Всероссийская олимпиада школьников по литературе (школьный этап)10-11 класс

Отдел образования Администрации МО «Велижский район»
Всероссийская олимпиада школьников по литературе (школьный этап)
2024 2025 учебный год
литература 10-11 класс
Спецификация олимпиадной работы (её особенности)
Назначение олимпиадной работы: выявить наиболее подготовленных учащихся,
имеющих особые способности и склонности к предмету литература; поддержать
и развить познавательные интересы учеников в области литературы; оценить
уровень знаний обучающихся 10-11 классов по литературе с целью отбора их
для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.
Структура заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по
литературе в 10-11 классах состоит из двух разделов:
из аналитического задания, где участнику олимпиады предлагается провести
целостный анализ текста по вспомогательным вопросам, и творческого задания
.
Перечень проверяемых знаний и умений в каждом вопросе
-теоретико-литературные знания и умения их применять при анализе текст;
-анализ художественных произведений с опорой на предложенные в задании
вопросы;
- умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать
нестандартные филологические задачи, выступать в роли редактора,
журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, ученого
и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого
литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного
вкуса.
Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество
баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии,
что количество набранных ими баллов превышает половину максимально
возможных баллов. Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах
установленной квоты победителей и призеров признаются все участники
школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.
Возрастная группа участников
Олимпиадные задания по литературе школьного этапа всероссийской
олимпиады разработаны ориентировочно на обучающихся 10-11 классов.
Количество олимпиадных заданий, их характеристика
Распределение заданий по содержанию, проверяемым умениям и начислению
максимального балла.
Задание 1 (аналитическое) – 70 б.
Задание 2 (творческое) – 15 б.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается
ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию.
Она соответствует привычной для российского учителя четырѐхбалльной
системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья
условная «четвѐрка», четвѐртая –условная «пятерка». Баллы, находящиеся
между оценками, соответствуют условным
«плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.
Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию
ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные
наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчѐркивает.
Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвѐрка с минусом». В
системе оценок по критерию «четвѐрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10
баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19
баллов. Такое «сужение» зоны выбора и
введение пограничных оценок- «зарубок», ориентированных на привычную
модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком
субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр
оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по
каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это
позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении
реальных плюсов и минусов работы.
Критерии:
1 Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),
последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в
«лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 20 30
2 Композиционная стройность работы и еѐ стилистическая однородность,
уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 10 15
3 Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение
использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это
необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 7 10
4 Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок,
уместность использования фонового материала из области культуры и
литературы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 7 10
5 Общая языковая и речевая грамотность, точность формулировок (отсутствие
речевых и грамматических ошибок).
Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям
грамотности с полным подсчѐтом ошибок не предусматривается.
Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также
орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и
понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в
среднем более трѐх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию
получает ноль баллов.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 3 5
Итого: максимальный балл – 70
Направления для анализа, предложенные школьникам, не обязательны
для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание
на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик
выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо
работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.
Критерии оценки творческого задания
Второй тур школьного этапа – творческий. Он должен выявить творческие
способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты,
готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения)
филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя,
рецензента, блогера, комментатора, учѐного и в других ролях, требующих
филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора,
языкового чутья и художественного вкуса.
1. Оригинальность, уместность, ясность до 5 баллов.
2.Стройность композиции, выбор жанра, использование средств
выразительности до 5 баллов.
3. Соответствие текста общему стилю, четкость формулировок, ясность
описания, нешаблонность предложения до 5 баллов.
Общий максимальный балл за задание – 15.
Продолжительность олимпиады в академических часах
-время выполнения работы – 3, 5 4 астрономических часа. Внутри общего
времени ученик распределяет количество времени для работы над
аналитическим и творческим заданием самостоятельно.
Перечень материально-технического обеспечения школьного этапа
Олимпиады в зависимости от предложенного содержания и примеров заданий,
возможные принадлежности
Для проведения школьного этапа Олимпиады по литературе требуется здание
школьного типа с классами до 20 столов; достаточное количество экземпляров
заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для
составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать
компьютер(ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для
тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. В здании, где
проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым
медицинский пункт с дежурным врачом, присутствие которого должно быть
обеспечено на всё время проведения Олимпиады.
Отдел образования Администрации МО «Велижский район»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
10 - 11 класс
Задание №1
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете
опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь
анализа.
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
Елена Долгопят (1963г.р.)
Часы
Был вечер. Горели окна, бежали огни машин. Перед крыльцом стеклянного
магазина стоял жалкий человек: небритый, грязный, загорелый до черноты, в
запахнутом пиджаке на голое тело.
Мальчик, — остановил он взбежавшего уже на одну ступеньку Сашку. И
вынул из внутреннего кармана пиджака сердито стучащие часы с круглым
белым циферблатом под выпуклым стеклом.
Идут, — сказал человек.
Слышу, — сказал Сашка.
Могу подарить за деньги.
Как это?
Сколько у тебя денег есть?
На хлеб и сахар.
Немного, — сказал человек, подумав. И вдруг решился и протянул стучащие
часы Сашке. — Ладно. Бери!
Да мне… — начал было Сашка.
Ладно, чего там, давай свои деньги.
Он сунул часы Сашке в руки, и растерянный Сашка, прижимая рукой с пакетом
большие, тревожно стучащие часы к груди, вынул свободной рукой из кармана
деньги.
Схвативший деньги человек, мгновенно побежал по улице и скрылся за углом, а
Сашка остался с этими облезлыми громкоголосыми часами. Он растерянно
опустил их в пакет и с потяжелевшим стрекочущим пакетом спустился со
ступеньки на тротуар и побрел к дому.
Мать смотрела в комнате телевизор, когда Сашка вошел в прихожую и
захлопнул за собой дверь.
Купил? — крикнула мать из комнаты, и тут же раздался выстрел в
телевизоре.
Да, — сказал Сашка.
В кухне положи, на столе.
Сашка сел за стол в кухне, выложил на стол часы, пакет повесил на спинку
стула. Часы стучали, бежала секундная стрелка.
А у меня реклама, — вошла в кухню мать.
Сашка схватил часы, спрятал под стол, на колени.
Что там у тебя? спросила мать.
Ничего.
А где хлеб?
Молчание.
Покажи.
Она взяла из его рук часы.
Откуда этот кошмар?
Купил.
Где?
Возле магазина тип один продал.
А деньги где взял?
У меня же были на хлеб.
Вот как? И что мне теперь с ними делать? Есть, что ли, их вместо хлеба?
Они время показывают.
У нас что, часов дома нет? Или эти какое-то другое время показывают?
Которое получше будет, чем наше? Иди и возврати часы этому типу, да не
забудь про деньги, потому что без денег никто тебе хлеб не продаст, а я тебя за
хлебом посылала!
Мам, да его уж там нет, он убежал сразу!
И правильно сделал!.. Ладно, не реви. Не реви, пожалуйста. В кухне у нас, и
правда, нет часов. Пусть стоят. Только не здесь.
Она встала на цыпочки и водрузила часы на верх шкафчика, где стояли
прозрачные цветные бутылки и вазочка.
Ну вот. Пусть сверху глядят. Видишь, как стучат сердито. Ну, не реви,
пойдем кино посмотрим, потом ужинать будем, полбуханки у нас еще есть,
хватит на ужин, ладно. Пойдем.
Я здесь посижу.
Да будет тебе, пойдем, там хорошее кино, про сыщиков.
Мать смотрела кино, Сашка сидел в кухне, часы стучали сверху.
Сашка забрался на стул, дотянулся. Снимая часы, он задел вазу, она грохнулась
о пол, и Сашка замер на стуле. Но мать не слышала, потому что в это время по
телевизору взорвалась прямо в воздухе рухнувшая с моста машина. Сашка,
постояв над осколками, сошел со стула.
Он тихонечко заглянул в комнату и, увидев, что мать увлечена
продолжающейся автомобильной погоней (тормоза выли, выстрели грохотали,
люди визжали), вернулся в кухню.
Собрал в ведро осколки. Сел за стол, взял часы, перевернул и увидел на
обратной стороне ключ завода времени и ключ поворота стрелок, которые тут
же опробовал; был и третий, неясного назначения ключ, который Сашка
сначала хотел повернуть по часовой стрелке, но ключ повернулся только
против.
С часами ничего не произошло, но из воздуха, уплотнившегося перед Сашкой,
образовался вдруг человек. Вид он имел обыкновенный. Одет человек был в
старенькие затрапезные джинсы, стоптанные сандалии на босу ногу, в
клетчатую, порядочно выцветшую рубашку. Лицо у него было бледное,
вытянутое, лоб казался большим из-за лысины. Указательный палец на правой
руке был залеплен пластырем.
Сашка не закричал, не замахал руками, он молча таращился на возникшего.
Человек выдвинул табурет из-под стола и сел наискось от Сашки.
Чего желаете? сказал он самым обыкновенным, скучным, как у продавца,
голосом.
В смысле? — прошептал Сашка.
Вы меня вызывали, кажется.
Как это?
Ваши часы?
Ну.
Ключик вот этот поворачивали?
Ну.
Заказывайте.
Чего?
Если не надо ничего, то до свидания, — он приподнялся.
Стойте, — остановил его Сашка. — Давайте… мороженое, что ли. И хлеб
черный буханку, и сахару кило.
Нет, уважаемый, — сказал человек, этого я ничего не могу.
А чего ж тогда?
Я могу поправить ваше прошлое. Если вам что-то в вашем прошлом не
нравится, могу устранить.
Да? А вот я вазу разбил недавно, можно это устранить?
Человек закрыл глаза и стал шевелить губами, будто стихотворение
припоминал. При этом человек терял плотность, становился прозрачным,
невесомым. Сашка вдруг протянул руку, и рука легко прошла сквозь
прозрачного человека, тут же, впрочем, исчезнувшего.
Сашка вскочил. Он был один в кухне. Слышался мужской голос из телевизора.
Ваза стояла себе на верху шкафчика. Сашка бросился к ведру. Ни одного
осколка. Сашка схватил часы, сел. Поднес к уху. Стучали они громко. Колупнул
старую, в трещинах, краску на корпусе. И — повернул против часовой стрелки
ключик.
Лишь только он повернул ключик, вошла мать.
Реклама.
Она подошла к холодному чайнику на плите. Налила воды в стакан. За ее
спиной из уплотнившегося воздуха образовался лысоватый человек в
стоптанных сандалиях на босу ногу.
Мать, запрокинув голову, пила воду, человек садился на табуретку. Сашка
сидел, вцепившись в будильник.
Чего изволите? — сказал человек. И мать обернулась.
Увидев внезапно постороннего человека, она убрала стакан за спину, на тумбу у
плиты, и вытерла ладонью мокрые губы.
Человек встал и сказал:
Здравствуйте.
Здравствуйте, — изумленно сказала мать.
Это ко мне, — сказал Сашка. — Мы тут это… беседуем.
Я вас не заметила, когда вошла.
Меня часто не замечают, — печально сказал человек.
Он… из соседнего подъезда.
Очень приятно, — сказала мать, не сводя глаз с человека.
Очень-очень приятно, — сказал человек.
Ну, не буду вам мешать, — мать пристально взглянула на сына. — Когда
освободишься, подойди ко мне.
Хорошо.
И еще раз взглянув на них, мать вышла. Она уменьшила звук телевизора, так
что стало почти совсем тихо.
Ну-с, — человек сел за стол.
Вот что, — зашептал Сашка. — В прошлом году я сломал ногу и поэтому не
пошел на лыжах с ребятами. Они все ходили: и Петька, и Сережка, и Танька.
Из-за того, что меня не было, Танька подружилась с Петькой, а раньше она
дружила со мной. Мне наплевать, конечно, но можно сделать так, чтобы я не
ломал ноги и пошел тогда с ними на лыжах?
Человек прикрыл глаза и зашевелил губами. Затем он открыл глаза и сказал:
Если вычесть из прошлого ваш перелом, то очень многое изменится в
настоящем. Во всяком случае, Таньки в нем не будет вовсе.
Как это?
Вы будете жить в другом доме, учиться в другой школе, ваша мать выйдет
замуж.
Как это?
"Как это, как это…" Да вот так это. Вы пойдете на лыжах, ваша мать пойдет
к подруге, у нее познакомится с человеком, вскоре выйдет за него замуж, и вы
переедете к нему жить… Квартирка у него, — человек оглядел их, в общем-то,
бедную кухню. Получше вашей будет. Он вас машину выучит водить.
У него машина? А какая?
Увидите, если захотите. Только эта перемена вашего прошлого станет
последней.
Почему?
Потому что этих часов у вас уже не будет.
А помнить я буду все, что сейчас?
Нет, конечно.
Сашка взял часы, как будто сильнее застучавшие в его руке. Посмотрел на
печального человека.
Да.
Что "да"?
Пусть. Пусть по-другому будет.
Смотри-ка, — удивленно сказал человек и указал Сашке на черное окно за
его спиной. Сашка тут же оглянулся, но ничего особенного не увидел и
повернулся вновь к человеку, но того уже не было в кухне.
Машина была шикарная, "БМВ". За рулем сидел мужчина, мать сидела возле
него, а Сашка сидел за ними, развалившись во все сиденье. Ход у машины был
плавный.
Проезжали мимо стеклянного магазина. На крыльце у входа продавали
мороженое.
Мороженое, — сказал Сашка.
Хочешь? — спросил мужчина и остановил машину.
Сашка отворил дверцу.
Вам брать?
Шоколадное, — сказала мать.
Шоколадное, сказал мужчина, улыбнулся матери и сказал Сашке: —
Деньги возьми.
Да у меня есть еще.
И Сашка спокойно, ничуть не спеша, вышел из машины, захлопнул дверцу и
направился к магазину. Когда он уже занес ногу на ступеньку, из тени появился
вдруг жалкий человек: небритый, грязный, загорелый до черноты, в запахнутом
пиджаке на голое тело.
Мальчик, — остановил он Сашку. И вынул из внутреннего кармана пиджака
сердито стучащие часы с круглым белым циферблатом под выпуклым стеклом.
Идут, — сказал человек.
Ну и что? — сказал Сашка.
Могу подарить за деньги.
Да я б и задаром такие не взял, — сказал Сашка и поднялся к мороженому.
Человек с часами ушел в тень.
Опорные вопросы:
а) О чем это произведение? Почему оно так называется?
б) Почему главный герой решил кардинально поменять свою жизнь?
в) Где и когда происходят события? С чего все началось? Как развивались
действия?
г) Опишите героев. Что думает о них автор, почему именно так их изобразил?
Кто вам понравился и не понравился?
д) Какие средства выразительности использует автор в своем произведении?
е) Какое чувство остается у вас после чтения произведения?
ж) Правильно ли поступил главный герой? Как бы вы поступили на его месте?
Объясните свою точку зрения.
Задание 2 ворческое задание)
Нейросеть создала портрет литературного героя по следующему описанию:
«молодой офицер в возрасте 25 лет, стройный мужчина среднего роста, но
крепкого телосложения. Он носит дорогую одежду (бархатный сюртук) и
следит за чистотой белья, всегда носит чистые сапоги и перчатки. У него
нежная кожа, белокурые волосы, но при этом – темные усы и брови».
Определите, портрет какого героя создала нейросеть, из какого
произведения, назовите автора.
Совпадает ли портрет, созданный нейросетью, с тем образом, который
нарисовало ваше воображение при прочтении произведения? Чего не
хватает на портрете, или что бы вы добавили?
Каким еще героям мировой литературы подошёл бы этот портрет?
Обоснуйте своё мнение.
Источники:
https://dolgopyat.ru/chasy
https://www.literaturus.ru/2015/10/vneshnost-Pechorina-vneshnij-vid-glaza-
citaty.html
https://shedevrum.ai/post/6f9308ff679911ef8c0ee6d9644e1857/