Уроки нравственности в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» 6 класс

1
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа п. Юбилейный Котельничского района Кировской области
Составитель: учитель
русского языка и литературы
Кудашева Елена Леонидовна
высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 33 года
2021 год
2
Говоря о духовности, мы имеем ввиду,
прежде всего, его нравственный строй,
способность руководствоваться в своем
поведении высшими ценностями
социальной, общественной жизни,
следование идеалам истины, добра и
красоты... Духовная жизнь человека всегда
обращена к другому, к обществу, к роду
человеческому. Человек духовен в той
мере, в какой он действует согласно
высшим нравственным ценностям
человеческого сообщества, способен
поступать в соответствии с ними.
Нравственность есть одно из измерений
духовности человека".
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И
самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале
экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне
материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей
искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом
агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и
духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты
массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных,
культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.
Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские,
антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы
коллективной деятельности.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов,
дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие
утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет
возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений.
Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе...
Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной
атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода -
внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в
современном обществе, безжалостно ликвидированы».
У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности
- воспитание духа.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в
современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных
источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера
(это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации,
неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на
неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу
нравственности.
3
Духовность, нравственность базовая характеристика личности, проявляющаяся в
деятельности и поведении.
Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного
воспитания.
В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами
«душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в
содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия
игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для
поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».
В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние
человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и
действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной
культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и
т.д.
Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в
мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике
«духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде
моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных
учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого
подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой
связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры.
Происхождение слова религия и его первоначальное значение до сих пор вызывают
споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения»,
другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир
сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой
культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее
культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы
всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.
К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей
представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала
быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В
сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних
элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата
стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в
современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-
нравственной сфере.
Следует особо подчеркнуть, что религия на протяжении веков и до наших дней
является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории.
Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ
и человеческой цивилизации в целом. Религия важнейшая часть духовной и культурной
жизни человечества на протяжении всей его истории.
Россия — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество
культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое
поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории,
просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной
стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего.
Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных
цивилизаций, определяя их своеобразное лицо. Кроме того, без знаний о религиях трудно
разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и
4
войн. Как ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную
подоплеку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного
фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И.
Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими
качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во
многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и
«мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает
общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных
слоев общества.
«…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности это такой
же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество
лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него
есть общая система нравственных ориентиров»,- Альберт Лиханов.
Хочу предложить урок по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», который
даёт учащимся жизненные уроки нравственности.
Нравственные проблемы рассказа
В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
(2 часа)
Цели:
Личностные: проявлять интерес к истории развития России как государства (деревни)
через анализ рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»; формировать
нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение
к собственным поступкам.
Предметные: понимать связь литературного произведения с эпохой его написания,
выявлять заложенные вневременные, непреходящие ценности и их современное
звучание; уметь анализировать литературное произведение; приобщаться к духовно-
нравственным ценностям русской литературы; понимать авторскую позицию и своё
отношение к ней, характеризовать героев, сопоставлять их.
Метапредметные: развивать коммуникативную компетенцию; извлекать информацию из
различных источников, развивая исследовательские действия; выделять основную мысль
при работе с текстом; устанавливать логическую последовательность основных фактов в
соответствии с поставленными задачами, развивать смысловое чтение, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение
Оборудование: портрет В.П. Астафьева; иллюстрация к рассказу художника Т. Мазурина,
презентация, песня группы «Любэ» «Бабушка».
Тип урока: Урок изучения нового материала и обобщение прочитанного.
«Взрослым так просто, всё знают они наперёд.
Ну, а подросток, пока он ещё подрастет…»
(из к/ф «Пацаны»)
5
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Слово учителя о В.П. Астафьеве
Виктор Петрович Астафьев один из тех писателей XX века, кто много писал о
российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных
устоях, о народном - русском характере. Он родился 1 мая 1924 г. В селе Овсянка Крас-
ноярского края в крестьянской семье. Он рано потерял мать; ему было всего семь лет,
когда она погибла, утонула в Енисее. Детство Виктора было трудным. На всю жизнь он
сохранил добрые воспоминания о бабушке Катерине Петровне.
После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. Повзрослев, работал на
Урале. В. П. Астафьев принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он
выражается, «к сочинительству» испытывал с самого детства: «Моя бабушка Катерина, у
которой я жил, когда осиротел, меня называла «врушей». Смеялась, когда я ей всякие
страсти рассказывал... На фронте даже от дежурств освобождали ради этого. После войны
занимался в литературном кружке при одной уральской газете. Там я прослушал
однажды рассказ кружковеда бывшего фронтовика, который взбесил меня
надуманностью и фальшью. Тогда я написал рассказ о своем фронтовом друге. Он и стал
моим писательским дебютом». Это рассказ «Сибиряк». До сих пор родные погибшего
друга писателя хранят его как драгоценную реликвию. Впервые был напечатан в газете.
Рассказ «Конь с розовой гривой» является главой из книги - цикла рассказов
«Последний поклон». Она писалась на протяжении многих лет. «Конь с розовой гривой»
был опубликован в 1963 г. Эта повесть автобиографична. Герой повести Витя
Потылицын, мальчик из таежного сибирского села, его бабушка Катерина Петровна,
казалось бы, реальные, конкретные люди: сам - писатель и его бабушка, взявшая внука на
воспитание. Но в то же время это воспроизведенный, через личные переживания одного
человека рассказ о целом поколении людей, чье детство выпало на трудные предвоенные
годы.
Повествование ведется от первого лица мальчика Вити Потылицына, сироты,
живущего с бабушкой. Жизнь Вити протекает, как у всех деревенских мальчиков —
помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка, игры.
III. Составление плана к рассказу «Конь с розовой гривой»
Примерный план
1. Просьба бабушки набрать ранней земляники.
2. Обещание бабушки купить пряник коня с розовой гривой.
3. Рассказ о левонтьевском семействе.
4. В поход за земляникой с левонтьевскими ребятами.
5. Ссора с ребятами.
6. «Развлечения» на реке.
7. Совет Саньки обмануть бабушку.
8. Санька заставляет Витю украсть из дома хлеб.
9.Поездка бабушки на рынок.
10. Обман обнаружен.
11. Переживания мальчика в ожидании возвращения бабушки.
12. Прощение бабушки.
13. Урок на всю жизнь.
IV. Пересказ отдельных эпизодов
6
Учащиеся пересказывают эпизоды:
1. Поход ребят за земляникой.
2. Обман раскрылся.
3. Урок на всю жизнь.
V. Беседа с классом
В какое время и где происходят события, описанные в рассказе?
От чьего лица ведется повествование?
Чем семья дяди Левонтия отличалась от других семей? Какой образ жизни вели
родители левонтьевских ребятишек?
Чем привлекала Витю семья Левонтьевых? (Семья дяди Левонтия привлекала Витю
душевной атмосферой, царившей в доме, атмосферой участия к нему. Вспоминая
трагически погибшую мать Вити, все горько плакали и «наперебой угощали» его.)
- Почему бабушка запрещала Вите ходить к Левонтьевым? Бабушка считала, что внук не
должен угощаться у Левонтьев, где ребятишек много, самим есть нечего. Кроме того,
она опасалась дурного влияния на внука: левонтьевские дети любили проказничать и
хулиганить.)
Как характеризует левонтьевских ребят их поведение во время похода за земляникой?
(Забавы левонтьевских были жестоки и бессмысленны: они залезли в чужой огород,
вырвали лук, подбили на реке стрижа, растерзали рыбу, съели ягоды, которые Витя
собирал для бабушки.)
Кому из левонтьевских ребятишек писатель уделяет больше внимания?
Прочитайте отрывок, рисующий портрет Саньки. Согласны ли вы с героем рассказа,
который закончил его словами: «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»?
- Работа с таблицами «Как воспитывали Витьку и левонтьевских ребят»
Как воспитывали Витьку
Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже
продам и куплю тебе пряник конем”.
Учит зарабатывать своим
трудом.
“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками
хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.
Дисциплинирует внука.
“Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”.
Не жить одним днем, а
думать о будущем.
“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла
работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг
дома”.
Неравнодушие, желание
помочь.
Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом
Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих
пролетарьев объедать, у них самих в кармане вошь на
аркане”.
Учит не попрошайничать, не
завидовать, не прибедняться.
“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий
бушевал”.
Сочувствие, жалость к
соседке.
Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.
Доверие к внуку.
“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество,
даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за
содеянное злодейство”.
Самокритичен. Есть понятие
о добре и зле.
“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон
не брал меня, как окончательно запутавшегося
Испытывает угрызения
совести.
7
преступника”.
Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей
рано вставать.
Проявляет здоровый
альтруизм.
“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но
очень уемисто и податливо”.
Скромность, трудолюбие,
основательность.
“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю
жизнь потакал, теперь этого!..”
Доброта.
На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться:
“Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”
Умение противостоять
дурному влиянию.
“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси
прощения“”.
Видит раскаянье внука.
“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна
разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось,
душу отвести должна”.
Моральная поддержка внука.
Чувствует его состояние. Не
отвергает, а помогает
вынести душевные муки.
“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле
с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах
скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего
смотришь?“
Прощение — истинное —
после глубокого раскаяния.
Воспитание любовью.
Как воспитывали детей в семье Левонтия
“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке
откусывать, надо держать пальцами то место, по которое
откусить положено”.
Норовят цапнуть побольше.
“Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в
день получки не только левонтьевский дом, но и всех
соседей”.
Суета и нестабильность не
сулят ничего хорошего.
“Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на
рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.
Тут видится злой умысел,
попытка обмануть тех, кто
ее выручил.
“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет
белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство
ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь
из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это
исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”.
“Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем
крыльцо”.
Ленивые, не любят
работать, нет
основательности.
“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а
рубаха и вовсе без пуговиц”.
Неопрятность, неуважение
к себе и окружающим.
Левонтий — детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях.
Когда к матери ни придешь… — ночь, полночь…
„Пропащая ты голова, Левонтий!“ — скажет и опохмелит”.
Сочувствует, помнит
“добро”.
“Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей,
что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все
наперебой угощали меня и ели уж через силу”.
Прилив заботливости. Но
едят через силу, потому что
потом не будет сладостей
не прозевать бы.
“Что такое жисть?” после этого вопроса все разбегались,
Недовольство своей
8
а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел,
плакал.
жизнью.
“По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в
друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”.
“Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна,
наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.
Легко крадут то, что
доступно, даже если им
этого не надо.
Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды,
катаются по земле, всю землянику раздавили.
Или все, или ничего… Так
похожи на отца.
Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной.
Бросают вызов: “Слабо!”
Подбивают украсть у бабушки калач.
Искушают, сбивают с пути
истинного.
Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в
пролетающих птичек и подшибли стрижа.
Нет гуманного отношения
ко всему живому.
Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху
ягод — и готово дело.
Похоже, что делится своим
жизненным опытом.
Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси
калач, тогда не расскажу!”
Причиняет душевную боль
другу.
“Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“,
все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были
краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”.
Школа выживания
VI. Композиция рассказа
Обратимся к композиции этого рассказа. Напомню, что композиция - это построение
художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей. В
композиции обычно присутствует завязка (событие, предшествующее началу пове-
ствования), развитие действия, кульминация (наивысшая точка развития сюжета),
развязка (это то, чем разрешаются все предшествующие события).
- Что является завязкой рассказа? (Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка
послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем».)
- Что представляет собой развитие действия? (Это описание похода за земляникой,
проказы левонтьевских ребятишек, эпизод с ягодами, обман бабушки, чувство раскаяния
от совершенного проступка у главного героя.)
- Какой момент следует считать моментом наивысшего развития действия? (Это
возвращение бабушки из города, когда обман раскрылся, и героя ждет неотвратимое
наказание.)
- Какова развязка истории? (Развязка неожиданна. Герой, пережидающий свой позор, и
ожидающий наказания, получает подарок. Он не только раскаивается в своих «злодеяни-
ях», но и осознает силу человеческой доброты и милосердия.)
VII. Пересказ эпизода «Как герой был втянут в тяжкий обман?»
Примерный ответ.
Левонтьевские ребята не только отличались своей безалаберностью и вредностью, у
них полностью отсутствовали понятия о добре и зле; соврать, обмануть, украсть - было
нормой жизни. Поэтому, когда в их общество попал Витя, они используют свои «методы»
воспитания. Проследим, как на наших глазах меняется Витя, его отношение к поручению
бабушки собрать ягоды. Вначале он старательно собирал землянику и скоро покрыл
дно туеска. После драки левонтьевских ребят, когда все ягоды были съедены, Санька стал
дразнить Витю, что он боится бабушки, что он жадный. И тут Витя решил доказать, что
он никого не боится. Все собранные ягоды в один миг исчезли в проворных руках
9
левонтьевских ребятишек. Почувствовав себя взрослым и независимым человеком, Витя
пообещал украсть у бабушки калач. «Весело» проведя день, Витя только при
возвращении вспомнил про ягоды, Санька заметил уныние Вити и стал издеваться над
ним. А потом он дает совет Вите, как избежать, наказания: натолкать в туес травы, а
сверху для вида положить ряд ягод. Витя подумал, что такой обман поможет получить
ему вожделенный подарок - коня с розовой гривой. Бабушка не заметила обман и
похвалила внука за собранные ягоды. Так Витя под влиянием приятелей совершил то, что
назвал позже «мошенничеством» и «злодейством».
VIII. Слово учителя. Нравственные проблемы в рассказе
Витя, совершив проступок, обманув бабушку, больше всего боялся наказания. Главное
для него заключалось в том, чтобы как можно дольше его обман оставался нераскрытым.
И все его раскаяние сводилось к страху перед наказанием. Спрятавшись от бабушки,
вернувшейся из города, он долго не решался выйти к столу. Приход деда, пожалевшего
внука, вызвал в душе мальчика целую бурю чувств: слезы и рыданья душили его. Он все
понял и пожалел о содеянном: «Я больше... я больше... я больше...» вот и все, что он
мог сказать.
Но самым неожиданным было то, что бабушка не только простила внука, но и
подарила «пряник конем», о котором так мечтал мальчик. И эта доброта бабушки, ее
милосердие запомнились Вите на всю жизнь: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько
событий минуло!.. А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с
розовой гривой».
IX. Работа с иллюстрацией
- Какой момент изображен на рисунке художника Т. Мазурина?
- Соответствует ли обстановка, изображенная на картине, содержанию рассказа?
- Какими изобразил художник Т. Мазурин Витю, бабушку и деда?
- Как художник передает настроение героев?
X. Слово учителя. Образ бабушки
Образ бабушки Вити - Катерины Петровны - вызывает нашу симпатию и уважение.
Она оставила след на всю жизнь, сумела оказать большое влияние на формирование
характера внука. Это истинно русский характер, вобравший в себя и терпение, и женскую
доброту, и трудолюбие, и высокие нравственные начала. Не случайно она так напоминает
нам другую бабушку - горьковскую Акулину Ивановну.
Образ Катерины Петровны будет главным и во второй части «Поклона», который
закончил Астафьев в 1992 г. В ней писатель описывает трудные годы своего взросления,
когда его отправляют в город к отцу и мачехе учиться в школу, И если Витя выжил тогда,
то благодарить надо опять бабушку, которая молилась за него, постигала сердцем его
страдания и тем самым спасительно смягчила его сиротскую долю.
(Прослушивание песни «Бабушка» в исполнении группы «Любэ»).
XI. Подведение итогов урока
Работа над вопросами и заданиями учебника (с. 105-107).
XII. Беседа с классом
- Каким вы представляете героя рассказа?
- Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему «пряник конем»?
10
- Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории?
- Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожаление героя о
совершенном поступке?
- Какова роль эпизода в художественном произведении?
XII. Запись в тетрадях
- Что такое эпизод? (Эпизод - отрывок художественного произведения, обладающий
относительной законченностью)
- Дать объяснение слова «фабула» как литературоведческого термина. (Фабула –
последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном
произведении).
XIII. Итог урока (Электронный тест по рассказу)
IX. Рефлексия.
- Что особенно понравилось на уроке?
- Какие выводы сделал каждый для себя?
Домашнее задание
1. Письменное задание — составить небольшой словарь сибирских диалектизмов,
местных слов. Подумать, почему писатель использовал их в своем произведении, а не
заменил другими словами.
2. Подготовить письменный рассказ о герое рассказа «Конь с розовой гривой», который
наиболее понравился и запомнился.
3. Разгадать кроссворд по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
1. Егорова Н.В., Макарова Б.А. «Поурочные разработки по литературе 6 класс»,
Москва «Вако», 2012 год.
2. Коровина В.П., Полухина В.П., Журавлёв В.Я., Коровин В.И. Учебник
«Литература 6 класс». Москва «Просвещение», 2015 год.
3. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В.
«Литература в 6 классе» Урок за уроком. Москва «Русское слово» 2012 г.
4. Ресурсы Интернет.