Конспект урока "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»"

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»
Стихотворение было написано в 1832 году, опубликовано в 1841 году. Стихотворение
принадлежит к переходному периоду от ранней к зрелой лирике поэта. Это был тяжелый
период для Лермонтова, он переосмысливал свое раннее творчество, находился в
душевном кризисе.
Тема стихотворения – парус, плывущий по волнам моря, и размышления поэта,
наблюдающего за ним.
Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет
парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. Лермонтов проводит
параллель с человеческой душой, находящейся в смятении и растерянности, не желающей
успокаиваться и в то же время не знающей, к чему стремиться. (Слова, выражающие
авторскую идею из текста: «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит», «а он
мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой»).
Лирический сюжет составляют авторские эмоции грусти, которые остаются
неизменными на протяжении всего стихотворения, то есть эмоциональный фон не
меняется и выражает одинаковое от начала до конца меланхоличное настроение.
Композицию стихотворения составляют 12 строк, объединенных в 3 четверостишия с
перекрестной рифмовкой. Первое четверостишие вводит тему одинокого паруса,
плывущего по морю, второе и четвертое – о том, что окружает парус и что с ним
происходит в море. Каждое четверостишие построено по одной модели: первые две
строки – рисуют внешние события, третья и четвертая – отражает мысли и чувства
лирического героя.
Жанр произведения «Парус» – стихотворение.
В стихотворении главным образом является парус, который символизирует одинокую
человеческую душу. Образ моря, по которому плывет парус, тоже символичен – это сама
жизнь, с ее волнениями, радостями, опасностями.
Автор использует нейтральную лексику. Основными частями речи являются
прилагательные и существительные. Прилагательные помогают ярче охарактеризовать
образы, точно и художественно описать различные понятия (парус одинокий, в тумане
моря голубом, стране далекой, краю родном). Существительные служат для создания
наглядной картины плывущего по морю корабля. Также немало глаголов 3-го лица
единственного числа (ищет, кинул, свищет, просит), которые свойственны скорее
человеку, чем неодушевленному предмету. Благодаря этому мы начинаем понимать, что
парус символизирует человека. В тексте распространены ассонансы звуков о, и;
аллитерации звуков к, щ.
Основными изобразительно-выразительными средствами в этом стихотворении
являются: эпитеты (одинокий, далекой (стране), золотой (луч солнца) и т.д.), инверсии
(просит бури, стране далекой и т.д.), риторические вопросы (что ищет он в краю
далеком? что кинул он в краю родном?), антитеза (стране далекой – краю родном, бури –
покой).
«Парус» М.Ю. Лермонтова написан четырехстопным ямбом.
На мой взгляд, Лермонтов выражает свое смятении души и чувство одиночества в
данном стихотворении, так как оно было написано в тяжелый период его творчества,
период его духовных исканий, когда прошлое его разочаровало, и он хотел чего-то
нового, но не знал к чему стремиться, не нашел еще новых идеалов, но не мог позволить
себе находиться в покое, хотел быть в движении и в поиске.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»
Стихотворение было написано в 1832 году, опубликовано в 1841 году. Стихотворение
принадлежит к переходному периоду от ранней к зрелой лирике поэта. Это был тяжелый
период для Лермонтова, он переосмысливал свое раннее творчество, находился в
душевном кризисе.
Тема стихотворения – парус, плывущий по волнам моря, и размышления поэта,
наблюдающего за ним.
Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет
парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. Лермонтов проводит
параллель с человеческой душой, находящейся в смятении и растерянности, не желающей
успокаиваться и в то же время не знающей, к чему стремиться. (Слова, выражающие
авторскую идею из текста: «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит», «а он
мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой»).
Лирический сюжет составляют авторские эмоции грусти, которые остаются
неизменными на протяжении всего стихотворения, то есть эмоциональный фон не
меняется и выражает одинаковое от начала до конца меланхоличное настроение.
Композицию стихотворения составляют 12 строк, объединенных в 3 четверостишия с
перекрестной рифмовкой. Первое четверостишие вводит тему одинокого паруса,
плывущего по морю, второе и четвертое – о том, что окружает парус и что с ним
происходит в море. Каждое четверостишие построено по одной модели: первые две
строки – рисуют внешние события, третья и четвертая – отражает мысли и чувства
лирического героя.
Жанр произведения «Парус» – стихотворение.
В стихотворении главным образом является парус, который символизирует одинокую
человеческую душу. Образ моря, по которому плывет парус, тоже символичен – это сама
жизнь, с ее волнениями, радостями, опасностями.
Автор использует нейтральную лексику. Основными частями речи являются
прилагательные и существительные. Прилагательные помогают ярче охарактеризовать
образы, точно и художественно описать различные понятия (парус одинокий, в тумане
моря голубом, стране далекой, краю родном). Существительные служат для создания
наглядной картины плывущего по морю корабля. Также немало глаголов 3-го лица
единственного числа (ищет, кинул, свищет, просит), которые свойственны скорее
человеку, чем неодушевленному предмету. Благодаря этому мы начинаем понимать, что
парус символизирует человека. В тексте распространены ассонансы звуков о, и;
аллитерации звуков к, щ.
Основными изобразительно-выразительными средствами в этом стихотворении
являются: эпитеты (одинокий, далекой (стране), золотой (луч солнца) и т.д.), инверсии
(просит бури, стране далекой и т.д.), риторические вопросы (что ищет он в краю
далеком? что кинул он в краю родном?), антитеза (стране далекой – краю родном, бури –
покой).
«Парус» М.Ю. Лермонтова написан четырехстопным ямбом.
На мой взгляд, Лермонтов выражает свое смятении души и чувство одиночества в
данном стихотворении, так как оно было написано в тяжелый период его творчества,
период его духовных исканий, когда прошлое его разочаровало, и он хотел чего-то
нового, но не знал к чему стремиться, не нашел еще новых идеалов, но не мог позволить
себе находиться в покое, хотел быть в движении и в поиске.