Технологическая карта урока литературы "Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус»"

Технологическая карта урока литературы
Тема: Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус»
Класс: 6
Тип урока: урок-исследование
Цели:
Предметные: продолжение знакомства с творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умение интерпретировать стихотворный текст,
комплексно анализировать его; воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы.
Метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно
оценивать свои результаты;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять
существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной
деятельности.
Личностные:
осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формирование положительного
настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной
атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе; развитие уважения друг к
другу, воспитание настойчивости в достижении цели.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Организационный момент
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию,
организация внимания детей.
- Давайте посмотрим на соседа по парте, улыбнемся, пожелаем ему
удачи на уроке.
- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства,
передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым
сделал мир чуточку добрее.
Приветствуют учителя, проверяют
свою готовность к уроку.
Личностные: формирование
эмоционального настроя на урок.
Коммуникативные:
взаимодействие с учителем.
Регулятивные: прогнозирование
предвосхищение результата и
уровня усвоения материала.
II. Мотивационное начало урока
- В моей руке маленький кораблик. Что у вас ассоциируется с этим
предметом?
- Послушаем его шум и полюбуемся акварелью М.Ю. Лермонтова
«Морской вид с парусной лодкой». Что вы представляли, слушая
Конечно, море
У наших ног, искрясь, переливаясь в
бликах солнца, плещется и волнуется
Личностные: установление
учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее
мотивом.
морской прибой?
- Какие чувства может испытывать человек в этот момент?
сказочно-необъятное море. Оно шумит и
зовёт в голубую даль. Слушаем крик чаек,
свист дельфинов, зов затонувших
кораблей, которые манят нас в
бесконечные просторы
Человек волнуется, гордится, любуется
красотой моря
Коммуникативные: выражение
своих мыслей, аргументация
своего мнения, учет разных
мнений.
Регулятивные: способность к
определению мотива учения.
III. Целеполагание
- Если мы говорим о чувствах, какой род литературы будем изучать?
- Рассматривали акварель М.Ю. Лермонтова, о ком пойдет речь на
уроке?
- В руке у меня парусник, как будет называться произведение?
- Определим тему нашего урока.
- И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие в
творческие дали М.Ю. Лермонтова, а точнее попытаемся разгадать
тайну удивительного стихотворения «Парус». Для этого нам нужно
определить задачи урока:
Знать: художественные средства языка стихотворения.
Уметь: определять художественные средства языка стихотворения.
Сделать свои маленькие открытия – задача нашего урока. В конце
урока мы попробуем ответить на вопрос: Для чего нам, потомкам
Лермонтова, изучать это стихотворение? Какой след оно оставит в
душе и оставит ли? И о чем заставит задуматься?
Лирику
О творчестве М.Ю. Лермонтова
Стихотворение «Парус»
Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю.
Лермонтова. «Парус»
Личностные: установление
учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее
мотивом.
Познавательные: целеполагание
как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще
неизвестно.
Коммуникативные: владение
умениями совместной
деятельности, аргументация
своего мнения, учет разных
мнений.
IV. Подготовка к восприятию стихотворения
- Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург.
Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и
увидел раскинувшуюся перед глазами картину. Стоя на берегу моря
у Финского залива, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он
увидел белеющий в морской синеве парус. Парус для человека
всегда был символом надежды, светлой мечты. Именно тогда, в 1832
году, после той прогулки по берегу моря поэт написал
стихотворение «Парус».
- Давайте послушаем стихотворение в исполнении актера театра и
кино Царева.
Слушают внимательно учителя
Слушают аудиозапись
Регулятивные: планирование
своих действий в соответствии с
поставленной задачей
Познавательные: выделение
существенной информации из
текста стихотворения
Личностные: проявление
интереса и активности в выборе
решения; установление
личностного смысла знания.
1. Работа с текстом стихотворения «Парус».
- Прекрасное стихотворение! Давайте отправимся в творческую
мастерскую поэта. Разгадка тайны кроется в тексте, и нужно просто
быть внимательным читателем.
- Составьте ассоциативный ряд со словами «парус» и «море».
2. Анализ текста.
- Прочитаем первую строфу:
- Дайте определение этому термину.
- Как читаем 1 строфу?
-Какими словами рисует Лермонтов море?
- Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение?
- А вот определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не
сразу. Вначале в стихотворении у него было определение
ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение заменил на
«одинокий».
- Что обозначает слово отдаленный?
А теперь проследим роль глаголов той части речи, главное
значение которой и есть выражение динамики, изменчивости.
- Какие глаголы относятся к парусу?
Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак
(белый), а признак и движение паруса.
- А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко?
Докажите.
Парус ищет, кинул. Что не знаем. Два риторических вопроса без
ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.
- А есть ли глаголы, относящиеся к морю?
Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.
2 строфа.
- Что видим?
- Как читаем?
Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы
Работают в рабочей тетради
Читают
Группа стихотворных строк от двух до
шестнадцати
Спокойно, повествовательно
Голубое
Парус назван одиноким, и это вызывает
чувство тоски, грусти, сожаления
Отдаленный - только о парусе, а
одинокий - не только о парусе, но и о
человеке, о человеческой жизни
Парус белеет
Парус белеет, это можно заметить
только с берега
Нет
Парус, шторм, волны, ветер, мачта
Взволнованно, неспокойно
Коммуникативные: умение
вести сотрудничестве на уроке с
учителем и одноклассниками.
Познавательные: выделение
существенной информации из
текста стихотворения
подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души:
«играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит»,
«просит».
- А парус?
- А где сейчас по отношению к нам находится парус?
Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит».
Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём,
когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое
гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более
мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.
3 строфа.
- Что видим?
- Как читаем?
- А где находится парус?
- Сколько раз употребляется в стихотворении слово парус?
- Чем потом заменяется оно?
- Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему
Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы
начинаем относиться к парусу, как к живому существу?
Парус затерялся между покинутым родным краем и неведомой
далёкой страной.
Любимый прием антитеза («край родной» - «страна далёкая»,
«ищет» - «кинул», «под ним» - «над ним»).
- Выпишите антитезы из стихотворения.
- Для чего используется этот прием?
Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и
заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу.
Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и
слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом прозой, то
Парус также полон напряжения: мачта
гнётся и скрипит
Близко, мы слышим скрип мачты
Ослепляющий своей красотой морской
пейзаж
Светло, торжественно
Одинокий парус между небом и морем
Один
Местоимением; ищет он, кинул он, он
счастия не ищет, он просит бури
Лермонтов пишет о парусе, как о
живом; говорит, что он оставил родной
край; ищет не счастья, а бури. Так
можно говорить о людях, гордых и
смелых
Работа в рабочей тетради
Чтобы ещё раз показать, что парус
мечется между покоем и бурей и как не
может определиться, что ему нужно
фраза была бы построена иначе: « Одинокий парус белеет в голубом
тумане моря». Но вся поэтичность и очарование слов исчезают. В
стихотворении же эпитеты стоят на необычном месте, после
определяемого слова, в конце строк. Для чего? Это делает их
особенно заметными, выделенными, придаёт им дополнительную
силу. Необычный порядок слов в предложении называется
инверсией.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту?
Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом.
Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»
Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что
бы вы нарисовали, какими красками?
Одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю.
Лермонтов. Вглядитесь в его картину.
- В природе воцарился покой. А парус?
- Посмотрим на другие картины о море. Посмотрите на этюд
Куинджи «Море», что мы видим?
- Нужно ли такое море лермонтовскому парусу?
А теперь посмотрите на картину русского художника Сильвестра
Щедрина «Вид Амальфи близ Неаполя». Похожа ли она на
лермонтовскую или отличается от неё?
- А что вы можете сказать о картине Айвазовского «Море»?
- Мы рассмотрели репродукции разных художников, имеющих
отношение к содержанию стихотворения Лермонтова «Парус».
Увидели море, отметили сходство и различие с рисунком
Лермонтова. Лермонтов перенес образ одинокого паруса в другое
художественное измерение, подчеркнул свое настроение, владевшее
им в те годы. Парус назван «мятежным». Каково значение этого
слова?
3. Работа со словарём.
«Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный (словарь Ожегова).
- Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает
стихотворение?
На палубе парусника
«А он, мятежный, просит бури»
Бездонную синеву моря, в которой
хочется раствориться
Нет, ему не нужно спокойное море, ему
нужна буря
Здесь два паруса и не волнуешься. Здесь
видны берега. Скала создает
впечатление защищенности
Здесь корабль хочет спастись, а
лермонтовский парус не боится бури
Работают со словарем
Буря прошла, но парус не успокоился, он
не в силах находиться в покое
- Почему жизнь поэта можно назвать мятежной? На какого человека
похож парус?
Герой отвергает покой, отсутствие движения, пусть даже под
чистым безоблачным небом.
Лермонтов воспевает сильного,
борющегося человека, гордится им
V. Закрепление
1. Выразительное чтение стихотворения «Парус».
- Теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его
поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его
впечатляющей силы, выразительности, глубины.
- Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и
таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто
слушаешь музыкальные аккорды.
2. Романс А. Варламова на стихи М.Ю. Лермонтова
«Парус».
- Многие русские композиторы обращались к этому стихотворению.
Но второе рождение ему дал русский композитор Александр
Варламов. Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова
Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал
настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья,
готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в
энергичном ритме болеро - испанского танца.
- Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов,
конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее!
Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное
настроение романса, на характер мелодии.
- Ваши впечатления?
Читают выразительно стихотворение
Прослушивают романс
В романсе сливаются музыка и поэзия.
Исполнитель тоже привносит что-то
своё. Мы разделяем вместе с поэтом и
композитором восхищение дерзновенной
отвагой, которой наделён парус.
Бесконечные поиски идеала прекрасны,
они возвышают душу.
Коммуникативные: построение
понятных для партнёра
высказываний, учитывающих,
что он знает и видит, владение
монологической формой речи,
умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои
мысли
Регулятивные: контроль, оценка
правильности выполнения
действий
VI. Итог урока (рефлексия деятельности)
1. Заключительное слово учителя.
- Стихотворение «Парус» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832
году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
камня. Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого
замечательного стихотворения. Вот и мы с вами попытались
разгадать тайну стихотворения. Это одно из тех стихотворений,
которые пробуждают « души прекрасные порывы».
2. Рефлексия.
- Вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.
В чём секрет впечатляющей силы стихотворения «Парус»? Для чего
нам, потомкам Лермонтова, изучать это стихотворение? Какой след
оно оставило в душе? И о чем заставило задуматься?
- Что еще сегодня мы с вами повторяли?
- Стихотворение оставило неизгладимый след в душе, заставило о
многом задуматься, а это и есть главная цель любого поэта…
Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна,
противоречива. Поэтому близки поэту гордые, отважные люди,
которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных
идеалов. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был
он сам, к этому должны стремиться и вы, ребята.
Оно не увядает с годами, даёт место
такому сильному переживанию, которое
не забывается с годами. Мы изучаем,
чтобы знать, какие были сильные духом
люди. Мы должны быть тоже
сильными, целеустремленными, не
боящимися трудностей
Повторили сведения из биографии
Лермонтова, вспомнили термины
«антитеза, олицетворение, инверсия»,
познакомились с картинами русских
художников, послушали романс, узнали,
что Лермонтов, как и его лирический
герой мятежный, неспокойны
мысли
Познавательные: рефлексия
Личностные:
смыслообразование
VII. Комментирование домашнего задания
Упражнение обязательное и по выбору:
1. Выучить стихотворение наизусть.
2. По выбору: выполнить иллюстрации к стихотворению «Парус».
Записывают домашнее задание.
Регулятивные: понимать и
принимать учебную цель и
задачу.