нет имени, Мастером его называла
Маргарита).
7) Чем награжден Мастер в финале романа? (Ему даровали покой, т.к. света
он не заслужил).
8) Что Булгаков называет в романе самым страшным грехом? кто из
персонажей наказан за него? (самый страшный грех трусость. наказаны
Понтий Пилат, Мастер)
II. этап. Ввод.
1) Информационный ввод.
Стиль многих произведений Булгакова (цикл рассказов «Дьяволиада»,
повести «Роковые яйца», «Собачье сердце», пьеса «Багровый остров», роман
«Мастер и Маргарита») можно определить как фантастический реализм. В
этом смысле литературным предшественником Булгакова является Гоголь.
Нетрудно заметить, что принципы изображения Москвы в романе
«Мастер и Маргарита» отчетливо напоминают принципы изображения
гоголевского Петербурга: сочетание реального (конкретность
формированию
коммуникативной
компетенции
Информационн
ый ввод помогает
студенту глубже
разобраться в
материале. Цель
информационного
ввода - создать у
обучаемого общее
представление о
теме,
возможность
топографических и временных характеристик тогдашней Москвы, улицы и
здания, дом 302-бис) с фантастическим (фигуры Воланда, Азазелло, Геллы,
огромного говорящего кота Бегемота), странного с обыденным, социальной
сатиры и фантасмагории (тема отчужденной бюрократической власти, мотив
безумия). Следует отметить, что глубинная связь с гоголевской традицией
хорошо осознавалась самим Булгаковым. Не случайно он обращался к
сюжету «Мертвых душ» (написал их драматическую версию для театра, а
также историю новых похождений Чичикова в советской России). В
большинстве произведений Булгакова присутствует социальная сатира,
неизменно сочетаемая с иронией, гиперболой, гротеском и юмором на грани
абсурда. Среди наиболее характерных типажей булгаковской сатиры
мещанин-обыватель, бюрократ, чиновник от литературы. В «Собачьем
сердце» гротескно-сатирически представлен не только идеологический миф
о «пролетарии» как «новом человеке» (реальный Клим Чугункин и
фантасмагорический Шариков), но и образ партийного функционера-
культуртрегера (Швондер), и тип чудаковатого ученого, не ведающего, что
творит (доктор с говорящей в данном случае фамилией Преображенский).
Можно предположить, что триада «Преображенский Швондер
Шариков» символически соответствует революционному процессу,
осмысляемому в сатирической перспективе: именно интеллигенция, первой
признавшая революцию, породила в России агрессивный феномен «нового
человека» и осознала свою историческую «ошибку» слишком поздно, когда
у власти были уже такие, как Швондер.
В романе «Мастер и Маргарита» наиболее остросатирические страницы
посвящены чиновникам от литературы, идеологическому диктату в
литературе и бездарным писателям-графоманам, стремящимся угодить
режиму. При изображении этих людей и явлений используется широкий
спектр приемов, от говорящей или содержащей «намек» фамилии (Ариман
одно из традиционных имен духа зла; псевдоним «Иван Бездомный»
напоминает о Максиме Горьком, Артеме Веселом, Максиме Голодном, но
особенно о Демьяне Бедном, который был автором сатирико-
пропагандистских «антирелигиозных» поэм).
Чтобы еще лучше вспомнить роман, один из студентов подготовил
презентацию, с которой он сейчас и познакомит. Постарайтесь оценить,
насколько полно и оправданно подобран материал.
2) Организационный ввод.
Далее вы будете продолжать работу по методике Ривина в парах
сменного состава и в свободной группе. Для этого два ряда студентов
разворачиваются друг к другу и пересаживаются так, чтобы образовались
группы по 4 человека. ряд у окна будет изучать тему занятия, работая в
парах сменного состава.
У каждого на столе имеются подробные инструкции, напоминающие
процедуру работы по методике Ривина: таблица учета освоения темы
ориентироваться в
материале, а затем
в парах
постоянного
состава находить
место для каждой
вновь полученной
информации.
Вводится
информация
учителем, но еѐ
ввод происходит
и во время
просмотра
фильма, в ходе
экскурсии.
В качестве
информационного
ввода
предлагается
также
презентация,
подготовленная
студентом.
В
организационном
вводе
преподаватель
напоминает
студентам
процедуру работы
в парах сменного
состава и в
сводной группе.
сводных группах он у координатора). На экране алгоритм работы в парах
сменного состава; в сводной группе этот алгоритм используется также.
Прочитайте алгоритм, если что-то непонятно, спрашивайте. На все карточки
у вас 50 минут. В результате работы в тетрадях должны появиться ответы на
вопросы I и (или) II уровня. Уровень сложности каждый выбирает сам.
Таблица учета освоения темы находится в приложении.
Алгоритм работы по взаимопередаче тем:
1. Назовите свою тему, познакомьте с содержанием заданий и
требований к усвоению темы своего партнера. Запишите на полях
тетради его фамилию.
2. Расскажите партнеру содержание одной части текста.
3.Подождите, пока партнер прочитает этот текст про себя.
4.Обсудите содержание данной части (задайте друг другу вопросы, впишите
необходимые сведения в тетрадь партнера).
5.Следите за выполнением партнером заданий первого уровня сложности,
проконтролируйте его, проконсультируйте по возникшим вопросам.
6.Работайте по передаче своей темы до конца по алгоритму.
7.Ваш партнер передает вам свою тему по приведенному алгоритму.
8.Обменяйтесь дидактическими карточками и выполняйте задания второго
уровня.
9.Сверьте выполненные задания, обсудите результаты. Если возникли
разногласия, обратитесь к учителю.
11.Поблагодарите друг друга и ищите нового партнера по листку учета.
12.Работайте дальше по алгоритму до обработки всех карточек блока.
13.По окончании занятия заполните листок учета, отметив изученные темы.
III этап. Осмысление.
Методика взаимопередачи тем в парах сменного состава и в сводных
группах.
Тема нашего занятия подробно изложена в карточках для работы по
взаимопередаче тем. Один ряд работает в парах сменного состава, два ряда в
сводных группах по 4 человека.
Вы получили карточки с заданиями разных уровней. Желаю успехов в
работе.
Карточки находятся в приложении.
Каждый
учащийся
получает
карточку (всего
их 4) по
изучаемой теме и
прорабатывает ее
поабзацно в парах
сменного состава
или в сводных
группах.
Подобная
организация
работы студентов
повышает их
познавательный
интерес и
активность.
IV этап. Первичное закрепление.
Выступление на малой группе и отметка о том, что тема проработана, в
таблице учета у координатора группы.
V этап. Рефлексия.
Заполнение индивидуального листа контроля за совместной
деятельностью.
Для того, чтобы каждому из Вас было понятно, что он вынес для себя из
сегодняшней работы, ответьте на вопросы индивидуального листа контроля
за совместной деятельностью. Вопросы – на экране.
______________________________________________________________
Индивидуальный лист контроля за совместной деятельностью.
Имя студента ___________________
1.Я помогал своей группе: дополняя идеи, поддерживая ответы других,
разъясняя мнения, обобщая различные высказывания, подбадривая своих
товарищей, объясняя своим товарищам.
Чем я буду заниматься в другой раз?
2.Каковы особенности композиции романа? С какой целью Булгаков
прибегает к подобному чередованию глав?
3.Как знание истории создания романа помогает осмыслить его
проблематику?
4.Какие нравственные и философские проблемы можно выделить в
«ершалаимских главах»?
5.Согласны ли Вы с тем, что трусость – главное преступление?
Подведение итогов.
Домашнее задание.
1. Составить карточки взаимотренажа по изученной теме.
2. Подготовить рассказ по роману о любви Мастера и Маргариты.
3. Составить сравнительную характеристику Мастера и Га-Ноцри.
Работа в парах
способствует
тщательному
выполнению
заданий, т.к.
студенты
понимают, что от
их подготовки
зависят знания
других.
Выступление на
малой группе
позволяет
студентам
осознать уровень
усвоения ими
материала.
Индивидуальный
лист контроля
позволяет
преподавателю
оценить,
насколько
глубоко вся
группа в целом и
каждый студент в
частности усвоил
изучаемый
материал.
Приложение.
1.Сущность педагогической технологии КСО.
Если хочешь чему-нибудь научиться сам, возьми себе ученика.
Древняя мудрость.
Обучение – это общение человека с человечеством.
А.Петровский.
Современная ситуация требует от педагогов умения не только передавать знания, но и
развивать у учащихся способность самостоятельно осваивать новый опыт. Добиться этой цели
возможно только при условии высокой активной познавательной деятельности учащихся, в
которой они сами работают над приобретением знаний и умений. Необходимо работать над
формированием навыков и моделей самостоятельной работы, взаимодействия друг с другом, т.к.
именно в процессе общения усвоение происходит более эффективно. Кроме того, лучше всего
запоминается тот материал, который человек объяснил другому, когда происходит процесс
обмена знаниями. Учащиеся при подобной организации работы продвигают друг друга в учебе,
оказывая конкретную помощь, объясняют, обсуждают, передают друг другу имеющиеся у них
знания. Важное значение имеет развитие социальных и коммуникативных навыков, таких как
лидерство, принятие решений, установление взаимного доверия, общение и улаживание
конфликтов.
Одной из педагогических технологий, развивающих перечисленные выше умения и навыки
является Коллективный способ обучения (КСО). Именно поэтому обращение к изучению
технологии КСО представляется актуальным.
Групповая форма обучения к XIX веку практически вытеснила все остальные формы.
Сложились следующие системы обучения:
классная — один преподаватель в одной и той же группе ведет все занятия;
классно-урочная в учебной группе разные предметы ведут разные
преподаватели;
лекционно-семинарская (краткосрочные курсы) меняются как преподаватели по
предметам, так и группы.
В начале XX века русский педагог Александр Григорьевич Ривин (18781944) сделал
педагогическое открытие самообучение в парах сменного состава (ПСС).
В основе теории А.Г. Ривина лежат “три кита”:
“кит первый” общение. Человеку свойственно общаться. Более того,
человеческое общество существует благодаря общению;
“кит второй” человеку, как виду, присущ полиморфизм. Значит, человеку
должна быть предоставлена возможность обогащать других своей уникальностью, только
ему одному свойственными чертами, при этом обогащаться самому, учась, передавать
свою неповторимость в процессе взаимодействия с людьми;
“кит третий” — единство речевой и мыслительной деятельности. Эти стороны
человеческой деятельности неразрывно связаны: одна всегда является “катализатором”
для реализации другой. Так, непрерывно сменяясь, они наделяют человеческое существо
способностью к разумному общению.
Человек развивается через эти три механизма. Каким должен быть механизм обучения, чтобы
все они могли реализоваться?
Рассмотрим этот механизм детально. Пусть в учебной группе будет N человек, пусть каждый
говорит в течение всего урока. Общий фонд речевой и мыслительной деятельности составит в
таком случае Nx45 мин. Но нельзя же всерьез долго говорить со стенкой! Человеку нужен
слушатель, поэтому каждый участник нашей группы выбирает себе партнера, говорит-с ним и
слушает его — в этом случае общий фонд деятельности составит N/2x45.
Но как быть с полиморфизмом? Ведь в постоянной паре каждый может обогатить собой только
одного партнера. Чтобы обогатить других, нужны пары сменного состава. Отсюда неизбежно
вытекает: в процессе, основанном на парах сменного состава, можно реализовать все три
основные посылки концепции А.Г. Ривина: научить человека общению, предоставить ему
возможность проявить свои уникальные качества, перенять уникальные качества других и,
наконец, научить мыслить.
Важную роль общения в развитии и становлении личности подчеркивает и Виталий Кузьмич
Дьяченко, согласно мнению которого обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид
общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что
развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.
Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития.
Организационная форма
обучения
Способ обучения
Индивидуальная
Индивидуальный способ обучения
(ИСО) до 16-17веков; включает
две формы: парную и
индивидуальную.
Парная (один учит другого)
Групповой способ обучения (ГСО)
17-20века; включает три
формы: групповую, парную, и
индивидуальную.
Групповая (один одновременно
учит многих)
Коллективная (каждый учит
каждого)
Коллективный способ обучения
(КСО); включает все четыре
формы: коллективную,
групповую, парную и
индивидуальную.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение
осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время
была наиболее воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения.
Коллективный способ учения основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии
учитель-ученик и, что самое главное, ученик-ученик. Учебный процесс организуется так, что
каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. А.Г.Ривин и В.К Дьяченко
используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей,
включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся)
пар, в которых ребенок (студент) выступает поочередно то учеником, то учителем. КСО
предполагает такую организацию учебной работы, когда знания каждого зависят от знаний других
членов группы. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более
увлеченно, учатся общению, конструктивному диалогу. У них вырабатываются навыки
совместной работы. Такая форма работы, какие бы разнообразные варианты работы в парах
учитель не использовал, может являться дополнением к общеклассной работе учащихся и
применяться в рамках традиционной классно-урочной системы.
Согласно теории Дьяченко, в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть
заложены следующие принципы:
1. Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного
материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
2. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим
возможностям и способностям;
3. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс
обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать
помощь и уметь получать ее;
4. Разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного
возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
5. Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие
изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче
усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой
товарищ;
6. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется
кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
7. Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые
обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В.К.Дьяченко)
ГСО
КСО
1.Организационные:
- четкость, упорядоченность
- говорит один
- общение учащихся отсутствует
- молчание
- постоянное рабочее место
2.Дидактические:
- обучает профессиональный педагог
- весь материал – сразу и для всех
- мало самостоятельности
- сотрудничество отсутствует
- усвоение и применение – разнесены
3.Развивающие:
- ученик – объект
- уравниловка, усреднение способностей детей
- систематический характер обучения
- не учатся выступать
- не умеют объяснять
4.Воспитательные:
- каждый работает на себя
- отношения – неколлективистские
- отсутствует
- говорят все
- все общаются
- рабочий шум
- смена
- обучают ученики
- разные темпы и материал
- полная самостоятельность
- сотрудничество – основа обучения
- максимально приближены
- ученик-субъект + объект
- в соответствии с индивидуальными
особенностями
- спонтанный характер
- учатся выступать, рассуждают, доказывают
- развитие педагогических способностей
- на себя и на других
- отношения ответственной зависимости:
коллективистские
Для изучения деловых статей или научных текстов разработана (А.Г.Ривин) методика
поабзацной проработки текста в парах сменного состава.
Одновременно в классе изучается несколько разных тем. Практически каждый обучаемый
имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами,
выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Если в
классе 30-40 учеников, по каждой теме подбираются 15-20, а то и больше рассказов, которые
распределяются между детьми. Объем для изучения не должен быть слишком маленьким (не
меньше одной страницы). С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть
материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на вопросы.
Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан
сначала с позиции ученика, затем с позиции учителя. Суть этой методики заключается в том, что
каждый ученик получает свою особую тему и прорабатывает ее не в одиночку, а в паре.
Возможна обратная методика (А.Г.Ривин): учащиеся находят и прорабатывают различные
литературные источники по теме и сами составляют текст.
Итоговый контроль имеет разновидности:
- зачет по «вертикали» (несколько учащихся принимают зачет по определенной карточке
у всех в данном классе (группе));
- зачет по «горизонтали» (принимает зачет один параллельный класс (группа) у другого в
парах);
- зачет принимают учитель и ассистенты-учащиеся того же класса (группы);
- тестирование и др.
Применять технологию КСО необходимо постепенно. Может быть предложен
следующий порядок введения КСО.
1)В начале нужно правильно определить структурные формы организации обучения. Учащиеся
должны научиться вначале работать в парах постоянного состава. Перед ними ставится задача:
научиться общаться в конструктивном диалоге, научиться говорить, выражать свои мысли.
Учащиеся читают друг другу текст, анализируют и изучают его. На данном этапе может
использоваться методика поабзацной проработки текста (методика Ривина). Получив тему,
ученик находит себе партнера (чаще это сосед по парте, но можно выбрать партнера и
произвольно) и работает с ним над первым абзацем своей темы. Учащиеся вместе читают абзац,
находят незнакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значения.
Ученик, над темой которого идет работа, записывает их в свою тетрадь. Затем ребята вместе
выделяют основную мысль абзаца, озаглавливают его. Заголовок абзаца «хозяин» темы
записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым абзацем своего партнера, т.е.
вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливает абзац, помогает объяснить значение новых слов.
Работа в паре заканчивается, когда у партнера в тетради появляется запись новых для него слов и
заголовок первого абзаца. На этом пара распадается, и ученик ищет себе нового партнера. Лучше,
если ученик выбирает партнера, у которого темы отличны от его. Начиная работу в новой паре,
ученик должен сказать название темы, по заголовку в тетради восстановить содержание первого
абзаца, объяснить значение новых слов. После этого начинается совместная работа с партнером
над вторым абзацем по алгоритму. Когда эта работа закончилась, и в тетради появились новые
слова и заголовок второго абзаца, ученик слушает своего партнера по тем абзацам, которые тот
успел проработать. Таким образом, в каждой новой паре ученик восстанавливает содержание
предыдущих абзацев, объясняет значение новых слов и прорабатывает совместно с партнером
очередной абзац своей темы, а после этого помогает своему товарищу.
Когда вся тема проработана в парах совместного состава, ученик, также в паре, пересказывает
свою тему по заголовкам абзаца и письменно выполняет задание к теме. После этого в таблице
учета делается отметка о прохождении учащимся данной темы, и он берет следующую тему.
Чтобы научить учащихся работать таким образом требуется определенное время:
1. Работать в паре, т.е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть
услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению,
уметь доброжелательно высказывать свое мнение и выслушивать мнение товарища;
2. Работать с карточкой: читать и формулировать прочитанное, ставить вопросы к тексту,
выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, четко формулировать
свое понимание, свою мысль.
Эти умения вырабатываются не сразу. На первых порах бывает шумно, т.к. у ребят нет навыков
совместной работы.
Вначале занятий учащиеся стараются пересказывать «книжным языком». Затем, имея
возможность вдуматься в смысл слов, обсудить, осмыслить прочитанное, формулируют свои
мысли, свое понимание. Со временем их речь меняется, фразы приобретают логическую
последовательность и завершенность.
Затем проводится итоговый контроль. Он показывает не только уровень усвоения материала,
умение формулировать свои мысли, описывать свою позицию, но и иной уровень
взаимоотношений. Меньше становится зависти к тем, кто учится на «5»- ведь появилась
возможность получить новые знания от этого ученика. Ученики преодолевают собственную
робость, учатся свободно высказывать свое мнение.
Можно провести изучение текста в диалоге «учитель-ученик». Тогда один ученик отвечает на
вопросы учителя и выполняет задания, комментирует их вслух, а класс слушает их диалог и молча
выполняет те задания, которые учитель дает своему партнеру.
Можно вызвать двух учеников, написать вопросы на доске и предложить ученикам усваивать
новый материал так, что один ученик задает вопросы, другой отвечает вслух, выполняет задания,
объясняет их.
Другой вид работы диктант. Диктанты друг для друга учащиеся могут подготовить дома по
заданию учителя, а могут составить их на уроке или диктовать подготовленный учителем
материал. Например:
1. Ученик под диктовку записывает термины, а затем устно объясняет их смысловое значение.
2. После того, как записаны теоретические сведения, нужно поработать со схемой или
рисунками.
3. Диктант с последующим письменным выполнением. Например: из множества
продиктованных слов выбрать те, которые характеризуют данное понятие, явление.
2)Затем учащиеся могут перейти к работе в парах сменного состава (ПСС). В ПСС одним из
навыков является запись в тетрадь товарища. Надо вначале учить делать записи в постоянных
парах. Можно сделать так: ученик А рассказывает ученику В небольшой текст учебника. Затем он
записывает в тетрадь ученика В главные мысли, новые слова; можно записать план рассказа,
зарисовать, если нужно, схему. Ученик В после этого рассказывает вслух другой материал
ученику А, делает в его тетрадь необходимые записи. Затем ученики А и В еще раз разбирают
записи в своих собственных тетрадях и вслух обсуждают новый материал. Общение в парах
сменного состава идет по методу взаимопередачи тем.
Как подготовить учебный материал для изучения его по данной методике? Выбирается
небольшая тема. Весь материал ее разбивается на порции и каждая порция оформляется на
карточку. Набор карточек, содержащий всю информацию, назовем блоком заданий, в котором
содержится, например, 4 карточки сли в группе будет работать 4 ученика). Каждая карточка
содержит идею, отличную от идеи другой карточки, причем ученик может начать работу с другой
карточки.
Структура карточек
Карточка состоит из двух частей: первая для ввода, она же для взаимообмена. Задание для
ввода носит репродуктивный характер, это материал, который ученик должен разобрать,
научиться объяснять товарищу, записать самое главное ему в тетрадь. Здесь идет работа над
текстом параграфа, статьи, часто с использованием дополнительной литературы, справочников.
Во второй части (задание второго уровня) задания на закрепление и отработку полученных
знаний. Эти задания предусматривают элементы творческого характера, выполнение заданий
олимпиад.
На уроке по КСО учащиеся рассаживаются по группам. Каждый ученик получает карточку.
Учитель делает ввод карточек в запуск блока заданий. Он объясняет первые части заданий
карточек. Затем каждый ученик знакомится с содержанием заданий. Если что-то непонятно в
формулировках задает вопросы учителю. Ввод могут делать ассистенты сильные учащиеся,
тогда учитель накануне урока готовит ассистента для каждой группы. Ассистент проверяет
готовность группы к уроку, помогает понять суть вопросов, напоминает об алгоритме работы
учащихся. Ввод может быть групповым. Для этого в отдельные группы собираются ученики с
одинаковыми карточками и выполняют первое задание, например 1 карточки. В этой группе будут
и сильные и слабые ученики. Они друг другу помогают сравнивать, спрашивают, подсказывают,
т.е. готовятся к работе в своей группе.
Возможный вариант организации работы с карточкой одного ученика и пары учеников.
Ученик получил карточку, усвоил и научился объяснять ее первую часть. Затем он
самостоятельно выполняет в тетради задания второй части карточки. После выполнения обеих
частей карточки ученик ищет партнера в своей малой группе, они садятся рядом. Ученик А
рассказывает первую часть карточки ученику В, записывает ему в тетрадь ответы на вопросы,
новые слова, добивается того, чтобы ученик В хорошо усвоил это задание. Он может задать
контрольные вопросы и выслушать ответы на них. Если оба ученика считают, что работа
выполнена, они отодвигают тетрадь ученика В и начинают работать с карточкой ученика В.
Теперь ученик В объясняет свой материал ученику А, записывает в его тетрадь образец
выполнения заданий, задает контрольные вопросы ученику А, помогает отвечать на вопросы.
После этого ученики меняются карточками и в своих тетрадях выполняют задания второго
уровня. Затем ребята сверяют вторые задания одной, а затем другой карточки. Если есть ошибки,
они устраняются тем учеником, который их допустил. Если задания выполнены одинаково, то
пара распадается, и каждый ученик выбирает нового партнера. Но с новым партнером ученик А
работает уже не со своей карточкой, а с карточкой ученика В, т.к. быстро понимает, что для
усвоения всех карточек блока, лучше передавать то, что только что усвоил сам.
Для учета работы в малых группах существует листок учета. Он может иметь следующую
форму:
Листок учета
Блок №:
Тема:
Ф. И.
ученика
Карточка
№1
№2
№3
№4
1.
2.
3.
4.
Ученик, получив карточку, ставит в листке учета точку в клетке при пересечении строки со
своей фамилией и столбца с номером карточки. Точка сигнал: я работаю с этой карточкой. Когда
закончил работу, т.е. выполнил задания обеих частей карточки и готов к работе с партнером, точку
заменяет на крестик. Крестик – сигнал: я готов обменяться этой карточкой. После окончания
работы в паре крестик обводится кружочком сигнал: эту карточку я освоил. Если все точки
заменены на крестики, то блок запущен.
Для работы учащихся в группах, необходимо для каждого ученика отпечатать алгоритм работы.
Вариант алгоритма работы учеников.
1. Получи карточку и поставь точку в листок учета.
2. Выполни задание первой части карточки самостоятельно (с консультантом).
3. Выполни задание второй части карточки письменно в тетради. В листке учета замени точку
на крестик.
4. Найди партнера в своей малой группе.
5. Сядь рядом, объясни партнеру задание первой части карточки и сделай необходимые записи
в его тетрадь. Ответь на его вопросы. Задай товарищу контрольные вопросы.
6. Выслушай объяснения товарища по первой части его карточки. Проверь, как он сделал
запись в свою тетрадь.
7. Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.
8. Сверьте вторые задания:
o - если задания выполнены одинаково, то поблагодарите, друг друга и ищите нового
партнера в своей малой группе;
o - если задания выполнены неодинаково, то проверьте их друг у друга, найдите и
исправьте ошибки.
9. В листке учета кружочком обведи крестик против той карточки, которую ты передал
товарищу.
10. Проверь: в листке учета против твоей фамилии должен стаять «+» в графе с номером той
карточки, которую тебе передал товарищ.
11. Найди нового партнера и работай так, как описано, начиная с 4.
После занятий по взаимопередаче тем осуществляется итоговый контроль. Он может проходить
и в устной и в письменной форме (готовятся разноуровневые программы). Но если подготовлены
ассистенты, то можно выборочно поставить оценки особо отличившимся учащимся, которые
находились под контролем учителя или ассистента во время работы в парах.
Новая организационная форма обучения в парах сменного состава применяется с другими
формами обучения – индивидуальной, групповой, в парах постоянного состава.
При данной методике обучение осуществляется в рамках классно-урочной системы, поурочное
планирование учебного материала сохраняется.
Описанная методика применена в данной разработке на этапе осмысления КСО усвоение
нового материала).
Кроме методики Ривина в данной работе использованы следующие методические приемы
работы:
- Обратная методика Ривина представленной разработке использована на этапе проверки
домашнего задания для работы в парах постоянного состава).
У каждого студента, члена рабочей группы, своя тема. Каждый студент получает подробный
план своей темы. Его задача по плану восстановить содержание темы и оформить текст
содержания. Вся группа работает так же, как при прямой методике Ривина. Для проработки
первого пункта своего плана студент находит себе напарника, с которым совместно читает этот
пункт, обсуждает, воспроизводит содержание, которое может соответствовать этому пункту плана.
Далее напарники обсуждают возможный вариант оформления найденного содержания в текст
небольшого абзаца. Этот текст первый студент пишет у себя в тетради. После этого он таким же
образом помогает своему товарищу воспроизвести содержание соответствующего пункта плана,
оформить его в письменный текст и записать абзац в его тетрадь.
Для проработки второго пункта своего плана студент находит нового напарника, рассказывает
ему содержание первого пункта плана, далее с ним читает второй пункт плана (при
необходимости они могут обращаться к разным источникам, например, использовать учебники,
книги, энциклопедии).
Далее общими усилиями напарники оформляют полученное содержание в письменный текст и
записывают в тетрадь первого ученика в форме очередного абзаца. (В данной разработке работают
устно). После этого студент помогает своему товарищу разобраться в очередном пункте плана,
предварительно слушая его пересказ содержания предыдущих пунктов плана. После того, как
очередной абзац товарища записан в его тетрадь, пара расходится.
Итак, для проработки каждого очередного пункта плана, студент находит себе нового
напарника, рассказывает ему содержание предыдущих пунктов плана, обсуждает с ним очередной
пункт плана, воспроизводит возможное содержание этого пункта, совместно с товарищем
оформляет полученное содержание в текст и записывает этот текст в виде абзаца в свою тетрадь.
Потом он таким же образом помогает своему товарищу разобраться в его очередном пункте плана,
оформить полученное содержание в текст и записать текст в виде абзаца в свою тетрадь.
Прорабатывая все пункты плана, студент в итоге получает целостный текст своей темы. После
этого он может взяться за другую тему и, имея план новой темы, прорабатывать его аналогичным
образом.
Обратную методику Ривина можно использовать при организации написания сочинения по
программным темам. При этом учитель должен предварительно составить планы (подробные)
сочинений. Необязательно, чтобы одновременно вся учебная группа приступила к написанию
сочинений. Это удобно организовать через сводную группу.
Можно использовать данную методику при организации написания рефератов. В этом случае
учитель составляет план рефератов, указывает источники и распределяет темы рефератов с
планами между теми студентами, которые должны приступить к написанию рефератов.
Методику можно использовать при организации изучения программного материала, особенно в
тех случаях, когда по какой-то причине изучаемая тема неудовлетворительно изложена в
учебниках.
Возможно применение методики в варианте, когда студентам не даётся план темы. В случае,
когда план отсутствует, студент, работая в парах с другими учениками, сначала составляет план
темы. Например, при написании сочинения по определённой теме студент со своим товарищем
обсуждает тему сочинения, проговаривает возможный вариант плана сочинения. Потом таким же
образом он может беседовать с товарищем о плане сочинения товарища. Далее студент находит
другого товарища, с ним обсуждает вариант плана сочинения, полученный в ходе работы с
предыдущим напарником, при необходимости откорректирует план. Потом помогает напарнику
разобраться в его вопросах и т.д. Таким образом, работая с разными товарищами, студент, в конце
концов, получает удовлетворительный вариант плана сочинения, после чего приступает к
написанию сочинения, продолжая работу по обратной методике Ривина.
- Методика взаимотренажа. представленной разработке использована на этапе проверки
домашнего задания для работы в парах постоянного состава).
Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки.
Помимо этого предназначения, она, как и другие методики, имеет вполне определённую
образовательную и оргуправленческую значимость.
Особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и
постоянного присутствия учителя.
Работа в паре: Один студент имеет при себе одну карточку (скажем, А1), а другой студент -
другую (А2). Первый студент диктует второму первое упражнение своей карточки (естественно,
не говоря ответ), второй студент отвечает на поставленный вопрос. Первый студент по своей
карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он диктует второе упражнение. Если же ответ
неправильный, то он предлагает товарищу ещё раз ответить на вопрос. Если напарник ошибается
несколько раз, то первый студент говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему
вопросу.
Когда первый продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь
второй студент задаёт вопросы своей карточки, а первый отвечает на эти вопросы. Когда все
вопросы продиктованы, студенты заканчивают работу и расходятся.
Данную методику можно использовать при необходимости упражнять студентов в устном
счёте, при необходимости усвоения правописания «словарных» слов или при выучивании и
повторении таблицы умножения, или же при повторении или закреплении в памяти различных
формул, сведений, фактов и т. д.
В зависимости от конкретных целей и конкретного случая могут быть видоизменены приёмы
работы в парах. К примеру, при освоении правописания словарных слов можно использовать
приёмы взаимодиктанта или так называемого предупредительного диктанта. Важно, чтобы у
одного напарника был правильный ответ вопроса, на основе которого он безошибочно может
проверять работу другого напарника.
- Работа в сводной группе. (в представленной разработке использована на этапе осмысления для
взаимопередачи тем).
Предположим, по разделу А составлено 6 карточек и группа учащихся в количестве 6 человек
некоторое время должна упражняться по этому разделу, тогда они объединяются в сводный отряд
(временная малая группа) и работают совместно следующим образом.
Каждый получает по одной карточке и работает по очереди с остальными в паре, как это
описано выше.
Когда все друг с другом поработали по одному разу, группа расходится. Иногда группа может
не расходиться, а продолжать работу как бы по «второму кругу», но тогда целесообразно
перераспределить карточки.
Необязательно, чтобы все члены группы одновременно начали работу и одновременно
закончили.
- Методика взаимопередачи тем. представленной разработке использована на этапе
осмысления при изучении нового материала).
Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического
учебного материала на основе работы студентов в парах сменного состава
Под темой мы будем понимать определённый изучаемый материал, к которому подобраны три
группы задач, упражнений, вопросов и т. д., оформленный в текст объёмом примерно 3-5 страниц
в гуманитарных дисциплинах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.Задачи и вопросы первой
группы достаточно простые и относятся только к откдельным абзацам (маленьким смысловым
частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.
Задачи и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу.
Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста,
для приобретения определённых практических навыков, а также для проверки и самопроверки
понимания изучаемого.
Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение
всего периода изучения данной дисциплины.
Считается, что студент готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть
темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков к каждому абзацу текста, решил все
задачи и ответил на все вопросы первой и второй группы.
Работая в паре, студенты обучают друг друга: каждый своей теме. Назовём этот процесс
взаимопередачей тем и опишем, как он происходит.
Допустим, Иванов должен обучать Петрова теме А, а Петров Иванова теме В. Сначала Иванов
восстанавливает содержание первого пункта плана темы А, объясняет, учит Петрова, проверяет
уровень его понимания. Далее предлагает Петрову решить задачу (выполнить упражнение или
ответить на вопрос) из первой группы, которая относится к этому пункту плана. Напомним, что в
тексте по теме А эта задача оформлена после первого абзаца. Задача простая, и если Петров
освоил содержание первого пункта плана, то он должен решить эту задачу сразу. Если у него есть
затруднения, то Иванов помогает ему, ещё раз объясняя содержание первого пункта плана. После
этого Петров пишет себе в тетрадь формулировку первого пункта плана (не содержание этого
пункта, а его название). Далее Иванов восстанавливает для Петрова содержание второго пункта
плана, объясняет, учит, проверяет уровень понимания и предлагает решить эту задачу из первой
группы, которая относится к этому пункту. Потом Петров пишет в тетрадь формулировку второго
пункта плана, и они переходят к следующему (третьему) пункту плана темы А. Таким образом
Иванов по пунктам плана, по частям учит Петрова теоретической части темы А, при этом Петров
параллельно решает задачи первой группы этой темы. Заметим, что у Петрова в тетради
появляется подробнейший план темы А.
После этого напарники меняются ролями. Теперь Петров таким же образом учит Иванова теме
В. В итоге Иванов осваивает теоретическую часть, решает задачи первой группы, и у него
появляется подробнейший план этой темы.
Далее Иванов приступает к решению задач второй группы темы В, а Петров - к решению задач
второй группы темы А. Тот, кто раньше закончит, может попробовать решить задачи третьей
группы.
На последнем этапе напарники проверяют друг у друга правильность решения задач второй
группы. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Теперь Иванов может при
необходимости передать (обучить) другому тему В, а Петров - тему А.
Изучаемая по этой методике программа делится на темы. Оформляются тексты для этих тем.
Устанавливается схема логических зависимостей тем (если есть необходимость). Составляются
маршруты прохождения программы.
Составляется табло (таблица) учёта, в котором будет отмечаться, какие темы изучены
студентом самостоятельно, какие уже проверены (сданы), какие темы изучены в парах, какие темы
студент сам передал (обучал) другому, по каким темам сделаны доклады, над чем работает в
данный момент студент и т.д.
Основная идея организации занятий проста. Сначала студентам раздаются темы изучаемой
программы, так, что разные студенты получают разные темы. Каждый студент самостоятельно
изучает свою тему и сдаёт учителю. Потом студенты, обучая друг друга, изучают свою программу.
2.Карточки с материалом изучаемой темы.
Карточка к теме: «М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Особенности композиции. Сочетание
фантастики с философско-библейскими мотивами».Карточка №1
Тема
Задания I уровня
Задания II уровня
Особенно
сти
композиц
ии
1.Назовите сюжетные линии (планы) романа.
2.Каковы темы «внешнего» повествования?
3.Какие философские проблемы связаны с образом
Понтия Пилата?
4.В чем заключается двойственность образа
Воланда?
5.Кто воплощает в романе идеал абсолютной
любви?
Какие параллели между
различными планами
повествования можно провести
на уровне персонажей?
(например, глава Синедриона
Иосиф Каифа - председатель
МАССОЛИТа Берлиоз)
Повествование в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» ведется одновременно в двух
планах. Первый план события, происходящие в Москве. Второй план сюжет о Пилате и
Иешуа, сочиненный Мастером и время от времени появляющийся на переднем плане, за счет чего
создается определенная система логико-композиционных параллелей (Москва Ершалаим,
судьбы Иешуа и Пилата судьба Мастера и т. д.) и подчеркивается контраст между «низкой»
социально-бытовой топикой и возвышенным библейским контекстом. О «Мастере и Маргарите»
можно сказать, что это «роман в романе». Темы «внешнего» повествования литература и мир,
художник и слово, ответственность художника, образ которого знаменательно накладывается на
образ Христа, как, например, у Б. Пастернака в стихотворениях из романа «Доктор Живаго».
Образ Понтия Пилата. Главным героем «внутреннего», мифологического сюжета является не
Иешуа, а Понтий Пилат персонаж, наделенный глубоким внутренним психологическим
конфликтом. Пилата можно сравнить с героями русской литературы «страдающими
эгоистами». Сюжетная коллизия Пилат Иешуа подводит к сложной философской и
психологической проблематике (как происходит нравственный выбор героя, в чем состоит
ответственность за судьбы других людей, что считать сознательным поступком и какими
критериями мы руководствуемся, совершая его, имеет ли смысл борьба). Поскольку официальные
идеологи утверждали, что экзистенциальная проблематика упразднена в социалистическом
обществе, поэтому позиция Мастера заклеймлена и названа нелепым пародийно звучащим словом
«пилатчина».
Образ Воланда. Своеобразный литературный ключ к образу Воланда цитата из «Фауста»
Гёте, слова Мефистофеля, взятые в качестве эпиграфа к роману: «...Я часть той силы, // Что вечно
хочет зла и вечно совершает благо». Образ Воланда двойствен: он выступает в роли судьи и
обличителя косного общества, но не следует забывать, что это все-таки демонический герой,
воплощение темных сил. Можно говорить о традиции романтиков, у которых демон герой,
симпатичный автору своим умом и иронией. С другой стороны, идеологическая дистанция между
Булгаковым и христианской духовной традицией проявляется не столько в наличии таких
образов, как Воланд или кот Бегемот, сколько в десакрализации образа Иисуса и слишком
вольной литературной интерпретации Евангелий. В современной русской литературе эту
традицию по-своему продолжает Чингиз Айтматов в романе «Плаха».
Образ Маргариты. Имя героини указывает на «фаустианскую» традицию в романе «Мастер
и Маргарита». Маргарита воплощает в романе абсолютную любовь, идеал, стоящий выше всего:
даже выше христианского идеала спасения души (во имя любви к Мастеру Маргарита заключает
договор с дьяволом в лице Воланда и его свиты). При изображении Маргариты активно
привлекаются демонические мотивы, используется атрибутика ведьмы (полет на метле, бал
сатаны, колдовской эликсир и др.). Истоки всех этих мотивов романтические, но если
романтизм как мировоззрение находится еще в христианской системе координат, то Булгаков как
писатель очевидным образом представляет атеистический тип сознания, поэтому демонические
образы совершенно свободны от каких-либо ассоциаций со зловещими силами. Этот образ
является монадой, основной структурообразующей единицей романа. Маргарита действует во
всех трех мирах, причем в историческом мире она пребывает в прощальную ночь, когда видит
Пилата с его верной собакой.
Карточка к теме: «М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Особенности композиции.
Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами».. Карточка №2
Тема
Задания I уровня
Задания II уровня
История
создания
и судьба
романа.
1.Какие существуют точки зрения о замысле романа?
2. Назовите варианты названий романа в первой редакции.
3.В чем заключается авторской ощущение цельности мира?
4. Как раскрываются персонажи во второй и третьей
редакциях романа?
Вспомните, о каком
телефонном разговоре
Булгакова со Сталиным
идет речь в тексте. Чем он
был вызван, какие
последствия имел для
писателя?
Роман о дьяволе как сатирическая феерия замышлялся М.А.Булгаковым в середине двадцатых
годов. Толчок к замыслу имел для Булгакова “мистическое” происхождение. В середине двадцатых
годов ему была подарена книга А.В.Чаянова “Венедиктов или достопамятные события жизни моей“.
В этом произведении автор - герой, от имени которого ведется повествование, сталкивается с
инфернальными (дьявольскими, адскими) силами. Фамилия этого героя - Булгаков. Вторая жена
писателя, Л.Е.Белозерская-Булгакова, в своих воспоминаниях отмечала, что это совпадение фамилий
оказало на писателя исключительно сильное воздействие. По-видимому, оно явилось одной из
причин создания собственного романа о дьяволе “. В первых редакциях этого романа
повествование также ведется от первого лица. С другой стороны, замысел романа был связан с таким
феноменом России двадцатых годов, как крушение религии и практически всех религиозных
институтов. Крушение религии как целого пласта культурной, духовной и нравственной жизни
народа. Роман был почти уничтожен автором в марте 1930 года; возобновление работы над ним
произошло, как полагают, под влиянием соприкосновения уже самого А.М.Булгакова с силой
поистине дьявольской природы. Этим соприкосновением был разговор Булгакова со Сталиным по
телефону 18 апреля 1930 года.
В первой редакции романа (1928-1930 годы) еще нет Мастера и нет Маргариты. Но рассказ об
Ешуа и Пилате уже врезан в сцену встречи на Патриарших прудах. Вообще, первоначальный
замысел сильно эволюционировал в процессе работы над романом. Также претерпело значительное
изменение и название произведения : Копыто инженера “, Великий канцлер “, Сатана “,
Подкова иностранца и другие. Каноническое название Мастер и Маргарита утвердилось лишь в
1937 году.
Сатирический парадокс первой редакции заключался в том, что предание о Христе
возвращалось в обезбоженную Россию из уст дьявола (сцена и разговор Берлиоза с Сатаной). В
существе этого парадокса начинало проступать авторское ощущение цельности мира, неразрывности
света и тьмы, дня и ночи, Добра и Зла.
Вторая редакция романа создавалась в 1932 - 1934 годах. Здесь Воланд - уже не дьявол-
искуситель, а Князь тьмы. Воплощение могущества и жестокой, нечеловеческой справедливости.
Владыка ночного, оборотного мира, он исполнен мрачного величия. Согласно соображениям
средневекового теолога Фомы Аквинского об иерархии демонов, высшие из них наделены
известным благородством. Уже написана глава “Ночь”, которая в этой редакции представляется
автору последней, затем - предпоследней. В этой главе уже присутствует преображение Воланда и
его спутников (их шестеро, как и в законченном романе) в их демонические и надмирные сущности.
Правда оно происходит в другой момент и иначе, чем в окончательном варианте. Здесь уже есть
встреча с Понтием Пилатом, сидящим в своем вечном кресле в гористой местности и прощение
Пилата. Сейчас он будет там, где хочет быть, на балконе, и к нему приведут Ешуа Ганоцри. Он
исправит свою ошибку “, - говорит Воланд.
Третья редакция (1934 - 1936 годы) сохранилась только наполовину : восемнадцать первых глав
в разной степени завершенности и глава последняя.
В третьей редакции автор вплотную подходит к главе 13-ой - Явление героя . Отныне и
навсегда она будет называться так : Мастер, получивший это свое имя в предыдущей редакции,
окончательно утверждается героем романа.
В четвертой редакции (уже полной) впервые обозначено на титульном листе : “ Мастер и
Маргарита. Роман “.
Пятая редакция романа - первая и единственная машинописная, создается под диктовку автора.
Правки машинописного текста - шестая и окончательная редакция романа.
Судьба романа «Мастер и Маргарита» в русской культуре. Роман впервые был опубликован с
сокращениями только в 1966—1967 гг. и сразу стал одним из самых популярных в широкой
читательской среде. Образы и герои романа последовательно мифологизируются, многие цитаты из
него становятся крылатыми (например, высказывание об «осетрине второй свежести»). В
молодежной московской субкультуре 80-х гг. Булгаков был одним из самых культовых писателей.
Карточка к теме: «М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Особенности композиции. Сочетание
фантастики с философско-библейскими мотивами».Карточка №3
Тема
Задания I уровня
Задания II уровня
Прототипы
персонажей
ершалаимс
ких и
московских
глав
романа.
1.Какими могут быть исторические аспекты
расшифровки имени пятого прокуратора
Иудеи?
2.Какая моральная проблема связана с
образом Понтия Пилата?
3.Какой смысл скрыт в именах Берлиоза,
Бездомного, Маргариты?
1.Проследите, как происходит
эволюция образа Ивана Бездомного.
С чем связано изменение его имени в
романе? 2.Каким образом знание
прототипов дополняет понимание
персонажей романа? 3.Почему у
Мастера в романе нет имени?
Понтий Пилат. Понтий Пилат представлен в романе Булгакова как сын короля - звездочета и
дочери мельника, красавицы. Автор выбирает из множества средневековых легенд немецкую
версию о происхождении своего героя. Майнцкий король Ат, который умел читать судьбы по
звездам, будучи на охоте, узнал, что наступил час, весьма благоприятный для его отцовства. И
поскольку он был далеко от своего замка и своей супруги, матерью ребенка стала прекрасная дочь
местного мельника Пила - отсюда имя Пилат. Потусторонняя судьба Пилата заимствована из
швейцарской легенды о пребывании его в страстную пятницу каждого года на скалистых стенах,
где тщетно пытается смыть с рук кровь невинно казненного Иисуса - вечное повторение
евангельского эпизода с умыванием рук. В Швейцарских Альпах есть даже скала под названием
“Пилат”. Таким образом, мы видим, что прототип героя скомбинирован из двух легенд
средневековой
“Пилат Понтийский...” - это сочетание свидетельствует о том, что имя Понтий имеет
географическое или этнографическое происхождение, а не просто является личным родовым
именем. Слово “Пилат” уместно связать с латинским словом “pilum” - почетное копье, которым
награждались отличившиеся военачальники. Это соображение хорошо согласуется с титулованием
Понтия Пилата “всадник Золотое Копье”. Вот такими могут быть исторические аспекты
расшифровки имени пятого прокуратора Иудеи.
Характерная деталь облика Пилата «белый плащ с кровавым подбоем», символизирующий
неразрывную связь святости и крови. Пилат —главный герой повествования Воланда и романа
Мастера; с ним связана одна из важнейших у Булгакова морально-психологических проблем
вина за преступную слабость, приведшую к гибели невиновного человека.
Берлиоз Михаил Александрович литератор, председатель МАССОЛИТа. Фамилия
персонажа, во-первых, сближает его с известным композитором но именно как «антидвойника»,
отмеченного признаком «немузыкальности» (ср. также «музыкальные» фамилии других
персонажей: Римский, Стравинский): Берлиоз прежде всего функционер, чиновник от литературы; с
другой стороны, имя героя ассоциируется с самим автором романа, а инициалы — М. А. Б.
полностью совпадают с инициалами Булгакова.
Иван Бездомный (Понырев Иван Николаевич, Иван, Иванушка) — поэт, затем профессор
Института истории и философии. В образе персонажа существенно «сказочное» начало (ср.:
Иванушка-дурачок). Псевдоним «Бездомный» подражает реальным псевдонимам литераторов 20-х
гг.: Бедный, Приблудный, Голодный и т. п.; возможны также аллюзии на поэта А. Безыменского.
Маргарита (Маргарита Николаевна) главная героиня романа. Несомненна прототипическая
связь с Е. С. Булгаковой — третьей женой писателя.
Мастер безымянный главный герой романа. В клинике Стравинского после исчезновения
Мастера остается лишь его «мертвая кличка: «Номер сто восемнадцатый из первого корпуса».
Прозвище «мастер» дано герою Маргаритой и аналогично традиционным именованиям «мэтр»,
«маэстро»; оно соотносит персонажа как со средневековой литературной традицией, так и с
масонским ритуалом.
Имеет значение своеобразное «двойничество» Мастера и Воланда (симметрия букв «W» и
«М», параллельность повествования Воланда и романа Мастера.). Герою придано портретное
сходство с Гоголем, их роднит также мотив сожженной рукописи. При этом Мастер явно
автобиографический герой; ему 38 лет столько же, сколько было самому Булгакову в год начала
работы над романом и знакомства с Е. С. Шиловской (затем Булгаковой). Видимо, не случайно то
обстоятельство, что герой появляется впервые именно в 13-й главе.
Карточка к теме: «М.А.Булгаков роман «Мастер и Маргарита»: история создания, особенности
композиции, прототипы главных персонажей». Карточка №4
Тема
Задания I уровня
Задания II уровня
Прототип
ы
Воланда и
его свиты
1.Какие «прототипы» Воланда можно
назвать? 2. Какие смыслы заключены в имени
Фагота? 3.Как расшифровываются прототипы
Фагота, Азазелло, Бегемота, Геллы?
В каких поступках свиты Воланда
проявляются мистические свойства
прототипов этих персонажей?
Воланд. Одним из прототипов Воланда можно смело считать Мефистофеля из «Фауста» Гёте
(нем. der Voland черт), правда - сильно измененного, в данном случае - возвышенного.
Обнаруживают сходство их реплики и внешняя атрибутика. К примеру, Мефистофель является к
Фаусту в образе пуделя, - незнакомец на Птриарших прудах несет трость с набалдашником в виде
головы пуделя. А Маргарите - королеве бала на грудь вешают изображение пуделя в овальной раме
и под ногу кладут подушечку с вышитым пуделем. Присутствие сатанинского символа здесь
налицо. Вторым прототипом, менее сходным с внешней стороны, но более отвечающим образу
Воланда по существу, назовем Сатану из древнееврейской Библии. В этом источнике он выступает
как наиболее важный из всех демонов. Сатана и прочие демоны отнюдь не предстают бедняжками,
прикованными к стенам огненного ада. В предании о многострадальном Иове злой дух Сатана
свободно расхаживает по небу, как у себя дома, и даже запросто разговаривает с Богом.
Толкователи Ветхого завета заметили, что такое положение дел соответствует верованиям халдеев
и персов, книги которых восходят к еще более глубокой древности, чем книги евреев. Само имя,
которым евреи обозначили главнейшего дьявола, имеет халдейское происхождение и означает
“ненависть”. Воланд рассуждает о разделении функций между “ведомствами”, свысока
разговаривает с посланцем Иешуа Левием Матвеем, подчеркивая свой суверенитет с
небожителями. «У себя он всесилен», “Мне ничего не трудно сделать” - так отвечает он
бестолковому ученику Иешуа Левию Матвею. В окружении Воланда неизменно присутствует его
верный экзекутор Азазелло, один к одному перенесенный в роман из древнееврейских верований.
В древнееврейской религиозной мифологии Азазел (или Азаел) - демон безводной пустыни,
падший ангел, низвергнутый с неба, бесстрастный убийца. Эти приметы Воланда вполне
однозначно выводят его прототип из иудейской, дохристианской версии Библии, известной в
православии под именем “Ветхого завета”. Очень непросто расшифровать прототип Фагота -
Коровьева, как, впрочем, и функциональную нагрузку этого образа. Во французском слове “fagot
заключены три момента: во-первых он - шут, во-вторых, безвкусно одет и в-третьих, еретически
настроен. Рыцарской атрибутики в образе Фагота - Коровьева до его преображения не
усматривается, но это пока и не столь важно. Клетчатая одежда сближает его с традиционным
образом Арлекина (мотив шутовства), а также вызывает ассоциации с чертом Ивана Карамазова из
романа Достоевского. Характерная деталь облика Коровьева пенсне или монокль с треснувшим
стеклом; ср. также его «треснувший голос», напоминающий дребезжащий звук фагота
итальянском языке слово «фагот» имеет значения «увалень», «неуклюжий»). В то же время в
образе персонажа подчеркнуто «змеиное» начало (длинное гибкое тело, ужасающий свист, мотив
«искушения»), которое отчасти обусловливает второе имя ср. внешнее сходство фагота со
змеей. Бегемот один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В
Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время
Бегемот одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. Бегемот в романе
Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с
жуликоватостью и агрессивностью. Гелла служанка Воланда, ведьма-вампир. Шрам на ее шее
напоминает о гётевской Гретхен, казненной за детоубийство, которую Фауст видит во время
Вальпургиевой ночи. Имя героини вызывает ряд ассоциаций. В греческой мифологии Гелла и
Фрикс дети богини облаков Нефелы; спасаясь от гибели, они летят в Колхиду на златорунном
баране; Гелла погибает, упав в воды пролива, который в ее честь назван Геллеспонтом (соврем.
Дарданеллы). В германской мифологии Гелла воплощение ада и смерти. В Энциклопедическом
словаре Брокгауза и Ефрона указывается, что именем Гелла на острове Лесбос называли девушек-
вампиров.
Каждая карточка состоит из литературоведческого текста и заданий двух уровней к нему.
Задания первого уровня для ввода, для взаимообмена. Данное задание носит репродуктивный
характер, это материал, который ученик должен разобрать, научиться объяснять товарищу,
записать самое главное ему в тетрадь. Здесь идет работа над предложенным текстом.
Во второй части (задания второго уровня) предложены задания на закрепление и отработку
полученных знаний. Эти задания и вопросы позволяют студентам выявить свой уровень знания и
понимания текста. Также они направлены на развитие умения работать с текстом произведения,
способности анализировать текст, делать выводы, размышлять о прочитанном.
Для учета работы в малых группах выдается листок учета.
Перед началом работы студентам предлагается алгоритм работы, который помогает им
структурировать, организовать свою деятельность.
После работы по взаимопередаче тем осуществляется контроль: устный в форме опроса и
письменный в форме домашнего сочинения-рассуждения.
3. Таблица учета освоения темы:
Фамилии
студентов
Темы
1
2
3
4
Иванов
+
·
Петров
·
Кузнецов
+
+
Степанов
+
·
Воронов
+
+
4.Алгоритм работы по взаимопередаче тем:
1. Назовите свою тему, познакомьте с содержанием заданий и
требований к усвоению темы своего партнера. Запишите на полях
тетради его фамилию.
2. Расскажите партнеру содержание одной части текста.
3.Подождите, пока партнер прочитает этот текст про себя.
4.Обсудите содержание данной части (задайте друг другу вопросы, впишите необходимые
сведения в тетрадь партнера).
5.Следите за выполнением партнером заданий первого уровня сложности, проконтролируйте его,
проконсультируйте по возникшим вопросам.
6.Работайте по передаче своей темы до конца по алгоритму.
7.Ваш партнер передает вам свою тему по приведенному алгоритму.
8.Обменяйтесь дидактическими карточками и выполняйте задания второго уровня.
9.Сверьте выполненные задания, обсудите результаты. Если возникли разногласия, обратитесь к
учителю.
11.Поблагодарите друг друга и ищите нового партнера по листку учета.
12.Работайте дальше по алгоритму до обработки всех карточек блока.
13.По окончании занятия заполните листок учета, отметив изученные темы.