Конспект открытого урока "Жизнь не по лжи" (по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор») 9 класс

Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 90
Городского округа Тольятти
Конспект открытого урока литературы
по теме
«Жизнь не по лжи» (по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»).
9 «Б» класс
Составила учитель
русского языка и литературы
Таланцева Вера Юрьевна
Цели урока:
показать личность и художественный мир А.И. Солженицына как выдающегося
писателя 20 века, человека с четкой гражданской и нравственной позицией;
проанализировать рассказ «Матренин двор», рассмотреть характер главной
героини, особенности центрального конфликта произведения;
попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека»,
разобраться в философском смысле рассказа;
показать гуманистическую направленность рассказа, обращенность его к
читателю, вызвать эмоциональный отклик при анализе произведения;
развивать творческие способности при написании мини сочинения в жанре эссе,
развивать умения текстового анализа, навыки отбора языкового материала при
анализе темы и идеи произведения;
воспитывать в себе такие качества характера, как бескорыстие, отзывчивость,
трудолюбие, умение жить в ладу с собственной совестью, утвердить в глазах детей
незыблемые истинные ценности: нравственность, национальный дух, порядочность
в делах и поступках на примере жизни героини рассказа.
Словарная работа:
праведник - 1. у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имея
грехов;
2. человек, ни в чем не погрешающий против нравственности и
морали (Ожигов).
праведник - праведно живущий, во всем по закону Божию поступающий,
безгрешник (Даль).
рассказ малый жанр эпического рода литературы, в котором дается изображение
какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий,
малое число действующих лиц – особенность рассказа.
притча - в религиозной и старой нравоучительной литературе: краткий,
иносказательный поучительный рассказ.
феномен - 1. (книж.) явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь;
2. о человеке, явлении, выдающимся, исключительном в каком-либо
отношении.
скаредный – (разг.) очень скупой, жадный.
Оборудование урока: портрет А.И. Солженицына, выставка книг писателя, кинофрагмент
выступления Солженицына после возвращения на Родину.
Эпиграф.
Есть такие прирожденные ангелы,
они как будто невесомы,
они скользят как бы поверх этой жижи,
нисколько в ней не утопая…
это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудики»),
пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же…
- и тут же погружались опять в нашу обреченную глубину.
А.И. Солженицын «Раскаяние и самоотречение».
Все мы жили рядом с ней и не поняли,
что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город. Ни вся земля наша.
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Формулирование целей и задач урока. Обоснование взаимосвязей с
предыдущим уроком.
- На прошлом уроке, ребята, мы познакомились с жизнью и творчеством выдающего
писателя 20 века А.И. Солженицына. Сегодня мы рассмотрим его рассказа «Матренин
двор», проанализируем характер главной героини, остановимся на особенностях
центрального конфликта произведения, попытаемся понять, каким видится писателю
праведник, постараемся разобраться в философском смысле рассказа. (Запись в тетрадь
темы урока и понравившегося эпиграфа).
2. Подготовка к восприятию новой темы. Проверка домашнего задания.
- Ребята, вы познакомились с биографией Солженицына, с обзором его творчества,
прочитали рассказ «Матренин двор».
Каким предстал перед вами это писатель? Каковы основные черты его личности?
Связана ли непростая судьба Солженицына с основными вехами нашей истории?
Можно ли этого писателя назвать героем своего времени?
(Учащиеся обращаются к фотографии писателя, его книгам, рассказывая о трагической
судьбе и огромной силе воли человека, прошедшего войну, сталинские лагеря, жизнь на
чужбине, но не сломленного, сильного, честного, глубоко любящего свою Родину и народ,
душой болеющего за будущее России). (Кинофрагмент речи Солженицына на встрече с
читателями после возвращения в Россию).
3. Изучение новой темы.
Кто же главный герой рассказа «Матренин двор»?
От лица кого ведется повествование в произведении?
Почему писатель избрал именно данный жанр – рассказ?
- В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По
этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын.
- Рассказ автобиографичен и достоверен. Прототип главной героини – знакомая
Солженицына, владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил
писатель после дальней ссылки. Повествование ведется от 1 лица – Игнатича, который
возвратился в европейскую Россию после лагерей и ссылки и которому «хотелось
затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила».
Какова же Россия Солженицына? (Учащиеся работают с художественный
текстом, зачитывая фрагменты о том, какой увидел герой рассказа русскую
деревню50-х годов. Делают обобщения).
- Герой-рассказчик ищет старую, патриархальную Россию, с крестьянским бытом,
певучим народным языком, с ивами над речкой или прудом. Но оказывается на станции
со странным названием – Торфопродукт. В округе вырубили под корень леса, в деревне
уже не пекли хлеба, колхозники работают на колхоз, на свое хозяйство времени не
остается. Живут люди бедно, недоброжелательны друг к другу и корыстны.
Но в этом беспросветном, постылом мире Игнатич нашел праведницу – крестьянку
Матрену, сумевшую сохранить лучшие духовные качества - совесть и доброту в
труднейших жизненных условиях.
Кто же такой праведник? Какое толкование этому слову дают словари Ожегова и
Даля? (Заранее подготовленные учащиеся определяют лексическое значение слов,
связывая с текстом рассказа).
Кто такая Матрена Васильевна? Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На
каких деталях портрета сосредоточено внимание писателя?
- Образ героини складывается из разных деталей: портрета, речи, картин быта крестьянки,
особенностей ее судьбы, ее отношений с односельчанами. Развернутого портрета Матрены
в рассказе нет, нет в ее внешности ничего «от величавой славянки». Она скромна и
неприметна, но из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь ее портрета
улыбка: «лучезарная улыбка, улыбка ее кругловатого лица, просветленная, всем довольная,
со своей доброй улыбкой, извиняющаяся полуулыбка».
Заметим, как и все любимые герои писателя, Матрена наделена неброской внешностью, но
красотой внутреннего мира.
Случайно ли писатель противопоставляет внешнюю неприметность героини и
красоту ее внутреннего мира?
- Это позволяет глубже раскрыть характер героини. Автору важно изобразить не внешнюю
красоту русской крестьянки, а тот внутренний свет, который струится из ее глаз. Писатель
ясно подчеркивает мысль: «У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах со своей
совестью». (Заранее подготовленный учащийся читает отрывок из стихотворении
Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» и делится своими суждениями о том, что есть
истинная красота).
В чем особенности речи героини? Найдите в тексте и выпишете наиболее
характерные высказывания Матрены. Какова ее манера говорить?
- Глубоко народный характер Матрен проявляется прежде всего в ее речи: просторечные
слова, диалектные. Речь ее напевна как теплое мурчание бабушкиных сказок.
Какие художественные детали создают картину быта Матрены и как они связаны с
духовным миром героини?
- Внешне быт Матрены поражает своей неустроенностью. «В запущи она живет», - говорит
одна из соседок. Все ее богатство – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы.
Жила она бедно, убого, одиноко, измотанная трудом и болезнью. Но эти скупые бытовые
детали раскрывают ее особый мир: все живое тянется в Матрене.
Что же мы узнаем о прошлом героини? Восстановите историю жизни Матрены. Как
соотносится ее частная жизнь с историческими событиями страны? Ощущает ли
героиня несправедливость, царящую вокруг? В чем находит спасение?
- Жизненные драмы Матрены связаны так или иначе с поворотами истории: с Первой
мировой войной, на которой попал в плен ее жених Фаддей, с Великой Отечественной
войной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из нее все силы и оставил
без средств к существованию. Матрена похоронила 6 детей, но не озлобилась на судьбу и на
людей. Воспитала приемную дочь Киру, помогала всем людям и никогда не брала за это
деньги. Ее судьба – частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная
социалистическая система не отпускает Матрену: ее оставили без пенсии, не продают торф,
новый председатель обрезал всем инвалидам огороды…
Матрена чувствует несправедливость, но не держит зла ни на судьбу, ни на людей. У нее
было одно верное средство вернуть доброе расположение духа – работать. Она помогает
колхозу, соседкам. Лишенная корыстолюбия и зависти она полает удовольствие от самой
работы.
Физкультминутка.
Каков центральный конфликт рассказа? Кто такой Фаддей и какими красками автор
рисует его? Как относятся к Матрене ее сестры, соседи?
- Главной героине противопоставлен брат ее покойного мужа, Фаддей. «Черный», автор
семь раз употребляет этот эпитет, рисуя портрет этого героя, противопоставляя его облик
светоносности Матрены с ее лучезарной улыбкой. Жизнь Фаддея тоже была по-своему
изломана бесчеловечными обстоятельствами, но, в отличие от Матрены. Он затаил злобу на
судьбу, вымещая ее на жене, сыне. Корысть, жажда захватить участок для дочери
заставляют его разрушить дом, который он сам когда-то строил. Его скаредность
становится причиной трагедии, случившейся с Матреной. (Дети объясняют значение слова
«скаредность»).
Открытый конфликт в рассказе отсутствует ибо характер Матрены исключает конфликтные
отношения с людьми, но противостояние двух нравственных систем очевидно:
традиционной народной нравственности с ее соборностью, незлобивостью
противопоставлена разъедающая людей потребительская мораль, человеческая алчность и
зависть. Они-то и губят героиню рассказа. Для Матрены добро – неспособность к злу,
любовь и сострадание, а для мужниной родни, соседей, сестер – желание урвать то, что
плохо лежит, отнять у ближнего. В этом видит Солженицын сущность того духовного
кризиса, который поразил Россию.
В чем философский смысл названия рассказа? Как сначала автор назвал свое
произведение? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, как
первоначально было названо произведение, почему изменено название, в чем их
идейный смысл).
- Матренин двор – это то мир, в котором живет героиня, он уподобляется Дому России.
Погибает хозяйка – разрушается дом, гибнут нравственные устои, которые всю жизнь
крепила Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала жизнь
трудом, честностью, добротой и терпением. По народному мудрая, рассудительная, она
умела ценит добро и красоту (отношение к Игнатичу, природе, музыке – найти и зачитать
из текста). Улыбчивая и общительная по нраву, Матрена умела противостоять злу и
насилию, сохранив свой двор, свой особый мир праведника, некий остров среди океана
лжи, который хранит сокровища народно духа. Живя в атмосфере всеобщей фальши, она
сумела жить не по лжи.
В чем же видит писатель истинное величие простого человека? В чем
жизнеутверждающее начало рассказа?
- В основе истинного величия, как писал когда-то Л.Н. Толстой, - «простота, добро и
правда». В поисках «нутряной» России герой не находит «идеального народа», но находит
личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей, увы, утрачивает,
но без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша – личность праведника.
Источник жизнестойкости России писатель видит не в политической системе, не в
государственной власти, не в силе оружия, а в простых сердцах никем не замечаемых,
унижаемых, часто одиноких праведников, противостоящих миру лжи.
3. Вывод по уроку: «Одно слово правды весь мир перетянет», - сказал Солженицын на
вручении Нобелевской премии. Такой суровой, но жизнеутверждающей правдой
стали и сами произведения писателя. И пока есть на земле праведники, будет жить и
село, и город, и вся земля наша.
4. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Актуальны ли
сегодня те нравственные принципы, которые утверждает писатель в своем
рассказе?».
5. Словесный комментарий деятельности учащихся на уроке. Выставление
оценок.